|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Беседа первая. Эстрада. Что это такое?
Как и всякое искусство, эстрада (слово «эстрада» (исп.) - «настил» (помост, возвышенная площадка). В русском толковании слово «эстрада» означает искусство малых форм, область зрелищ, концертов. На Западе же слово «эстрада» означает только специальные подмостки) есть художественное отражение реальной действительности и утверждение определенной идеи в определенной форме. Естественно, что она, как и все другие виды искусства, эмоционально воздействуя на человека, обращается к его духовному началу. Ведь, как правило, эстрадное произведение несет в себе мощный заряд прогрессивных идей и мыслей. О происхождении русской эстрады в российском театроведении существуют две точки зрения. Сторонники одной утверждают, что истоки русского эстрадного искусства лежат в скоморошьих игрищах. Другие же, что русская эстрада родилась в первой четверти XX века под непосредственным влиянием западной эстрады, в частности, французской. Мне представляется, что истина лежит где-то посередине. Конечно, русская эстрада испытывала и испытывает огромное влияние западной. Но еще с середины X века в России на ярмарках и во время народных гуляний широкое распространение получили выступления скоморохов и различные зрелища, преимущественно комического характера (например, балаганы). Было бы неправильным отрицать влияние последних (в частности, их репертуара) на многие стороны русской эстрады, как и влияние скоморохов. Вот почему с первых же дней своего существования эстрада сформировалась как близкое и понятное народу демократическое искусство. Ведь возникла-то она в недрах народа. Скоморохи, острословы, балаганные деды-зазывалы, народные гуляния, празднества с хороводами, частушками, плясками - вот та почва, на которой стремительно развивалось и выросло искусство русской эстрады. Собственно, именно в нем, в народном творчестве, лежат ее демократические корни. Здесь же истоки и ее зрелищности, занимательности, сочности и яркости красок (при целомудренности ее грубоватых забав, игр, шуток). Здесь же и приемы народной игры, идущие от стихии празднеств и балаганов; здесь и корни одной из основных особенностей эстрады: непосредственный, прямой контакт исполнителя с аудиторией, со зрителями. Именно здесь родились открытость, доверительность и откровенность манеры исполнения, открытость актерского мастерства. Как известно, еще скоморохи, петрушечники, бродячие музыканты строили свои выступления с учетом настроения и реакции, окружающих их зрителей, которые не только ждали от них чего-то нового, интересного, но и становились активными участниками действия. Можно говорить и о том, что именно тогда родилось и принципиальное отличие эстрады от театра: почти полное отсутствие отделения сцены (подчеркнутое рампой) от зрительного зала. Для эстрадного действия нет нужды в оборудованной занавесом, кулисами, штанкетами, софитами и пр. сцене-коробке. Исторически сложилась и многожанровость эстрады. Родилась она еще в старинных народных гуляниях, скоморошьих игрищах, где наряду с плясками, песнями, игрой на различных инструментах (дудках, домрах, гудках, гуслях), наряду с вождением медведей, которые показывали, как пьяный барин или купец в луже валяется, звучали частушки, а Петрушка торговал у цыгана-барышника беззубую клячу, расплачиваясь с ним тумаками или же расправлялся с квартальным надзирателем. Разнообразие форм, жанров и тем, множество исполняемых номеров, их синтез (сочетание в одном концерте) - не количественная, а качественная особенность, определяющая природу эстрады, ее специфическая черта. При этом следует заметить, что некоторые теоретики, основываясь на расцвете в последние годы сольных шоу-концертов, считают, что отсутствие сборных концертов - признак коренных изменений, произошедших ныне в эстрадном искусстве. Я не могу согласиться с таким мнением, которое, как мне представляется, есть дань моде, влияние шоу-бизнеса. Да, сегодня действительно на центральных подмостках (прежде всего Москвы и Петербурга) царствуют грандиозные эстрадные феерии. Но если обратить внимание на жизнь эстрады вообще, и в частности, в провинции, то можно увидеть, что в своей массе жизнь сборных концертов продолжается. Конечно, эстрада, как и любое искусство, находится в непрерывном развитии. Что-то рождается, что-то отмирает, что-то возрождается вновь, что-то видоизменяется, что-то обогащается. Идет постоянный процесс поиска новых форм, стремление к оригинальности, к самобытности. Но глубинная суть искусства эстрады - многожанровость, многоликость и разнообразие - остается неизменной. Да, сегодня наиболее распространенная форма эстрадной программы — сольный концерт. Но и при этом именно многожанровость не исчезла. Она сохраняется в различного рода ревю (обозрениях), в мюзик-холльных и шоу-программах. В отличие от театра, в эстраде в одном концерте, представлении может быть показано все: и песня, и танец, и интермедия, и акробатика, и вентрология (чревовещание), и мнемотехника, и иллюзии, и куклы, и игра на самых различных музыкальных и не только музыкальных инструментах (бутылках, пиле, поленнице дров, стиральной доске, колокольчиках и т.п.). Словом, по своей сути эстрадное искусство — есть своеобразное соединение всех видов временных и пространственно-временных искусств. Именно в синтетичности эстрадного искусства, объединяющего различные, казалось бы, несоединимые формы и стили художественного творчества, заключается его существенное отличие от театра. Несмотря на то, что большинству эстрадных жанров, как и театру, присущи зрелищная природа и лицедейство, все же отождествлять эстраду с театром было бы неверно. Более того, в последние годы мы становимся свидетелями того, что театр заимствует у эстрады ее способность к острому, броскому репризному характеру творчества, ее афористическую яркость, открыто включая ее в ткань драматургии (в этом, например, одна из особенностей пьес Г. Горина). Заимствование можно проследить во многих спектакля Марка Захарова в Лейкоме, в спектаклях Марка Розовского в театре «У Никитских ворот», да и в спектаклях многих других театров. В свою очередь, и эстрада испытывает очевидную тягу к театрализации, доверительной интонации, к психологической точности и тонкости. Влияние театра проявляется и в том, что сегодня все больше и больше появляется эстрадных представлений, объединенных какой-либо единой темой, забавным сюжетным ходом. Скажем, эстрадные спектакли Е. Шифрина (не случайно в наши дни существует «Шифрин-театр», театры Е.Петросяна, В.Винокура, В.Толкуновой и других). В этом же ряду и представление «Моя Одесса» М.Жванецкого в исполнении Р.Карцева. Можно вспомнить и М.Миронову с А.Менакером, которые, по выражению Б. Поюровского, «явились родоначальниками «Театра двух актеров». Если Л.Миров и М.Новицкий, Ю.Тимошенко и Е.Березин всегда выступали в образах персонажей, не меняющих не только своего внешнего облика, но и характеров, то М.Миронова и А.Менакер, выходя на сцену, каждый раз создавали совершенно разные образы в зависимости от драматургии исполняемого произведения. В этих спектаклях они действовали по законам театра, как по этим же законам жил и творил легендарный Аркадий Исаакович Райкин. Было бы ошибкой не заметить, пройти мимо этого явления в эстрадном искусстве. Вот почему, когда я говорю о зрелищности искусства эстрады, то я имею в виду не измену строгим вкусам, а то, что открытое и сформулированное К.С. Станиславским учение о сверхзадаче и сквозном действии, о жизни на сцене «человеческого духа», как основе зрелищного искусства, не чужды и эстрадному искусству. Только используются они не школярски, а творчески. Эстраде весьма близка вахтанговская школа с ее игровым началом, ироническим отношением к создаваемым сценическим образам. Причина этой общности в одних и тех же истоках театра и эстрады. Ведь то и другое искусство родились на площади. Затем, в зависимости от «условий игры» (о последних - дальше), их дороги принципиально разошлись не только в общественном сознании, в восприятии зрителей, но и в особенностях приемов игры.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |