|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Большой каскад. СамсонШирокое использование аллегории (иносказания) характерно для искусства XVIII века. Так, при установке статуй в Летнем саду в Петербурге Петр I говорил: «Я желаю, чтобы те, кои будут приходить в сей сад, могли в оном при удовольствии своем найти некоторое поучительное наставление». Такое «поучительное наставление» содержится во всей композиции каскада и, прежде всего, в скульптурной группе «Самсон, разрывающий пасть льва». В чем же оно заключается? Решающей битвой в Северной войне явилась, как известно, знаменитая Полтавская баталия 27 июня 1709 года, в которой русские войска наголову разбили шведов. Победа русских войск под Полтавой имела большое политическое и военное значение. Результаты ее сказались на всем ходе русско-шведской войны. Разгром шведской армии произвел огромное впечатление в странах Западной Европы. Этому выдающемуся событию были посвящены много численные описания, гравюры, рисунки, картины и произведения скульптуры. Безусловно, в оформлении Большого каскада, посвященного победе России над Швецией в Северной войне, должно было найти отражение это событие. Петр I решил изобразить победу своих войск под Полтавой в виде аллегорической фигуры древнегреческого богатыря Геркулеса, «который дерется с гадом семиглавым, называемым гидрою». Такую группу предполагалось поставить наверху Большого каскада. Но осуществить свой замысел Петр I не успел. Скульптурная группа с гигантским фонтаном была поставлена уже после смерти царя, в 1735 году, причем Геркулеса заменили скульптурной группой «Самсон», отлитой по модели Карла Растрелли. Сюжет для такой группы был выбран не случайно. Полтавская битва совпала с отмечавшимся православной церковью днем святого Сампсония, который считался покровителем русских войск. После Полтавской победы во имя этого святого в городах России, в том числе в Петербурге и Кронштадте, строили церкви, часовни и соборы. Но «святой Сампсоний», каким его представляли иконописцы, не мог олицетворять в искусстве богатырскую силу русского войска. Тогда художники и скульпторы, используя мотивы известного библейского сказания о Самсоне, победившем царя зверей — льва, создали обобщающий образ богатыря. Однако не библейское сказание имели в виду художники в данном случае, а великие победы России над врагом. Аллегория была понятна всем, тем более что и Петра I еще при его жизни изображали на гравюрах не иначе, как «Самсона Российского, рыкающего льва свойского (шведского) преславно растерзавшего»
Следуя этой аллегории, скульптор Б.-К. Растрелли к 25-летию Полтавской битвы создал фонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льва» как одно из главных украшений Большого каскада. Вместе со своими помощниками скульпторами А. Селивановым, Ф. Медведевым и А. Хрептиковым Растрелли из свинца изготовил памятник, в аллегорической форме прославляющий победу под Полтавой. В центре ковша бассейна на высоком каменном постаменте возвышается фигура богатыря, ведущего смертельную битву со львом. Скульптору удалось показать самый напряженный момент схватки. Мускулы человека предельно напряжены, вены вздуты, а хищник когтит сильными лапами его тело, хотя победить богатыря он уже не в состоянии. Человек сумел, преодолев мощь сильнейшего из зверей, удержать его широко раскрытую пасть. Финал сражения предрешен. Из пасти льва в небо бьет мощная струя воды, поднимаясь на высоту более 20 метров.
К концу XVIII века мягкий металл деформировался, и в 1801 году литейных дел мастер В. Екимов отлил из бронзы по модели М. Козловского новую скульптурную группу. Архитектор А. Воронихин, соорудивший новый пьедестал из гранитных блоков, сохранил на верхней площадке постамента небольших фонтанирующих львов, добавив в полуциркульных арках еще и головы четырех хищников, изливающих воду. Этим он не только обогатил архитектурный облик композиции, но и усилил ее выразительность. В годы Великой Отечественной войны знаменитая скульптурная группа была похищена гитлеровцами. Судьба ее неизвестна до сих пор. Летом 1947 года скульптор В. Симонов и его помощник Н. Михайлов после тщательного изучения довоенных фотографий отлили в бронзе новый памятник. Его размеры (3 метра 30 сантиметров) и вес (5 тонн) были сохранены. По своим художественным достоинствам этот монумент не уступает утраченному шедевру. Воссоздание уникального памятника 14 сентября 1947 года стало праздником для всех ленинградцев, переживших блокаду. Ведь этим прославлялась уже не только петровская эпоха, но и новейшая история России — ее победа в войне 1941-1945 годов. В день пуска «Самсона» 14 сентября 1947 года поэт П. Симонов (сын скульптора) опубликовал в одной из газет стихотворение: Самсон стоит, знакомый и любимый, В сплетенье струй, за пеленою брызг, И в бронзовой фигуре исполина Сверкает торжествующая жизнь. В стальном кольце безжалостной блокады Над ледяной простуженной Невой Таким он снился людям Ленинграда В тревожном мраке ночи фронтовой... И вот сбылось: не призрачною сказкой. Мечтою, воплощенною в металл, Как прежний, но по-новому прекрасный, Он на скале высокой засверкал...
Каждый фрагмент композиции фонтана тщательно продуман и подчинен общей идее. Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся у ног победителя. Их водометы образуют серебристый венок, в центре которого свергает золоченая фигура Самсона. Из полуциркульных ниш пьедестала смотрят четыре льва, из пастей которых льется вода в бассейн. Это — четыре стороны света, удивлённые славной победой Самсона. С высоты верхнего грота, отделенного от дворцовой террасы балюстрадой, в сторону «Самсона направлены две мощные струи: то повелители волн — морские чудовища тритоны, словно приветствуя героя-богатыря, трубя в витые раковины. Во время пуска фонтанов «Тритоны» начинают бить только в тот момент, когда струя из пасти поверженного льва достигает самой высокой точки. Такая зависимость водометов усиливает смысловую подчиненность их аллегорических скульптурных украшений. Покровительницы мореплавателей — наяды с мальчиками-тритонами, сказочные девы — морские сирены с огромными дельфинами — расположены на поребрике ковша у ног Самсона. Они трубят в раковины славу победителю. Все эти фонтаны и скульптурные группы обозначают морскую стихию и ее обитателей. На выступающих из воды туфовых полуостровках, что находятся по обеим сторонам у основания каскада, помещены скульптурные изображения рек Волхова — величественного старца с веслом и Невы — молодой женщин, держащей змею. Потоки воды падают из-под туфовых пьедесталов и соединяются в ковше. Это символическое выражение выдающегося события петровской поры—строительства Ладожского канала, соединившего реки Волхов и Неву и связавшего центральную Россию с морскими путями. На угловых выступах основания каскада расположены две лягушки, как бы дразнящие одна другую струями воды. Оформление этих двух фонтанов также аллегорично, В греческой мифологии существовало предание о том, как богиня Латона, мать Аполлона и Афродиты, должна была долго скитаться, преследуемая гневом ревнивой супруги Зевса — Геры. И вот однажды она зашла в ликийское селение, чтобы утолить свою жажду. Но самонадеянные ликийцы решили посмеяться над Латоной и замутили воду источника. Разгневанная богиня превратила их в лягушек. Этот миф современники Петра I связывали с Северной войной: под ликийцами, превращенными в лягушек, они подразумевали «прегордых» шведов, которые кичились непобедимостью своего оружия, но были посрамлены. На каскадной лестнице установлено 37 скульптур. Каждая фигура занимает свой гранитный пьедестал. Между статуями, строго чередуясь, стоят декоративные вазы, украшенные позолотой. Античные боги и герои, словно спускаются со своего Олимпа вниз к "Самсону" под шум 28 водометов, установленных по краям каждой ступени. (Зевс, Гера, Нептун, Амфитрида, Кентавры, Геракл) Множество скульптур каскада безупречны в художественном смысле. Прежде всего это копии с античных скульптур IV века до н. э. (Фавн, Венера, Галатея) Но есть на каскаде скульптуры, выполненные Ф. Щедриным на мотив современной Петру истории. Например, скульптура "Персей". Сын Зевса и красавицы Данаи показан в момент, когда он победил уже горгону медузу, но сражение с морским чудищем за прекрасную Андромеду еще впереди. Но Персей уверен в победе: взор его решителен, меч подготовлен к удару. Интересно, что голове горгоны Щедрин придал портретное сходство с Карлом XII. Аллегория скульптуры просто раскрывалась современнику: сухопутная армия шведов была разгромлена под Полтавой, но флот еще был силен, России еще предстояли сражения со шведами, но в успехе уже никто не сомневался. Вертикали ступеней каскада украшены многочисленными рельефами, выполненными Оснером, Карлом Растрелли по рисункам Браунштейна и Леблона. Все эти рельефы славят победы России уже известным нам языком аллегорий: "Триумф Амфитриды", "Персей и Андромеда" морские победы. "Похищение Деяниры кентавром Нессом" (Геракл выстрелом из лука убивает кендавра и освобождает Деяниру) освобождение Петром балтийских земель от векового владычества шведов. Вода каскада тонким полотном скользит по ступеням, давая возможность рассмотреть рельефы. Ограничивают площадку перед Большим гротом две каскадные лестницы, состоящие из семи ступеней, каждая из которых украшена золочеными барельефами, декоративными кронштейнами, водометами и золоченой скульптурой, чередующейся с вазами. В центре площадки - фонтан аКорзинка". Его воды по трем водопадным ступеням "стеклянной" пеленой сливаются в ковш. Стена Большого грота завершается гранитным карнизом с мраморной балюстрадой перед террасой Малого грота, украшенной вазами. В архитектуре последнего явно подчеркнуто стилевое единство с архитектурой Большого дворца: полукружия арок и ниш, замковые камни и, наконец, бело-желтая окраска. Балюстрада, объединяющая эти два сооружения, также декорирована вазами и повторяет рисунок и материал нижнего ограждения террасы Малого грота. Современный облик каскада складывался на протяжении более чем ста лет. Замысел композиции его принадлежал Петру I. Первые сохранившиеся наброски планов петергофских строений, сделанные царем, говорят о знании им европейских сооружений подобного рода. Еще до посещения Франции Петр выписал для себя книгу, в которой приводятся сведения "...о огороде или саде, что в Вер-салии у короля французского", по его же указам переводились книги и издавались гравированные альбомы по архитектуре, садовому искусству и фейерверкам. Позднее, во время своих зарубежных вояжей, русский император делал обязательным для себя знакомство с садами и парками, фонтанными сооружениями и дворцами европейских монархов. Однако это знакомство никогда не приводило к подражательству. Все его идеи, воплощенные в жизнь, были самостоятельны и всегда восхищали своей новизной и оригинальностью решения. В Петергофе Петр предполагал на склоне террасы, где предстояло возвести Верхние палаты (так тогда назывался Большой дворец), соорудить два грота и две каскадные лестницы, воды которых низвергались бы в прямоугольный водоем, соединенный каналом с морем. Сооружение канала началось в 1715 году, а Большого грота - в мае 1716 года. Прибывший тогда же в Петергоф и возглавивший строительство ансамбля французский архитектор А. Леблон предложил для увеличения потока воды на восьми ступенях каскада установить водометы, изменить форму ковша, придав ему полукруглые очертания, а стены его декорировать гермами, камнем и раковинами. Кроме того, зодчий уведомил Петра о необходимости расширения канала и укрепления его берегов. Самое раннее изображение Петергофа на гравюре А. Ростовцева 1717 года дает представление о первоначальном виде Большого каскада. При всех дальней- На протяжении последующих шестидесяти лет каскад и грот неоднократно ремонтировали: заменяли деревянные пьедесталы каменными, меняли кордоны бассейнов, перезолачивали скульптуры. Многие из них, ветшая, приобретали безобразный вид, часть барельефов и декоративных элементов исчезла, перестали действовать фонтаны. И только император Павел I в конце XVIII столетия обратил внимание на Петергоф. 19 августа 1799 года появилось распоряжение о замене свинцовой скульптуры каскада бронзовой. При этом предлагалось точно повторять оригинал и лишь в случае невозможности разрешено было создавать совершенно новые скульптуры. В этой работе приняли участие самые замечательные скульпторы России того времени. Четырнадцать статуй - "Германик", три "Фавна", два "Меркурия", "Ганимед", "Церера", две "Венеры", "Дискобол", "Амазонка", "Флора" и "Антиной" - были отлиты по гипсовым слепкам с античных оригиналов, хранившихся в Императорской академии художеств, группа "Вакх с сатиром" воспроизводила известную композицию Микеланджело. Девять скульптур отлили по оригинальным моделям Ф. Щедрина, Ж.-Д. Рашетта, Ф. Шубина, И. Прокофьева, И. Мартоса. Фигуры Персея, Актеона и Галатеи повторяли скульптуры, стоявшие ранее, но фактически были самостоятельными произведениями. На месте Нептуна и Амфитриты появились скульптурные образы Невы и Волхова. Были созданы и абсолютно новые статуи: "Юпитер", "Юнона", "Акид" и "Пандора". Однако частично была сохранена и старая свинцовая пластика К.-Б. Растрелли - барельефы ступеней, фигуры лягушек, маскароны. Ниши Верхнего грота по-прежнему украшали четыре мраморных бюста. Работу по отливке скульптурного декора каскада взяли на себя литейщики Э. Гастклу и В. Екимов. Гастклу отлил копии с антиков - "Венеру Медицейскую", "Венеру Каллипигу", "Гладиаторов" ("Бойцов Боргезе"), "Вакха с сатиром" Микеланджело, "Ганимеда", а также шесть ваз. Остальные статуи и вазы воспроизвел Екимов. Им же была отлита скульптурная группа "Самсон, раздирающий пасть льва", которая должна была украшать самый мощный водомет Нижнего парка. Поставленный в центре ковша перед Большим каскадом, он композиционно завершал грандиозный фонтанный ансамбль. Решение о сооружении фонтана было принято еще в 1734 году, когда отмечалось двадцатипятилетие разгрома шведских войск под Полтавой 27 июня 1709 года. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Сампсония, что дало повод к аллегорическому изображению битвы как борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. В гравюре, появившейся в год сражения, Советы эмиссару: найдите такое место на каскаде, откуда можно было бы хорошо рассмотреть те скульптуры и рельефы, с которыми вы будете работать. После знакомства с командой, начните разговор с того, что выясните у ребят в честь какого события был сделан этот каскад, пусть они раскроют вам аллегории каскада, обязательно обращаясь к скульптурам, мифам, истории Северной войны. Добивайтесь того, чтобы каждая названная ребятами деталь была показана на каскаде. После разговора о главной скульптурной группе, попросите ребят ответить на вопросы, сколько вообще скульптур украшает каскад, назвать некоторые из этих скульптур, показать, где находятся рельефы каскада, как и о чем они рассказывают. После общего разговора попросите ребят выбрать любую скульптуру или рельеф (какие им нравятся), найти ее на каскаде и рассказать связанный с ней миф и раскрыть аллегории. Ваша роль очень сложная и ответственная. Часто ребятам кажется, что этот каскад знаком им и они торопятся. Научить их быть внимательными, не суетиться, увидеть и понять, все то, о чем они рассказывают вот ваша главная задача. Поэтому вы сами не должны торопиться. Серьезно, спокойно и уважительно разговаривайте с ребятами и пресекайте любые попытки спешки, небрежности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |