|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Беседа двадцать вторая. О зримом образе концерта
Не требует доказательств, что создание зримого образа концерта (сценографии), его сценической атмосферы невозможно в расплывчатом сценическом пространстве. В их создании, порой, решающую роль играет обстановка, которая создается сценографическими (декорационными) средствами. Вот почему сейчас нам самый раз поговорить об особенностях и роли сценографии (художественного оформления) в театрализованном тематическом концерте. Само собой разумеется, что для создания художественного образа, определенной образной среды действия театрализованного концерта, художник, сочетая различные площадки, ступени, плоскости, линию, цвет и свет, композицию, опорные точки и другие традиционные средства с новейшими, естественно, использует те же выразительные средства, что и театральный художник. В то же время, в отличие от театрального художника, исходя из конкретных особенностей имеющегося в его распоряжении сценического пространства и жанрового разнообразия номеров, входящих в эпизоды, которые требуют различных сценографических условий, он, как правило, коренным образом ломает канонические приемы оформления сцены и ищет новые яркие, а порой неожиданные образные приемы решения сценического пространства. Современный сценический язык художника избегает построения подробных декораций, громоздкого оформления и использует для обозначения места действия и создания соответствующей сценической атмосферы различные элементы декораций и современную светотехническую технику. Чаще всего художники театрализованных концертов прибегают к передаче целого через верно найденную образную деталь. Естественно, что все приемы, приспособления, краски, элементы, как и использование новых технических достижений, служат главном: созданию масштабного сценического произведения, которое с наибольшей полнотой раскроет мысль и идею концерта и события, которому он посвящен. Сценография, художественное оформление играет значительную роль в создании зримого художественного образа театрализованного концерта. Оно не только зримо, образно выражает особенности и среду места действия, но и создает ту художественно-эмоциональную атмосферу, которая активно действует на восприятие зрителем происходящего на сценической площадке, поскольку зритель воспринимает происходящее во времени и пространстве. И конечно, во многом определяет идейно-художественную силу воздействия концерта на зрителей. Само собой разумеется, что художественное оформление, решение сценического пространства диктует режиссеру-постановщику пластическое решение концерта и, в частности, принцип мизансценирования. Понимая это, художник подчиняет решение пространства сцены логике движения групп исполнителей, их взаимодействия. А это, последнее, в свою очередь, определяет и ритм представления. Содержание, которым, как правило, отличается театрализованный тематический концерт, требует не просто воссоздания средствами сценографии места действия, а создания зрительного образа такого масштаба, который бы выражал, символизировал значимость темы, величие раскрываемого на сцене события. Вот почему одной из важнейших задач художника и режиссера при постановке театрализованного концерта становится организация пространства. В том числе, как один из ее способов - расчленение сценической площадки, как по горизонтали, так и по вертикали (различные ступени, станки, платформы и т.д.). Так например, в театрализованном праздничном концерте «Вечерняя Москва» ее зримый образ (художник Л. Окунь) создавался сложной единой конструкцией, представлявшей собою композицию из лестничных маршей, обрамленную огромными фотографиями московской улицы и лестниц, которые по ходу действия воспринимались то ступенями набережной Москвы-реки, то эскалаторами московского метро, то лестницами подземных переходов. Этому перевоплощению помогали «живые» элементы декораций, создаваемыми своеобразными слугами просцениума — цанни, о которых я уже говорил, и которые с большими яркими деталями реквизита в руках изображали в одном эпизоде городские часы, в другом - уличные фонари, в третьем - будки телефонов-автоматов, дорожные знаки («переход», «обгон запрещен», «тупик») и т.п. В результате был создан зримый динамический художественный образ праздничной вечерней Москвы. Само собой разумеется, что организация, членение сценической площадки осложняются особенностями и размерами сценической коробки. Но чаще все же в театрализованных концертах используются сложные по конфигурации единые установки, имеющие ряд разновеликих площадок-сцен. Так, как это было, например, в одном из концертов во Дворце спорта в Лужниках, осуществленном И.М. Тумановым и художником Б.Г. Кноблоком. Вот что вспоминает художник: «Когда готовился концерт, мы создали сложную сценическую установку, вобравшую в себя целый ряд уже апробированных в разное время решений... В основу легла... форма, несколько вдающейся в зал площадки с двумя придатками для локальных сцен и опорных групповых мизансцен, и трех пандусов, крепко связывающих всю композицию в единый монолит. Два пандуса были всходами от нулевой отметки пола на сцену, третий же вел от этой отметки вверх, к фону экрана. Фон был решен в виде Красного знамени, от которого, спускаясь по пандусу, можно было сходить на сцену. Сам планшет был разновысок. В задней части его, за тридцатиметровом кругом (основной площадкой сцены), размещался ступенчатый подъем на более высокую часть сцены, ступени его могли служить, кроме мизансцен, еще и местом для размещения хора и оркестра. По бокам основной площади сцены были скомпонованы два малых игровых круга. Один - четыре метра в диаметре, другой - шесть метров. От них шли вниз два пандуса, замкнутых в нижней части площадки замком. Фон - знамя - был снабжен раздвижным устройством - раздержкой, при помощи которой красный шелк знамени, раздвигаясь, обнаруживал белый экран, тоже сделанный по форме знамени, на который и шла кинопроекция из двух стандартных постов с противоположной стороны зала Дворца спорта». Обосновывая принципиальное отношение к такому сложному решению сценического пространства, Б.Г. Кноблок далее пишет: «Хорошо разработанная площадка, как и другие элементы сценографии, возбуждает фантазию режиссера-постановщика, помогает оплодотворить ее богатством собственных находок». Это утверждение выдающегося художника не только справедливо, но и затрагивает одну из самых существенных сторон понимания мною роли художника-сценографа в создании сегодня не только театрализованного тематического концерта, а и массового представления, и постановке спектакля. В современном сценическом искусстве художник является одним из главных создателей, соавтором концерта, представления, спектакля (при всей ведущей роли режиссера). По моему глубочайшему убеждению и, исходя не только из своего опыта, смею утверждать, что в успехе театрализованного концерта весьма значительна доля художника-сценографа. (Нередки случаи, когда художник является не только соавтором постановки, но и сценария). Именно в результате их совместной работы рождается зримый образ того или другого сценического произведения. Ныне нередки случаи, когда даже режиссерское решение представления бывает подсказано художником. Сегодня можно говорить о том, что художественно-образное оформление зрелища порой диктует не только образное решение театрализованного концерта, но и организацию режиссером всех его составляющих. Режиссерское мышление художника-сценографа, как показывает современная практика, является весьма значительной гарантией «меры художественности» в решении им зрительного образа театрализованного концерта. Более того, «современный художник в современном зрелищном искусстве должен сочетать в себе два... авторства - изобразительное и композиционно-режиссерское» (Б.Кноблок). Именно в результате совместной работы художника и режиссера при всей ведущей роли последнего, рождается зримый образ театрализованного концерта, рождается единое сценическое произведение. Порою, даже трудно разделить, где кончается режиссер и начинается художник. Вообще же говоря, современный сценограф-художник должен обладать качествами режиссера и в какой-то мере, мыслить режиссерскими категориями. Что я имею в виду, утверждая это? Прежде всего, умение увидеть прочитанный им сценарий в действии, в развитии, в динамике. То есть увидеть то, что будет происходить в сценическом пространстве не как застывшую иллюстрацию действия, а в движении. Для художника, так же, как и режиссера, участие в этом виде концертов вызвано возможностью более полно выразить себя, свое видение мира, свое отношение к прошлому и настоящему, к историческим событиям, связанным с катаклизмами в жизни страны и в то же время раскрыть свои творческие возможности художника в масштабных действах. Задачи, которые стоят перед художником-сценографом театрализованного концерта, во многом совпадают с задачами режиссера-постановщика. Во всяком случае, цель у них одна и та же: в конце концов, найти художественно организованное пространственное решение, создать образное ощущение масштабности события, о котором идет речь в концерте и его смысловую пластическую образность. При этом максимально использовать постановочные возможности данной сценической площадки, не нарушая естественного течения действия театрализованного концерта. Умение использовать конкретные особенности данной сценической площадки, даже ее недостатки - одна из специфических особенностей работы художника-сценографа театрализованных действ. Так, например, художник С.С. Мандель, в одном из театрализованных концертов, осуществленных Г.А. Товстоноговым в петербургском концертном зале «Октябрьский», опустив стальной акустический козырек сцены с круглыми люками для прожекторов, превратил его в борт крейсера «Аврора». Или в одном из театрализованных концертов в городе Рязани по всей глубине сцены для создания образа огромной стройки были использованы опущенные на разную высоту фермы обесточенных осветительных софитов, а от пола к софитам, от софита к софиту были приставлены металлические лестницы-переходы (художник Е. Борисов), на которых действовали участники концерт. Ведя поиск современного изобразительного решения, художник и режиссер, конечно, исходят из режиссерского замысла концерта, но оба они не должны забывать, что сегодняшний зритель не приемлет натуралистического оформления и из всех видов, типов декораций в театрализованных тематических концертах предпочитает конструктивные.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |