АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение и становление идеологии социал-реформизма

Читайте также:
  1. II съезд РСДРП. Принятие программы и устава. Возникновение большевизма.
  2. XVIII в. Возникновение мануфактур.
  3. А) возникновение и основные черты
  4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ.
  5. Анализ случаев нарушения безопасности движения с установлением виновных и конкретных нарушений правил и порядка работы
  6. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики
  7. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  8. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  9. Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  10. Белорусская экономическая модель как составляющая идеологии белорусского государства.
  11. Белорусская экономическая модель, как компонент идеологии белорусского государства
  12. Билет 25. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Московского государства. Иван III. Культура Руси в XIII-XV вв.

В конце XIX в. в социал-демократии наметилась тенденция к отходу от ряда положений ортодоксального марксизма из-за их не­жизненности и абстрактности. Теоретические основы реформизма были заложены в работе Э. Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Он был первым, кто пришел к реформаторским взглядам, считая себя марксистом.

В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса, которые анализировали процессы разрушения буржуазного общества и созревания предпо­сылок революций, Э. Бернштейн (1850-1932) обратил внимание на новые тенденции в развитии капитализма:

Ø рост производства и ка­чества рабочей силы;

Ø появление у работников потребности в боль­шей свободе и самостоятельности;

Ø повышение уровня жизни проле­тариата и его интеграцию в буржуазное общество;

Ø рост удельного веса средних слоев.

Исходя из этих тенденций, он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осу­ществил ревизию классического марксизма.

Э. Бернштейн подверг критике вывод К. Маркса об относитель­ном и абсолютном обнищании пролетариата как следствии обостре­ния противоречия между развитием производительных сил и устаре­ванием производственных отношений. Он считал, что в марксистской теории прибавочной стоимости абсолютизируется значение произ­водственной сферы в ущерб распределительным отношениям, а в создании прибавочной стоимости преувеличивается значение живого труда по сравнению с трудом накопленным. По мнению Э. Бернштейна, в условиях роста общественного богатства и благо­состояния распределительные отношения превалируют над произ­водственными.

Э. Бернштейн выразил несогласие с тезисом К. Маркса о расту­щей концентрации производства как определяющей тенденции в экономике. Он отмечал, что степень концентрации производства в различных отраслях неодинакова, а в условиях рынка все формы предприятий жизнеспособны, поскольку существует потребность в различных видах хозяйствования. Многообразие форм собствен­ности и видов экономической деятельности обусловливает чрез­вычайно высокую степень социальной дифференцированности бур­жуазного общества, возникновение новых социальных групп и многочисленного среднего класса как основы стабильности.

Следовательно, по мнению Э. Бернштейна, интегрированное буржуазное общество может быть преобразовано в социалистиче­ское эволюционным путем, на основе демократии, солидарности и самоопределения, без революций и вооруженной борьбы, лишь на­рушающих процесс естественного развития. В вопросе о собствен­ности он исходил из необходимости обобществления лишь крупных предприятий при сохранении мелких и средних в частных руках, распространения акций как средства совладения собственностью для широких слоев населения.

Э. Бернштейн выступил против некоей целостной модели соци­ализма, обрисованной К. Марксом в «Критике Готской программы». Социализм представлялся ему как идеал справедливого обществен­ного устройства и как процесс постоянного роста благосостояния и свободы индивидов, связанный с ограничением эксплуатации наем­ных работников, расширением контроля общества над производ­ством и государством. Этот процесс будет продолжаться бесконечно в соответствии с формулой «движение - это все, конечная цель - ничто».

Исходной формой социалистических общественных отношений Э. Бернштейн считал кооперацию. Классовая борьба при капитализме им не отрицалась, однако предполагалось, что по мере распростра­нения демократии она приобретет исключительно мирные формы. Взаимоотношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми, со­гласно Э. Бернштейну, должны формироваться на основе компро­миссов. Приход рабочего класса к власти мыслился по мере роста его численности в капиталистическом обществе.

Такое понимание социализма означало отказ от выводов класси­ческого марксизма о классовой борьбе как движущей силе развития общества, о революции как способе устранения господства буржуа­зии, о пролетариате как авангарде общественных преобразований и о диктатуре пролетариата как новой форме власти трудящихся. Вме­сто них были выдвинуты положения о реформе как единственно возможном и целесообразном способе преобразования западного общества и демократии как основе социального переустройства.

Взгляды Э. Бернштейна встретили неприятие со стороны глав­ных теоретиков II Интернационала К. Каутского и Г.В. Плеханова, но особенно резкой критике их подвергла Роза Люксембург. В бро­шюре «Реформа или революция» она утверждала, что выводы Э. Бернштейна о перспективах развития капитализма основываются на отдельных фактах. На самом же деле новые явления в мировой экономике подготавливают условия для еще более масштабных и разрушительных кризисов капитализма и в конечном счете его кра­ха. Реформистскую деятельность социал-демократов Р. Люксембург оценивала негативно, полагая, что такая деятельность воспитывает у рабочих корпоративные настроения и не является социалисти­ческой.

Многие десятилетия теоретическая деятельность Э. Бернштейна расценивалась как «ревизионистская», и его «реабилитация» состо­ялась только в Годесбергской программе, принятой германскими со­циал-демократами в 1959 г. Именно в этой программе они признали реалии рыночной экономики и отказались от понимания социализма как некоей модели, основывающейся на обобществлении средств производства.

В основу позднейших разработок социал-демократии легли так­же идеи К. Каутского после его разрыва с марксизмом. Для него ха­рактерно отрицание возможности революционных перемен в стра­нах Западной Европы, предпочтение парламентской демократии, акцентирование роли массовых выступлений трудящихся.

В 1920-х гг. К. Каутский солидаризировался с разработанной вид­ным деятелем германской социал-демократии Р. Гильфердингом те­орией «организованного капитализма», мирно врастающего в соци­ализм. Согласно этой теории, в результате преодоления анархии производства смягчаются экономическиекризисы, становится бо­лее устойчивым положение наемных работников. Переход частной собственности под контроль рабочего класса и профсоюзов, управ­ление ею методами «хозяйственной демократии» (т.е. с участием трудящихся в управлении производством) ликвидируют саму осно­ву для революций и приведут к трансформации капиталистического общества в «демократический социализм». Политической формой перехода к социализму явится коалиция рабочих и буржуазных партий.

В опубликованной в 1930 г. работе «Большевизм в тупике» К. Каутский критиковал теоретическую деятельность В.И. Ленина за упрощенческий и облегченный подход к стоявшим перед страной грандиозным проблемам. Анализируя процессы, происходившие в СССР, он высказал суждения и оценки, которые предваряли сфор­мулированные впоследствии политической наукой отличительные признаки тоталитарных режимов. Он был одним из первых теорети­ков, обнаруживших сходство между большевизмом и фашизмом, и предрекал провал большевистского эксперимента.

После краха II Интернационала в годы Первой мировой войны произошло размежевание двух потоков международного социали­стического движения - коммунистов и социал-демократов. Первые взяли курс на революционный переход к социализму, вторые - на эволюционное преобразование общества.

Большинство лидеров социал-демократических партий высту­пили с критикой идеи мировой социалистической революции и по­литики большевиков. В связи с этим В.И. Ленин назвал их «прямы­ми классовыми врагами пролетариата».

С замедлением революционного процесса коммунисты назвали социал-демократию «главной опорой капитализма в промышленно развитых... странах» и выступили за ее полное изгнание из рабо­чего движения.

Под давлением И.В. Сталина X пленум Коминтерна в июне 1929 г. назвал все социал-демократические партии «социал-фашиз­мом» и объявил их главным врагом коммунистических партий. Ли­деры социал-демократии не оставались в долгу и нередко заявляли о тождестве фашизма и большевизма, призывали к либерализации СССР.

Определенный пересмотр отношения к социал-демократии про­изошел в 1935 г. на VII конгрессе Коминтерна, взявшего курс на создание единого антифашистского фронта. Однако после осужде­ния социал-демократией советско-германского пакта 23 августа 1939 г. Коминтерн вновь потребовал решительной борьбы против социал-демократии.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)