АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вторая глава. Эволюция взглядов Лютера после предания анафеме

Читайте также:
  1. CLARIOR EST SOLITO POST MAXIMA NEBULA - после густого тумана солнце обычно ярче (Феб)
  2. HЕМЕЦКАЯ ПОЛИТИКА В ОТHОШЕHИИ ЕВРЕЕВ ПОСЛЕ HАЧАЛА ВОЙHЫ
  3. HЕМЕЦКАЯ ПОЛИТИКА В ОТHОШЕHИИ ЕВРЕЕВ ПОСЛЕ HАЧАЛА ВОЙHЫ
  4. I Ватиканский собор (1869–1870) и его последствия (1870–1878)
  5. II. Обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00) послевузовского профессионального образования врачей по специальности «Пластическая хирургия»
  6. II. Организация проведения предполетного и послеполетного досмотров
  7. III. Соблазн и его непосредственные последствия
  8. L. Растягивание позвоночника после тренировки
  9. V. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ПОСЛЕ ДЕКАРТА
  10. XX ГЛАВА.
  11. XXII ГЛАВА. НЕОПРАВДАННОЕ И НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ
  12. XXIV ГЛАВА. КОНТРАСТЫ

В 1520 году папа римский Лев X предает Лютера анафеме. Лютер, со свойственным ему максимализмом, в ответ публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.[24]

Он клеймит папу и окружение. Теперь его целью становится то, чтобы, как он пишет, «их разнообразные, вредные и гнусные обольщения, всяческие злодеяния и тирания были выставлены на всеобщее обозрение и опозорены».[25]

Однако от чистой критики Лютер быстро переходит к тому, что начинает предлагать свое собственное вероучение взамен католичества. Причем он не просто предлагает его, а обосновывает необходимость создания такого учения.

«Становится очевидным, что если священники, монахи, епископы и все духовенство не проведут сами значительных, ощутимых реформ, то произойдет мятеж и их могут убить или изгнать. Ведь [терпение] простого народа, который, негодуя, переносит имущественное, телесное и духовное иго, подвергают слишком большому испытанию. Изощренно угнетаемый сверх всякой меры, он не может и не хочет отныне и впредь терпеть это, тем более что у него есть справедливый повод обрушиться на них с цепами и дубинами» написано им в трактате «Открытое увещевание ко всем христианам».[26]

Основополагающими принципами учения Лютера были: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией).[27]

"Я понял, " — утверждал он, — «что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». При этой мысли Лютер, как он говорил, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Таким образом, им было отказано в праве на существование учению о сокровищнице благодати, в течении веков бывшему одним из самых сильных рычагов влияния католической церкви на мирян. [28]

Исходя из этого, Лютер провозгласил, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. Их введение в сан, таким образом, перестало быть последствием рукоположения и перешло под контроль общины верующих. Он опровергал также догмат божественности личности папы, ссылаясь при этом на пример на греческой, т.е православной церкови, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.[29]

Вера в его понимании требовала понимания, что в корне расходилось с признанным в католичестве тезисом Тертуллиана «Верую, потому что абсурдно».[30] В своем сочинении «О рабстве воли» он пишет: «Какой христианин будет так просто бросать на ветер предписания Писания и церкви, говоря: «Независимо от того, понимаю я их или не понимаю»? Ты им подчиняешься, однако нисколько не заботишься о том, понимаешь ты их или нет? Да будет проклят христианин, если он без веры принимает то, что ему предписано»![31]

Отвергаются Лютером и такие неотъемлимые для католической церкви институты, как монашество, обет безбрачия для священников, часть таинств, которые приобрели символическое значение, и преимущественное право церкви на толкование Библии.[32]

Одним из центральных и востребованных положений учения Лютера была и концепция «призвания». В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного. [33]

Однако по мере того, как развертывался процесс Реформации и появлялись новые вероучения и движения, приобретавшие зачастую радикальный характер, как, к примеру, многочисленные секты внутри крестьянского движения, в учении Лютера стали проявляться тенденции к стабилизации вероучения, прекращению его дальнейшей разработки «вширь» и ограничению своей деятельности уточнением аспектов уже разработанных концепций.[34]

Следовательно, после предания анафеме взгляды Лютера на религию окончательно изменились. Он практически полностью порвал с католичеством и создал свое вероучение, создав для него и новую церковную практику. В основу его легло понимание Лютером библейских текстов, в котором главным были тезисы о спасение только верой, благодатью и Библией, непогрешимости Священного Писания, концепция «призвания» человека Богом к определенному делу, отрицание учения о сокровищнице благодати, авторитета папы, Священного предания и Вселенских соборов. В этом прослеживается также влияние идей гуманистов и различных ересей и народных движений XIV – XV веков.[35]

Заключение.

Подводя итоги, мы ясно видим, что эволюция взглядов Мартина Лютера на религию представляла собой длительный и болезненный процесс, протекавший под влиянием множества факторов.

Клерикальный характер общественного сознания, огромное влияние церкви на дела мирян, особенности сознания и конкретные эпизоды биографии предопределили жизненный путь юного Лютера, открыв ему дорогу в ворота храма. Но не менее значимым было и влияние кризисных тенденций в жизни церкви и личного опыта, которые побуждали его к активной деятельности по улучшению церкви.

Однако по мере того, как постепенно росло его разочарование в папстве, это желание перемен превратилось в идею о полном отрицании католичества и создании нового вероучения.

Во время его формирования Лютер едва ли не полностью отмел все наследие прошлого и создал церковь, которая соответствовала евангельским указаниям в его понимании и обладала новым вероучением и новой практикой. Они основывались, как уже было сказано, на истолковании Лютером Священного Писания, и предположительно, несли на себе отпечаток влияния идей гуманистов и различных ересей и народных движений XIV – XV веков.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)