|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Про мужской костюм эпохи викингов
Tegumen omnibus sagum fibula aut, si desit, spina consertum: cetera intecti totos dies iuxta atque ignem agunt. Locupletissimi veste distinguuntur, non fluitante, sicut Sarmatae ac Parthi, sed stricta et singulos artus exprimente. Gerunt et ferarum pelles, proximi ripae neglegenter, ulteriires exquisitius, ut quibus nullus per commercial cultus. Eligunt feras et detracta velamina spargunt maculis pellibusque beluarum, quas exterior Oceanus atque ignotum mare gignit. Верхняя одежда у всех — короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то шипом. Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня. Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Носят они и шкуры диких зверей, те, что обитают у берегов реки — какие придется, те, что вдалеке от них, — с выбором, поскольку у них нет доставляемой торговлей одежды. Последние убивают зверей с разбором и по снятии шерсти нашивают на кожи куски меха животных, порождаемых внешним Океаном или неведомым морем1. Плащи, описываемые Тацитом, представлены в археологии удивительно большим количеством фрагментов, наиболее сохранившиеся из которых происходят из болот. Это большие прямоугольные куски шерстяной саржи, размером примерно 8 футов х 5 футов 6 дюймов (2,5 х 1,5 м), очень часто украшенные плетёными на дощечках кромками и кисточками. Эти плащи обычно представляются шедеврами ткачества, в том смысле, что они могли быть доступны только очень богатым людям, но фактически переплетение ткани плащей никогда не бывает исключительным. Йоргенсен указывает, что хотя современные ткачи, возможно, пытались произвести аккуратные реплики, только широкие плетёные на дощечках края лучших экземпляров имеет выдающееся качество, и даже они были бы гораздо легче сплетены древними ткачами, чем современными имитаторами. У многих плащей недостаёт этих широких краёв, некоторые имеют более узкие края, а другие не имеют кромки вовсе; эти более простые типы могут быть недостаточно представлены среди находок и, возможно, являются более типичными для обычного германского плаща.
44 Шерстяная рубаха и шерстяные бриджи с пришитыми носками из Торсбьёрга, Германия
Тацит намекает на то, что другая одежда, помимо плаща, являлась редкостью среди германцев, а Цезарь также отмечал, что германцы одевались очень легко. Некоторые римские скульптуры подтверждают, что они могли не надевать ничего, кроме плаща, в то же время значительное количество римских скульптур изображают германцев одетыми в штаны и рубахи, иногда как раз узкие, как их описывал Тацит. По крайней мере, в последующие века эти элементы одежды станут неотъемлемой частью повседневного костюма. Слово камиза (‘рубаха’) появилось в Латинском языке к концу римского периода, обозначая плотно посаженную льняную тунику с длинными, узкими рукавами (Jerome, Письма, Книга 64, no.II); эта форма одежды очень отличалась от традиционной мешковатой римской туники. Этимология латинского слова, очевидно, ведёт через галльский к германскому корню, и предмет одежды, который оно описывает, также мог быть получен из Германии Железного Века. Длиннорукавная, узко скроенная рубаха, камиза фактически полностью соответствует галльскому костюму, описанному Страбоном, и упоминаемой Тацитом плотно облегающей германской одежде. По большому счёту, находка римской эпохи из Торсбьёрга, Германия, близко соответствует этим описаниям, хотя она сделана из хорошей шерстяной ромбовидной саржи, а не изо льна; она всего 22½ дюйма (57 см) шириной и прошнурована с обеих сторон для более плотного облегания (44,45).
45 Выкройка рубахи из Торсбьёрга. Рукава расположены таким образом, что шов встречается со спиной на расстоянии около 3 дюймов (7 см) ниже шва на плечах. Нижняя часть рукавов оформлена диагональной прошивкой поперёк ткани. Бока рубахи зафиксированы завязками. Масштаб 1:152.
Также из Торсбьёрга происходят две пары длинных, облегающих штанов (44, 46). Эти, а также очень простые штаны из Дамендорфа, Германия, отображают по сути одинаковую, выдающуюся конструкцию. Штанина изготовлена из одного куска ткани, сзади отрезанного прямо и с криволинейным передним краем. Шов на штанине поднимается вверх до места встречи с отдельным прямоугольным или трапециевидным седалищем, и один или два куска обычно собираются в промежность. Полоса вокруг верха штанов имеет простые петли для пояса. Подобная конструкция должна была развиться из отдельных чулок, которые просто были соединены вместе при помощи дополнительных кусков ткани в верней части ноги. Обе пары штанов из Торсбьёрга имеют носки; в одной паре они являются частью штанов, в другой они были пришиты, как будто являясь позднейшим дополнением, но с другой стороны, эти носки могли заменять предыдущие, окончательно износившиеся. Штанины Дамендорфских штанов были оторваны снизу, так что мы не можем сказать, оканчивались ли они носками. Похожие штаны с носками отображены на фреске позднего римского аристократа в Силистре, Болгария. Но во времена Тацита штаны были воплощением варварства, поэтому образчик должен был появиться вне римского мира.
Спустя примерно четыре столетия после Тацита, гало-римлянин Сидоний Аполлинарий описывал кортеж германского принца Сигисмера (Письма, Книга 4, no.20):
… quorum pedes primi perone saetoso talos adusque vinciebantur; genua crura suraeque sine tegmine; praeter hoc vestis alta stricta versicolor vix appropinquans poplitibus exertis; manicae sola brachiorum principia velantes; viridantia saga limbis marginata punaceis…
… их ноги до лодыжек были зашнурованы в башмаки из жёсткой кожи; колени, глени и икры без прикрытия; помимо этого очень узкие цветные одеяния едва достигали их голых коленей, рукава прикрывают только верх руки; зелёные плащи ограничены красной каймой…
Сидоний продолжает рассказ тем, что они были украшены шкурами северного оленя, что увеличивает вероятность того, что Сигисмер мог быть фактически скандинавским принцем. Как и Тацит до него, Сидоний отмечал типичные германские плащи и короткую, плотно облегающую одежду. Эти мужчины также не носили штанов, или их штаны заканчивались выше колена. Короткие рукава в этом описании соотносятся с парой безрукавных туник из Северной Германии, из Обеналтендорфа (47) и Маркс-Етцель. 34-х дюймовая (87 см), туника из Маркс-Етцель достаточно широка в плечах, чтобы обеспечить появление коротких рукавов, как это описано у Сидония. Так же, как и туника, в Маркс-Метцель была найдена пара шерстяных штанов длиной до колена, такого же вида, в какие могла быть одета свита Сигисмера (48). Два описания франкского платья пришли непосредственно из Эпохи Викингов, и я привожу их здесь ради представления о параллельной портновской традиции, имеющей общую родословную со скандинавским костюмом и существовавшей рядом с ней. Существовали продолжительные контакты между франками и скандинавами посредством торговли, переселений и войн, а в 826 году датский конунг Клакк-Харальд вернулся от двора франкского правителя с полученными в дар красивыми одеждами. Первое описание принадлежит Эйнхарду, современнику Карла Великого. Его жизнеописание императора, Vita Karoli, создавалось в 829-36 гг. и содержало описание его типичного одеяния (ch. 23):
Vestitu patrio, id est Francico, utebatur. Ad corpus camisam lineam, et feminalibus lineis induebatur, deinde tunicam, quae limbo serico ambiebatur, et tibialia; tum fasciolis crura et pedescalciamentis constringebat et ex pellibus lutrinis vel murinis thorace confecto umeros ac pectus hieme muniebat, sago veneto amictus…
Он носил одежду своей нации, Франков: затем на своё тело он надевал льняную рубашку и штаны изо льна; затем тунику, отделанную по краю шёлком, и чулки; затем обёртывал глени полотняными лентами, и обувал ноги в башмаки; а куртка, сделанная из шкуры выдры или горностая, защищала его плечи и торс зимой; он носил синий плащ…
Монах Святого Галла, иногда определяемый как Ноткер, написал письмо с отчётом о правлении карла, называемое De Carolo Magno, датируемое 883-4 гг. Оно содержит дополнительные описания традиционного франкского платья, которые расходятся в некоторых моментах с описанием императора у Эйнхарда. Франкские одежды, описываемые здесь, настолько богатые, что могли носиться только представителями знати и богачами:
Erat antiquarum ornatus vel paratura Francorum: calciamenta forinsecus aurata, corrigiis tricubitalibus insignita, fasciole crurales vermiculate, et subtus eas tibialia vel coxalia linea, quamvis ex eodem colore, tamen opera artificiosissimo variata. Super que et fasciolas in crucis modum intrinsecus et extrinsecus, ante et retro, longissime elle corrigie tendebantur. Deinde camisia clizana, post hec balteus spate colligatus… Ultimum habitus eorum erat pallium canum vel saphirinum quadrangulum duplex sic farmatum, ut cum imponeretur humeris, ante et retro pedes tangeret, de lateribus vero vix genua contegeret.
Таковы были наряды или одеяния франков в прежнее время: башмаки, вызолоченные снаружи, украшенные шнурками в три локтя длиной, окрашенные кермесом3ленты на голенях, а под ними чулки и штаны изо льна, такого же цвета, но отличающиеся более замысловатой работой. Поверх них и лент, внутри и снаружи, впереди и позади, длинные шнурки укладывались в виде креста. Далее рубашка из мягкого льна, после которой украшенная перевязь для меча… Последней из их одежд был плащ, белый или синий, в форме двойного квадрата, таким образом, будучи надетым на плечи, спереди и сзади он достигал ступней, однако по бокам он едва прикрывал колени.
Крестообразно подвязанные шнурки, подобные описанным здесь, были и у молодого аристократа, похороненного в соборе Святого Северина, Кологне, Германия, в восьмом веке. Под длинными шнурками их овчины на нём были надеты белые льняные обмотки. Пока что было бы неправильным изображать германскую моду неизменной на протяжении сотен лет, разделяющих Тацита и Кнута. Однако обнаруживается неожиданное количество параллелей и сходств между тем, что мы знаем о германском платье римского периода, и скандинавской модой Эпохи Викингов.
47 выкройка безрукавной шерстяной туники римского времени
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |