АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Музыкальные жанры

Читайте также:
  1. Александрийская поэзия, ее особенности и жанры. Творчество Каллимаха, буколики Феокрита. Эпос Аполлония Родосского.
  2. Беседа третья. Эстрадные жанры и режиссура
  3. Виды и жанры изобразительного искусства эпохи Возрождения.
  4. Восьмой шаг. Жанры, литературная работа, мастерство
  5. И все-таки расскажи про твое новое прочтение смысла песни «Я хочу быть с тобой». Музыкальные критики столько говорят про это с твоих слов.
  6. Музыкальные нструменты симфонического оркестра.
  7. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ
  8. Области и жанры
  9. Основные идеи и жанры поэзии Горация
  10. Основные идеи и жанры поэзии Горация.
  11. Основные музыкальные понятия

Как было сказано в предисловии к данной работе, перед автором не стоит задача исследования эстрадного искусства в полном его объеме.

Исследование особенностей музыкального искусства - дело музы­коведов. В этом разделе я буду рассказывать об особенностях только тех музыкальных жанров, которые бытуют сегодня на эстраде, и кото­рые в той или другой степени требуют участия эстрадного режиссера в создании музыкального номера этих жанров.

К музыкальным жанрам на эстраде обычно относят различные во­кальные номера: эстрадную и народную песню, городской и цыганский романс и т.д., а также номера инструментальные, в том числе выступле­ния разнообразных эстрадных и Джазовых оркестров, исполнителей на музыкальных инструментах (в частности, на народных).

 

Песня

Рассматривая особенности работы эстрадного режиссера над музы­кальными жанрами, прежде всего следует отметить, что из многообра­зия их форм режиссеру в своей практике чаще всего приходится стал­киваться с песней в различных ее ипостасях. Дело в том, что из всех бытующих на эстрадных подмостках музыкальных жанров (а сегодня музыка стала как бы фоном нашей будничной жизни) ведущее место занимает песня.

Невозможно даже подсчитать, сколько эстрадных певцов ежеднев­но появляется на экранах телевизоров, звучит по радио, выходит на эст­радные подмостки. Имя им - легион. Никогда песня не знала такого распространения, как ныне. Не боясь ошибиться, можно смело сказать, что мы живем в атмосфере песни.

Уже в 60-е годы XX века песня заняла лидирующее положение сре­ди других эстрадных жанров. Именно с тех пор песня чуть ли не стано­вится синонимом эстрадного искусства.

Мне представляется, что причиной тому, во-первых, упадок рече­вых жанров. Во-вторых, эстрадная песня, в отличие от массовой хоро­вой, очень индивидуальна. Она передает «внутреннее чувство», рож­денное явлениями обыкновенной жизни. На смену массовым песням, обращенным ко всем и от имени всех, пришли сегодняшние песни. В своих лучших образцах, по своему характеру, помыслам и настроению это баллады, новеллы, размышления о жизни, лирические песни-монологи, отражающие мир интимных чувств нашего современника. Словом, песни, рассчитанные не на массовое, а на индивидуальное ис­полнение.

Одновременно сегодня широкое распространение получили раз­личного толка многочисленные рок - и поп-группы. Среди них особой популярностью пользуются такие группы, как «Любэ», «Аквариум», «На-На», «Чайф», «Агата Кристи», «Крематорий», «Премьер-министр», «Ногу свело» и другие, пришедшие на смену ВИА.

В отличие от театрального режиссера, для которого в создаваемом им спектакле важна единая актерская манера исполнения, в эстрадном искусстве одинаковость исполнительской манеры артистов одного и того же жанра - качество, противоречащее принципам исполнитель­ского мастерства на эстраде.

Одна из существенных бед сегодняшней жизни эстрадной песни на сценических подмостках - отсутствие у большинства исполнителей своей, только ему присущей манеры пения. Порою, не видя исполни­теля, трудно, а порою невозможно понять, кто поет, так они похожи друг на друга. К тому же, как правило, такие певцы в манере исполне­ния подражают кому-либо из признанных мастеров песни.

Сила эстрады, эстрадного исполнительства в индивидуальности, в неповторимости артиста, его дарования и только певцу принадлежащей манере пения, которая отличает его от других исполнителей. Вот поче­му мне представляется необходимым в какой-то мере раскрыть некото­рые особенности, впрямую связанные с подходом режиссера к работе с вокалистами.

Настоящее современное пение - сложное по своей структуре ис­кусство. Только органический сплав музыки и слова, слитность звуча­ния, тончайшая нюансировка и фразировка и вместе с тем безыскусность отличает подлинное искусство пения. Естественно, что развитие эстрадной песни, ее содержание, ее мелодический и ритмический строй видоизменяется созвучно времени, в котором песня родилась и живет в творчестве лучших своих представителей.

По своей принадлежности песни, исполняемые на эстраде, делятся на три основных вида: эстрадная песня, народная песня, городской и цыганский романс. Каждый из них имеет свои законы исполнения и свои «условия игры».

Раскрывая особенности манеры исполнения каждого из этих на­правлений, режиссер легко обнаруживает, что любое из них имеет ши­рокий разброс манеры исполнения, напрямую связанной с индиви­дуальными качествами певца, от которых режиссер отталкивается, же­лая помочь певцу как можно ярче выявить эти качества.

Если вспомним творчество выдающихся мастеров прошлого и на­стоящего, то легко обнаружим, что каждый из них (не в пример многим «певцам», оккупировавшим сегодня эстрадные подмостки), создавая песню, в поисках характера и манеры исполнения исходил не только из понимания им и его педагогом музыкального и содержательного суще­ства конкретной песни, но и, прежде всего, из своих вокальных и актер­ских возможностей и чувства меры.

Подлинный успех эстрадной песни (особенно шлягера) во многом зависит от такта, вкуса, музыкальности, искренности и чувства меры исполнителя. И в этом для целого ряда вокалистов слово режиссера, как наблюдателя со стороны, является немаловажным.

К сожалению, сегодня многие исполнители грешат отсутствием вкуса. Ставку такие певцы делают на бьющие по нервам музыкальные (вернее - звуковые) и эмоциональные, порой доходящие до истерики, преувеличения.

Сегодня чересчур вольготно стало жить подражателям и компиля­торам, дельцам от музыки и песни. Дилетантизм, однообразие, трафа­рет, пение под фонограмму (вернее, имитация пения) стало обычным явлением на эстрадных подмостках. Ныне песня - не явление искусства, а средство заработка. На сцену одна за другой высыпали разномастные красавицы, усердно старающиеся переплюнуть друг друга в сексапильности, словно участницы гигантского всероссийского пил-шоу. Кризис песенного жанра решили восполнить эротикой на сцене...

В значительной степени повинен в этом и шоу-бизнес с его небре­жением к подлинным мастерам песни. Время показало, что для того, чтобы достичь успеха, в нашем шоу-бизнесе вовсе не обязательно об­ладать музыкальным образованием, слухом и уж тем более голосом. Достаточно найти богатенького продюсера.

Эстрадное пение — это непринужденное выразительное исполнение, сочетающее вокальную сторону с элементами актерской игры. Это уме­ние в каждой песне создать и довести до слушателя, зрителя не только музыкальный, но и сценический образ. И в этом случае, как и в разго­ворных жанрах, режиссерская помощь имеет важнейшее значение.

Здесь, как и в разговорных жанрах, одним из выразительных средств для выявления «жизни человеческого духа» песни является скупой, но предельно выразительный жест, и взгляд, и цезура (для песни - особое средство выразительности), создающая в песне напряжение - то усили­вая его, то снимая, то делая его похожим на вздох облегчения. Замечу, кстати, именно нарушение строгой ритмической канвы, свободный жи­вой и гибкий ритм, к которому по подсказке режиссера часто прибегает исполнитель, создает непрерывность дыхания песни.

Естественно, что манера исполнения песни, ее образность решается в совместном творчестве композитора, певца и режиссера. Популярное искусство чаще всего манипулирует потребностями, ожиданиями и вку­сами публики, которую привлекают внешние приемы и эффекты. Такие произведения обычно не выдерживают испытания временем. И в этом случае ярко проявляется отсутствие режиссера, понимающего толк, как в музыке, так и в особенностях исполнительского мастерства. Конечно, манера может понравиться, стать модной. Но, как всякая мода, она бы­стро приедается. Тем более, если она тиражируется, копируется многи­ми подвизающимися на эстраде «звездами», которые сегодня быстро загораются и так же быстро гаснут.

И все-таки режиссеру приходится считаться с тем, что такие произ­ведения (а в данном случае модные песни) пользуются спросом у пуб­лики.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)