|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Беседы о родословнойОбращение к прошлому своего народа, знание традиции и ритуалов, живой памяти старшего поколения - это словно прикосновение к неиссякаемому роднику, питающему корни могучего древа. И нам, современному поколению, бережно хранить и обогащать это бесценное богатство. Предки современных бурят, калмыков, монголов входили в один и тот же мир, традиции которого развивались усилиями многих поколений, начиная с хуннов (3 век до н.э.), эти народы объединяла прежде всего духовная традиция, дававшая им мощную энергетику: культ Вечного синего неба, почитание земли и воды, как живых сущностей, отношение к пространству, как к живому, почитание предков, культ огня, как источника жизни и светлого начала, умение направлять стихиями и энергией. Люди относились к своей земле как к Дому, с глубокой древности создавали особые заповедники. У этих народов были особые ценности свободы, особая этика родства, гостеприимства. В изучении прошлого, исторических фактов народной жизни, летописей и других документов огромную роль играет знание собственной родословной. В нем кровная связь между прошлым и настоящим. Наглядным примером того служит памятник мировой литературы «Сокровенное сказание монголов». Из нее можно черпать знания по родословной монгольских народов. О прошлом баргузинских бурят можно узнать из знаменитых «баргузинских летописей», из воспоминаний старожилов. Когда-то их предки жили в долинах рек Лена, Куда, Манзурка и принадлежали к племени Эхирит. Как устные, так и письменные летописные данные говорят о том, что в свое время в Баргузин прибыли представители эхиритских родов Сэнгэлдэр, Шоно, Баяндай, Абзай и Эмэхэнут. Известный баргузинский летописец Ц. Цыренов пишет: «Если различать баргузинских бурят по родам (эсэгэ), то это Абзай, Шоно, Баяндай, Сэнгэлдэр, Эмэхэнут, Булагат, Галзут, Цэгэнут. Люди этих восьми родов издревле имеют обычай брать друг у друга девушек. Первые шесть родов принадлежали к племени (обог) Эхирит-Булагатов, а другие - Галзут и Цэгэнут - племени хори (здесь летописец ошибается: цэгэнут относятся к эхиритам).(Комментарии Г-Д.Э.Дамбаева «Прошлое и настоящее баргузинских бурят»г.Улан-Удэ.1972 г.)(О цегенутах можно обсуждать.Прим.Ж.Абзаев.). Галзуты составляли целый род (отог). Люди родов Цэгэнут и Эмэхэнут малочисленны». Таким образом, первоначальный родовой и племенной состав баргузинских бурят можно представить в следующем виде: 1. Племя Эхирит. Роды Сэнгэлдэр, Шоно, Баяндай, Абзай, Эмэхэнут, Цэгэнут. 2. Племя Булагат. Род Хурамша. 3. Племя Хори. Род Галзут. Значительная часть здешних бурят принадлежат к родам Сэнгэлдэр и Шоно - основным родам племени Эхирит. Переселение части верхоленских бурят, позднее и ольхонских, продолжалось в течение почти 200 лет (от 40-х годов 18 века до 20-х ХХ в.) Это оказало определенное влияние на характер расселения. Люди одного и того же рода прибывали сюда в разное время и с большими интервалами. В расселении наблюдалось большая неоднородность, то есть смесь людей разных родов в одном и том же улусе. Но, тем не менее удалось установить первоначальные следы их расселения. Люди Сэн-гэлдэровского и Шоноевского родов жили отдельными группами в разных улусах, начиная от местностей Долон, Нарасун, Ярикто до улусов Харамодун, Гарга, Алла. В экономическом отношении эти группы находились в близкой связи с представителями других родов, а не сородичами. Булагаты - хурамшиды и баяндаевцы в основном расселились в улусах Барагхан, Ба-янгол, У л юн и других. Представители остальных малочисленных родов в условиях Баргузина жили в следующих улусах: абзаевцы в Харамодуне и Мургуне, галзуты - в Гарге, Булаке и частично в Дырене, эмэхэнут - в Нуре. Каралике и Курумкане. Каждый желающий мог составить свое генеалогическое древо. В каждой родословной есть известные люди, с именами которых связаны различные исторические события, предания. Раньше члены родов обязаны были знать наизусть свою родовую и племенную генеалогию, родовые и племенные легенды, рассказы о вождях и знатных людях, призывания племенных и родовых божеств, ритуальные действия и обряды, боевые кличи, тамги и меты. Все это требовало хорошей памяти и постоянной тренировки. Всем комплексом родовой и племенной премудрости овладевали отдельные, особо одаренные люди, они именовались «хэлмэршинами - энциклопедистами». Большинство усваивало одно из направлений и как бы специализировалось в нем. Умеющие призывать божества и совершать ритуальные действия назывались хаялгашан (но не шаман), хорошо знающие и разбирающиеся в родословных - тухэшин, знатоки эпоса, сказок, песен - улигершин - онтохошин. Незнание своей родословной считалось большим позором. И уважением пользовались те, кто разбирался во всем этом. Недаром много внимания уделялось обучению детей. Дети семи - восьми лет уже знали генеалогию улуса, рода и племени. На семейных и общественных торжествах, в присутствии многочисленных гостей проводили испытание знаний детей. Они, стоя перед гостями в почтительной позе, перечисляли своих предков. За хорошие ответы дети удостаивались похвал и угощений. Здесь же устраивались диспуты на лучшее знание истории бурятских родов и племен, состязание в остроумии. Знание своей истории, своего происхождения всегда ценилось в народе. Неотъемлемой чертой своего народа Пушкин назвал «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Незнание же, наоборот, осуждалось по-своему у каждого народа. «Иван, не помнящий родства» говорят русские. Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» привел легенду о манкурте, забывшем свое прошлое и поэтому убившем свою мать. Буряты говорят: «Нэрэугей нэлбэй, солоугей сохо». Сегодня очень актуально звучат слова Расула Гамзатова: «Не стреляй в прошлое из пистолета, а то будущее выстрелит из пушки». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |