АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. ERP-стандарты и Стандарты Качества как инструменты реализации принципа «Непрерывного улучшения»
  3. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  4. II. Организация и этапы статистического исследования
  5. II. Проблема источника и метода познания.
  6. IV. Принцип реальности
  7. TRACE MODE 6: компоненты инструментальной системы
  8. VI. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ И ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  9. VII.1. Субъект и объект познания
  10. А. Самонаблюдение без помощи инструментов
  11. Автоматизация функций в социальной работе
  12. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе.

ПРЕДМЕТ,МЕТОД,СТРУКТУРА,ФУНКЦИИ.

Социология – это наука о социальных системах, их функциях, законах (закономерностях, тенденциях) функционирования и развития (деятельности и взаимодействия) социальных систем и общностей (мир, общество, институт, группа, организация, семья, личность).

Предметом - законы и закономерности функционирования и развития личности, социальных групп, общности и общества в целом, а также социальная жизнь общества (взаимодействия социальных субъектов по проблемам, связанным с социальным статусом, ролью, социализацией).

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

1. Микро поведение, общение людей в повсед жизни, мотивы, поступки, нормы поведения. Макро взаимосвязи различ частей общества, их взаомод. Осн вним эк и полит системам общ-о устройства, религиям, партиям, классам, типам сеймей.

2. Теоретическая определяет границы, цели, методы, функции соц-о познания. Прикладная-реульные процессы общественного развития и предлагает способы их воздействия на соц реальность. Прикладная социология прогнозирует, проектирует, формирует соц политику, разра м-ды соц управления.

3. Общесоц теории общие законом-и соц разв. Социолог теории среднего уровняпромежуток между общесоц и спец теориями.

4. Специальные-рассм отдельные сферы общества, процессы как относительно самост-е системы с обими и специфическими связями.

Метод соц исследований,сбора и обработки соц инф-ии.

Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности

Позитивистская социология, основанная Огюстом Контом, рассматривает познания

социальной общество по аналогии с природой, используя методы точных естественных наук. Понимающая социология, которую основали Макс Вебер и Георг Зиммель, анализирует, прежде всего, значимые смысловые элементы социальной жизни общества, делая акцент на понимании изменений, движений.

На разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к исследованиям микромира — малых социальных групп, социальных слоев, общностей. Внутри каждой социологической школы существуют многочисленные течения, которые, по определению проф. Василия Фетисова «изучая те или иные моменты застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований». Характеризуя социологию как систему знаний важно учитывать, что между классической социологией и современной социологией существует определенное различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего мира как бы со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология

пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход от теоретического к империческому исследованию в социологии осуществляется с помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые подлежат описанию и классификации. Но надо учитывать, что предмет социологического исследования обычно имеет достаточно сложную структуру. Отношение человека к труду в качестве общего предмета исследования включает субъективные и объективные показатели отношения к труду, мотивы и ценностные ориентации, характеризующие отдельные типы отношения к труду и др. Но не только наличие объекта и предмета социологического исследования определяет существование социологии как науки. Для познания социальной реальности требуется определенная система, совокупность приемов, процедур и операций, с помощью которых осуществляется социологическое исследование. Систематизированный способ достижения теоретического или практического результата решения проблем для получения новой информации, осознания специфики изучаемой предметной сферы и закон о функционировании ее объектов и называется методом в социологии.

№4. Методология и методы социологического исследования.

На теоретическом уровне, как правило, осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов социологии, наиболее общих проблем строения и функционирования общества.

Эмпирический уровень представлен различными формами конкретной статистической, документальной информации об изучаемых социальных явлениях и процессах.

Таким образом, теоретическая социология (которую также называют общей социологией или макросоциологией) рассматривает общество в целом или крупные социальные общности, объясняет закономерности их развития и функционирования, а эмпирическая социология (называемая также микросоциологией) сфокусирована на конкретных фактах и процессах, специфических мотивах, целях, действиях людей.

Любое социологическое исследование включает в себя четыре последовательных, сменяющих друг друга организационно-автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:

§ подготовку исследования;

§ сбор первичной социологической информации;

§ подготовку и обработку собранной информации;

§ анализ информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

§ анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;

§ интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).

Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.).

Метод фокус-группы (или, как его еще называют, фокусированное интервью) представляет собой по сути дела групповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту этой деятельности. Например, можно обсудить, как участники воспринимают жилищную проблему и проекты ее решения, оценивают характеристики квартир, их стоимость, процентные ставки по ипотечным кредитам и т.д. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии, по возможности «очистившись» от идеологических установок (вербальных штампов), становятся свободными и раскованными в своих ответах.

Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов- протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д.

Один и тот же предмет исследования может подвергаться социологическому анализу несколько раз, благодаря чему можно проследить его развитие в динамике. В зависимости от этого в прикладной социологии принято различать точечное и повторное исследование.

Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.

Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов).

Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называется панельным. (www.grandars.ru Энциклопедия экономиста)

5. Становление и основные этапы развития социологии. Классический период в истории социологии.

Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов– в мудрых советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Моцзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы.
Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика»
Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм
Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак
Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

В этот период итальянский философ Д.Вико попытался создать основу новой науки об обществе. Но в основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Отставание в изучении общественных явлений можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным проведением. Таким образом, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать существующий порядок.

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, способностью к обучению. Делался вывод о том, что самое главное – научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества и люди смогут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие.

Такие наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и так далее. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем.

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно.
Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства, когда люди столкнулись с ограниченностью ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействие между людьми и результаты таких взаимодействий.

Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого столетия в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. «В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему в себя все, что относится к обществу. Философия О.Конта получила название «позитивизм». Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простого суммирования общих выводов отдельных частных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизации.»1

Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки определенной науки, которую назвал социологией. Хотя он не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль
Дюркгейм.

К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления, необходимые для общественного развития и прогресса.

М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных пунктов теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества).

Э.Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Таким образом, «Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»1

Учение об обществе Э.Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и современные ученые справедливо называют его классиком в области социологии.

Таким образом, название науки «социология», столь удачно примененное
О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. В результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории

6. Основные школы и направления современной социологии

Наиболее бурными темпами социология развивается в ХХ веке, США перенимают эстафету в развитии социологии. С 20-х годов ХХ века американские социологи занимают лидирующее положение в мировой социологии.

Структурно-функциональный, системный, конфликтологический подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне. Структурный функционализм представляет общества как системы, состоящие из крупных элементов -- подсистем, взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга. Функционалисты анализируют общественные подсистемы -- экономику, политику, право, религию с точки зрения их связей друг с другом и выполняемых в обществе функций.

К функционалистам примыкает теория социального действия, разработанная Т. Парсонсом (1902-1979). Основной проблемой социологии является исследование прпоцессов интеграции социальных систем. Социальная система состоит из взаимодействующих индивидов, каждый из которых является актором (творцом социального действия) и объектом действия других акторов. Любая социальная система является структурой, совокупностью компонентов со стабильными свойствами, и одновременно как процесс, в ходе которого изменяются взаимоотношения между структурами, или сами структуры (статика и динамика системы). Т. о. социальные системы рассматривались как сложные совокупности социальных действий. Парсонс создал обобщенную, абстрактную модель действия человека, назвав ее «единичным (unit)актом», включающим в себя действующее лицо (актора) и ситуационное окружение. Ситуационное окружение действия оказывает влияние на актора через систему символов и знаков, являющихся элементами культуры. Ситуационное окружение действующих субъектов состоит из 4 факторов: 1. биологический организм; 2. личностная подсистема; 3. культурная подсистема; 4. социальная подсистема, обеспечивающих интеграцию общества. Система действия выполняет 4 функции:

1. адаптация - приспособление к среде;

2. целедостижение - определение целей, мобилизация средств и ресурсов для их достижения;

3. мотивация - воспроизводство и поддержание образца (ценности и нормы системы);

4. интеграция - координация и стабильность между частями системы. Каждая из функций соответствует своему организму: биологический - адаптация, личностная - целедостижение и т.д. В процессе взаимодействия личности с другими, личность приходит к ожиданию определенных действий других индивидов в определенных ситуациях. Это ожидание называется экспектацией. Экспектация, направленная на других, и их экспектации, направленные на тебя и окружающих ведут к возникновению определенных правил, норм, образцов поведения, регулирующих поведение человека.

Роберт Мертон (1910-2003 гг.) - американский социолог, видный теоретик структурного функционализма. Он модернизировал теорию структурного функционализма, придал ей более рациональный характер. Он ввел дополнительные категории к описанию «функций». Дисфункция, понятие, характеризующая то, что существующие в обществе институты могут не только поддерживать социальную систему, но и иметь разрушительное действие. Нонфункция - функция, не имеющая большого значения для системы. Явная и латентная (сткрытая) функция - в обществе могут быть функции видные и скрытые, одни могут быть исследованы, а другие - нет (они проявляются косвенным путем). Именно непредвиденные следствия от латентной функции должны быть предметом социологического исследования. Мертон допускал возможность анализа отдельных уровней системы (институтов, групп), для этого были предложены разные уровни функционального анализа. Мертон предложит концепцию теорий среднего уровня. Они не слишком абстрактны и широки и касаются ограниченного круга явлений, например, социология города, социология молодежи. Мертон разработал современную теорию аномии, изучал культуру как совокупность норм и ценностей общества. Считал, что некоторые члены группы могут действовать не в соответствии с общими нормами.

Теория социального конфликта возникла как реакция социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа, основанного на утверждение стабильности, устойчивости и порядка в обществе, игнорируя реально существующие социальные конфликты. Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер (р. 1913). Он дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность не может исчерпывать состояние общества. Кроме стабильности необходим и конфликт. В своих работах «Функции социального конфликта» (1956), «Исследования социального конфликта» (1967), Козер выдвигал идею, что социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса. Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе. 1. Функция разрядки напряженности между враждующими группами. 2. Коммуникативно-информационная функция: в результате конфликта люди лучше узнают друг друга. 3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы. 4. Функция стимулирования социальных изменений. Конфликт препятствует оскудению и стагнации (застою) общественных порядков. Он порождает новые нормы. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта. Несколько иную цель преследовал немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929). В работе «Выход из утопии» (1967) он доказывал, что теория конфликта идет на смену позитивизму. Суть социального конфликта - антогонизм власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. В работе «Очерки по теории общества» (1968) Дарендорф говорит, что причины конфликтов - это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт -естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки.

Создателем этой теории считается Джорж Мид (1863-1931). Интеракционизм - взаимодействие. Теория объясняет взаимодействие между людьми при помощи символов. Символы - это язык, жесты, знаки, передающие информацию. Основные тезисы учения: 1. Смысл и символы позволяют людям осуществлять действие и взаимодействие. 2. Сознание человека формируется в процессе социального взаимодействия. 3. В процессе социального взаимодействия люди научаются смыслам и символам, которые позволяют им реализовать свои способности разумных существ. 4. Люди обладают способностями использовать смыслы и символы, исходя из конкретной ситуации. 5. Люди обладают способностью изменять смыслы и символы, исходя из критической оценки результатов деятельности. 6. Сплетающиеся модели действия и взаимодействия создают группы и общества. 7. Общественные структуры не обладают реальностью, а являются продуктом кристаллизации процессов межличностного общения. Социальный мир, по Миду, - это мир значений.. Человек не соотносится с реальностью на прямую, только через использование интерпретивных механизмов. Главная задача процесса взаимодействия, считает Мид, - прояснить как взаимодействие формирует социальную структуру. Социальная структура рассматривается как сеть взаимодействий, которые формируют индивидов. Индивидуальное действие осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. «Я» индивида состоит из: 1) личностного «Я» (набора спонтанных желаний и потребностей); 2) «Мы» (усвоенные групповые нормы, социальное внутри человека); 3) Акта взаимодействия. Механизм формирования значений - это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. В ответ он получает истолкование действий другого; определение для себя значений тех или иных действий окружающих. Объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая ему значение. Продолжателем Мида стал Герберт Блумер.

Феноменология (А. Шюц) была основана на "понимании" М. Вебера и феноменологической философии Э. Гуссерля. Феномен - явление. Для феноменологов важна не сущность социального процесса, взаимодействия, а то, какое значение оно имеет для нас, т.е. как он является для нас. Феноменология - наука, интересующаяся явлениями, а не их сущностью. Феноменология является результатом научной деятельности философии, психологии и социологии. В своей книге «Феноменология социального мира» Альфред Щюц обосновывает феноменологию, интересующуюся рефлексией (самопониманием). Рефлексия - объект изучения, цель - изучение жизненного мира. Жизненный мир - это мир, в котором живет обычный человек со своими стремлениями, желаниями, чувствами. Эта, непосредственно данная социальная реальность, и является главным предметом социологии Щюца. В этом мире действия людей имеют субъективный смысл. Поведение человека определяется его собственным субъективным пониманием мира. Ядро феноменологической социологии - то, как человек воспринимает мир. Феноменология интересуется теми основаниями, которые побуждают социолога высказывать свое мнение. Социология стремится изучить собственные основания. Щюц утверждал, что наши знания о мире представляют собой определенный набор типологических конструкций, которые направляют и определяют наше понимание социальных ситуаций, т.е. наше знание о мире направляется определенной матрицей. Критериями, определяющими структуру восприятия, являются: мотивационный, интерпретационный, (который позволяет выявить значимость поступающей к нам информации), и тематический. Правильность критериев подтверждается действиями и словами других индивидов. Обыденное знание, по Щюцу, - это одновременно рациональное и моральное. Рациональное, потому что следует логике, а моральное, потому что отвергает то, что является несоответствием общепринятым представлениям. Социальная реальность - это общая сумма объектов и явлений социокультурного мира, которая предстает обыденному сознанию людей. Главной методологической задачей социологии Щюца является открытие принципов организации повседневной жизни. Социальный мир - это мир конструированный смыслом. Социальным явлениям присущ смысл. Мир является интерсубъективным, т.е. жизненный мир не может создаться одним человеком. Согласно правилам взаимодействия мы принимаем на веру, что: «Я и другой человек одинаково воспринимаем наш общий мир». Самой трудной проблемой социологии Щюц считает проблему выработки объективных понятий, описывающих структуру значения.

Этнометодология (Г. Гарфинкель) изучает то, как люди в сущности развивают "разделяемые значения", т.е. методы, которые используют все участвующие в социальных отношениях, чтобы разобраться в происходящем и сообщить об этом другим, так сказать, "сконструировать" свой социальный мир. Гарфинкель обосновал свою теорию с помощью остроумных экспериментов. Гарфинкель считал, что социальный порядок повседневной жизни очень тонко организован и в то же время очень хрупок: для его уничтожения достаточно прервать повседневные социальные отношения.

Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс (род. 1910) и Питер Блау (род. 1918). Основные труды Д. Хоманса: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967). В своей теории социального обмена Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию и утилитарную экономику. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по аналогии с рыночным обменом, т.е. аналогия обмена эквивалентными ценностями. Хоманс выдвинул задачу - вернуть человека в социологию. Он основал теорию необихевиоризма, считая, что принцип объяснения в социологии должен быть психологическим. Исходная единица социологического анализа - элементарное социальное поведение, т.е. непосредственный контакт между индивидами. Социальные институты, человеческое общество складываются из действий человека и анализируются на основе принципов индивидуального поведения и индивидуального действия. Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными и нематериальными ценностями (знаки одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие. Каждый человек обладает несколькими способами поведения, он может сам выбрать, каким способом ему отдавать. Задача социологии в том, чтобы изучить соотношение вариантов величин и издержек поведения человека с различными альтернативными моделями действий (обмена). Хоманс предложил рассматривать два уровня поведения: институциональное и субинституциональное. В сложных организациях на уровне институтов действия регулируются более сложными вознаграждениями (социальное одобрение). В объяснение поведения Хоманс вводит понятие подкрепление (поощрение) и социально-экономические награды. Он стремился приблизить социологию к экономике: человек действует рационально и его поступки оцениваются в экономических категориях. По Питеру Блау, межличностный обмен объясняет в категориях социального конфликта, интеракционизма и функционализма. Блау изучал причины и механизмы возникновения, развития и распада различных типов социальных организаций. Он рассматривал поведение индивида в малой группе и функционирование общества в целом. Для Блау обмен - это определенная ассоциация, включающая в себя действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания этих вознаграждений. Согласно принципам обмена, чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя деятельность, тем более вероятно, что он будет продолжать осуществлять эту деятельность. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена. Компенсация - пусковой механизм социального взаимодействия. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена. Теории обмена дали толчок к формированию в политической социологии теорий политического маркетинга, где широко применяются экономические категории для объяснения социально-политических явлений.

8. Системный подход в социологии. Общество как социальная система.

В социологии одним из ключевых подходов к обществу является системный подход. На социологические представления об обществе как социальной системе повлияла общая теория систем. Общая теория систем - специально-научная и логико-методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Общая теория систем была предложена Людвиг фон Берталанфи в 30-е годы XX-го века.

Основные системные признаки:

· Целостность. Целое не является суммой частей. Главные свойства системы, определяющие ее идентичность и целостность, не присущи никакой из ее составляющих, не выводятся из свойств частей, а возникают от их соединения. Этот эффект называется эмерджентностью. (Хиценко)

· Структурность (возможность описания системы через установление связей и отношений между элементами внутри системы)

· Взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой, являясь его ведущим активным компонентом)

· Иерархичность (каждый элемент рассматривается как система по отношению к его составляющим и как подсистема по отношению к более широкой системе)

· Функциональный характер системы и ее элементов (система в целом и каждый ее элемент выполняют строго определенные функции. Несводимые друг к другу)

Помимо названных принципов обществу как системе присущи следующие элементы (Зборовский):

· Самоорганизация

· Динамизм (смена поколений, преемственность, замедление, ускорение)

· Открытость

· Устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий)

· Саморазвитие (его источники находятся внутри общества)

Главная отличительная особенность общества как системы в том, что ее основным элементом являются люди, а сама она функционирует на базе тех или иных социальных общностей.

Общество как система имеет свою структуру. Это определяет упорядоченность, устойчивость, стабильность. Структура рассматривается в разных ракурсах: экономика, политика, социология, духовность, в зависимости от типа социальных связей: группы, соц. институты и организации, социальные нормы, ценности. Общество как система – это большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)