|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение и становление идеологии социал-реформизмаВ конце XIX в. в социал-демократии наметилась тенденция к отходу от ряда положений ортодоксального марксизма из-за их нежизненности и абстрактности. Теоретические основы реформизма были заложены в работе Э. Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Он был первым, кто пришел к реформаторским взглядам, считая себя марксистом. В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса, которые анализировали процессы разрушения буржуазного общества и созревания предпосылок революций, Э. Бернштейн (1850-1932) обратил внимание на новые тенденции в развитии капитализма: Ø рост производства и качества рабочей силы; Ø появление у работников потребности в большей свободе и самостоятельности; Ø повышение уровня жизни пролетариата и его интеграцию в буржуазное общество; Ø рост удельного веса средних слоев. Исходя из этих тенденций, он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществил ревизию классического марксизма. Э. Бернштейн подверг критике вывод К. Маркса об относительном и абсолютном обнищании пролетариата как следствии обострения противоречия между развитием производительных сил и устареванием производственных отношений. Он считал, что в марксистской теории прибавочной стоимости абсолютизируется значение производственной сферы в ущерб распределительным отношениям, а в создании прибавочной стоимости преувеличивается значение живого труда по сравнению с трудом накопленным. По мнению Э. Бернштейна, в условиях роста общественного богатства и благосостояния распределительные отношения превалируют над производственными. Э. Бернштейн выразил несогласие с тезисом К. Маркса о растущей концентрации производства как определяющей тенденции в экономике. Он отмечал, что степень концентрации производства в различных отраслях неодинакова, а в условиях рынка все формы предприятий жизнеспособны, поскольку существует потребность в различных видах хозяйствования. Многообразие форм собственности и видов экономической деятельности обусловливает чрезвычайно высокую степень социальной дифференцированности буржуазного общества, возникновение новых социальных групп и многочисленного среднего класса как основы стабильности. Следовательно, по мнению Э. Бернштейна, интегрированное буржуазное общество может быть преобразовано в социалистическое эволюционным путем, на основе демократии, солидарности и самоопределения, без революций и вооруженной борьбы, лишь нарушающих процесс естественного развития. В вопросе о собственности он исходил из необходимости обобществления лишь крупных предприятий при сохранении мелких и средних в частных руках, распространения акций как средства совладения собственностью для широких слоев населения. Э. Бернштейн выступил против некоей целостной модели социализма, обрисованной К. Марксом в «Критике Готской программы». Социализм представлялся ему как идеал справедливого общественного устройства и как процесс постоянного роста благосостояния и свободы индивидов, связанный с ограничением эксплуатации наемных работников, расширением контроля общества над производством и государством. Этот процесс будет продолжаться бесконечно в соответствии с формулой «движение - это все, конечная цель - ничто». Исходной формой социалистических общественных отношений Э. Бернштейн считал кооперацию. Классовая борьба при капитализме им не отрицалась, однако предполагалось, что по мере распространения демократии она приобретет исключительно мирные формы. Взаимоотношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми, согласно Э. Бернштейну, должны формироваться на основе компромиссов. Приход рабочего класса к власти мыслился по мере роста его численности в капиталистическом обществе. Такое понимание социализма означало отказ от выводов классического марксизма о классовой борьбе как движущей силе развития общества, о революции как способе устранения господства буржуазии, о пролетариате как авангарде общественных преобразований и о диктатуре пролетариата как новой форме власти трудящихся. Вместо них были выдвинуты положения о реформе как единственно возможном и целесообразном способе преобразования западного общества и демократии как основе социального переустройства. Взгляды Э. Бернштейна встретили неприятие со стороны главных теоретиков II Интернационала К. Каутского и Г.В. Плеханова, но особенно резкой критике их подвергла Роза Люксембург. В брошюре «Реформа или революция» она утверждала, что выводы Э. Бернштейна о перспективах развития капитализма основываются на отдельных фактах. На самом же деле новые явления в мировой экономике подготавливают условия для еще более масштабных и разрушительных кризисов капитализма и в конечном счете его краха. Реформистскую деятельность социал-демократов Р. Люксембург оценивала негативно, полагая, что такая деятельность воспитывает у рабочих корпоративные настроения и не является социалистической. Многие десятилетия теоретическая деятельность Э. Бернштейна расценивалась как «ревизионистская», и его «реабилитация» состоялась только в Годесбергской программе, принятой германскими социал-демократами в 1959 г. Именно в этой программе они признали реалии рыночной экономики и отказались от понимания социализма как некоей модели, основывающейся на обобществлении средств производства. В основу позднейших разработок социал-демократии легли также идеи К. Каутского после его разрыва с марксизмом. Для него характерно отрицание возможности революционных перемен в странах Западной Европы, предпочтение парламентской демократии, акцентирование роли массовых выступлений трудящихся. В 1920-х гг. К. Каутский солидаризировался с разработанной видным деятелем германской социал-демократии Р. Гильфердингом теорией «организованного капитализма», мирно врастающего в социализм. Согласно этой теории, в результате преодоления анархии производства смягчаются экономическиекризисы, становится более устойчивым положение наемных работников. Переход частной собственности под контроль рабочего класса и профсоюзов, управление ею методами «хозяйственной демократии» (т.е. с участием трудящихся в управлении производством) ликвидируют саму основу для революций и приведут к трансформации капиталистического общества в «демократический социализм». Политической формой перехода к социализму явится коалиция рабочих и буржуазных партий. В опубликованной в 1930 г. работе «Большевизм в тупике» К. Каутский критиковал теоретическую деятельность В.И. Ленина за упрощенческий и облегченный подход к стоявшим перед страной грандиозным проблемам. Анализируя процессы, происходившие в СССР, он высказал суждения и оценки, которые предваряли сформулированные впоследствии политической наукой отличительные признаки тоталитарных режимов. Он был одним из первых теоретиков, обнаруживших сходство между большевизмом и фашизмом, и предрекал провал большевистского эксперимента. После краха II Интернационала в годы Первой мировой войны произошло размежевание двух потоков международного социалистического движения - коммунистов и социал-демократов. Первые взяли курс на революционный переход к социализму, вторые - на эволюционное преобразование общества. Большинство лидеров социал-демократических партий выступили с критикой идеи мировой социалистической революции и политики большевиков. В связи с этим В.И. Ленин назвал их «прямыми классовыми врагами пролетариата». С замедлением революционного процесса коммунисты назвали социал-демократию «главной опорой капитализма в промышленно развитых... странах» и выступили за ее полное изгнание из рабочего движения. Под давлением И.В. Сталина X пленум Коминтерна в июне 1929 г. назвал все социал-демократические партии «социал-фашизмом» и объявил их главным врагом коммунистических партий. Лидеры социал-демократии не оставались в долгу и нередко заявляли о тождестве фашизма и большевизма, призывали к либерализации СССР. Определенный пересмотр отношения к социал-демократии произошел в 1935 г. на VII конгрессе Коминтерна, взявшего курс на создание единого антифашистского фронта. Однако после осуждения социал-демократией советско-германского пакта 23 августа 1939 г. Коминтерн вновь потребовал решительной борьбы против социал-демократии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |