|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Праздники и зрелища АнтичностиМассовые праздники и зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков, в древние народные обряды и действа. По народным празднествам, т.е. по одному из самых массовых и демократичных искусств, мы можем судить о стране, об эпохе, о народе. Сопоставление массовых празднеств разных времен и народов подтверждает это. История массовых праздничных действ насчитывает около 30 веков. Родились они в Древней Греции и отличались необычайной красочностью, массовостью и превосходной организацией. Первыми празднествами можно считать Дионисии. Дионис стал не только символом вина и плодородия, но и символом народного празднества, народного веселья и театральных представлений. По существу же Дионисии – это праздник весны, плодородия, здоровья. Исследователи отмечают, что Дионисии были «не днями праздности, а днями празднований», регламентированными различными обрядами и обычаями, гармонично сочетавшимися друг с другом. Это были и торжественные шествия через весь город, и культовые церемонии, и специально предусмотренные моменты для непосредственного участия народа в веселье, где каждому из присутствующих предоставлялась полная свобода самовыявления, и целая серия состязаний музыкальных, спортивных, хоровых и, наконец, только в заключении – состязаний драматических. Следует упомянуть четыре ежегодных праздника Диониса. Малые (Сельские) Дионисии в декабре – январе были приурочены к первой пробе молодого вина. В эти дни устраивались веселые процессии с песнями и танцами, играми и шутками, переодеваниями, шествиями ряженых и т.д. (характер этих праздников в чем-то напоминает красочные народные обряды русского крестьянства). Второй праздник Диониса – Линей (январь – февраль) сходен по характеру с первым, но проводился он значительно торжественнее – в самих Афинах – и продолжался несколько дней. Линей характерен тем, что здесь впервые стали происходить театральные состязания, ставшие составной частью народного празднества. Третий праздник Диониса – Анфестерий (февраль – март) продолжался 3 дня. Первый день был посвящен детям: с утра все спешили на площадь, где в этот день открывался рынок игрушек. Все дети получали подарки, и город был заполнен звонким смехом детей, радостью, играми. Во второй день праздника по Афинам ходили горожане, устраивая импровизированные процессии ряженых, персонажи которых были заимствованы из мифологии,– сатиры, нимфы, вакханки. Последний день праздника носил совершенно иную тональность: он посвящался памяти усопших. Самым главным был четвертый праздник Великих Дионисий (март). В эти веселые дни кредиторам запрещено было преследовать должников, судьям – провинившихся. Аресты на время праздников были также запрещены, и даже преступников выпускали из заточения на поруки. В первый из семи дней Великих Дионисий праздничное шествие заполняло весь город. На четвертый день Великих Дионисий в огромном циркообразном театре Диониса открывались трехдневные драматические состязания. По традиции они начинались под звуки труб торжественным прологом, всегда носившим политический и общественный характер: в нем участвовали герои войны и граждане, совершившие подвиги на благо отечества. После пролога звуки труб возвещали о начале спектакля. Эти спектакли театра Диониса являлись кульминацией народных празднеств, ими заканчивались Великие Дионисии, вошедшие в историю культуры как первые массовые праздники с организованной анимационной программой. Когда по окончании Великих Дионисий созывалось народное собрание, подводящее итоги празднеств, то утверждались народным собранием имена победителей, отмечались заслуги устроителей и организаторов праздника. Участники собрания отдавали дань афинской государственной администрации, награждая отличившихся венками, воздвигая в их честь статуи. Древний мир любил массовые зрелищные мероприятия. Еще в Древней Греции проводились Олимпийские игры, на которые стекалось большое количество народа. История Олимпийских игр уходит к IV в. до н.э. Игры проводились в честь бога Зевса каждые 4 года летом в священной области Олимпия. Постепенно из культовых игр, имевших вначале лишь религиозное значение, Олимпийские игры превратились в крупнейшее, уникальное событие спортивной и культурной жизни Греции. Принимать участие в Олимпийских играх и быть зрителем могли только свободные греки, полноправные граждане. Священный мир охранял всех гостей и участников игр от нападений во время празднества при приезде и отъезде. Для участников сооружались палатки для тренировок, много строилось и палаток для размещения гостей. Вокруг Олимпии вырастал целый город из палаток. Постепенно Олимпийские игры стали организовываться и в других городах Греции. С ростом числа греческих полисов, участвовавших в них, увеличением продолжительности с 1 до 5 дней и с расширением спортивной программы требовалось значительное расширение инфраструктуры городов, связанной с питанием и размещением участников и гостей. В городах, принимавших Олимпийские игры, развивалась сеть различных услуг для гостей и участников, реконструировались общественные бани, решались вопросы питания и развлечений большого числа людей. Спортивная программа включала в себя атлетические (бег, пятиборье, борьба, кулачный бой, панкратий) и конные соревнования (колесничный бег и скачки), состязания вестников и трубачей. Первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные – спортивным состязаниям мужчин и мальчиков. Выступать могли лишь полноправные граждане греческих полисов, позднее также римляне. Из-за обязательности длительных тренировок, содержания лошадей и других условий участниками Олимпийских игр могли быть только зажиточные греки, а в состязаниях в беге колесниц участвовали самые богатые граждане. Женщины не допускались к месту проведения Олимпийских игр. Победители соревнований – олимпионики – награждались венком из веток оливкового дерева и пользовались в Греции почетом и уважением, иногда даже обожествлялись. В своих городах они обычно получали важные экономические и политические привилегии. Олимпийские игры способствовали развитию культуры, искусства и философии в древнем мире, так как они сопровождались представлениями артистов, певцов и музыкантов. Игры давали великолепную возможность ученым и людям искусства познакомить со своими творениями тысячи людей. Геродот здесь впервые читал вслух свою «Историю». Олимпийские игры были отменены с победой христианства римским императором Феодосием I в 394 г. Не меньшей популярностью пользовались древние храмы, в которые в дни религиозных праздников приходили многочисленные верующие. Паломничество в древности процветало, оно было связано с желанием получить совет у Дельфийского оракула при храме Аполлона, вылечиться в храмах Асклепия, побывать в храме Афродиты в Коринфе. В древнем мире наряду с культурным туризмом и посещением важных религиозных и спортивных праздников существовала традиция развлекательных путешествий. Люди того времени охотно посещали массовые зрелищные мероприятия. Под открытым небом стали обустраиваться каменные сооружения – театры. В V-IV вв. до н.