|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Беседа восьмая. О композиции концертаПосле того, как у нас, пусть еще не во всех подробностях, родился замысел нашего концерта, важнейшим этапом в продумывании его режиссерского решения становится поиск композиции будущего концерта. Композиция концерта — это не только установление порядка номе, ров, а еще и такое их чередование, которое наиболее полно и образно выражает главную мысль концерта и в то же время обеспечивает нарастание его темпоритма и эмоционального воздействия на зрителя. Я уже говорил, что несмотря на то, что в сборном концерте мы имеем дело с номерами самых разнообразных жанров: чтецов, певцов, танцоров, музыкантов, акробатов и т.д., он является качественно новым целостным самостоятельным произведением. Вот почему, выстраивая концерт, режиссер должен в первую очередь думать о целостности его воздействия на зрителя, которое во многом определяет его восприятие. Как вы понимаете, нельзя выстраивать композицию концерта без знания номеров. Но составляя концерт из имеющихся номеров, нельзя фантазировать «вообще», не целенаправленно. Поиск и нахождение композиции концерта - один из важнейших этапов в процессе создания концерта, так как создание композиции концерта есть его решение, основанное на конкретизации режиссерского замысла. Последовательность построения номеров программы концерта подчиняется существующим, выработанным долголетней практикой правилам законам. А именно: Закону разнообразия жанров, их контрастности. При составлении программы любого дивертисментного концерта режиссер обычно старается не ставить рядом номера одинаковые по характеру, жанру и стилю, темпу и ритму и т.д. К этому следует добавить, что в дивертисментном концерте не все жанры стыкуются. Так, скажем, выступление скрипача, исполняющего классический репертуар, между номерами народного фольклорного характера или после духового оркестра; номер классического балета после частушек и т.д. Закону нарастания темпоритма концерта, который в свою очередь, исходит из законов зрительского восприятия. Выстраивая программу, заботясь о том, чтобы зрительский интерес к концерту все время нарастал, надо каждый раз думать, как зритель воспримет тот или другой номер в данном месте концерта, как воспримет их сочетание и т.д. Кроме того, вы должны одновременно думать о том, чтобы установленный порядок номеров позволял концерту идти легко, слажено, четко. Непродуманный, случайный порядок номеров может не только снизить успех всего концерта, не оставив от него впечатления целостного произведения, но даже нанести существенный урон восприятию хорошего номера. Но при всем этом, должен подчеркнуть, что порядок построения номеров, композиция концерта определяется режиссерским образным решением и целесообразностью. Поэтому могут быть случаи, когда на первый взгляд «неграмотное» сочетание номеров оправдано режиссерским решением концерта. Позволю себе привести пример. Однажды, в силу определенных обстоятельств, в одном концерте русского народного хора имени Пятницкого в зале имени П.И.Чайковского, между номерами хора, был включен балетный номер солистки балета Большого театра. Надо сказать, ее выступление имело огромный успех, как и весь концерт, и никому не пришло в голову, что режиссер поступил «неграмотно», ибо это было оправдано его решением концерта. Предмет особых раздумий режиссера - первый и последний номера концерта. Не секрет, что успех концерта во многом зависит от его начала. Именно оно должно настроить зрителя на нужный лад, задать концерту верную тональность. Когда-то считалось, что наиболее эффектные номера следует приберегать на конец концерта, а с чего начинать - это, мол, неважно. Действительно, концерт надо строить таким образом, чтобы зрительский интерес к нему нарастал. Верно и то, что динамика концерта тяготеет к заключительному номеру. И все же при этом нужно помнить, что успех всего концерта в не меньшей степени зависит от его начала, от его первого номера! Ибо начало придает концерту верный ритм и настрой. Придя на концерт, зритель психологически, с одной стороны, пребывает в состоянии ожидания чего-то интересного (иначе он не пришел бы), а с другой - несколько насторожен: он не знает точно, что его ждет. Зритель как бы находится в состоянии неустойчивого равновесия. И от первого номера зависит, заинтересуется ли зритель происходящим на сцене или его сразу постигнет разочарование. Вернуть подорванное доверие зрителя к концерту очень трудно, надеяться, что «припрятанные» номера все потом поправят, по меньшей мере, наивно. Вот почему начало концерта всегда должно быть ударным, интересным, неожиданным, таким, чтобы целиком завладеть вниманием сидящих в зале. Один из самых современных приемов композиционного построения сборных (дивертисментных) концертов — построение «блоками», когда номера различных жанров группируются в эпизоды («блоки») по каким-либо внешним или внутренним признакам. Например, выступление скрипача, исполнителей классического танца, арий из опер, классических романсов в филармонический блок; народного хора, оркестра народных инструментов, исполнение народных песен в народный блок; фольклорные номера - в фольклорный блок; эстрадные номера - в эстрадный блок; спортсмены, акробаты, жонглеры, фокусники - в спортивно-цирковой блок и т.д. Выстроенный таким образом концерт состоит, если можно так сказать, из «ожерелья» маленьких концертов, связанных между собой крепкой нитью. Но как бы ни был построен дивертисментный концерт, установленный в нем порядок номеров должен «работать» на то, чтобы концепт шел как бы на одном дыхании, слажено, в том числе и технически. Последнее может произойти, только если режиссер учитывает все обстоятельства, связанные с каждым номером: количество участников, перестановки, реквизит и т.д.; продумывает выходы и особенно уходы исполнителей (нередко бывает так, что, закончив номер, его исполнители задерживаются в кулисах, тем самым мешая следующим участникам номера выйти на сцену); учитывает протяженность номера во времени, какое пространство сцены необходимо для него, характер аккомпанемента и число аккомпанирующих, где и как они располагаются, какие требуются детали оформления, реквизит, с чего начинается и как заканчивается номер и т.д.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |