АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заметки на полях. Нетрадиционные выразительные средства

Читайте также:
  1. II.3 Языковые средства французской рекламы
  2. X. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНОЕ ИМУЩЕСТВО КПРФ
  3. XIV. Средства Товарищества
  4. Авиационные управляемые средства поражения
  5. АВТОКОСМЕТИКА, СРЕДСТВА ДЛЯ УХОДА ЗА АВТОМОБИЛЕМ
  6. Анализ обеспеченности оборотными средствами
  7. Антипротозойные средства.
  8. Аппаратные средства цифровой фотограмм
  9. Аппаратура, оборудование, средства измерения, сырье, материалы, реактивы
  10. Базовые средства манипулирования данными в языке SQL.
  11. Безвозмездная передача. Основные средства, полученные в дар
  12. Беседа двадцать четвертая. О кино и других технических средствах

Нынешние театрализованные концерты примечательны тем, что на­ряду с традиционными выразительными средствами в них стали доволь­но широко использоваться и другие специфические выразительные сред­ства: различные дымы, пиротехника (фальшфеера, бенгальский огонь) водяные фонтаны и многое другое.

Ничего удивительного в появлении нетрадиционных выразительных средств нет. Испокон веку уже в площадных действах, в первых пред­ставлениях постановщики часто прибегали к использованию самых но­вых для их времени открытий в различных областях человеческой дея­тельности. Кстати, это не только мое мнение. Вот, что пишет выдающий­ся оперный режиссер нашего времени Борис Александрович Покров­ский: «...действа всегда отличались смелостью, неожиданностью в выбо­ре выразительных средств, расчетом на свободную от предрассудков и предубеждений импровизацию театра и фантазию зрителя, они не укла­дывались в прокрустово ложе театральных стандартов, будь то помеще­ние, где идет представление, драматургическая форма, исполнитель­ский стиль». Следовательно, если сказать, что в театрализованном тема­тическом концерте в принципе может быть использовано все, что в обычном театре не только невозможно применить, но даже вообще не затрагивает фантазию режиссера, ставящего спектакль, в этом не будет никакой ошибки.

 

Беседа двадцать третья. О музыке в те­атрализованном концерте

 

Особенно широко в системе выразительных средств тематических театрализованных концертов используется музыка.

Специфика музыки, ее способность активно воздействовать на че­ловека, на его настроение, психику и в то же время передавать эмоцио­нальное состояние людей дает возможность режиссеру использовать музыку как чрезвычайно действенное выразительное средство в театра­лизованном концерте. С ее помощью создается и нужная атмосфера номера, эпизода, концерта и задается необходимый ритм, и т.д. Более того, музыка может стать одним из действующих лиц концерта.

К этому, помимо сказанного, нужно добавить, что музыка может создать в восприятии зрителей ощущение глубины драматической сути происходящего, нужное ощущение темы и определенную эмоциональ­ную атмосферу, вызвать у зрителей размышления о прошлом и буду­щем.

Используя элементы и выразительные средства музыки (лад, ритм, метр, темп, динамику, тембр, мелодию, гармонию, характер инструмен­товки), а также ее способность вызывать определенные ассоциации, режиссер через музыку может ярко пояснить свою мысль, досказать невыраженное в номере, эпизоде, вызвать нужный ему эмоциональный настрой зрителей в тот или иной момент концерта.

Конечно, связанное с режиссерским замыслом решение об исполь­зовании музыки, о ее характере, о ее роли в действии закладывается еще на уровне создания сценария. Ведь уже на том этапе работы над театра­лизованным концертом музыка порою подсказывает режиссеру дина­мику, ритм и пластическое решение того или другого эпизода и всего представления.

Для того чтобы правильно отобрать и ввести в ткань концерта (эпи­зода) музыку, режиссеру не обязательно быть музыкантом-профессионалом. Это он делает вместе с музыкальным руководителем. Но знать, понимать, чувствовать музыку и ее особенности, уметь ею пользоваться он обязан!

Вряд ли можно назвать такой театрализованный концерт, в котором не использовалась бы музыка. Речь идет не о музыкальных номерах или номерах, связанных с музыкой (солистах, оркестрах, хорах, танцеваль­ных коллективах) или аккомпанементе, а о музыке - выразительном средстве, раскрывающем тему, идею, содержание, сквозное действие; о музыке, которая раскрывает смысл происходящего действия, так или иначе дополняя его, о музыке, связанной с режиссерским замыслом.

Приемы использования в этом качестве музыки весьма разнообра­зны. Но все они могут быть сведены к нескольким основным.

Первый: как лейтмотив всего концерта (эпизода), помогающий раз­витию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизо­ды, погружая их в определенную музыкальную среду.

Второй: как характеристика действующего лица, когда определен­ная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его музы­кальной «визитной карточкой», раскрывающей какие-либо его внутрен­ние качества. В данном случае режиссер использует способность музы­ки (мелодии известной песни, романса и т.п.) вызывать в сознании зри­теля определенные, точно установившиеся ассоциации.

Третий: как действенный фон, когда во время эпизода музыка, соз­давая нужную атмосферу, вызывая соответствующее настроение у зри­телей, усиливает эмоциональное восприятие этого эпизода. Например, используя, как фон, мелодии времен Отечественной войны, в эпизодах боевого и героического содержания. Фоновая музыка может работать и на сценическую ситуацию, передавая внутреннее состояние исполните­лей в происходящем на сцене событии или быть контрастной по отно­шению к нему.

Четвертый: как заставки, связки между эпизодами, номерами. Из­вестная мелодия (даже одна музыкальная фраза), связанная с опреде­ленной эпохой, с определенным временем и событием, может дать по­нять зрителю, что действие начавшегося эпизода относится к другой эпохе, другому времени.

К сожалению, трудно припомнить случай, когда к тому или иному концерту была специально написана музыка. В лучшем случае это дела­ется для пролога или финала. Как правило, весь необходимый для кон­церта музыкальный материал подбирается режиссером совместно с му­зыкальным руководителем (или последним - по точному заданию ре­жиссера). Естественно, что качество такого подбора, его точность, ха­рактер и стиль целиком зависят от общей музыкальной культуры, от знания музыкальной литературы и, наконец, от вкуса как режиссера, так и музыкального руководителя. Я не случайно говорю об этом. Именно отсутствие этих качеств (либо одного из них) приводит к тому, что из концерта в концерт ходят увертюра А. Петрова к кинофильму «Укро­щение огня», в эпизодах, связанных с войной, один и тот же фрагмент из «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича, а также последняя часть сюи­ты Г. Свиридова «Время, вперед!», «День Победы» Д. Тухманова и дру­гие. Мелодии эти действительно стали символами эпохи. Но и симво­лами надо пользоваться разумно.

Нет нужды говорить, что великолепного музыкального материала, великолепной музыкальной литературы, которую можно использовать в театрализованных концертах чрезвычайно много. Вспомните для при­мера хотя бы начало «Пятой симфонии» Д. Шостаковича. (Кстати, по всей вероятности мы с вами для финала концерта используем «Славь­ся!» из оперы «Иван Сусанин» Глинки).

Музыкальная насыщенность театрализованного концерта требует от режиссера четкой разработки каждой минуты ее звучания.

И только создав музыкальную партитуру концерта, можно присту­пать к репетициям с оркестром или музыкантами либо, не имея воз­можности использовать живое звучание из-за отсутствия музыкантов или места для них, к созданию фонограмм.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)