э. такие места для зрелищ были почти во всех греческих городах. Афинский театр был устроен на склоне Акрополя и вмещал до 17 тыс. зрителей. Первый каменный театр в Риме был построен по приказу императора Помпея, на которого произвели впечатление греческие театры. В римских театрах ставились греческие трагедии и комедии, римские авторы также любили сочинять пьесы для театра. В I в. в Риме был построен сохранившийся и поныне величественный амфитеатр Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей. В Древнем Риме зрелища проводились ежегодно, и ни один из императоров не жалел на них денег. Да и во времена республики в течение года было семь игр, которые длились до 2 мес. Празднества, устроенные римским императором Траяном, жившим во II в., продолжались 123 дня. На первом месте по зрелищности и популярности стояли гладиаторские бои и цирковые игры, на втором – театр. Музыкальные состязания, заимствованные у греков, не были в Риме особенно популярны. Римские зрелища были рассчитаны на любое время дня, во время праздников ночное небо Рима нередко окрашивалось светом от представлений с иллюминациями. После появления афиш о гладиаторских боях или травле зверей в города Древнего Рима стекались тысячи жителей с разных концов империи. В амфитеатре можно было увидеть все сословия и все народы. Патриции, а также военная знать могли возлежать в своих ложах на мягких подушках, наблюдая кровавые бои на арене. В перерывах публика получала из рук служителей воду, фрукты и сладости. Многочасовые сражения гладиаторов сменялись выступлениями фокусников, клоунов. Поединки между гладиаторами и сражения целых отрядов сменялись поединками гладиаторов с львами, тиграми и другими животными. И хотя гладиаторские бои были позднее отменены, другие римские празднества просуществовали вплоть до IV В Древнем Риме проводили Пятилетние игры по образцу Олимпийских и других древнегреческих игр. В ряду массовых зрелищ, продолжающих эту линию, стоят и римские триумфы. Это были массовые традиционные парады, парады-спектакли, где народ принимал участие лишь в качестве зрителя. Триумфы всегда были связаны с победами над врагом и являлись массовыми спектаклями, прославляющими республику, ее силу, могущество, мужество ее боевых легионов. Центральной фигурой парада-спектакля, где использовались музыка, песни, стихи, шествия, пляски, иллюминация, был триумфатор, в честь которого и устраивался праздник. Обязательным компонентом триумфа было участие победоносных римских легионов – театрализованный военный парад, являющийся одним из основных звеньев массового спектакля. Триумфы поражали своей оригинальностью. Римский историк и писатель Светоний свидетельствовал о том, как после одного из триумфов Цезаря весной 46 г. до н.э. вечером жители Рима были поражены необыкновенной иллюминацией: множество факелов, установленных на спинах вереницы идущих слонов, освещали триумфатору путь на Капитолий. В числе массовых празднеств Древнего Рима следует отметить «Столетние торжества», которые справлялись каждые 100 лет. Подготовка к этим празднествам начиналась задолго. Популярны были в Риме и луперкалии – празднования в честь Фавна, «Праздник перепутий» и малые триумфы – овации, во время которых триумфатор входил в город пешком, а не въезжал на колеснице, как в большом триумфе.
2.праздники средневековья Средневековая площадь была средоточием административной, общественной и религиозной жизни города, где стояли рядом церковь и ратуша. Ратушу, как правило, украшали единственные в городе часы. Специальные часовых дел мастера сооружали для городских часов конструкции, издающие мелодичный звон, хорошо слышный далеко за городскими воротами. В определенные дни площадь становилась шумным рынком, где собирался буквально весь город и куда съезжались люди из дальних окрестностей. Рынок был не просто торговым предприятием. Рынок – это был и клуб, и ателье мод, и трактир, и всевозможные зрелищные развлечения. На средневековом рынке в честь знаменательного события или праздника, превращенных в ярмарку, зародились ростки профессионального анимационного искусства – в сатирических песенках, акробатических трюках и танцах, исполняемых на ярмарке жонглерами, универсальными актерами-одиночками, предшественниками славного племени артистов театра и эстрады (жонглер, гистрион, шпильман, мим – так в разных странах Европы называли площадных народных увеселителей, которых на Руси звали скоморохами). На городской площади выступали и импровизаторы, по предложению зрителей мгновенно сочинявшие стихи на любую тему и любым размером (предшественники эстрадных буримистов). Искусство жонглеров, сказителей, импровизаторов впоследствии войдет составной частью в итальянское карнавальное действо, когда карнавал, возникший, как и многое в Средневековье, на городской площади, станет значительным фактором общественной жизни Италии той эпохи. Именно карнавальным играм – массовому театрализованному народному празднеству – обязаны зрелищные искусства рождением многих видов и жанров. Карнавал – это народное действо, уходящее своими корнями в древние фольклорные обрядовые игрища. Центром возникновения карнавала считается Венеция. Главнейшая часть любого карнавала – шествие по главным улицам города. Все происходящее во время шествия носило подчеркнуто игровой, гротескный характер. Его участниками обязательно были шуты и ряженые. В каждом городе карнавал развивался по определенному сценарию, сложившемуся за многие годы и чаще всего связанному с более ранними праздниками урожая. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации. Например, устроителем масленичного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции – виноделов. Начиная с XI в. городские праздники приурочивались к дням кануна Великого поста. Однако точных сроков празднеств не было, и они время от времени стихийно возникали на улицах и городской площади. К IX-X вв. относятся наиболее ранние известия о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы: прежде всего в Италии, во Франции, а позже всего в городах Германии – Нюрнберге и Кельне. Постепенно карнавалы становятся одним из видов массовых развлечений. Как полагает историк средневековой культуры В.П. Даркевич, эти праздники достигли расцвета в XIV-XV вв., когда они собирали немало участников и гостей. Празднества глупцов, особенно популярные у низшей церковной и монастырской братии и среди студентов-вагантов, были приурочены к религиозным торжествам. Они происходили в дни Иоанна-евангелиста (27 декабря), поминовения невинноубиенных младенцев (28 декабря), в новогодие (1 января), богоявление (6 января), на Пасху. Шалости послушников, школяров и певчих позднее слились с всенародным карнавалом. С XV в. ареной шутовских церемоний стали улица и ярмарочная площадь, постоялый двор и сценические подмостки. На страницах романов и новелл того времени запечатлена атмосфера безудержного веселья, царившая во время праздников. Новеллы Д.Боккаччо и Д.Чосера, романы Ф. Рабле несут в себе традиции народной культуры Средневековья. Городские праздники и карнавалы были своеобразной разрядкой, отдыхом от рутины повседневной жизни. Наряду с ярко выраженными рекреационными мотивами городские праздники и карнавалы способствовали развитию системы гостеприимства в средневековых городах. Город невозможно было представить без массовых шествий и праздников, на которые стекались большие толпы жителей соседних селений. К числу популярных зрелищных мероприятий можно отнести турниры. Венецианский карнавал – массовый народный праздник, полный ярких красок, музыки и танца. К XIII в. основными компонентами карнавала стали процессии, игры, акробатические и спортивные показы и, наконец, маски. Эти компоненты остались и по сей день основными слагаемыми данной разновидности массового праздника. Венецианские праздники представляли собой важный фактор политической и общественной жизни республики. Жанр религиозного театра, являвшегося частью многодневного массового действа, в основе которого лежало самодеятельное искусство городского плебса, называется мистерия. В мистериальных массовых зрелищах, собиравших на площадях и улицах городов Европы как профессиональных актеров, так и сотни актеров-любителей, стал традиционным конфликт между богом и дьяволом с показом рая и ада, с участием ангелов, чертей и т.п. Режиссура средневековых мистерий отличалась большой изобретательностью. Три основные постановочные системы – «передвижная», «кольцевая», а также «система беседок» – свидетельствуют о высокой профессиональной культуре создателей средневекового народного театра. В средневековых городах Европы существовали «риторические камеры» – литературные объединения или общества-клубы, куда входили горожане и члены отдельных гильдий. Каждое литературное общество имело свой устав, герб, знаменосца и обязательно шута. Председатель общества торжественно величался королем или капитаном. Карнавалы, уличные спектакли, «дурацкие» представления, масленичные гуляния шумели, пели, танцевали на городских площадях средневекового города. Но зачастую народная песня и веселый танец шли рядом со смертью и войнами. Одна из разновидностей традиционных массовых праздников европейских городов посвящена памятным историческим событиям, славному прошлому страны. Так, в Кракове с XIII в. празднуют «Звежинецкий ляйконик». Этот городской праздник связан с легендой о победе поляков над татарами у Звежинца под Краковом в 1288 г. Массовые праздничные действа были чрезвычайно распространены в городах средневековой Европы.
3. праздники возрождения В эпоху Возрождения народные празднества получили идеологическую и эстетическую оценку, обрели признание как важный фактор общественной и культурной жизни народа. Массовое празднество всегда было проявлением духа народа, его потребностью, стремлением к единению. Здесь сказывалась общность интересов, рождающая сплоченность народа. Своеобразие в карнавальное празднество внес XV в. Появились мимы, жонглеры, буффоны. Буффоны – те же шуты, основа искусства которых – злободневная сатира на городской быт и нравы. Исследователи отмечают народный, плебейский характер выступлений буффонов, их потех, забав и игр. В вихре карнавального веселья возникала и такая неожиданная профессия, находящаяся на стыке искусства и торговли, как зазывалы. В XVI в. на карнавальном празднестве возникает одно из самых значительных явлений искусства эпохи Возрождения – комедия дель арте. Комедия дель арте несла в себе лучшие черты народного творчества: оптимизм, жизнеутверждающее начало, сатирическое отношение к власть имущим, к духовенству. Карнавалы получили распространение по всей Европе. Карнавальные шествия стали обычно устраивать на масленичной неделе. Появился и бродячий традиционный сюжет, определяющий драматургию масленичного увеселения, – «битва Карнавала и Поста». В средние века масленичными карнавальными играми (фастнахтшпиль) славился Нюрнберг. В играх принимало участие большое количество исполнителей. В маскарадных процессиях «Бег Шемберта» разыгрывалось множество сатирических эпизодов, полных злободневных политических острот и намеков. Существовали «Праздники дураков». Шутовские общества еще в XV в. создали особый комедийный жанр драматургии – соти (дурачество). Это было своего рода обозрение, составленное из многих сатирических эпизодов, и по форме оно приближалось скорее к эстрадному ревю, чем к театральному спектаклю. Заключительный вечер «Праздника дураков», полный суматохи и смешных недоразумений, остался в летописи Грейз-Инн под названием «Ночь ошибок». Здесь интересны два момента. Во-первых, в «Праздниках дураков» участвовала не только городская народная самодеятельность (как это обычно принято считать), но и профессиональные актеры, причем, как выяснилось, даже выдающиеся. Во-вторых, о значении, которое в те времена придавалось подобным массовым празднествам, можно судить по тому, что в них принимала участие одна из лучших (если не лучшая) лондонских трупп. В западноевропейском театре традиции постановки театральных спектаклей под открытым небом насчитывают тысячелетнюю историю, и отсчет ее нужно вести еще от времен театра Диониса. Как известно, первые лондонские театры возникли за городской чертой, так как муниципалитет, настроенный пуритански, изгнал за городскую черту все зрелищные предприятия, на которые валом валил народ. Поэтому театры строились вне города, рядом с аренами для петушиных боев и амфитеатрами для медвежьей травли – любимыми увеселениями лондонцев. Театральные здания во времена Шекспира крыш не имели, спектакли в любую погоду игрались под открытым небом. По свидетельству Р. Роллана в Италии, в Тосканской долине, начиная с XIV-XV вв. крестьяне играли массовые спектакли под открытым небом. В них принимали участие жители Пизы, Лукки, Пистойи и Сиенны. Эти традиции тосканских крестьян дожили до наших дней. В Англии, в провинциальном Йорке, когда-то славившемся мистериальными представлениями, и по сей день на живописных развалинах древнего аббатства по исторически сложившейся традиции, как и в средние века, играются мистериальные спектакли. Из европейских стран, где в XX в. сохранилась традиция спектаклей под открытым небом, следует назвать Швейцарию, Францию, Италию, Англию, Австрию, Германию, Финляндию. Традиция эта берет начало в старинных народных обычаях. 4. просвещение Издавна в Европе были известны праздники на воде – феерические зрелища, которые пользовались большой популярностью у знати. Они устраивались в европейских столицах или их окрестностях в XVII-XIX вв. В качестве примера можно привести праздник в Лондоне на Темзе. Король с приближенными плыл по реке на небольшом корабле. Его сопровождал корабль, где оркестр под управлением немецкого композитора Г.Ф. Генделя исполнял только что сочиненную композитором пьесу. Премьера нового произведения Г.Ф. Генделя состоялась посреди Темзы, за что и получило название «Музыка на воде». В 1760 г. при дворе короля Станислава Августа на озерах парка в Лазенки был создан «Театр на воде». Во Франции 14 июля 1790 г. состоялся праздник Федерации. В своеобразном прологе артисты и сводный хор исполнили в соборе Нотр-Дам кантату «Взятие Бастилии» М.-А. Дезожье. Основным местом действия этой первой революционной торжественной церемонии избрали Марсово поле. Здесь специально для праздника по решению городских властей самим народом было выстроено сооружение «Алтарь Отечества», который венчала надпись: «Народ, Законы, Отечество, Конституция», устроены специальные площадки для сводных военных оркестров и хоров, установки для орудий. Батальоны Национальной гвардии в парадной одежде, огромные сводные оркестры, многочисленные толпы народа – вся эта пестрая и, казалось бы, никем не управляемая масса была вместе с тем отлично организована. Одним из авторов-постановщиков массовых празднеств стал выдающийся художник Франции Л. Давид. Одним из центров самого веселого и многолюдного праздника в честь Федерации были развалины ненавистной народу Бастилии, где гордо красовалась видная издалека надпись: «Здесь танцуют». В день праздника Федерации на специальной сцене под открытым небом, установленной на Марсовом поле, были представлены массовые героические эпизоды из осады города Лилля. Эта постановка считается первым шагом к организации народного национального театра Франции. Военные оркестры (в одном из праздников приняли участие свыше 700 музыкантов), многотысячные хоры, войсковые соединения революционной армии; артисты всех театров Парижа, шествия через город, пиротехника, пушки, большие группы трубачей и барабанщиков – стремление вовлечь в действие весь народ – вот черты, характерные для празднеств французской революции. И что было особенно важно – четкая политическая программа. Почти всегда кульминацией народного празднества была клятва верности Республике и Революции. 5.новейшее время В празднестве, в народном праздничном действе, люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. И это наиболее ощутимо во времена общественного подъема, рожденного революцией. Выйдя из круга отчужденности, ограниченных интересов, люди ощущают себя творцами истории. В разные эпохи революции находились в непосредственном взаимодействии с народными празднествами. Революция рождала «праздничную энергию масс», и празднества всегда становились следствием революционных преобразований, творимых народом. Наибольшее значение в развитии культуры человечества приобретают явления искусства, вызванные к жизни громадностью великих социальных движений, поэтому эпохи всенародного революционного подъема сопровождались революционными празднествами, идущими в одном русле с идеями революции, являющимися отражением и воссозданием революционной эпохи. В этих празднествах бушевала великая радость победившего народа – творца своего будущего. В первые послереволюционные годы сверхзадачу создания народно-героического жанра взяли на себя поэзия и массовые агитационные политические представления. Ощущая всю огромность, мощь и глубину материала, художники настойчиво стремились найти новые формы его выражения. Отсюда стремление к монументальности, мощности и патетике, отражающим масштабы эпохи. Одним из аспектов партийной пропагандистской работы стал народно-героический массовый агиттеатр. Массовые патриотические народные спектакли под открытым небом, в которых участвовали многотысячные группы исполнителей, ставились в Германии в городах Базель, Шафгаузен, Вале, Аарау. Агитационные коллективы ставили политобозрения, давали массовые представления под открытым небом. В этих спектаклях сочетались политический плакат, пламенные монологи с хорами, эстрадные номера с массовым действом. В 1932 г. во Франкфурте, на родине Гёте, в ознаменование 100-летней годовщины со дня смерти великого немецкого поэта была осуществлена постановка его пьесы «Гец фон Берлихинген» (режиссер А. Кронахер). Спектакль был поставлен на старой площади города, он шел вечером, при свете прожекторов. В постановке участвовало 70 рейтаров (кавалерия), отряд ландскнехтов (немецкой наемной пехоты), люди, изображавшие восставших крестьян, вассалов императора Максимилиана, тайных судей. История пространственно-временных искусств свидетельствует, что развитие их идет по линии взаимопроникновения, взаимовлияния. Массовое действо, в котором вступают во взаимодействие различные виды и жанры искусства, всегда стремилось к сплаву – видовому и жанровому. Сплав многих искусств, приведенных к единому знаменателю, наблюдается в массовом действе. Пластика – один из главных действенных компонентов массового зрелища – заявила о себе в первой четверти XX в. в лучших мировых образцах немого кино. Театр под открытым небом, площадное массовое представление, хранящее лучшие традиции народного зрелища – традиции, идущие от древних времен. Берлинский режиссер М. Рейнгардт неоднократно разрушал привычную «театральную коробку». На арене цирка, где нет привычной театральной рампы, актеры играли посреди зрительного зала, как в театре Древней Греции, как в площадном средневековом театре. Идея создания массового театра воплощалась в самых различных аспектах. В рейнгардтовских спектаклях в огромном лондонском «Олимпия-зале» (1912 г.) участвовали 200 статистов и 240 музыкантов. Стремление режиссера к массовому зрелищу естественно привело его к созданию театра под открытым небом. Учредив в Зальцбурге ежегодный летний театральный фестиваль на открытом воздухе, М. Рейнгардт поставил там ряд спектаклей. Открытое небо влекло мастеров режиссерского цеха не только старшего поколения. В разные годы выдающиеся мастера режиссуры стремились из театра на площадь для того, чтобы иметь возможность обращаться к народу «во весь голос», поднимая высокие общественные проблемы. Игровая природа народных праздников сохранилась и по сей день. Фольклорная основа, связь с национальной культурой – краеугольные камни современного народного празднества. Многие народные праздники, существующие сегодня, берут свое начало в фольклорных источниках: весенний праздник первой борозды, осенний праздник урожая, татарский сабантуй, якутский ысыах, праздник «Русская зима», многотысячные песенные праздники Прибалтики, среднеазиатские народные празднества, где бережно сохраняются старинные конные игры, скачки, национальная борьба и др. Эстетику массового агитационного театра определили факторы, берущие начало в фольклорном творчестве – площадном народном театре и древнерусской литературе. Эпичность, монументальная героика шла от русского литературного эпоса, комедийно-сатирическая линия восходила к площадному ярмарочному зрелищу. Массовые празднества развивались в эпоху революционного подъема народа, с новой силой возрождались вместе с великими общественными явлениями. Именно этим обусловлен новый современный подъем в развитии массовых народных празднеств. Героическая эпоха должна воплощаться в формах эпической монументальной героики. Массовое действо наполнено масштабными сценами, полными осознанного политического и общественного темперамента, оно не терпит компромиссов и полутонов и должно быть ясным и точным как по мысли, так и по образному эмоциональному воплощению. Во все времена непреложным являлся закон создания массового действа: оно должно быть народным празднеством, демократичным по своей сути, созданным для самых широких народных масс. До сих пор массовые праздничные действа – сильнейшее оружие идеологической борьбы. Театрализованный концерт, концерт-митинг, массовое гулянье, театрализованное шествие, праздничные действа на улицах, площадях, в парках, спортивные праздники на стадионах, фестивали искусств, концерт-реквием, праздники песни, праздники танца, карнавалы, праздники на воде, театральные спектакли на открытом воздухе, праздники улиц, спартакиады, детские театрализованные праздники (на театрально-концертных площадках, стадионах) – вот далеко не полный перечень разновидностей жанра, ставшего неотъемлемым компонентом общественной жизни народа. Театральные фестивали на открытом воздухе стали традиционными в западноевропейском театре после Второй мировой войны. В бывшей Югославии, в прекрасном старинном городе Дубровник, древние стены которого сложенные из светлого камня омывают воды Адриатики, с 1949 г. стал традиционным ежегодный международный фестиваль музыки, театра и фольклора. Аналогичный пример можно привести из практики традиционного венгерского театрального фестиваля под открытым небом. Слава о Сегедских театральных играх растет с каждым годом, с каждым новым театральным успехом. Ежегодно английские общественные театры собирают под открытым небом на улицах и площадях миллионную рабочую аудиторию. В середине XX в. во время бурного пробуждения самосознания арабского мира новый стимул к развитию получила культура арабских народов. В арабских странах были созданы национальные Шатры, организованы национальные ансамбли танца, возродилась живопись и скульптура. В ряде стран родилась национальная кинематография. Одним из начинаний в культурной жизни Египта в 1960-е гг. явилось создание постоянно действующих спектаклей под открытым небом – «Звук и свет». Представления эти происходят у пирамид – величественных памятников древней египетской национальной культуры, символизируя преемственность и вечность народного творчества. С получением африканскими странами независимости стало стремительно развиваться негритянское искусство. Уже в 1966 г. в Дакаре (Сенегал) состоялся I Всемирный фестиваль негритянского искусства – многодневное массовое народное празднество. Главным событием фестиваля стал массовый спектакль, поставленный под открытым небом на острове Горе, расположенном в 2 км от Дакара. Среди народных празднеств латиноамериканских стран особой красочностью отличаются карнавалы Кубы. В этих праздничных массовых действах свое воплощение нашла радость победившего народа. Фиеста, Кубинский карнавал, который обычно проводится в Гаване, представляет собой карнавальное шествие. По набережной Малекон нескончаемой вереницей движется процессия карросас – огромных колесниц в несколько этажей. Эти передвижные многоэтажные платформы (напоминающие педженты – передвижные сцены средневекового мистериального театра) превращены в эстрадные площадки, где выступают танцевальные ансамбли. За платформами проплывают различные карнавальные маски, возвышаются над толпой громадные многометровые куклы – муньеконес, шествуют пешие ансамбли – компарсас, исполняя народные танцы. Вся эта ярко одетая, бесконечная вереница участников карнавала танцует, поет, играет на различных инструментах, создавая праздничное, радостное настроение. Специалисты выделяют 11 различных типов традиционных карнавалов. Крупнейшие карнавалы с использованием грандиозных аллегорических конструкций и гигантских платформ проходят в Виареджио и Путиньяно (Италия), на Мальте, в Ницце (Франция). Самые грандиозные марди-гра-карнавалы проходят в Новом Орлеане (США), Патрасе (Греция), Санта Круз де Тенерифе (Испания), Колоне (Германия), Ден Боше (Голландия), Алосте (Бельгия), Риске (Хорватия), Базеле и Цюрихе (Швейцария), Данкеркью (Франция). Самые красочные карибские и самбо-карнавалы проходят в Рио-де-Жанейро и Сальвадоре-де-Бахиа (Бразилия), Корриентесе (Аргентина) и Баранкуилло (Колумбия). Самые известные масочные карнавалы проходят в Венеции (Италия), Пернике (Болгария), Птюе (Словения) и Струмице (Македония). Карнавальное движение появляется даже в самых «некарнавальных» странах, таких, например, как Финляндия и Япония. Современные карнавалы развиваются по двум исторически сложившимся направлениям: европейское направление, в котором соблюдаются традиции древнейших карнавалов Европы, и карибское направление (карнавалы, возникшие на основе европейских карнавалов под влиянием африканской культуры). Организационной основой карнавального движения является созданная в 1980 г. Ассоциация европейских карнавальных городов (Foundation of European Carnival Cities), организованная по инициативе Генри Фердинанда Ван Дер Кроона (Голландия), представленная национальными комитетами 46 стран, в том числе 29 европейскими и 17 неевропейскими государствами. В 1992 г. в ассоциацию вошла Россия, представленная различными городами и регионами – Москва, Санкт-Петербург, Псков, Саратов, Пермь, Сочи, Ангарск (Иркутская обл.), Байконур (город, арендованный Россией у Казахстана). Карнавал во всем мире называют пятым временем года, по законам которого в этот праздник все равны. В каждой стране сложился определенный комплекс карнавальных развлечений, объединенных общими чертами: карнавальным сюжетом; маскарадом; состязательной (соревнования, сражения, бои) и музыкально-хореографической (танцы, музыка, пение) частью; ритуальной едой. Вместе с тем каждый карнавал несет свою изюминку, неповторимость и самобытность: потрясающие маски Венецианского карнавала, фестиваль самбы Бразильского карнавала, конфетный дождь Кельнского карнавала, цветочные сражения на карнавале в Ницце, День рождения королевы на Голландском карнавале и т.п. Карнавальное движение в России – явление молодое, но уже получившее признание туристов – проходят Петербургский карнавал (с 1995 г.), Московский международный карнавал шутов «Тысячелетие глазами шутов» (с 2000 г.), Калевальский карнавал в Карелии и др. Многообразные формы, различные разновидности жанра массовых празднеств своеобразно и самобытно проявляются у народов земного шара. Их объединяет стремление выразить в массовом народном празднестве свое отношение к событиям общественного и политического характера и построить праздничное действо на национальной фольклорной основе. 6. Эволюция празднеств и зрелищ в России Культурные процессы новейшей истории России, обусловленные сменой идеологии, социальным расслоением, преодолением культурной изоляции от мирового сообщества, характеризуются переоценкой ценностей и сменой многих традиций, сложившихся в советский период. В их числе -переосмысление традиций праздника, становление нового праздничного календаря, содержания и формы самого факта праздника как события. В современной России привычные праздники получают новые названия, возникшие вновь - многими россиянами, по свидетельствам опросов общественного мнения, воспринимаются как обычные выходные дни и не идентифицируются с праздниками обновленного общества. Возвращение религиозных праздников не всегда учитывает многонфессиональность страны, а предлагаемые сценарии - возможный состав участников. Названные и многие другие факторы в целом свидетельствуют о назревающем кризисе праздничной культуры, порождающем скрытые и явные противоречия между социальными слоями, конфессиями, поколениями и оцениваются как кризис культурной идентичности населения. Праздник как явление духовной жизни, как фактор семейной, дружеской, профессиональной, религиозной и социальной интеграции, как форма выражения национально-культурных традиций веками привлекал внимание специалистов в области истории, этнографии, философии, религиоведения, социальной психологии, искусствознания, режиссуры, педагогики и других направлений гуманитарного знания. Однако, как правило, это был односторонний взгляд на праздник как предмет данной науки. Одни исследовали роль и место праздника на определенном этапе исторического развития, другие - рассматривали специфику праздничного общения, третьи — выявляли возможности идеологического воздействия на участников торжества. Между тем праздник - это интегральная социальная система. которая соединяет в себе самые разнообразные атрибуты духовной жизни и требует системного подхода к этому историко-культурному феномену. Актуальность исследования настоящей проблемы вызвана и теми негативными тенденциями, которые до настоящего времени сопутствовали культурному развитию российского общества на рубеже XX-XXI вв. Тенденции переориентации части общества с гуманистических ценностей на ценности материального характера, реальное снижение не только материального, но и культурного уровня жизни^шссиян, падение нравственного авторитета ин теллигенции, деформация национального самосознания, внесение в сферу праздничного досуга элементов коммерциализации, которые подрывают его духовную составляющую, и ряд других изменений появившихся в последнее время, требуют от исследователей создания научно обоснованных моделей развития культуры, в том числе и праздничной культуры. Российский праздник соединил в себе воздействие религиозных и светских начал, испытал влияние языческих, христианских, исламских, буддийских и иных традиций. Вместе с тем российская празднично-обрядовая культура оказала и продолжает оказывать существенное влияние на духовный мир других народов и религиозных конфессий. Этот диалогический процесс взаимовлияния и взаимообогащения культур в своих противоречиях должен быть предметом научного анализа. В настоящее время Россия переживает этап качественных изменений в сфере формирования духовных ценностей. На смену столетиями формировавшимся на Руси коллективистским началам, культурного единства и целостности общества приходит различие материального положения, условий жизни и образования, порождающие различие систем ценностей, разобщенность, обособление и отчуждение социальных слоев и личностей. В итоге усиливается тенденция ослабления коллективных созидательных действий на благо общества. Общероссийская праздничная культура в значительной мере способна противостоять этой социально опасной тенденции. Современная праздничная культура России как никогда подвержена влияниям извне, что с точки зрения государственных интересов и интересов развития личности имеет свои сильные и слабые стороны. Необходима научно обоснованная селекция мирового опыта праздничной культуры, учитывающая как специфику ментальности россиян, так и объективные общественно-политические интересы России. Дальнейшее совершенствование российской праздничной культуры -залог политической, экономической, религиозной и культурной стабильности во взаимоотношениях россиян, разделенных социальными, конфессиональными, политическими и культурно-бытовыми проблемами. Параграф 1.2. «Праздничная культура в представлении дореволюционных исследователей». Создатели дореволюционных произведений, посвященных российским праздникам, уделяли первостепенное внимание описательной стороне дела. Авторы публикаций XIX в. преимущественно описывали либо современные праздники, либо те, которые происходили в XVП-XVШ вв. Праздники при Дворе посвящались вполне конкретным событиям, основная часть которых имела непосредственное отношение к царствующей семье. Например, при Анне Иоанновне придворными были пять праздников: Новый год, день рождения государыни, день ее коронования, день ее восшествия на престол, а также день ее тезоименитства. Праздники царствующего Дома были общероссийскими праздниками. Их отмечали во всех регионах страны. Весьма ценные сведения о проведении этих праздников в российской глубинке содержатся в небольшой брошюре, созданной на основе материала, опубликованного в «Архангельских губернских ведомостей» в 1861 г. В конце XIX в. российскими исследователями осуществлялись первые попытки сравнения отдельных русских и западноевропейских праздников. Источники описания праздников в Российской империи были разнообразны. Среди них важное место занимали материалы фольклорного характера. К числу подобных работ следует отнести труды А. Малинки и П.В. Шейна. Начало XX в. не принесло каких-либо качественных изменений в исследовании российских праздников в целом, в том числе и их культурной составляющей. Авторы, занимавшиеся исследованием российских праздников, проводили работу в следующих направлениях: описание городских праздников в период правления различных российских государей, описание народных деревенских праздников, описание религиозных праздников, описание новых российских праздников, основанных на опыте других государств. В литературе начала XX в. стало больше внимания уделяться описанию религиозных праздников. Параграф 13. «Советская историография о праздничной культуре России». Большинство публикаций 20-х гг. XX в. строилось в форме полемики. Авторы доказывали преимущество революционных праздников перед прежними религиозными праздниками. При этом революционные авторы нередко проявляли талант полемистов. Так, например, В.И. Невский писал о том, что религиозные праздники в России - это абсурд: «В любой губернии каждый день можно праздновать». В 30-50-е гг. формировались новые тенденции в описании отечественной праздничной культуры. Одним из направлений была работа, нацеленная на деятельность среди молодежи. В 60-е гг. отечественная историография стала уделять праздникам значительно больше внимания. В литературе, которую составляли в подавляющем большинстве брошюры агитационно-пропагандистского характеpa, появилось множество описаний действ, которые представлялись как праздники. В 70-е гг. отечественная историография стала еще больше освещать вопросы праздничной культуры. Была заметна еще большая детализация тех или иных аспектов, однако каких-либо заметных качественных изменений почти не происходило. Правда, описание праздников, в основном праздников советского периода, стало усиливаться еще большим количеством издаваемых учебных пособий и другой учебной литературы. Одно из главных мест в этой сфере занимали массовые праздники. Объективно публикации конца 80-х гг. на тему праздничной культуры являлись своеобразной проекцией активных изменений, происходивших в СССР в духовно-нравственной сфере. В этом сложном процессе явно прослеживались две важные тенденции: ностальгия по дореволюционному прошлому и резкий рост национального самосознания. На рубеже 80-90-х гг. XX в. более активно начал проявляться рост национального самосознания и в России, следствием чего во многом стал выход из печати ряда трудов, посвященных российской праздничной культуре. Параграф 1.4. «Постсоветская историография проблемы». Последнее десятилетие было ознаменовано качественными переменами в освещении отечественной праздничной культуры. Эти перемены - весьма противоречивы. В частности, Россия, продолжив свое развитие в рамках собственного государства, в значительной мере утратила творческие, научные, культурные связи с бывшими союзными республиками и представителями их науки, что осложняет изучение проблемы. Действие социальных и культурных потребностей людей с древнейших времен способствовало возникновению праздников, да и в наше время продолжает влиять на их развитие. Потребность в их возникновении и существовании в целом вытекает из динамики общественной жизни, вернее из ее ритма, в котором отдельные фазы жизни требуют иного, чем в обычное время, способа поведения, требуют празднования. Сложность и многообразие феномена праздника обусловливает невозможность понимания его истоков, в том числе и, прежде всего, религиозных корней только через какую-то одну сторону (определения понятия, функций, характерных черт, типологии, механизмов, семиосферы, хронотопа и т. п.). Для выявления генетических корней праздников, в том числе и российских, необходимо их комплексное, всестороннее рассмотрение. Переход к оседлому образу жизни и земледелию означал также для людей глубочайшую перемену не только в характере основных занятий, но и во всей жизненной концепции; он выразился в развитии новых понятий и религиозных мифов, новых обычаев, новых праздников. Последние, по своей сути не отличаясь от праздников охотников и рыбаков, дали необычайное богатство обрядов, художественных форм, традиций, которые до настоящего времени составляют сердцевину всякой традиционной культуры. Именно с ними связана огромная часть традиционного наследия обычаев, обрядов, художественных ремесел, танцев, песен, зрелищ в деревне. Эти религиозно-народные, популярные и веками практикуемые формы -богатый источник народного творчества, литературы, поэзии, театра и музыки. В период праздников через обрядовое и свободное общение с соседями обновлялось чувство общности у крестьян. С XVIII в. произошло социальное расслоение в сфере потребления искусства: высшее сословие стало ориентироваться на Запад, перенимать обычаи, подражать модам европейской знати; крестьянское население по-прежнему хранило традиционное искусство, а городские низы, непривилегированная часть горожан ощутила потребность в собственном искусстве. Так возник городской фольклор и, в частности, городские фольклорные увеселения. Разумеется, старинные праздники в городе сильно трансформировались. Унаследовав многое от праздничной земледельческой культуры, и даже сохранив внутренний, древний смысл, городские праздники внешне подвергались большим изменениям, наполнялись новым содержанием. Несмотря на видимое своеобразие городских массовых гуляний, устраивались они в издавна установленные земледельческой традицией или узаконенные православием сроки, и по одному этому оказывались тесно связаны с земледельческой и религиозной основой праздников. Так, главные городские гуляния (в том числе и в столицах) приходились на масленичную и пасхальную недели. Многолюдными и популярными были гуляния на Троицу, накануне и в день Ивана Купалы, церковное Рождество, Иоанна Крестителя) и пр. Примером нового типа культуры могут служить новые семиотические признаки: чрезвычайно популярные в этой среде лубочные картинки, подгородные гуляния, имевший большой успех в демократических слоях городского населения фольклорный театр, заимствованные из «верхней» культуры наряды, танцы (кадриль, лансье), песенная лирика типа жестокого романса. Кстати, многое из этого постепенно проникло в деревню, где фольклоризовалось и к началу XX в. вполне органично вошло в быт деревни, где-то вытесняя древние жанры и обряды, где-то мирно уживаясь с ними. Обычно молодежь охотнее и быстрее перенимала новую, городскую моду, а взрослые продолжали предпочитать устоявшееся, дедовское. Обязательность проведения христианских праздников первоначально шла от окружения князя, позже - царя, которое находились под непосредственным воздействием духовенства. Священнослужители с самого начала строго следили за участием верующих в церковных праздниках и подавляли, хотя и не всегда окончательно, языческие празднества. Давние языческие обряды приобрели внешнюю христианскую оболочку, соединившись с календарными праздниками, вместо древних языческих божеств и демонов были установлены христианские символы. Но под оболочкой, наложенной церковью, находился почти нетронутый запас языческих традиций. В царской России праздники в сумме составляли 98 дней, то есть наибольшее количество по сравнению с другими европейскими странами того времени (за ней следовали Англия и Испания — соответственно: 87, 75 дней). Помимо прочих праздников, весьма торжественно, особенно в деревнях, отмечались 12 больших православных праздников, каждый из которых продолжался три дня; в это время практически прекращалась вся производственная и управленческая деятельность. Поэтому уже к концу XIX в. власти начинают выискивать любые предлоги, чтобы сократить праздничный досуг до минимума, ссылаясь на экономические трудности, оскудение казны, бескультурье народа и проч. В энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона утверждалось: «Обилие праздников оказывает иногда неблагоприятное влияние на экономическую жизнь народа, уменьшая его заработки и приучая его к ленности и пьянству». Фактором, стимулирующим развитие праздничной культуры, является не только ее духовная сторона, но - в современных условиях - ее прагматическая сторона, выражающаяся в коммерческих подходах к проведению праздников. Для значительной части современного общества праздник -это возможность не только отдохнуть, повеселиться, пообщаться с приятными людьми, не только возможность сменить обстановку, восстановить силы после трудовых будней. Это еще и возможность зарабатывания капитала, это бизнес, который осуществляется тем успешнее, чем чаще и шире будут праздноваться те или иные события. 7.Традиции, обычаи и обряды как основа праздников Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей. Обряды, отражающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. На традиционные народные праздники всегда приглашались гости, и часто они были представителями других этносов. В связи с этим главной целью воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Основные задачи воспитания в процессе подготовки к народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, толерантности, стойких навыков и привычек безопасного поведения. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. Общение в условиях праздничной организации становится важнейшим фактором приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается и воспринимается ребенком не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы безопасного поведения. Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с ее вековыми традициями, обрядами, обычаями, позволяют человеку осознать свое единство со всем народом. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов, идет через праздник. Праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням – повседневной жизни. И. С. Кон обращает внимание на то, что, хотят того или нет, люди воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения прежде всего сквозь призму своих собственных обычаев, традиций, в которых они сами воспитывались, потому что каждому человеку обычаи, традиции, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым он привык, ближе, чем другие. Проблема возникает лишь тогда, когда эти национальные различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями – нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза, веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему. Много интересных ритуалов в странах Африки, в Китае, Индии. Через участие в этих празднествах человек приобщается к духовной культуре народа, ощущает свою причастность к данной цивилизации. Мир доброты, красоты, гармонии открывается перед человеком через праздники. В каждой стране есть свои национальные праздники для детей. В Японии очень своеобразно проходит «День девочек». В каждой семье ставится специальная горка, на которую помещают всех кукол. Некоторые куклы хранятся в семьях десятки лет. В «День мальчиков» на ступени-подставки ставятся куклы-мальчики (самураи). Этот ритуал красивый и имеет очень большое значение, так как воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит относиться к ним как к членам семьи. Через этот праздник осуществляется связь поколений – к одной кукле прикасались руки бабушки, прабабушки, отца, деда и т. д. В праздник Дня девочек в некоторых префектурах Японии проводится обряд сжигания кукол, предназначенных для снимания болезней девочек в возрасте до пяти лет. Девочки проводят по своему телу бумажными или соломенными куклами, таким образом снимая с себя болезни, и под присмотром взрослых бросают их в огонь. Родители строго следят за тем, чтобы ребенок находился на безопасном расстоянии от огня. В Китае предметами не только эстетического любования и увеселений, но и опасными для жизни были фейерверки. Знатоки различали два «стиля» фейерверка: гражданский и военный. Для первого был характерен сдержанный, неброский, но изящный подбор цветов, второй отличался бурным ритмом взрывов, ярким каскадом красок, громким звуком. Устраивали фейерверки на специальных помостах, обычно посреди площади. Здесь каждый любитель пиротехники мог продемонстрировать умение: одна за другой взрывались коробки с порохом, из которых вылетали огненные букеты и стрелы, устремлялись в небо разноцветные ракеты, с оглушительным треском лопались горшки, выбрасывавшие на зрителей снопы искр. Данные обычаи сохранились до настоящего времени и проникли в праздничную культуру других народов. Следует отметить, что в Китае развита система, обеспечивающая формирование культуры безопасного поведения народа во время праздничных мероприятий. К сожалению, народы, принявшие данную традицию, не всегда соблюдают технику безопасности, что приводило и приводит к трагическим последствиям: травматизму, смертельным исходам, пожарам, порче имущества и т. д. Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов: солнечных фаз, молений о дожде и о воздействии вегетативной (оживляющей, возбуждающей) силы на урожай, празднеств урожая, дни поминовения предков. Древнерусская национальная религия была солнечная, живая, реалистичная религия. Солнце играло огромную роль в мировоззрении и веровании древнего земледельца. Его моления солнечным божествам были связаны, прежде всего, с важнейшими сельскохозяйственными сроками, которые зависели от смены времен года. Летнее солнцестояние – один из поворотных пунктов года. День Ивана Купалы принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. В ночь под Ивана Купалу разводился большой костер из сучьев и соломы и присутствующие прыгали через огонь с разбега, причем удачным был прыжок, если пламя не касалось прыгающего и не было искр. Детям, которые также должны были присутствовать на празднике, прыгать через костер запрещалось – для них сооружали крапивные кусты, которые также обжигали ноги прыгающих. До наших дней из богатейшего народного календаря сохранились главные дни – солнце стояния и равноденствия. Зимнее солнцестояние (поворот солнца к лету), когда наступают самая длинная ночь и самый короткий день, и летнее солнцестояние (поворот солнца к зиме), когда наступают самая короткая ночь и самый длинный день, а также дни весеннего (начало преобладания дня над ночью) и осеннего равноденствия, когда ночь равна дню, отмечались русским народом торжественно и красиво. Зимние святки – древнерусский праздник, связанный с зимним солнцестоянием, когда наступают самая длинная ночь и самый короткий день. Зимние святки были длительным заклинательным комплексом, проходившим 12 дней – с 24-го декабря по 6-е января (до Велесова дня). «Поворот» солнца, наступление дня на ночь отмечалось началом подготовки к посевному сезону и будущему урожаю, от которого зависела жизнь и благополучие людей и животных. Святки – зимний праздник возрождения Солнца и божества дневного света Крышня. Святки делились на «святые вечера» и «страшные вечера». «Святые вечера» проходили с 25-го декабря по 1-е января. «Страшные вечера» – с 1-го января по 6-е января. Считалось, что в эти самые темные вечера начинали особенно буйствовать зимние, холодные силы, угрожая всему живому. Зимний солнцеворот был связан с множеством обрядовых действий и поверий, так как древний человек при помощи просьб, молений, жертвоприношений, магии стремился воздействовать на своих богов для получения их покровительства и помощи. В честь богов устраивались целые комплексы обрядовых действий. Пели святочные песни. Проводили обряд «очищения» домашнего огня, гасили все огни в очагах, а затем при помощи трения сухого дерева добывали «живой огонь». Разжигали священные костры, в которые бросали жертвенных поросят, коров, коз, сделанных из глины, соломы, дерева и теста. Развешивали хлебных «козуль» на заборах, веря, что принесут они хозяйству небывалый приплод скота. 8. Календарь русских народных праздников Русский народный календарь на 2014 год 31 января/1 января – Васильев вечер. Новый год 6 января – Рождественский сочельник 7 января - Рождество 8 января - Бабьи каши. День повитух 18 января - Крещенский Сочельник 19 января - Крещение 15 февраля – Сретение 17 – 23 февраля – Мясопустная неделя 24 февраля – Власьев день 24 февраля – 2 марта - Масленичная, Сырная неделя 2 марта – Прощеное Воскресенье, Проводы Масленицы 21 марта – день весеннего равноденствия. Древний праздник Масленицы 22 марта - Сороки. Заклик Весны 7 апреля - Благовещение. Заклик Весны 12 апреля – День Иоанна-Лествичника 12 апреля – Лазарева суббота 13 апреля - Вербное Воскресенье 14 - 20 апреля – Страстная неделя/седмица 20 апреля – Пасха 21 – 27 – Пасхальная неделя/ седмица 27 апреля - Фомино воскресенье. Красная горка. 29 апреля – Радоница. Родительский день 28 апреля – 4 мая – Фомина неделя/ седмица 4 мая - Маргосье, бабий праздник, 4 – 11 мая - неделя жен-мироносиц 6 мая – Егорьев день 9 мая – День поминовения павших воинов 14 мая - Преполовение 22 мая - Никола Вешний 29 мая – Вознесение 5 июня – Семик 7 июня – Родительская суббота 8 июня - Троица 9 июня - Духов День 9-15 июня - Всесвятская неделя. Русальная неделя. 15 июня - Заговенье. Проводы Весны. 22 июня – День летнего солнцестояния. Древний праздник Купалы 6 июля - Аграфена Купальница 7 июля – Иван Купала 8 июля – день Петра и Февронии 12 июля – Петров день 2 августа - Ильин день 14 августа – Медовый Спас 19 августа – Преображение. Яблочный Спас 28 августа – Успение Богородицы. Начало Бабьего лета. Госпожинки, Спожинки 29 августа - Ореховый, Холщовый, Полотняный или Нерукотворный Спас 31 августа – день Флора и Лавра
11 сентября – усекновение головы Иоанна Предтечи 14 сентября – Семён-летопроводец. Первые осенины 21 сентября - Рождество Богородицы. День осеннего равноденствия. Осенины вторые. Аспосов день 27 сентября – Воздвиженье. Третьи осенины 14 октября – Покров 27 октября – Параскева 1 ноября – Деды. Дмитриевская суббота. Поминовение родителей 4 ноября – Казанская 8 ноября - Большие осенины. Дмитриев день. День поминовения павших воинов 14 ноября – Кузьминки 21 ноября – Михайлов день 4 декабря - Введение 9 декабря – Юрьев день. Юрий холодный - Егорий зимний 12 декабря – день Петра и Павла 19 декабря – Никола Зимний 25 декабря – Спиридон- Солнцеворот 9. Народное творчество НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО —художественное, народное искусство, в частности — архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство: художественно обработанные орудия труда, постройки, домашняя утварь и бытовая обстановка, одежда и ткани, игрушки, лубок и т. д. К числу важнейших художественно-технологических процессов, распространённых в народном творчестве, относятся гончарство, ткачество, вышивка, резьба, роспись декоративная, ковка, литьё, гравирование, чеканка и т. д. Народная архитектура и декоративно-прикладное искусство принадлежат не только к духовному, но и к материальному производству и носят непосредственно созидательный характер; отсюда слитность в них эстетической и утилитарной функций, образного мышления и технической изобретательности. Создавая и оформляя предметную среду и давая эстетическое выражение трудовым процессам, бытовому укладу, календарными семейным обрядам, народное творчество являлось неотъемлемой частью медленно изменяющегося строя народной жизни. В отдельных чертах народного творчества прослеживаются особенности труда и быта, культы и верования, восходящие к неолиту и бронзовому веку. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.057 сек.) |