АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление новой украинской литературы и литературного языка

Читайте также:
  1. CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  2. D. РАСШИРЕНИЯ 3-ВОЛНОВОЙ ФИГУРЫ
  3. I. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения
  4. I. Обзор литературы.
  5. I. Противоположность между потребительной стоимостью и меновой стоимостью
  6. II. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.
  7. II. Нормы современного русского литературного языка
  8. III. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления.
  9. IV курс, факультет английского языка
  10. IV. Изучение новой темы
  11. IV. Изучение новой темы
  12. IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).

Литература и театральное искусство. Театр корифеев.

Время XIX в в украинской литературе представляет собой целостный комплекс традиций и новаторства в литературном процессе, объединенный единством идейно-эстетических закономерностей В эту пору была создана литерат Турна классика таким ее основателями, как ИКотляревський, ГКвитка-Основьяненко, ТШевченко, ПКулиш, М Костомаров, Марко Вовчок, ЮФедькович, ИНечуй-Левицкий, Панас Мирный, МСтарицький, ИФранко и др. Напри конце XIX с одной стороны, завершается столетний период развития новой украинской литературы, а с другой появляются новые ее качественные черты, получают развитие позже - в XX віше - у XX ст.

Как и в других европейских литературах (правда с некоторым отставанием во времени, но более ускоренно) в дошевченкивський период украинской литературы состоит просветительский реализм, сентиментали изм, преромантизм и романтизм как основные литературные направления и стили, формируется новая родовая система поэзии, драмы и художественной прозы и ее ведущие жанры, зарождается литературно-эстетическая и литерат урной-критическая мысль, яркие творческие индивидуальности Литературный процесс в первые десятилетия XIX в в целом развивается под мощным влиянием идей национально-культурного возрождения, идет ологии просвещения и романтизма и по содержанию и художественными формами приобретает признаки новой европейской литературыри.

Второй период развития новой украинской литературы охватывает сороковых-60-е гг XIX в Центральным фактором развития литературы в это время стала деятельность основоположника новой украинской литературы и букв ратурнои языка Т Шевченко С его именем и творчеством его современников и последователей связано расширение национальной тематики до уровня общечеловеческих параметров литературы, кристаллизация национально-освободительных идей, постановка на повестку дня политической борьбы против самодержавия и других форм деспотии, развитие аналитического начала в художественном творчестве, формирование основ реализма, дальнейшее разви ток романтизма, появление яа як

16 История украинской литературы XIX века: В 3 книгах - Кн 1: Учеб пособие / Под ред М Т Яценко - М.: Просвещение, 1995 - С 5

отдельной отрасли профессиональной литературной критики Украинская литература в 40-е - 60-е годы становится общеевропейским явлением с ярко выраженным лицом Творчество ТШевченка во многом определила пути развития украинской литературы в следующий период и оказала влияние на продвижение других славянских литератуатур.

С 40-х гг XIX вв начинается новый период развития украинской литературы, обозначен дальнейшей активизацией литературного процесса Характерной особенностью этого периода был высокое развитие романтизм м и формирования качественно новых направлений реализма В общественной жизни это был период, когда все вопросы сводились к проблеме ликвидации крепостного права Весь комплекс освободительных стремлений украинского на рода своеобразно отразился в деятельности первой украинской тайной политической организации - Кирилло-Мефодиевского братстве, возникшее в Киеве в декабре 1845 - январе 1846 г46 рр.

В программных документах братства (прежде всего в \"Книгах бытия украинского народа\") ощущается влияние республиканских идей декабристов и польского национально-освободительного движения, политических и обще нокультурних идей славянского единства Большое значение имели культурно-образовательные идеи кирилло-мефодиевцев, направленные на подъем национального сознания, патриотические гордости, на развитие и утверждение родного языка и культуры, укрепление связей с другими народами с целью культурного и духовного взаимообогащенияозбагачення.

Разгром Кирилло-Мефодиевского братства совпал с полосой реакции в Российской империи В Украину с арестом кирилло-мефодиевцев были разгромлены не только основные политические, но и культурные силы Фактически еще е к Валуевского циркуляра 1863 года начался систематический правительственный наступление на украинскую национальную культуру На целое десятилетие был заторможен украинский литературный процесс и вовсе запрещено издательскую делраву.

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг, массовое крестьянское движение, усиливался с каждым годом, в том числе и в большинстве губерний Украины, все возрастающие оппозиционные настроения среди всех слоев н населения заставили правительство Александра II пойти на отмену крепостного права и на ряд реформ в общественно-политической, экономической, административной структуры управленияя.

В Галичине и Закарпатье с развитием национально-освободительной борьбы определяется общественно-политическое направление среди украинской интеллигенции Это привело к образованию своеобразных партий \"москвофилов\" и \"н народников \", политическая ориентация которых (первых - на российское самодержавие, а вторых - на Цесарскую монархию) в определенной степени определила и особенности их идейно-культурной программыно-культурних програм.

После реформы 1861 г политическое движение в Восточной Украине организационно оформилось в виде культурно-образовательных объединений - \"Общин\", которые возникали в Киеве, Чернигове, Харькове, Полтаве, Одессе и других городах х, а также в среде украинской интеллигенции Петербурга Общины как одна из форм общедемократического движения, объединяли вокруг себя представителей разных социальных слоев - от прогрессивно настроенные ених либеральных помещиков и чиновничества к разночинской интеллигенции (культурно-образовательных деятелей, учителей, студентов, литераторов, которые находились под влиянием революционной демократии) Среди активных деятелей общин были М Костомаров, П Кулиш, Л Глебов, О Конисский, М Драгоманов, М Старицкий, М Лысенко, С Подолинский, и Нечуй-Левицкий и и Нечуй-Левицький та ін.

семидесятых - 90-е годы XIX в в украинской литературе - это время активизации интереса к социальным ученик, политической жизни и борьбы Динамичный процесс развития общественной жизни способствует качественному росту ре ивня национальной и социального сознания, интереса к истории Украины При этом утверждается реалистическое мировоззрение, подход к оценке явлений, основанный на практическом опыте научных данных, ср топает мифологические и старые традиционные представления с выделением личности из коллектива, ростом чувства собственного достоинства, разменной своих общественных и гражданских прав человек видится в тесном порт ку с социально-историческими условиями В этих условиях украинская литература, литературно-эстетическая мысль, литературная критика, журналистика, публицистика становятся ведущими формами общественного сознания, а п исьменство - проявлением гражданской деятельностиьності.

Литература 70-х - 90-х гг обращается к важным общественно-исторических проблем, в решении которых чувствуется сильное влияние просветительских идей, вера в разум, образование, науку Это период реализма как зрелой эстетико-художественной системы и мировосприятия, что появляется на высоком уровне общественного и художественного развития, когда на первое место выдвигается структура самого общества, социальный и пс ихологичний анализ, взаимоотношения личности и общества Меняется самый характер аналитичности в литературе, диапазон ее охватывает уже не эмпирические жизненные факты, а широкие сферы общественной бут я Для литературы 90-х годов характерны две основные тенденции: стремление к сохранению национальной культурной идентичности (литературное \"народничество\") и ориентация на художественный универсализм захидноевропе йського литературного процесса, получает свое дальнейшее развитие в конце XIX - начале XX ва початку XX ст.

Эстетика реализма активно взаимодействует с художественными достижениями романтизма Наряду с этим функционирует натурализм, который, с одной стороны, включается в реалистичные структуры, а с другой - свидетельствует о кризисе кл ласичного реализму.

Литературная деятельность и Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, М Старицкого, М Кропивницкого, и Карпенко-Карого и особенно И. Франко, который выступает центральной фигурой литературного процесса 70-90-х Роки ей, способствует, с одной стороны, развитию и обновлению в литературе шевченковских традиций, а с другой - преодолению тех или иных попыток подражания его творчества и открывает новые пути художественного познания я действительности Параллельно с углублением социального историзма изображения внутреннего мира человека, психологический анализ становится главным инструментом художественного исследования действительности В отличие от первых двух периодов в литературе ведущими становятся большие эпические формы, осуществляется переход от повествования, лирического повествования к эпического повествования, широких объективно описательных и социально-аналитических картин, к анализу формирования характеров в тесной связи с обстоятельствами На первое место по своему значению выходят крупные социально-бытовые, социально-психологические романы и повести, идеологическая сооб во, социально-психологическая новелла и философская поэма Высокого развития по сравнению с 40-60-ми годами достигает украинская драматургия, в частности бытовая и психологическая драма В литературе появляются новые, доселе нетронутых темы из жизни рабочего класса, интеллигенции и других слоев общества В ней появляется образ соцально-активной личности, \"новых людей\" - разночинцев-демократииізночинців-демократів.

Основатели новой украинской литературы в Галичине Массовому утверждению украинского языка в Восточной Галиции способствовала дискуссия по поводу употребления живой, а не искусственной украинского языка, развернувшейся в 1830-х годах Начало ей положило печати польск кими учеными польским алфавиту (латыни) украинских народных песен Они предлагали в украинском письме перейти на польский алфавіт.

Против применения польского алфавита по украинским письма резко выступил Маркиян Шашкевич, который издал брошюру \"Азбука и абецадло\" и написал критическую рецензию на брошюру И Лозинского \"Руской висевшим \", изданную непонятной для простых людей языком Так развернулась в Галичине\" азбучная война \", которая велась вплоть до начала XX в;, що велася аж до початку XX ст.

В отстаивании украинского языка, развития украинской литературы и вообще украинской культуры в Галиции на собственной основе, которая отражала жизни, образ мышления и душу украинского народа, большая а заслуга принадлежит \"Русской тройке\" Один из ее основателей - Яков Головацьккий писал: \"Когда галичане в 30-х годах приняли были польское\" абецадло \", пропала бы русская индивидуальная народность, пропал бы русский (украинский) духруський (український) дух".

Литературное группировки \"Русская троица\" было создано 1833 г прогрессивно настроенными студентами Львовской духовной семинарии Маркияна Шашкевича, Ивана Вагилевичем и Иаковом Го-ловацьким Как пишет исследователь О Петраш, один из них - энергичный, настойчивый, смелый, готовый к самопожертвованию, и подвига - Маркиян Шашкевич Второй - человек пылкой характера, с широким полетом фантазии, стремился решительных действий Это - Иван Вагилевич Третий - инициативный, деловой, трудолюбивый, время - умеренный и осторожный - это Яков Головацкийків Головацький".

Эти молодые и талантливые патриоты своей деятельностью начинают настоящее национально-культурное возрождение Галиции, перемещая центр национального возрождения галицких украинских из Перемышля во Львов ова Кружок просуществовал до начала 1840-х годов и прекратил свою деятельность 1843 г со смертью М Шашкевичича.

\"Русская троица\" в основном занималась культурно-просветительской деятельностью, хотя власти эту деятельность считала враждебной частности, начальник львовской полиции свое возмущение выразил так: \"Эти безумцы хотят ь воскресить мертвого русинскую национальностььку національність".

o Несмотря на все запугивания, благодаря настойчивости и целеустремленности \"Русской троицы\" с помощью деятелей сербского возрождения в 1837 г было выдано литературный альманах \"Русалка Днестровская\" (Будапешт трова" (Будапешт).

o \"Русалка Днестровская\" императорский правительство запретило Только 250 из 1000 экземпляров составители успели продать, подарить друзьям и сохранить для себя, остальные были конфискованы

o Наиболее значительный вклад в украинское национальное возрождение, в пробуждение и развитие национального сознания русинов-украинский на Закарпатье сделал Александр Духнович - писатель, педагог, историк этнограф, фольклорист, греко-католический священник Он выдал украинским родном языке молитвенник, букварь, учебники грамматики, географии, пособие по педагогике для учителей О Духнович собирал украинского ские народные песни, основал \"Литературное заведение Пряшевское\" (1850), проводившего среди населения культурно-просветительную работу Он написал народным языком ряд патриотических стихов, пьес и т.д. Найвидом ишою поэзией, где звучит его кредо, является \"Вручаниео, є "Вручаніє".

С 40-х годов XIX в театральное дело в Украине приобретает большую систематичности Активизируется создание национальных труп и оригинального драматургического репертуара Если в первой половине XIX в Украин на выдвигала лишь отдельных талантливых художников, которые в составе российских труп, театров изредка выступали и на украинском языке (М Щепкин, К Соленик, С Гулак-Артемовский и др.), то с конца 50-х годов начали состоять сначала любительские, а затем профессиональные театральные кружки и трупы, учредителями которых были П Нищинский, М Кропивницкий, М Старицкого, и Карпенко-Карого, М Садовский, П Саксаганский, П Ма ркович, а в Галичине - О Бочинський, А Моленицький и др. Ограниченный лишь несколькими классическими пьесами И Котляревского и ГКвиткы-Основьяненко, украинский репертуар обогащается разножанровыми произведениями Т Шевченко, Я Кухаренко, С Писарев-ского, Л Глебова, О Стороженко, М Стеценко, С Гулака-Артемовского, Р Моха, и Гушака, П Свенцицкого, К Устинов-ча, О Огоновского, Ф Царевича и и. Огоновського, Ф. Царевича та ін.

Опираясь на лучшие традиции своих предшественников, прежде ИКотляревського, ТШевченка, украинская драматургия второй половины XIX в прославилась рядом имен как драматургов, так и актеров, чей и Алант поднял украинскую культуру, способствовал развитию национального сознания и национально-духовному возрождению украинского народа Среди них Иван Нечуй-Левицкий (\"Маруся Богуславка\"), Марко крапивница ький (1841-1910, \"Дай сердцу волю, заведет в неволю\"), Михаил Старицкий (\"За двумя зайцами\", \"Сорочинская ярмарка\", \"Рождественская ночь\"), Иван Карпенко-Карый, \"Служанка\", \"Несчастная н Боруля \") Значительным было драматургически наследие ПМирного (\" Лимеривна \",\" Проститутка \"), И. Франко (\" Украденное счастье \",\" Учитель \",\" Каменная душа \"), Б Гринченко (\" Степной гость \",\" исня \",\" Боярыня \"ене щастя", "Учитель", "Кам'яна душа"), Б. Грінченка ("Степовий гість", "Ясні зорі"), Л.Українки ("Лісова пісня", "Бояриня").

o С первой любительской труппы в 60-х гг в Ели-граде, украинские актеры создали высоко профессиональные театральные коллективы, которых к началу XX в в Украине было около 20, а вместе с аматорс скими - почти 300 У истоков украинского профессионального театра стояли выдающиеся украинские актеры М Кропивницкий, М Садовский, И Тобилевич, Л Цветок, М Заньковецкая, М Старицкий, П Саксаганский По заданием украинского театра были: борьба против русификаторства формирование уважительного отношения к украинскому народу и его культуре, нарушение социально значимых вопросов тощпитань тощо.

o В 1864 г во Львове был основан украинский театр \"Русская беседа\", который возглавил ОБачинський

украинский театр конца XIX - начала XX в по своей тематике оставался преимущественно бытовым Но тесная связь с народной культурой делали его очень популярным Академик М Грушевский так оценил значе ения украинского театра на рубеже веков: \"Для широкой публики при недостатке книг украинский театр имел большое значение украинской труппы начались с одной, но со временем множились, становились все расп еним явлением и, несмотря на нищету репертуара и на высокие приметы большинства пьес (цензура театральная была чрезвычайно суровая), они поддерживали память народного слова и любовь к нему винародов ной городской людей людності".

Украинское искусство последней четверти XIX века Развитие художественной культуры - изобразительного искусства и архитектуры - тесно вплетался в общекультурное развитие Украины с середины XIX в городское строительство жилого и общественного предназначенных ения в связи с господствующим в Европе утилитаризмом занимается эклектикой - сочетанием разных исторических стилей в одном архитектурном ансамбле Среди ее направлений особенно распространяется венский Ренесми нс 3агальне архитектурный облик украинских городов принимает венскую моду частности, характерным образцом этого стиля является оперные театры Одессы, Львова и КиеваКиєва.

o Разновидностью эклектики становится псевдовизантийский (псевдорусь-кий) стиль Он насильно внедрялся в Украине в церковном строительстве, архитектуре, скульптуре Лозунгом этого стиля была формула триединства те \"самодержавие-народность-соборность\" Начались правительственные реставрационные работы памятников строительства княжеской эпохи, в частности, строений Херсонеса IV-X вв в Севастополе, Десятинной церкви в Киеве (X в), п еребудовано кафедру собора в Вла-димир-Волынском и Васильевскую церковь в Овруче (XII в) и т.п. К построенных памятников этого направления относятся Владимир-ский собор (первоначальный проект - архитектор РЕШЕНИЕ тром, позже работу над строительством собора продолжили архитекторы П Спарро, О Беретти с участием Р Бернгардта, К Маевского и В Николаева), памятник князю Владимиру (арх Отон, скульпторы В Демут- Малиновский и П Клодт) в Киеве, Александровская церковь в Каменце Для подчеркивания значения \"воссоединения\" Украины с Россией царское правительство выделило средства на изготовление памятника Б Хмельницком (ск ульптор М Микешин) - сооружения энергичной, динамичной, установленной на Софийской площади в Киеве 1888влена на Софійській площі в Києві 1888 р.17

Выдающимся художественно-образовательным заведением в Украине последней четверти XIX века была Киевской рисовальной школе (1875-1901), сыгравшей одну из ключевых ролей в становлении украинской живописи нового времени По асновником школы был Н И Мурашко Большую часть своих сил он отдал педагогической деле Товарищем М Мурашко по петербургской Академии художеств и постоянного друга Николая Ивановича и основанной им шк оли был И Репин Один из известных произведений М Мурашко - полотно \"Вид на Днепр;Вид на Дніпро".

В украинской живописи этого времени ведущую роль играют воспитанники Киевской рисовальной школы М Пимоненко, О Мурашко, С Костенко, Г Светлицкий, Ф Красицкий, Г Дядченко, К Крыжицкий, Ф Данилов И И Селезнев Получив в школе начала художественной грамоты, многие из ее воспитанников шлифовал свое мастерство в Академии художеств в Петербурге Г Светлицкий и Ф Красицкий, в частности, со учились в мастерской И Репинтерні І. Рєпіна.

Жанровая картина Г Светлицкого \"Музыканты\" созвучна к искусству зрелого реализма Этому произведению свойственно углубленное переживания обыденного эпизода Другим учителем Г Светлицкого был А Куинджи Он открытого См. ему поэтические возможности ночного освещения - это оказалось, например, в пейзаже \"Дома в лунную ночьt;Хати в місячну ніч".

ФКрасицький в своем творчестве сочетал различные жанры, что вообще было характерно для искусства рубежа XIX-XX вв В его полотнах эскизного плана бытовые сценки соединяются с пейзажем, портреты крестьянок приближение ижаються к зарисовок этнографического характера Ф Красицкий писал преимущественно камерные произведения Однако порой художник обращался и к историческому жанру В украинском искусстве исторический жанр завоевывает себе м исце с некоторым опозданием по сравнению с искусством западных стран Ф Красицкий обращается к исторической теме, не изменяя своему призванию: история народа для него, крестьянского сына, - это история дни в, полных военных и мирных трудов и счастливых минут отдыха Полотно \"Гость из Запорожья\" решен в бытовом плане В ином ключе решен масштабное полотно М Ивасюка \"Въезд Богдана Хмельницкой кого в Киев \"Этот художник не был связан с кругом рисовальной школы М Мурашко и Петербургской Академией: образование М Ивасюк получил в Вене и Мюнхене Однако, так же как М Мурашко, он был на своей родной Буковине организатором (1899) и руководителем (до 1908) первой в крае художественной школ 1908) першої в краї художньої школи.

 

Театр корифеев

Театральне мистецтво в Україні сягало коренями у сиву дав­нину, брало початок з фольклору. У веснянках, купальських та обжинкових піснях, у колядках та щедрівках, в обрядах весілля та похорону наявні яскраві елементи лицедійства: слова, мелодії, танцю, пантоміми. Ще скоморохи Київської Русі започаткували примітивний театр — потішні видовища на майданах і базарах. Пізніше, в кінці XVII — у першій половині XVIII століть, популя­ризаторами своєрідного театру стали студенти Києво-Могилянської академії, які під час вакацій, заробляючи собі на харчі, ставили інтермедійні вистави. Деякі твори того часу, особливо релігійно­го змісту про народження Ісуса Христа, збереглися й донині й виконуються на Різдво.

XIX століття створило всі передумови для виникнення ново­го театру. Реалістична гра російського актора М. Щепкіна та українського — К. Соленика, яких порівнював Т. Шевченко, поява українських драматичних творів І. Котляревського, Г. Квітки-Основ'яненка, Кобзаря, спроба поставити українські драми в сто­лиці Російської імперії Є. Гребінкою та в інших містах Я. Куха­ренком дали неабиякий шанс у майбутньому виникнути такому важливому компонентові, як художній ансамбль, який створили М. Кропивницький та М. Старицький.

Царські укази про заборону українського слова і національ­ного театру, а також безліч чиновницько-бюрократичних гальм хоч і сповільнювали розвиток української драматургії, заважали її розвитку, проте знищити не могли. В кінці 70-х років україн­ське акторське мистецтво, сам театр набрали виразних суспіль­но-громадських функцій, сприяли піднесенню національної сві­домості народу.

Цей театр прийнято називати театром корифеїв. Слово "ко­рифей" — грецьке. У давньогрецькій трагедії корифеєм назива­ли керівника хору або заспівувача, іншими словами — ватажка митців. У сучасному розумінні слово "корифей" означає людину, яка є найвизначнішим діячем у певній сфері мистецтва.

Підвалини нового українського театру заклав М. Кропивни­цький, який створив прекрасну трупу акторів й особливу увагу приділив режисурі. Якщо досі кожен актор грав відокремлено, то Кропивницькому вдалося створити такий колектив, де творча індивідуальність одночасно й зберігала себе як високоталанови­ту особистість, і доповнювала своєю грою гру інших артистів. Видатний діяч російського театру М. Синельников визнавав: "До цього часу, до зустрічі з "Малоросійським театром", я, незва­жаючи на серйозне знайомство з постановниками, кращими на той час, Малого Московського театру, не знав і навіть не запідо­зрював про головне — про ансамбль".

М. Кропивницький сам шукав і вчив своїх акторів: М. Заньковецьку, П. Саксаганського, М. Садовського, Г. Затиркевич-Карпинську — впливу на глядачів, учив проникати у внутрішній світ героїв, перевтілюватися у них.

Корифеї українського театру працювали в різних жанрах сце­нічного мистецтва, їхній театр піднімався вище і вище, несучи глядачеві узагальнений образ хоч пригнобленого й убогого, але живого й нескореного народу. Недарма царський уряд не раз і не два обмежував творчі можливості українського театру, забо­роняв вистави, намагався не допускати на сцену серйозних тво­рів, дозволяв виключно розважально-комічні.

Оскільки репертуар на час виникнення театру корифеїв не був особливо широким ("Наталка Полтавка", "Москаль-чарівник" І. Котляревського, "Сватання на Гончарівці", "Шельменко-денщик" Г. Квітки-Основ'яненка, "Назар Стодоля" Т. Шевчен­ка), то стало само собою зрозумілим, що театру потрібні нові твори, в яких відчувався би подих сучасності. їхніми авторами стали М. Кропивницький, М. Старицький, І. Карпенко-Карий, які одночасно були й драматургами, й режисерами, й акторами.

У 1881 році після довгих років боротьби корифеїв українці одержали можливість ставити вистави українською мовою. При всіх обмеженнях і умовностях (перед кожною українською ви­ставою мусила відбутися російська) цей крок міністерства внут­рішніх справ хоч трохи легалізував український театр.

У 1885 році єдина досі театральна трупа розділилася: М. Кро­пивницький зі своїми акторами відокремився від М. Старицького і його прихильників. Обидва колективи відразу ж почали са­мостійне творче життя.

Авторитет театру корифеїв був значно більший, ніж того на початку творчого шляху могли очікувати самі актори. Під час пе­ребування на гастролях у Москві українські артисти були тепло зустрінуті передовою громадськістю. Художник І. Рєпін подару­вав М. Кропивницькому картину, на якій керівник трупи в коза­цькому вбранні керував човном серед бурхливого моря. У Петер­бурзі український театр сміливо конкурував з імператорським теат­ром, про який драматург О. Островський писав, що цей заклад перетворився в місце "пустої забави", через що глядач "лавиною сунув в український театр, де показувалося мужицьке життя".

Робота в театральних трупах вимагала повної самовіддачі, зречення всіх благ. Творчі колективи М. Кропивницького, М. Старицького, М. Садовського, П. Саксаганського часто пішки манд­рували з місця на місце, недоїдали, хворіли, ставали подібними до циганських таборів через мандрівний спосіб життя.

Проте саме ці колективи з провідними акторами творили сла­ву українського театру. Про гастролі корифеїв гаряче відгукнувся І. Франко, назвавши вистави у Петербурзі тріумфом українського мистецтва, а засновник МХАТу К. Станіславський у 1911 році пи­сав: "Такі українські актори, як Кропивницький, Заньковецька, Саксаганський, Садовський — блискуча плеяда майстрів україн­ської сцени, увійшли золотими літерами на скрижалі історії світо­вого мистецтва..." Після такого вступу є необхідність розповісти учням про кожного з акторів зокрема, щоб у старшокласників склалося конкретне уявлення про цих талановитих людей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)