АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Читайте также:
  1. B) социально-стратификационная структура
  2. I. Понятие общества.
  3. III. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИХОДА
  4. VI. Рыночный механизм. Структура рынка. Типы конкурентных рынков
  5. VIII. Формирование и структура характера
  6. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  7. А. Лінійна організаційна структура
  8. Автоматизовані банки даних (АБД), їх особливості та структура.
  9. Адміністративна структура БМР має три органи: загальні збори акціонерів, рада директорів і правління.
  10. Адхократическая структура
  11. Акти застосування права: поняття, ознаки, види, структура
  12. АЛЕКСИТИМИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

ЯкубаЕ.А. Социология. Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство "Константа", 1996 г.

Этнические общности

Исторически первыми социальными общностями людей были естественные кровно родственные объединения - род, клан. В отличие от расы, которая являлась продуктом биологического развития и объединяла людей с общими биологическими чертами (цвет кожи, волос, черты лица, характер телосложения), социальные общности являлись результатом социального взаимодействия.. В процессе взаимодействия родов, кланов, объединявшихся в племена, складывались новые обычаи, верования, привычки, нормы, ценности, появился общий язык. Таким образом утверждалась особая, характерная для данных общностей культура. То есть в отличие от расы этничность может изменяться, ибо этнические группы связаны с развитием культуры и символизируют определенные ее этапы.

Но не потеряла ли свое значение этничность в современную эпоху массовых перемещений, урбанизации, массовой культуры? В среде социологов и политологов вплоть до 70-х годов существовало мнение, что общественное значение этничности будет постепенно падать, поскольку по мере развития индустриального общества будут стираться религиозные, культурные и иные этнические различия. Однако жизнь разбила подобные утверждения, ибо последние десятилетия продемонстрировали возрождение этничности, активизацию национальных движений на всех континентах. В странах СНГ произошло повсеместное оживление этнического, национального самосознания, активизировалась борьба за установление самостоятельного национального государства. В современную эпоху этничность, этническое своеобразие сохраняет свое значение. Этничность привлекает естественным характером связи, нормами, которые несут отпечаток непосредственного общения близких по духу и образу жизни людей. И еще важное обстоятельство. Если ранее в доиндустриальных обществах осознание этничности было доступно лишь элите, то в современном мире в связи с общим ростом грамотности, образованности населения, деятельности средств массовой информации представление об этническом, национальном складываются в сознании масс людей. Национальная идея приобретает вследствие этого огромную силу. Она объединяет массы вокруг одной системы ценностей, играет большую роль в развитии национальных движений. Этничность не может исчезнуть, ибо она олицетворяет собой культурное наследие. Сближение национально-этнических образований имело и отрицательные социальные последствия. Оно тормозило развитие национальных культур. Положение усугублялось просчетами национальной, в том числе языковой политики, которые выражались в сокращении числа национальных школ, учебных программ обучения родному языку, издания литературы на национальных языках. Социальные особенности, различия национально-этнических общностей особенно ярко проявлялись в специфике сознания. Это можно видеть на материалах межрегионального исследования социально-культурного развития и национального самосознания, проведенного под руководством Ю.В. Арутюняна в 70-е и 80-е годы. С одной стороны, в исследовании была зафиксирована тенденция утверждения общих норм образа жизни, приобщения к общечеловеческим ценностям. С другой стороны, очевидно стремление к самостоятельному национальному развитию. Было установлено, что национальные чувства проявляются ярче в инонациональной среде.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)