АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характерные особенности и традиционные формы русской пляски

Читайте также:
  1. B) Количественная определенность относительной формы стоимости
  2. I. Виды и формы СРС по учебной дисциплине
  3. I. Особенности организации когнитивного опыта
  4. II. ДВА МИРА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
  5. II. ДВА МИРА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
  6. II. ДВА МИРА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
  7. II. ДВА МИРА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
  8. II. Особенности организации метакогнитивного опыта
  9. II. Создание многотабличной пользовательской формы.
  10. II.1.2 Экспрессивный характер и особенности олицетворения
  11. III. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригад
  12. IV. Профсоюзы Франции: возникновение и особенности развития (XIX-начало XX вв.)

Ритм нашей эпохи, боевой характер молодежи, дух соревнования – все это соответствует характеру русской пляски. Она пришла к нам из глубины веков и отражает условия жизни и быта наших современников. Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой. По началу пляска носила религиозно – обрядовое значение, но с течением времени она стала уходить от религиозного содержания и приобретала бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходился без задорной русской пляски. В ней могли участвовать все: женщины и мужчины, юноши и девушки, старики и дети. С помощью нее люди выражали различные оттенки чувств: веселье, восторг, любовь или лирическое настроение.

Ознакомившись с литературой авторов М. Мурашко «Формы русского танца» и В.М. Захаров «Радуга русского танца», можно отметить, что пляска имеет ряд особенностей, которые отличают ее от хоровода: яркие темы и сюжеты, импровизация танцующих, многообразие танцевальных движений, разнообразие рисунков и музыкальное сопровождение.

В каждой пляске есть свое содержание, которое чаще всего имеет свои темы и сюжеты, присущие той или иной местности. Существует множество различных по построению, содержанию и значению русских плясок, которые имеют свой стиль, свою манеру исполнения, тематику и своеобразную лексику. Они всегда имеют точное место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Например: «Восьмера» - архангельская область, «Гусачок» - Смоленская область, «Тимоня» - Курская область, «Шестера» - Урал, «Карачанка» - Саратовская область. Созданные народом, они полюбились каждому русскому человеку и широко распространились по всей России, являя собой яркое эмоциональное выражение русского национального характера.

Импровизация танцующих заключается в том, что пляска состоит из рада отдельных движений – элементов, которые увеличиваются за счет сочинения танцующих. Исполнители часами увлеченно "работают" над новыми "коленцами", чтобы не повторять, то, что уже танцуют другие - отсюда большое разнообразие самобытных русских движений. Движения выполняются с характерной манерой исполнения и отражают отдельные черты характера пляшущего человека. Для русской народной пляски характерна богатая и сложная лексика танцевальных движений, которая отражает национальный колорит. С ее помощью создается художественный образ, который выражает в своей форме и окраске определенные переживания, воплощают в себе человеческое мироощущение.

Помимо лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске.

Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски исполняют не только под песни, но и под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняются пляски, в основном быстрые, а мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмом.

Жанр русской пляски очень разнообразен и состоит из видов – одиночная пляска, парная пляска, перепляс, групповая пляска и массовая пляска.

Одиночная пляска - бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражаются индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также привносить движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д. Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем идет ее развитие, пляска достигает кульминации, и следует финал.

Парная пляска. Ее исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения.

Перепляс - это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений – колен. В основе его исполнения лежит индивидуальное творчество плясунов – постоянное сочинение новых движений и импровизация во время исполнения. Перепляс отличается виртуозностью, задорностью, живостью, он заметно усложняется техническими «дробушками» и вращениями.

В групповой пляске могут участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, использовалась импровизация.

Массовая пляска. Она возникала в минуты, часы или дни общей радости всего народа, где каждый выражал свою личную радость и в то же время все вместе, они выражали общую радость. В этой пляске нет ограничений ни возрасте, ни в количестве исполнителей. Все исполнители без исключения пляшут темпераментно, лихо, с большим увлечением. Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.

Таким образом, можно сделать вывод, что русский народный танец прошел сложный путь творческого развития, что отражается в многообразии его видов и форм. Из поколения в поколение он постоянно обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание и разнообразные формы его исполнения. И по сей день он сохраняет в себе лучшие традиции и доставляет эстетическое наслаждение нашему современнику.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)