|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Темпоритм концертаВ верном темпоритме концерта заложен успех его восприятия как единого непрерывно и стремительно развивающегося действия, идущего как бы на одном дыхании. Но верный темпоритм концерта отнюдь не означает постепенное, плавное, равномерное его нарастание. Наоборот, современный выразительный язык режиссера чаще всего использует синкопированное построение темпоритма концерта (при непременном соблюдении закона его нарастания). Говоря о синкопированном построении темпоритма, я имею в виду второе его значение. То есть такое чередование номеров, такое их сочетание, которое приводит к резкой, контрастной смене (переакцентировке) ритмов. Ведь ритмический «сбой», сочетание темпоритмов - одно из самых действенных выразительных средств, позволяющих режиссеру подчеркнуть значимость номера или какого-либо момента концерта. Вот почему режиссер сознательно прибегает к «сбою» ритма перед ним или в нем, используя прием резкого и неожиданного ритмического контраста. Создание верного темпоритма концерта, постоянного его нарастания в значительной степени зависит еще и от четкости перехода от номера к номеру, выхода и ухода исполнителей, характера и способа объявления номеров, смены оформления, подачи инструментов и т.д. О смене номеров. В условиях современной сценической техники, когда в новых дворцах и домах культуры сцены имеют поворотный круг, фурки, бегущие дорожки, плунжера (поднимающиеся площадки пола сцены), штанкетные подъемы и многое другое, вопрос смены номеров, казалось бы, не так уж сложен. В действительности, если режиссер хочет добиться верного темпоритма концерта, он, несмотря на всю имеющуюся в его распоряжении технику, должен тщательно продумать, определить приемы перехода от номера к номеру. Существуют самые различные способы смены номеров. В конечном счете их выбор зависит от режиссерского замысла концерта, от конкретных условий сцены, характера номеров и всего концерта. Поворотный круг. Допустим, режиссер решил использовать для этой цели поворотный круг. То есть прибегнуть к такому приему, когда, поворачивая круг, каждый последующий, заранее установленный на кругу номер «подается» (выезжает) на сцену. Говоря об этом приеме, я не имею в виду круг как средство, только облегчающее перестановку. В этом случае, как правило, не удается избежать ненужных концерту пауз. Ибо при каждом его повороте приходится либо закрывать и открывать занавес, либо погружать сцену в темноту (так называемая чистая перемена), чтобы зритель не видел всей, не относящейся к концерту кухни. Речь я веду о том, что смена номеров при помощи поворота круга задумывается как обнаженный прием, как один из зрелищных элементов решения концерта, когда все перемены происходят на глазах у зрителей. Это характерно для современной сценической эстетики. Правда, для осуществления этого приема следует вместе с художником решить ряд весьма важных вопросов. Первый. Заранее продумать и отобрать все, что потребуется на сцене по ходу концерта: станки, элементы оформления, радиоусилительные колонки, микрофоны, трудно передвигаемые музыкальные инструменты, стулья и т.д. Второй. Решить планировку круга и в соответствии с ней расставить все отобранное в таком порядке, чтобы подавать на сцену все необходимое для номера на первый план, в то же время не нарушая развитие всего концерта. Третий. Не просто расставить, с учетом сказанного, а так, чтобы возникшая на сцене единая установка была художественно организована, несла в себе образность. Правда, при таком решении смены номеров необходимо помнить следующее: во-первых, если задники висят не за кругом, то режиссер лишается возможности его использовать. Иначе при повороте круга придется каждый раз поднимать задник или каждый раз закрывать занавес, чтобы зрители не видели «кухню» концерта. Конечно, можно исполнять какие-то номера перед занавесом. Но тогда к чему задуманный обнаженный прием поворота круга, как зрелищный элемент концерта? Уж если пользоваться кругом, то на глазах зрителей. Во-вторых, все расставленное на сцене не должно мешать идущему номеру, особенно при исполнении танцевальных номеров). В-третьих, на круге все должно быть расставлено в таком порядке, чтобы круг мог идти в одну сторону. Помимо использования поворотного круга существуют и другие приемы обнаженной смены номеров, создающие непрерывность развития действия концерта. Причем многие из них чрезвычайно эффектны и придают концерту яркую зрелищность, театральность. Один из них - «живой занавес». Прием, который удобен еще и тем, что для смены номеров используются сами исполнители. «Живой занавес». Будучи автором этого приема, могу сказать, что при всей его эффектности, он достаточно прост, но, естественно, требует специальных репетиций. Заключается он в том, что во время специально поставленного режиссером поклона и ухода, закончивших номер исполнителей, за их спиной готовится («заряжается) следующий номер; или во время специально поставленного режиссером выхода участников следующего номера, в момент перекрытия ими переднего плана сцены с нее уходят участники предыдущего. Например, в одном из концертов в Зале имени П. И. Чайковского подряд шли номера: «Лирическая хороводная» в исполнении женского танцевального ансамбля, «Фантазия на темы русских народных песен» в исполнении оркестра русских народных инструментов им. Осипова, Русская народная песня «Как по морю, морю синему» и «Береза, береза» в исполнении народного хора, затем «Топотушки» в исполнении большого танцевального ансамбля. Сцена этого зала вообще не имеет занавеса. А для оркестра народных инструментов нужны расставленные в определенном порядке стулья и пюпитры; для народного хора стулья, на которые поднимаются мужчины, стоящие во втором ряду за женской группой хора; для хоровода, пляски сцена должна быть свободной. Аккомпанирующий оркестр, по традиции зала, располагался в правой ложе, над сценой. Так вот. После того, как закончился номер «Лирическая хороводная» и в зале раздались аплодисменты, девушки, выстроившись в одну линию (от левого до правого выхода на сцену), под возникшую снова мелодию, начинали медленно двигаться к краю сцены. В это время за их спиной с двух сторон, в заранее отрепетированном порядке, выходили музыканты с инструментами и пюпитрами в руках. Одновременно группа рабочих сцены быстро выносила и расставляла стулья. Музыканты один за другим тихо садились на свои места. Девушки же, закончив к этому времени поклоны, под непрекращающуюся мелодию начинали расходиться («змейкой») и открывали сидящий оркестр. Мелодия заканчивалась. Дирижер взмахивал дирижерской палочкой. Начиналось выступление оркестра. «Живой занавес» для ухода оркестра создавали участники следующего номера - русский народный хор. Когда отзвучал последний аккорд и в зале смолкли аплодисменты, за сценой возникала плавная мелодия русской народной песни. С двух сторон по первому плану сцены перед оркестром, одна за другой, в такт мелодии, навстречу друг другу, выходили женщины хора. Поскольку появлялись они с противоположных от своего постоянного места в хоре сторон, то первыми шли те хористки, которые стоят по краям, а последними - те, кто стоит в центре. В тот момент, когда первые вышедшие встретились, а все остальные перекрыли собой оркестр, последний, в установленном (отрепетированном) порядке быстро уходил со сцены. Движение же женщин не прекращалось - они продолжали идти («гребенкой») на свои места. Затем, остановившись, поворачивались лицом к залу. Мелодия прекращалась. Объявлялся номер. Таким же образом они покидали сцену, только в обратном порядке, освобождая сценическое пространство для танцевального ансамбля. Таким образом, между номерами практически не было пауз. Времени действия «живого занавеса» вполне достаточно для любой перемены. Но, конечно, такой прием требует тщательной отработки. Если позволяет количество участников концерта, режиссер может вообще создать специальную группу для «живого занавеса». Кстати, очень важно! На репетиции режиссеру следует предупредить всех, кто действует за «живым занавесом», чтобы они не старались быть незаметными для зрителей, не пригибались, не таились. Прием этот условный. Зрителя не интересует, что происходит за «живым занавесом». Он понимает, что таковы выбранные режиссером «условия игры» для смены номеров. Он их принимает. А вот когда кто-то, выходя на сцену, старается вести себя так, чтобы его не заметили, то зритель невольно начинает обращать на него внимание. При условных приемах участникам следует смело действовать в «условиях игры», которые этот прием предполагает. Объявление номеров. Это тоже имеет немаловажное значение для создания верного темпоритма концерта. Ставшее в последнее время традиционным объявление номеров эстрадного концерта не конферансье, а ведущим имеет существенные недостатки. Пока ведущий дойдет до центра сцены к микрофону, объявит номер и уйдет — проходит время. Пусть немного. Но все-таки прерывающее течение единого действия. Может быть именно поэтому чаще всего используются дикторы, объявляющие номера по радио, как это делается в больших торжественных концертах. Само искусство объявления номеров не такое уж простое дело, как может показаться на первый взгляд. Неслучайно среди профессиональных актеров так называемого разговорного жанра есть люди, специальностью которых стало ведение, то есть объявление номеров концертов. Дело в том, что задача ведущего концерт заключается не столько в том, чтобы сообщить зрителям необходимую информацию о номере, сколько «подать» номер, то есть соответствующим образом подготовить зрителя к его восприятию. От того, как будет подготовлен зритель, в какой-то мере зависит успех самого номера. Но и это еще не все. Одновременно ведущий должен произнести текст объявления таким образом, чтобы не только не уронить набранный концертом темпоритм, а и «подстегнуть» его. Профессиональные ведущие знают, что непрерывный темпоритм концерта зависит от того, в какой момент звучит объявление номера. Поэтому довольно часто ведущий (диктор) начинает говорить, либо «наступая» на аплодисменты, либо «накладывая» весь текст объявления на вступление к номеру, в первый момент его исполнения. Такой прием подстегивает темпоритм. Но тогда текст объявления должен быть предельно коротким, несущим только самую необходимую информацию. Известны случаи, когда режиссеры вообще отказываются от объявления номеров. Мне же представляется, что это можно делать только в том случае, если есть возможность отпечатать программки концерта. Правда, при таком способе информации недопустимо никакое изменение программы. Номера и их порядок должны точно соответствовать тому, что напечатано. Словом, каким бы ни был способ объявления номеров, какой бы ни был использован прием их смены, все они служат одному - созданию верного темпоритма концерта. Кстати, я невольно вспомнил довольно забавную историю, почему номер стал называться «номером». Когда-то, очень давно, еще до появления конферансье, существовал обычай вывешивать на краю сцены, около портала программу концерта: первый номер — такой-то, второй такой-то, третий — такой-то и т.д. Перед очередным выступлением вывешивался плакатик, на котором стояла цифра, и зритель, посмотрев на программу и вывешенный номер, понимал, что он сейчас увидит. Хорошо продуманный, верно темпово и ритмически построенный концерт дает возможность зрителю воспринимать его как единое непрерывно развивающееся действие. Причем, верный темпоритм способствует рождению верной сценической атмосферы - одному из самых мощных выразительных средств сценического искусства. Нахождению и в какой-то мере выражению темпоритма концерта помогает и такой компонент действия, как музыка.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |