АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Буддийские мантры и мантрический звук

Читайте также:
  1. Буддийские храмы Аджанты
  2. Используй в качестве мантры свое имя
  3. Описание буддийской мантры
  4. Цвета и мантры в тантрическом буддизме

Что такое буддийские мантры, что такое мантрический звук? Что такое мантра? Известно, что на этот счёт существует много заблуждений. Было время, когда мантру толковали как “магические слова”, а мандалу как “магический круг”. Даже сегодня некоторые переводят слово мантра как “заклятие”, что отнюдь не соответствует значению данного слова. В традиционном понимании мантра определяется как “нечто защищающее ум”, мантра – то, что защищает ум. И это действительно так, ибо мантра при чтении несомненно защищает ум. Но то же можно сказать о любой другой духовной практике, так что и это определение мало что объясняет. По сути мантра – всего лишь звуковой символ, так же как образ будды или бодхисатвы является символом формы и цвета, символом определённого аспекта просветлённого состояния, особого аспекта просветлённого ума, символом особого духовного опыта. И звук, этот мантрический звук представляет собой не только нечто внешнее, произнесённое голосом, но и нечто внутреннее. В действительности мантрический звук, можно сказать, является более внутренним, нежели внешним феноменом. Звук мантры является не из области физических вибраций. Есть конечно люди, которые порой объясняют действенность мантры в таком контексте и считают, что если вы начитаете такую-то мантру, то произведёте физическую вибрацию, равную, скажем, 250 000 единицам в секунду, другая мантра может иметь силу в 300 000 ед. в сек. и т.д., так что тот, кто произвёл 300 000 физических вибраций считается более сильным, чем тот, кто произвёл всего 250 000. Но это слишком приблизительное и материалистическое понимание. Подобное толкование действенности мантры было заслуженно высмеяно ламой Говиндой, который сказал, что если бы мантры сводились к физической вибрации, то было бы достаточно достать граммофонную запись мантр и просто проигрывать их снова и снова, чтобы получить все эти замечательные духовные блага и результаты. Но буддийские мантры, звук мантр не сводятся лишь к физической вибрации. Речь идёт не о собственно физическом звуке, производимом при произнесении мантры. Мантра – это в сущности внутренний звук, внутренняя вибрация. Мантра, можно сказать, ни что иное, как внутреннее чувство. Это нельзя понимать так, что звук, внешний физический звук мантры в обычном смысле не имеет никакого значения. И это не означает, что мантры не следует читать вслух. Но грубое начитывание – всего лишь средство для переживания тонкого. Соотношение между этими двумя – грубым внешним, так сказать, вербальным повторением мантры и внутренним тонким повторением, чувством продолжающегося непрерывного звучания, можно уподобить соотношению между изображением будды или бодхисатвы, нарисованной картиной и тем же самым образом, визуализируемым в медитативном переживании. И в том и в другом случае грубое ведёт к переживанию тонкого, становится своего рода катализатором.

 

Мантры, практика с мантрами, начитывание мантр - это важнейшая составляющая тантрического буддизма, тантры. Фактически тантра изначально была известна как мантраяна, т.е. путь или колесница мантры. Она называлась так в отличие от махаяны, известной как парамитаяна, т.е. путь или колесница практики совершенных достоинств, трансцендентальных добродетелей, совершенных качеств махаяны, запредельных добродетелей, практикуемых бодхисатвами. Это всем известные так называемые “шесть парамит” – щедрость, нравственность, терпение, энергичность или усердие, медитация и мудрость. Термин ваджраяна, заменивший мантраяну, был введён в употребление гораздо позже для обозначения более продвинутого и радикального направления, развившегося из тантрической традиции.

 

Считается, что на пути мантраяны прогресс достигается быстрее, нежели на пути парамитаяны. Разумеется, люди всегда заинтересованы в скором прогрессе и это в определённом смысле вполне оправдано. Но в чём причина? Почему прогресс в мантраяне признаётся более скорым, чем в парамитаяне? Парамиты или совершенные качества представляют полную систему духовно-этического развития. Но они предназначены скорее для сознательного ума, во всяком случае на ранних стадиях практики. В то время как мантраяна более ориентирована на глубины подсознательного. Мантраяна ставит целью установление контакта с духовными силам, скрытыми в этих глубинах, установления связи с теми силами, что в конечном смысле являются различными аспектами просветлённого ума, аспектами, персонифицированными или, лучше сказать выкристаллизованными в форму будд, бодхисатв и т.д. И, согласно тантре, связь с этими скрытыми силам, дремлющими в глубинах подсознательного ума, устанавливается посредством совмещённой практики призывания и визуализации. Визуализируем мы форму и цвет, призывание же осуществляется через мантрический звук.

 

Что касается мантры. Тут можно вдаваться в бесконечные технические и прочие подробности, классифицировать их по разным категориям и т.д., но в данном случае это не является предметом нашего интереса. Я собираюсь дать короткое и простое описание того что в действительности есть мантра. Это описание может дополнить определение мантры.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)