|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О каких «условиях игры» должен знать режиссер концерта?В каждом виде искусства есть основная форма бытия. В драматическом, оперном, балетном - это спектакль. Для эстрады - это концерт, состоящий из разных номеров. Номер - начало начал эстрадного искусства, его главная специфическая особенность, ибо качество эстрадного концерта, эстрадного представления целиком зависит от качества включенных в него номеров. И это первое, что отличает эстраду от театра. Другая специфическая особенность, определяющая «условия игры», напрямую связана с исполнением номера: его кратковременность, скоротечность действия. Учет этой весьма важной составляющей определяет характер работы эстрадного режиссера с исполнителем. Краткость, завершенность эстрадных номеров, которые являются «условиями игры» в эстрадном искусстве, относится ко всем жанрам (разговорному, музыкальному, хореографическому и т.д.), имеют одно из решающих значений в характере исполнения номеров. И, конечно, во временном протяжении эстрадного концерта.
Заметки на полях. Его величество — номер! Существует множество различных объяснений, что такое эстрадный номер. Для меня номер - это отдельное, завершенное композиционно, уравновешенное во всех частях небольшое, скоротечное, законченное сценическое произведение любого жанра, со своей завязкой, кульминацией и развязкой; выступление одного или нескольких актеров, выраженное средствами определенного вида искусства (драмы, музыки, хореографии, художественного слова, пантомимы, цирка и т.д.), оставляющее у зрителя, слушателя целостное впечатление. В самом деле, какой бы мы ни взяли номер: разговорный, музыкальный, хореографический и т.д. - мы без труда обнаружим, что он имеет свою завязку, кульминацию и развязку. Иначе говоря, для номера характерна законченность его драматургии. Но, поскольку отдельный номер продолжается в концерте всего несколько минут, его драматургия, как правило, построена напряженно и протекает в весьма ограниченное сценическое время. Именно из-за краткости времени, действие в эстрадном номере развивается стремительно. Такая его «спрессованность действия» предъявляет свои требования к созданию режиссером и артистом эстрады сценического образа: в течение нескольких минут актеру необходимо создать законченное (завершенное) произведение искусства, выявляющее его индивидуальность. На эстраде счет идет на секунды. Полминуты, прошедшие неинтересно для зрителя, наносят эстрадному номеру, эстрадному концерту непоправимый ущерб. Краткость и точность исполняемого номера обусловлены еще и тем, что каждый из них, как правило, рассчитан на мгновенную реакцию зрительного зала. Иначе провал. Таково свойство эстрадного искусства, его своеобразие. Осмысление увиденного и услышанного зритель не может отложить «на потом» (как в театре): один номер сменяется другим, одна песня другой. Осмысление, понимание номера происходит по ходу его исполнения. Итак, ограниченность, спрессованность сценического действия - одно из самых основных «условий игры» в эстрадном искусстве. Далее. Номер - плод совместного творчества автора (драматурга, композитора, поэта), актера и режиссера, объединенных решением общей задачи. Именно в нем и только в нем полностью выявляется мастерство и индивидуальность исполнителя. В то же время хочу обратить ваше внимание на то, что хотя, эстрадный номер существует сам по себе, полное свое художественное выражение он приобретает только в концерте, в своеобразном соревновании номеров между собой (кстати, слово «концерт» в переводе с латинского означает «состязание»), то есть только в публичном исполнении. Что бы ни утверждали некоторые теоретики, что, мол, сегодня понятие «номер» отошло в прошлое, как и сам номер, я с этим категорически не согласен. Он был, есть и будет существовать как основная единица эстрадного произведения, будь это песня, монолог, интермедия, танец и т.д. Именно драматургическая и смысловая законченность является одним из основных критериев, руководствуясь которыми, режиссер и актер выбирают для исполнения на эстраде отрывок из пьесы, прозы или музыкального произведения. Если в театре (драме, балете, опере) спектакль рождается на основе сложного синтеза драматургии, актерского и режиссерского искусства, художественного оформления, сценической атмосферы и т.д., то для большинства эстрадных жанров нет нужды в специально оборудованной сцене, в сценографии, определяющей время и место действия, нужен только исполнитель, и только он. Более того, в восприятии зрителя носитель эстрадного номера - сам актер. Такое впечатление создается у публики, хотя за плечами актера стоят и автор, и режиссер. Существенной особенностью эстрадного номера является то, что одно и то же произведение в исполнении разных актеров, как правило, приобретает свое собственное оригинальное звучание. Происходит это потому, что эстрадный номер создается исполнителем, то есть конкретным человеком со своей неповторимой индивидуальностью. Иначе говоря, номер - это всегда творческое самовыражение актера. Вообще, эстрадное искусство носит сугубо личностный характер. Неслучайно зрители не говорят: «пойдем на концерт послушать фельетоны или пародии, а говорят: «пойдем на Шифрина, Евдокимова, Пугачеву...» И еще. Каждый эстрадный номер несет в себе художественный образ. Даже у жонглера - это облеченное в художественную форму преодоление силы тяжести, а у акробата - ловкость и совершенство человеческого тела, его возможности. И, наконец, условность, лаконичность, предельная выразительность, легкость перемещения, - то есть опять же «условия игры», присущие эстраде, определяют особую роль детали в этом виде сценического искусства. Еще одно «условие игры» в эстрадном искусстве связано с тем, что человеку присуща потребность не только созерцать и сопереживать то, что сотворено актерами, исполнителями, но и действительно соучаствовать в действии. Ни одно другое сценическое искусство не связано так со зрителем, как эстрада. Если в театре объектом внимания актера является, прежде всего, партнер, и актеры, общаясь между собой, воспринимают зрительный зал опосредованно, ощущая его дыхание, реакцию, и зритель, не участвуя в действии, лишь сопереживает действующим лицам, то в эстрадном искусстве зритель - партнер актера. Исполнитель всегда общается непосредственно со зрителем, как бы разрушая так называемую «четвертую стену». Более того, в эстрадном искусстве все строится на том, чтобы преодолеть психологический барьер между актером и зрителем. Как правило, с первого же момента своего появления на подмостках актер устанавливает прямой контакт с публикой. «Трудно представить себе, чтобы герои Райкина произносили слова и обнажали свое нутро, не получая немедленной ответной реакции, - писал А. Бейлин - каждое слово актера, каждая черточка, характеризующая личность, рассчитаны на такую реакцию, нуждаются в ней...». То, что сказано о А.И. Райкине, можно отнести вообще к исполнителям монологов, фельетонов, сценок. Это подтверждает и сегодняшнее творчество эстрадных актеров. В каждом исполняемом ими так называемом монологе-образе огромную роль играют паузы, когда актер лукаво смотрит в зал, как бы говоря: «мы с вами заодно», и тут же возникает реакция зрительного зала. К примеру, при исполнении К. Новиковой монологов тети Сони, ищущей у зала не только понимания, но и сочувствия. Даже в скетче или интермедии, где актеры общаются между собой, соблюдается это «условие игры». Своеобразие такого общения в том, что оно идет «через зрителя». Каждый из партнеров как бы «берет зрителя в свидетели», втягивает его в свое действие, в свои союзники. Вспомните любой эстрадный дуэт. Два актера выходят на сцену. Разговаривают между собой. А между тем мы все время не только ощущаем, но и видим, как «через голову партнера» актеры обращаются к нам. Поглядит один в зал, улыбнется, и мы понимаем, что он предлагает нам вместе с ним посмеяться над его партнером; другой, отстаивая в споре свою правоту, свою точку зрения, жестом вдруг просит нас поддержать его. Реагируя на реакцию зрителей, отвечая на нее, актер по сути дела ведет с ними непрерывный диалог. Такая живая связь важна для эстрадного артиста еще и потому, что каждый раз на каждом концерте номер в чем-то меняется. Происходит это оттого, что на каждом концерте другой состав зрителей, другое у актера настроение, творческое самочувствие и т.д. Вот этот особый контакт со зрителем, активное взаимодействие между артистом и зрителем, открытая демонстрация актером своего мастерства, как бы говорящего: «посмотрите, как легко и ловко я поднимаю в воздух своего партнера», или «обратите внимание, как мы слаженно поем в дуэте», или «слышите, как я ему ответил», - является характерной для эстрадных жанров особенностью, определяемой «условиями игры» в эстрадном искусстве, и, естественно, учитывается режиссером при осуществлении эстрадного номера. Разговор с залом, непосредственное обращение к зрителям любого эстрадного номера - будь то фельетон, куплет, рассказ, танец, песня или акробатический этюд - не только отличает эстраду от других видов искусств, но и вносит существенные коррективы и в другие искусства, когда они входят в эстрадный концерт. Доказательством тому служит еще одно любопытное наблюдение. Актер, произнесший в концерте, скажем, монолог деда Щукаря из «Поднятой целины» М. Шолохова или монолог Гамлета из одноименной трагедии В. Шекспира, никогда не скажет: «Я играл», а скажет «Я прочел», «Я исполнил». Такие коррективы происходят и с дирижерами, выступающими на концертной сцене. Достаточно вспомнить хотя бы поведение известного дирижера, руководителя оркестра «Виртуозы Москвы» В. Спивакова. Конечно, в данной беседе я не ставлю своей задачей в полном объеме раскрыть каждую из составляющих «условия игры» на эстраде. Мне важно было рассмотреть лишь те из них, которые непосредственно связаны и влияют на творчество режиссера при осуществлении им эстрадного концерта, эстрадного номера - основы эстрадного концерта, основы эстрадного искусства.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |