|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заметки, на полях. О формеСодержание, вылитое в определенную, точно найденную и единственно соответствующую ему форму, - одно из основных условий успеха любого художественного произведения. Ведь форма есть внешнее выражение какого-либо содержания, совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения. Причем, форма не есть некая оболочка, внешний покров, которые можно снять, как одежду Форма - это, образно говоря, лицо, тело, живая плоть содержания, его структура, способ существования содержания. Отсюда: содержание не может существовать вне той формы, в которой художественное произведение создано и существует. Форма художественного произведения активно воздействует на содержание. Применительно к сценическому искусству можно даже сказать, что форма - это и одна из составляющих «условия игры». Когда я говорю о форме театрализованного тематического концерта, я не только имею в виду форму постановки: «представление», «концерт-митинг», «концерт-рапорт» и т.д., или его жанр, что тоже немаловажно, ведь обдумывая будущий концерт, режиссер не может не думать о его жанре. Жанр определяет не только «угол зрения» на будущее произведение, но и отбор выразительных средств, а главное - «правила игры»; говоря о форме, я имею в виду и его композицию, сюжетный ход, темпоритм, сценографию, характер выразительных средств, которыми мы будем пользоваться и которые зависят от режиссерского замысла. Конечно, в выборе формы играет роль наличие у режиссера-автора неординарного ассоциативного мышления и личное пристрастие режиссера, позволяющее из числа возникающих вариантов замысла выбрать наиболее яркий, единственный, неповторимый, будоражащий, обычно свойственную режиссеру-автору театрализованного тематического концерта неуемную фантазию. Важно только не оказаться в плену сложившихся традиций. Но и не отгораживаться от всего того, что создано и создается в области современного театра. Довольно подробно говоря о замысле и его роли в создании театрализованного тематического концерта, хочу подчеркнуть, что замысел может остаться нереализованным, если режиссер не найдет для него выразительную форму. Интересные находки режиссера-автора в области формы оказываются бессмысленными, малозначащими, если они носят самоценный характер. И это не случайно. Ибо превращение формы художественного произведения в самоцель ведет к разрушению художественного образа. Но вернемся к нашему концерту. Раз мы решили, что нашим сюжетным ходом будет «Сказание о Победе», то невольно и определили форму нашего представления. Да, это будет Сказание, то есть эпическое действо-повествование.
Беседа пятнадцатая. Об эпизодах театрализованного тематического концерта
Еще одна немаловажная особенность театрализованного тематического концерта заключается в том, что в отличие от дивертисментного (сборного) концерта его содержание, тема и идея выражаются цепью как бы самостоятельных действенных эпизодов, в том или другом повороте раскрывающих его главную тему и идею. Иначе говоря, цепь эпизодов раскрывает содержательную сторону события, которому посвящено данное действо. При этом каждый его эпизод имеет свой собственный сюжетный ход, свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. А его содержание выражается сплавом самого разнородного материала, который в драматургическом действии раскрывает режиссерско-авторскую мысль, чаще всего через образную метафору. Причем, каждый эпизод и каждый элемент в эпизоде, находясь в тесной связи, постоянно взаимно влияют друг на друга. Кстати, я не одинок в таком понимании роли эпизода. «Каждый эпизод, - пишет один из выдающихся кинорежиссеров нашей страны М.И. Ромм, - имеет определенную структурную нагрузку... Готовит то, что мы называем «площадкой» для последующего движения. Нанизываясь друг на друга, эпизоды постепенно накапливают взрывчатый материал, вплоть до кульминации». Кульминация театрализованного тематического концерта - наиболее значимая эмоциональная вершина, к которой стремится все действие. Составной частью эпизода, его основным слагаемым преимущественно является тот или другой номер (имеющийся или специально готовящийся). Причем, до включения его в ткань эпизода номер чаще всего существует, как самостоятельное, небольшое сценическое произведение, выраженное средствами определенного вида искусства драмы, музыки, хореографии, художественного слова (при все! противопоказанное разговорных сцен и эпизодов), пантомимы, цирк, и т.д., со своей завязкой, развязкой кульминацией. Включенный в ткань эпизода, не теряя своей жанровой основы, номер, становясь звеном эпизода, обретает ту же функцию, какую в театральной драматурга несут отдельные реплики, фразы, явления. И в то же время, и это очень важно, именно номер, вернее цепь номеров в эпизоде, больше всех других слагаемых становится его действенно-зрелищным началом. Замечу в скобках: чаще всего в театрализованных тематических концертах используются уже созданные постановщиками готовые номера. К сожалению, новые, специально для данного представления, номера готовятся крайне редко. Причин тому много. Одна из них - нехватка времени. Но в нашем случае, судя по рождаемому нами замыслу, нам не избежать подготовки новых номеров, или разучивания новых песен. Значит, продумывая содержание и построение каждого эпизода, режиссер-автор должен, во-первых, определить его тему так, чтобы она органически соотносилась с темой всего концерта, во-вторых, отобрать в эпизод те номера, которые в результате создадут и его внутреннюю драматургию и ее внешнее выражение. Вот, например, как это было сделано в театрализованном тематическом концерте на сцене Владимирской филармонии, в представлении, посвященном юбилею города Владимира, которое называлось «Колокола России». Все отобранные номера были объединены в четыре эпизода: «Красный звон», «Благовест», «Помним», «Край родной» - перезвоном колоколов. За основу первого эпизода был взят большой пантомимический номер «Звонница», в который вплетались другие номера, так или иначе связанные с суздальскими и ростовскими звонами. Второй эпизод был построен на номерах, связанных с рождением города Владимира, с его историей, которая началась в 1157 году грамотой Владимира Мономаха. Третий эпизод вобрал в себя номера, связанные с героическими страницами Владимирщины. Четвертый, раскрывающий тему любви к родине, был целиком построен на репертуаре популярного в то время ансамбля Владимирской филармонии «Русь» (именно в тот день состоялась премьера его новой программы, что, естественно, внесло в эпизод дополнительный эмоциональный накал). Весь театрализованный концерт завершался большим фрагментом пантомимы «Звонница». В приведенном примере трудно не заметить, что каждый эпизод концерта имел свой собственный сюжетный ход, свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. И в то же время при относительной самостоятельности, все эпизоды, как строительные кирпичики, логически и органически были тесно связаны между собой общим сюжетным ходом (в данном примере по-разному звучащим колокольным звоном), сквозным действием представления. Таким образом, эпизод в театрализованном тематическом концерте, при всей его самостоятельности, есть лишь часть целого. Хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что порядок номеров в каждом эпизоде, как и во всем концерте, - порядок эпизодов, определяется, прежде всего, его замыслом. Поэтому принцип сочетания в нем номеров может быть иным, не соблюдающим «закона» сочетания номеров. Важно, чтобы оно было оправдано художественно-образным решением концерта, выражая его замысел.
Беседа шестнадцатая. Об эпизодах и монтаже номеров
Мы уже говорили, что своеобразие драматургии театрализованного тематического концерта заключается в том, что по своей сути - это синтез самых различных, существующих сами по себе и вне сценария номеров разных жанров и видов искусств. То есть, содержание драматургии театрализованного тематического концерта, его эпизодов выражается органическим сочетанием в одном произведении номеров разного жанра: слова, музыки, вокала, хореографии, пантомимы, кино, изобразительного искусства и т.д., отобранных или созданных режиссером-автором в процессе изучения материалов, связанных с событием, которому посвящен театрализованный тематический концерт. Невольно вспоминаются слова, сказанные когда-то великим скульптором Огюстом Роденом: «Живопись, скульптура, литература, музыка гораздо ближе друг другу, чем обычно думают. Они выражают все чувства человеческой души перед природой. Различны лишь средства их выражения». Более того, синтез является отличительной чертой не только драматургии, но и вообще театрализованного тематического концерта. Подтверждение этому то, что его сценарий — это не только результат своеобразного синтеза в каждом эпизоде задуманного нами театрализованного тематического концерта драматургической основы и режиссерского видения, но и органическое сплетение номеров различных жанров с ритуальными, документальными и другими его компонентами. Наиболее характерным приемом, который использует режиссер-автор при создании эпизодов современного театрализованного концерта-представления, является так называемый прием монтажа. Именно в монтаже, в синтезе номеров различных жанров формируется каждый эпизод, который в свою очередь, подчиняясь закону сквозного действия, становится частью построения всего сценария. Монтажный принцип создания эпизодов театрализованного тематического концерта путем сплава подобранных или созданных разножанровых номеров, текста, документального материала, светового, музыкального, звукового, шумового рядов и других элементов представления, превращает его драматургию в произведение совершенно иного смыслового синтетического и комплексного вида. Примечательно, что при синтезе номеров и фрагментов в эпизоде правила их последовательности, иначе говоря, - композиции, в какой-то мере схожи с правилами композиции эстрадного концерта. И тут и там в композиции эстрадного концерта властвует не простое установление сочетания номеров, а такое их чередование, которое наиболее полно выразит его главную мысль, и в то же время обеспечит нарастание его темпоритма и эмоционального воздействия на зрителя. А это означает, что режиссер-автор прикидывает, думает не только о логике развития действия, но и о том, как зритель воспримет тот или другой номер в данном месте эпизода, как воспримет их сочетание и т.д. Следует подчеркнуть, что прием монтажа номеров, эпизодов, является краеугольным камнем драматургии и режиссуры современного театрализованного концерта, одним из основных (если не главным) способом синтеза номеров и других смысловых и действенных элементов театрализованного представления.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |