|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Беседа тринадцатая. О конфликте и сюжетном ходе
В драматургии под понятием «конфликт» подразумевается столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета. Область, в которой развертывается борьба героев, так же безгранична, как и в жизни. Это столкновение идей, желаний, мнений, характеров, мировоззрений и т.д. Вырастает же конфликт из конкретной в данном произведении драматургической коллизии, драматической ситуации, созданной автором, исходя из темы и идеи произведения. Под сюжетом понимается ход повествования о событиях, способ развертывания темы. Но в драматургии театрализованных тематических концертов (представлений) большей частью мы имеем дело не с конфликтом, а с драматической ситуацией, коллизией, которая, в свою очередь, выражается не сюжетом, а сюжетным смысловым, чаше всего ассоциативным ходом. Для меня в понятиях «драматическая ситуация», «драматургический ход» есть неуловимая специфическая особенность, вносящая дополнительный смысл в принятые в литературоведении понятия «ситуация» и «сюжет». Ведь «ситуация» может и не содержать открытого столкновения, конфликта. В то же время это не означает, что в содержании театрализованного тематического концерта нет борьбы. Но эта борьба, как правило, чаще всего заключена в самом содержании события, которому посвящен театрализованный тематический концерт, и исход которой хорошо известен зрителю. Понятие «драматическая ситуация» для меня в данном случае означает, что в поисках сюжетного хода я, как автор, обязан найти такой драматургический прием, который не только свяжет отдельные номера и эпизоды представления, но и действенно раскроет событие, которому он посвящен. Именно драматургический сюжетный ход, связанный с темой и идеей представления, позволяет в определенной логике выстроить его действенную линию (развитие действия), используя для этого драматургический прием. В то же время сюжетный драматургический ход, являясь составной частью замысла, определяет и композицию концерта. В отличие от театрального режиссера, у которого значительную роль в рождении замысла спектакля играет поиск наиболее яркого воплощения уже выстроенного драматургом сюжета и сквозного действия, режиссер театрализованного тематического концерта, то есть мы с вами, должны сами найти, придумать сюжетный ход, который органически, образно и действенно соединит в единое целое предварительно отобранные нами совершенно разные по жанрам и художественному решению номера в эпизодах и эпизоды между собой. Иначе говоря, создать на основе придуманного нами сюжетного хода единое логически развивающееся действие, предполагающее, если нужно, ролевую персонификацию ведущих. Сюжетный ход в театрализованном представлении не только заставляет зрителей следить за развитием действия, но и понимать и принимать логику его построения, а порой и воспринимать включенный в представление тот или иной номер с неожиданной точки зрения. Именно, в процессе дальнейшего, как принято называть «целеустремленного и целенаправленного» обдумывания, каким путем, каким образным сюжетным ходом, основанном на сквозном действии, наиболее ярко и точно выразить найденные идею и тему, в сознании режиссера-автора замысел становится все более и более конкретным, пока не возникнет не только образное видение будущего произведения, но и пути реализации замысла. Конечно, поначалу это видение не бывает ясным во всех деталях, и в то же время, что удивительно, оно уже рисует мысленному взору режиссера-автора многое из того, что потом им будет воплощено. Так, например, в качестве сюжетного драматургического хода в концерте, осуществленном тогда еще ленинградцами - «Говорят камни Ленинграда» или «Говорят свидетели» был использован прием «Воспоминания». Причем в этих театрализованных тематических концертах «свидетелями» являлись не только люди, чья цепь воспоминаний или рассказов как очевидцев события, становились основой сюжетного хода, но и свидетельствовали как бы «ожившие» памятники, стены, камни мостовой, газетные сообщения и т.д. Вообще, лучшие театрализованные концерты всегда отличались Разнообразием сюжетных ходов. Здесь были и «Эстафета поколений», Раскрывающая художественными средствами преемственность традиций, и «Специальный выпуск газеты» с использованием свойственных газете разделов и рубрик (по принципу «Живой газеты»). Кстати, такой сюжетный драматургический ход был использован в театрализованном концерте «Вечерняя Москва», осуществленном летом 1967 года на сцене Зеленого театра в ЦПКиО имени М. Горького в Москве. В этом театрализованном концерте - и его построение (композиция), и эпизоды (рубрики) - были связаны с выпуском «сценического варианта» любимой москвичами ежедневной вечерней газеты. В другом театрализованном концерте «Один день» сюжетным ходом стал репортаж с места событий, происходящих в разных местах страны в один определенный день ее жизни. В других случаях сюжетными ходами становились переосмысленные сюжеты прозаических и поэтических произведений. Можно было бы продолжить перечисление всевозможных сюжетных ходов - образных решений темы и идеи, но и приведенного достаточно, чтобы понять - их может быть великое множество. Стоит только разбудить и направить в нужное русло свою режиссерско-авторскую фантазию. Причем следует заметить, не заимствовать или переделывать уже кем-то использованное, а находить свое, новое. Между прочим, сегодняшний зритель не принимает примитивности режиссерского решения концерта. Тот, кто обращается к постановке театрализованного концерта (представления), должен уметь, как и любой художник, видеть новое. Должен всегда находиться в гуще жизни.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |