|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заметки на полях. О пародииВ основе пародии всегда лежит прием преувеличения. Вернее, одна из трех его основных форм: либо карикатура, либо гипербола, либо гротеск. Произнеся «это карикатура», я имею в виду, преувеличение, а иногда даже искажение изображаемого. Причем не всего объекта осмеяния, а какой-то его частности, одной детали. Тем самым исполнитель обращает на нее исключительное внимание в то время, как все другие свойства, особенности, другие частности для него (пародиста, создающего карикатуру), не имеют значения, вроде бы не существуют. «Искусство карикатуриста в том и состоит, чтобы схватить, порой неуловимую особенность и сделать ее видимой для всех увеличением ее размеров» (Г. Бергсон). В гиперболе же преувеличивается целое. Гипербола смешна только тогда, когда подчеркивает отрицательные качества пародируемого, то есть все то, что подлежит осмеянию. А вот гротеск есть предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск, если хотите, комедийный парадокс, где сатирическое сочетается с фантастическим. Через гротесковое преувеличение зримо предстает перед зрителями вся несостоятельность и комичность объекта пародии. Определяя характер и манеру исполнения пародии, режиссер и актер, как правило, прибегают к одному из названных приемов, который, по их мнению, может привести к желаемому результату. В то же время, не забывая, что не каждый прием соответствует актерскому дарованию. В то же время жанр пародии таит в себе величайшую опасность - способность сбиться на дурновкусие. Истинная, подлинная пародия - жанр сложный и коварный. Ведь пародировать можно все: движение и действия человека, его жесты, походку, мимику, речь, профессиональные привычки, профессиональный жаргон. Поэтому зачастую она сводится лишь к внешней имитации, пустому подражанию, которое не может иметь отношение к творчеству. К сожалению, именно в таком виде то, что сегодня называют пародией, стало расхожей монетой на эстраде и довольно активно вытесняет другие жанры. Процветающие на эстраде так называемые пародии - это, по существу, имитация голосов Утесова, Лещенко и Других известных публике популярных людей. Вспомните пародии на М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и других политических деятелей. Что имитируется? Только интонация, манера речи, жестикуляция. Вот и получается, то, что для подлинного пародиста является лишь средством, Для имитатора становится конечной целью. А это означает, что вместо пародии мы имеем дело с подражанием той или иной индивидуальности. Если же говорить более жестко, то это всего лишь передразнивание. Пусть даже иногда и довольно талантливое. Добиваясь мгновенной узнаваемости, без чего не может существовать пародия, артист не должен ограничиваться простой имитацией, подражательством. Вообще, мне представляется, что предметом пародии должны быть не отдельные личности, а явления (и личность, если она является ярким выразителем какого-нибудь явления). Пародия, с моей точки зрения, должна обнажать и безжалостно высмеивать штампы, политическое шарлатанство, всякое проявление пошлости. Например, весьма интересными, а главное действенными могут быть пародии на популизм некоторых, так называемых «радетелей народа», пародии на театральные, эстрадные, литературные штампы, штампы радио и телепередач; на вульгарность, наигрыш, пошлость в искусстве, театральную и эстрадную халтуру. Когда же за пародию выдается имитация, то для меня это, как правило, в большей степени попытка актера, даже когда она удачная, прикрыть этим отсутствие своей собственной творческой индивидуальности. Такая, с позволения сказать «пародия», если говорить без обиняков, ведет к развращению вкусов зрителей. Ведь вместо талантливого подлинника публике преподносится дешевая копия. Может быть, именно поэтому в последнее время многие по-настоящему талантливые артисты, начавшие свою творческую деятельность с жанра пародии, уходят в другие жанры, ведут поиск своих собственных путей. Например, Владимир Винокур. Исполнение подлинных пародий вещь тонкая, требующая от актера определенных способностей, определенного человеческого настроя, склада ума, которые позволяют ему чутко улавливать возможности пародии и, выбирая выразительные средства и краски, понимать что и как следует подчеркнуть в пародии. Само собой разумеется, что пародия обязана быть похожей на оригинал, но одновременно она требует отбора наиболее характерных черт в облике или характере изображаемого человека и комического преувеличения какой-либо одной из отобранных черт, присущих пародируемому. При этом режиссер и исполнитель не должны забывать, что пародия будет смешна (а может быть и зла), только тогда, когда она вскрывает внутреннюю слабость того, что пародируется. Для чего им необходимо: во-первых, вникьуть в суть пародируемого явления и, во-вторых, ясно представлять себе цель пародии, чего они хотят оба добиться. Одновременно с этим они должны решить, будут ли они создавать дружеский шарж или сатирически развенчивать объект пародии, поскольку актерские выразительные средства, приспособления (как и степень комического преувеличения), для того или другого - разные. В одном случае это могут быть тонкие иронические намеки, в другом - исполнитель прибегнет к гротеску или даже буффонаде. Словом, выбор красок для создания пародии зависит от того, какую цель ставит перед собой актер и какие из них наиболее ярко и полно раскроют содержание и художественный замысел номера. Блестящая пародия на эстрадные штампы - спектакль «Необыкновенный концерт», идущий не один десяток лет на сцене Центрального театра кукол им. С.В. Образцова. Вообще следует отметить одну и очень важную особенность кукол - они обладают даром веселого пересмешничества. Более того, куклы -это наиболее близкий к пародии жанр. Объектом пародии в кукольном изображении может быть не только музыкальное произведение, но и стиль, и штампы исполнения. Любопытно, что и сентиментальный текст в кукольном исполнении звучит остропародийно. Такими были своеобразные эстрадные скетчи Марты Цифринович - «Лекции Венеры Михайловны Пустомельской «Любовь как болезнь» или «О роли женщины». Такими были и номера великолепного актерского дуэта Игоря Дивова и Наталии Степановой, близкие к творчеству не только актера-кукольника, а и актера-куплетиста, актера-пародиста. Например, номер «А ну, давай!», в котором Оболтус - большая поролоновая кукла с наглыми развязно-развинченными движениями, огромной головой со встрепанной шевелюрой и жиденькой бороденкой, «бацая» на гитаре, пела: А ты давай, давай, давай Газеточки почитывай. А ты давай, давай, давай Меня перевоспитывай... Вообще и ростовая, и надетая на руку артиста кукла наделены огромной обобщающей силой. Куклы обладают способностью раскрыть то или иное состояние человека, его характер. За «безропотной послушностью» куклы зритель угадывает ее способность выражать «чистую» философскую мысль, литературную метафору, иносказание, афоризм порой лучше, чем это мог бы выразить живой человек.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |