|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первая глава. Эволюция взглядов Лютера до предания анафеме (1520 год)Когда мы говорим о том, что же послужило фундаментом для религиозных воззрений Лютера, необходимо помнить о двух условиях, в которых он формировался как личность. Во – первых, не будем забывать о том, что общество, в котором родился и вырос Лютер, не было секулярным. Религия пронизывала все общественное сознание и неизменно присутствовала в жизни человека. И не в последнюю очередь это касалось сферы образования. Вспомним о том, что с 14 лет Лютер обучался во францисканской школе города Марбург, и вместе с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен под окнами набожных обывателей. Таким образом, религия коснулась Лютера еще в очень юном возрасте, и его пытливый ум и яркое воображение только усилили этот эффект.[11] Во – вторых, напомним, что период XIV – XV веков был временем кризиса католицизма. Одновременное существования нескольких понтификов одновременно, острая конфронтация между сторонниками реформы церкви и их противниками, появление влиятельных и трудно уничтожимых еретических учений, падение авторитета папы – именно эти тенденции характеризовали развитие западной церкви в этот временной отрезок. Недовольство положением церкви и брожение умов, происходившее в Германии, не могло не сказаться на мировоззрении юного Лютера. [12] Нельзя проигнорировать также тот факт, что первый серьезный религиозный опыт породил у него состояние угнетенности вследствие «сознания своей греховности». Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов, подтолкнув его к изучению библейских текстов как первоисточника вероучения.[13] Сказалась также на его системе воззрений на религию и профессиональная деятельность. В 1509 г. Лютер читал в Виттенбергском университете курс о «Сентенциях» Петра Ломбардского, в 1513-15 гг. — о псалмах, 1515-16 гг. — о послании к Римлянам, в 1516-18 гг. — о посланиях к Галатам и к Евреям. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви. Это, с одной стороны, привлекало его внимание к богословским спорам и давало опыт истолкования и осмысления Священного Писания, а с другой позволило ему расширить видение жизни церкви.[14] Есть основания полагать, что на взгляды Лютера повлияло и знакомство со многими участниками кружка гуманистов, существовавшего в стенах университета.[15] Наконец, следует учесть и воздействие на сознание столь фанатично верующего человека, каким являлся Лютер, его поездки в Рим. В 1511 г. Лютера отправили в Рим по делам августинцев (на тот момент он являлся членом ордена). Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращенность римско-католического клира.[16] Ко второй половине 1510 – х годов у Лютера окончательно сформировалось осознание того, что католическая церковь нуждается в определенных преобразованиях. Но рассматривал он их в достаточно ограниченном контексте, считая, что проблемы порождаются развращенным высшим духовенством и приближенными к нему богословами, которые сводят на нет все попытки папы навести порядок в делах церкви.[17] Особое возмущение Лютера, как и многих других европейских мыслителей того времени, вызывала практика продажи индульгенций. И неудивительно, что когда 18 октября 1517 года папа Лев Х выпустил буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира», Лютер взорвался критикой роли церкви в спасении, которая выразилась 31 октября 1517 года в знаменитых 95 тезисах. [18] В них он утверждал, что папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву. Он также писал, что папа «не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа, кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях». При этом Лютер подчеркивал, что не отрицает власти священника и понтифика. «Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всем священнику, Своему наместнику», - утверждает он, - «Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе… папа, давая "полное прощение всех наказаний", не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своем диоцезе или приходе в частности. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не имеет), но заступничеством дает душам прощение».[19] Соответственно, Лютер отрицал индульгенции, но все же отводил папе определенную роль в получении прощения грешником. «Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций», - гласит 37 - й тезис, но Лютер тут же указывает, что «папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать, ибо оно … есть объявление Божьего прощения».[20] Таким образом, следует признать, что, несмотря на жесткий характер обрушенной им на продавцов индульгенций критики, Лютер продолжал еще оставаться католиком по убеждениям. «Должно учить христиан: папе как более нужна, так и более желанна, - при продаже отпущений - благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги. Должно учит христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь дотла храм св. Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец. Должно учить христиан: папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом деле хочет, - даже если необходимо продать храм св. Петра - отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений» - пишет он.[21] В период между публикацией тезисов и выступлением на Вормском рейхстаге, Лютер переживает сложный процесс изменения убеждений. Он надеялся, что понтифик поддержит его выступление, и даже когда из Рима последовала жесткая реакция, все еще убеждал себя, что это последствия происков кардиналов, а не личная позиция папы.[22] В письме к Льву X ясно выражал весь пиитет, который испытывал к апостольскому престолу. «Живя среди чудовищ века сего, с которыми я веду войну вот уже третий год, я вынужден порой взирать на вас, и думать о вас, благословеннейший отец. В самом деле, поскольку к вам относятся порой как к основному и единственному объекту моей борьбы, я просто не могу не думать о вас. Разумеется, незаслуженный гнев по отношению ко мне со стороны ваших нечестивых лицемеров вынудил меня обратиться от вашего престола к будущему собору, игнорируя декреталии ваших предшественников…. Тем не менее, я никогда не отчуждал себя от Вашего Святейшества до такой степени, чтобы от всего сердца не желать вам и вашему престолу всяческого благословения, о котором я умолял Бога в искренних молитвах, прилагая к этому все свои способности. Действительно, я был настолько дерзок, что позволял себе презирать и глядеть высокомерно на тех, кто пытался запугать меня величием вашего имени и власти. Однако существует нечто такое, что я не могу игнорировать и что заставляет меня еще раз писать вам, ваше Святейшество. Мне стало известно, что я обвиняюсь в великой неучтивости, и, как утверждают, моя великая вина состоит в том, что я не считаюсь даже с вашей личностью. Я могу чистосердечно поклясться, что, по моему разумению, я говорил только добрые и уважительные слова относительно вас всякий раз, когда я о вас думал».[23] Вместе с надеждой на положительный ответ умер и Лютер – католик. Его мировоззрение изменилось кардинальным образом. Теперь он призывал не реформировать старую церковь, а разрушить ее и создать новую, основанную только на предписаниях Библии, так, как он их понимал. Таким образом, мы приходим к выводу, что до своего предания анафеме воззрения Лютера на религию пережили длительные и существенные трансформации. Если свой путь он начинал как верный католик, не сомневавшийся в непогрешимости папы, то к моменту оглашения церковного проклятия он уже полностью порвал с католицизмом и начал разработку собственного вероучения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |