|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 1. Сохранение и развитие народных традиций в художественном коллективеВеками русский народ сохранял самое ценное, развивал, шлифовал и совершенствовал своё национальное танцевальное богатство. Талантливые народные мастера – исполнители не только участвовали в танцах, но и бережно сохраняли их, они постоянно изучали богатейшую сокровищницу фольклора, подмечая характер окружающих людей, своеобразные жесты, движения, интересные коленца, беря из жизни сюжеты, темы, тем самым обогащая старые и сочиняя новые танцы. Хороводы, пляски, кадрили, созданные великими творцами, при всей их, казалось бы, «похожести» в каждой области, в каждой местности всегда отличались стилистическими особенностями исполнения, манерой и композиционными приёмами. И если не сохранять эти региональные особенности, то русский танец станет немым и безжизненным. На сохранение и развитие народных традиций повлияла творческая деятельность таких великих балетмейстеров русского танца как: Т.А. Устиновой, Н.Н. Надеждиной, М.С. Годенко В.М. Захаров, Я.А. Коломейский и другие выдающие постановщики. Т.А. Устинова народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, главный балетмейстер Государственного академического хора им. М.Е. Пятницкого. В 1969 году она открыла уникальную «Школу-студию русского народного танца и пения» при Государственном академическом русском народном хоре им. М.Е. Пятницкого. В своих сценических композициях она отразила танцевальные особенности таких регионов, как Архангельская («Северный танец с шалями»), Брянская («Брянские игрища»), Воронежская («Девичий воронежский хоровод»), Вологодская («Вологодская напарочка»), Ивановская («Палехская шкатулка»), Курская («Тимоня», «Пляска с колокольцами», «Журавель»), Кировская («Вятские игрушки»), Калужская («Калужские переборы»), Московская («Московские хороводы», «Улитушка»), Нижегородская («Хохломские ложкари»), Омская («Золотая цепочка»), Орловская («Орловская Матаня»), Пензенская («Пензенские дощечки», «Рассыпуха»), Рязанская («Рязанская змейка»), Смоленская («Гусачок»), Тамбовская («Круги»), Тверская («Калининская кадриль», «Хороводные пляски»), Тульская («Тульская кружилиха»), Ярославская («Ярославская кадриль») области Российской Федерации, а также некоторые регионы Сибири («Сибирская полечка», «Венок», «Сибирская пляска») и Поволжья («Волжская пляска»). Т.А. Устинова полностью посвятила свою жизнь служению великому и прекрасному русскому народному танцу. Изучая быт и песенное наследие того или иного края, она обогащала и наполняла свои постановки яркой, запоминающейся, сложной лексикой и оригинальными рисунками в танце. Одним из выдающихся хореографов, чьи работы заслуженно вошли в золотой фонд русского народного танца является Н.С. Надеждина. Надеждина - балетмейстер, создатель и художественный руководитель государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка». Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии. Герой Социалистического Труда. Кавалер ордена Ленина. Она создала такие произведения как:«Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Березка», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сударушка», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Сибирская сюита», «Ямщики», «Русский фарфор», «Цепочка», «Метелица», «Девичья кадриль», «Сибирская сюита» и многие другие. Надеждина на редкость точно и глубоко отражала внутреннюю сущность народного бытия во всем его размахе и взлете. Она раскрывала богатства русской души, ее прекрасные грани и в каждом танце отражала новый, неповторимый для ее воплощения самобытный пластический язык, лаконичную, логически законченную форму выражения. Ценным достоянием русского народа является Московский государственный академический театр танца «Гжель», созданный в 1988 году народным артистом России, профессором, академиком В.М. Захаровым. Им были поставлены такие номера, как русская плясовая «Барыня», «В царстве финифти», лирический хоровод «Зелёная трава», вокально – хореографическая композиция «Москва златоглавая», «Палех», «Подмосковная кадриль», свадебный танец Воронежской области «У голубя – золотая голова», Смоленская плясовая «У нашей Кати», вокально – хореографическая композиция «Хохломская карусель», «Сказочная Гжель», Северный лирический танец «Ланце», хореографическая композиция «Россия вечная», «Павлово – Посадские узоры», «Ой вы, гуси – лебеди», «Мотивы Жостова», «Гуляния», «Виртуозы», «Вятская картинка», «Гуси – лебеди», хореографическая картина «Выйду ль я на реченьку», «Волжская плясовая», «Балалайка и гармонь», «Воротца» и т.д. Творческая деятельность В.М. Захарова была направлена на то, чтобы средствами искусства рассказать зрителям об интересных явлениях народного быта, обычаях, традициях, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, о врожденном чувстве прекрасного, и тем самым внести свою лепту в сохранение и развитие народных традиций в национальной художественной культуре. Сибирь славится многими выдающимися хореографами, чьи работы заслуженно вошли в золотой фонд русского народного танца, такие как: талантливый балетмейстер Омского русского народного хора - Я.А. Коломейский и, художественный руководитель Красноярского ансамбля танца Сибири – М.С. Годенко. Их постановки обогатили сокровищницу сибирского русского народного танцевального искусства: «Сибирская потеха», «На мосточке», «Танец с трещотками», «Во деревне, то было в Ольховке», «У колодца», «Воротница», «Прялочка», «Чиж», «Ах, вы сени», «Незабудка»и др. Эти балетмейстеры большие знатоки русского народного танца. Они собрали много интересного и ценного в сибирских селениях. Записывая и изучая народные танцы, они создавали по мотивам народных обрядов и игр замечательные танцевальные номера. Имена балетмейстеров Надеждина, Устинова, Годенко, Коломейский, Захаров, Шостак звучат как легенды для миллионов людей, почитателей их таланта, и для представителей огромной армии специалистов – хореографов, они вызывают восхищения своим преданным служением русскому народному танцу, его пропаганде, развитию, обогащению его выразительных средств. Сохранение в жанре русского народного творчества руководителями, балетмейстерами и педагогами многочисленных профессиональных ансамблей и коллективов русского народного танца, работающих во всех регионах России, заслуживает большого уважения. Всё это подтверждает и подчёркивает мысль, о том, что для сохранения и развития русского народного танцевального искусства был использован ум и талант не одного человека, а целого поколения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |