|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заметки на полях. О смехе
Вообще же, хочу заметить, что, используя многообразие форм и оттенков комического, важнейшими формами которого являются сатира и юмор, эстрадное искусство не только «развлекая - поучает» зрителя, но и удовлетворяет его естественную потребность в смехе. Можно смело сказать, что смех - одна из самых главных, если не главная реакция зрителей на эстрадном концерте. (Как и то, что непременное качество любого хорошего эстрадного номера - его остроумие). «Если в зрительном зале царит лишь вежливое внимание или тем более скука, то независимо от того, какие мысли звучат со сцены, искусство эстрады не достигает цели, лишается смысла.
Не только многие эстрадные номера, но и эстрадные представления наряду с добрым юмором пронизаны глубоким лиризмом. Я вообще считаю, что юмор на эстраде, как правило, в своей основе лиричен. Правота моих слов - в творчестве, как прошлых выдающихся артистов эстрады: А. Райкина, Р. Зеленой, М. Мироновой, М. Кристалинской и других, так и нынешних артистов, как Е. Шифрин, М. Евдокимов, В. Полунин, Р. Карцев и многих других (не говоря уже об эстрадных певцах). Ведь содержание исполняемых ими номеров не только выражает переживания героя, но и само их исполнение окрашено собственным миром чувств, собственным эмоциональным лирическим отношением. Вспомните такие спектакли А. Райкина, как «Мир дому твоему» (автор - С. Альтов), монопьесу «Человек остался один», одну из последних исполненных им песенок «Добрый зритель в девятом ряду» (музыка Яна Френкеля, стихи Игоря Шаферана), или спектакль «Моя Одесса» в исполнении Романа Карцева (автор - М. Жванецкий), или, например, программы Ефима Шифрина. Эстрада - искусство озорное. С первых же шагов своего становления она несла радость слушателям, зрителям. Эстрадному искусству присущи оптимизм, жизнерадостность, веселость, отсутствие рефлексии, яркость, непосредственность в общении с публикой, легкость восприятия — все, что, в конечном счете, можно назвать словом развлекательность. Именно развлекательность является одним из признаков эстрады, и это в первую очередь привлекает публику. «Кто же ходит на эстрадные концерты, как на лекцию, с целью просвещаться или поучиться? - писал еще в 1977 году один из крупнейших знатоков эстрадного искусства Юрий Арсеньевич Дмитриев.- Ходят развлечься...» — Да, но развлекательность, особенно озорство, ведь не чужды и театру? - спросите вы. При этом вспомните спектакли «Принцесса Турандот» в театре имени Вахтангова, «Горячее сердце» во МХАТе, «Голый король» в «Современнике», «Ханума» в Ленинградском Большом драматическом театре и многие другие. Но, как я уже говорил, — это только подтверждает правоту моих только что сказанных слов: в этих спектаклях ярко выражено влияние на них эстрады. И все же главное не в этом. Озорство эстрады - свойство, присущее этому виду сценического искусства. Озорство театра - свойство, присущее только тому или другому определенному спектаклю. Озорство эстрады - это взгляд на жизнь, это жизненная философия, объединяющая автора, актера и режиссера, выраженная в их творчестве. Но озорство, легкость, общедоступность, развлекательность эстрады отнюдь не исключает ее содержательности. А именно в отсутствии содержательности долгие годы обвиняли эстраду. Особенно это ярко проявилось в 40-е годы XX века, когда слово «развлекательность» было синонимом «пустопорожнего зубоскальства». В какой-то степени отзвуки такого отношения к развлекательности, правда, в весьма измененном виде, сказываются и в наши дни, когда утверждается, что эта одна из существенных сторон эстрадного искусства потеряла свое значение. Мол, в наши дни общество предельно политизировано и самыми популярными передачами стали «Последние известия», «Вести», «Новости», что, мол, «развлечением» стала затопившая газетные полосы и экраны телевизоров волна компроматов. На самом же деле, развлекательность не сдает своих позиций. Меняются ориентиры. Я имею в виду не то, чем потчуют публику в различных казино, на различных презентациях, а популярность и успех концертов В. Винокура, Е. Шифрина, М. Евдокимова, Л. Лещенко, Л. Долиной, Л. Вайкуле, И. Аллегровой, А. Розенбаума, О. Газманова, М. Жванецкого, групп «Доктор Ватсон», «Любэ» и других. Эстрада, может быть, больше, чем другие виды искусства, сочетает в себе развлечение с нравственными и эстетическими задачами. Ее воспитательная роль, которая зиждется на принципе «развлекая - поучай», неотрывна от веселого и радостного зрелища. Именно через него эстрада присущими ей средствами художественной выразительности утверждает правду жизни, справедливость и добро, способствует духовному развитию человека. Само понятие «развлекательность» чрезвычайно емко и многообразно: она может быть и в публицистическом эстрадном фельетоне, и в «монологе в образе», и в интермедиях и т.д., исполняемых и в весьма скромных по постановочным средствам, и в очень пышных концертах. Нет нужды говорить, что все зависит от содержательного начала номера, концерта. Эстрада, будучи искусством, развлекающим людей, в то же время оказывает огромное влияние на формирование эстетических вкусов. И эти две ее грани, две ипостаси неразрывны. Наглядным примером огромной эстетической, этической роли и общественного значения эстрадного искусства является творчество Аркадия Исааковича Райкина. Подлинное искусство эстрады - это задиристое, иногда иронически улыбающееся, иногда насмехающееся, а иногда и саркастическое искусство. Оно всегда облечено в броскую увлекательную форму, рожденную образным восприятием драматургических и музыкальных произведений, авторской, режиссерской и актерской индивидуальностями. «Хорошая песня, веселая шутка, острая пародия, мастерство тренированного тела, радость ритма, - говорил С.В. Образцов, - это и есть эстрада!». Одним из отличительных свойств эстрады является ее публицистичность, стремление активно участвовать в жизни страны, а иногда (особенно в разговорных жанрах) и прямая связь с политическим моментом, с политикой. Отмечая это свойство искусства эстрады, считаю необходимым расшифровать мое понимание связи эстрады «с политическим моментом». Говоря это, я имею в виду не безропотное подчинение содержательной стороны эстрады требованиям власти, не угодничество перед ней, что, к великому сожалению, можно было наблюдать еще не так давно, и даже не точное воспроизведение того, что в данный момент происходит в жизни общества, а (соответственно жанру номера, его стилю и характеру) творческое опосредованное осмысление явлений действительности с гражданских позиций художника При этом, как справедливо отмечает Е.Д. Уварова, «понятие публицистики в современном искусстве достаточно широко. Но так или иначе... политическая и публицистическая эстрада призвана откликаться на конкретные, происходящие в мире события». И далее: «Политическая эстрада будет действенной только в том случае, если она пройдет через душу, сердце художника». Одна из немаловажных особенностей эстрады, отличающая ее от театра - ее злободневность, острота затрагиваемых тем, выражающих то, чем живет в данный момент страна, что волнует людей, тем, поданных в остроумной, чаще всего в сатирической форме. «По своей живости, по возможности отвечать немедленно на злободневные события, по своей политической заостренности, - писал еще в 1930 году А.В. Луначарский, - эстрада имеет большое преимущество перед театром, кино, серьезной литературой». Это качество, проявившееся еще в первые годы после революции, в годы становления советской эстрады, в выступлениях «Живой газеты», «Синей блузы», а затем в выступлениях фронтовых бригад в годы Великой Отечественной войны, очень точно выразившееся во фразе «утром в газете, вечером - в куплете», сегодня при перенасыщенности звучащей каждый час с утра до ночи по радио и с телеэкранов информации, потеряло свое буквальное значение. Действительно, как еще когда-то в 60-е годы говорил В.Е. Ардов: «Нельзя преподносить зрителю вечером на концерте за два рубля то же самое, что он утром за две копейки прочел в газете». По моему разумению, эта фраза и сегодня не утратила заложенного в ней глубинного смысла. Когда я говорю об актуальности, злободневности эстрады, я имею в виду не столько сиюминутные факты дня, факты жизни (связь с современностью не только в злободневности), сколько реакцию на происходящие в жизни события, на острые проблемы, волнующие в наши дни общество. В этом отличие ее от театра с его неизбежной замедленностью отражения в спектаклях быстро текущей жизни в силу известных объективных причин. В отличие от театра эстрада, пожалуй, самый мобильный вид сценического искусства. Под этим качеством следует понимать не только то, что она обладает способностью мгновенно улавливать и отвечать на «потребность времени», т.е. социальную мобильность, но и то, что артисты эстрады выступают одинаково успешно в любых условиях: и на сцене огромного концертного зала, и на небольшом возвышении (а иногда и без него) в цеху, на высокогорном пастбище, на палубе корабля и т.д., то есть всюду, где есть люди. Ибо специфика эстрады заключается еще и в том, что для эстрадного выступления, как правило, не требуется какая-либо декорация, громоздкий реквизит, грим и т.п. Вся художественная смысловая нагрузка ложится непосредственно на актера, успех выступления которого целиком зависит от его профессиональных качеств, от умения мгновенно реагировать на реакцию публики, так как эстрадное искусство, как никакое другое, полагает единоличную ответственность артиста за то, что он творит на глазах у зрителей. Правда, в последние годы, как я уже говорил, с расцветом шоу-бизнеса, различных эстрадных программ, где упор делается на зрелищность, это качество - выступление в любых сценических условиях — постепенно утрачивается. У исполнителей появляется больше реквизита, костюмов. Концерты обставляются громоздким оформлением, различной аппаратурой, весящей порой несколько тонн. Все это требует стационарной сценической площадки и длительной подготовки. Естественно, что все отмеченные мною особенности эстрадного искусства, в том числе и «условия игры», оказывают самое существенное влияние на творческую и практическую деятельность режиссера на эстраде.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |