АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
КОММЕНТАРИИ
1 В этом принципиально важном положении Аристотель подчеркивает, чтопоэт не должен копировать жизнь, что задача поэта - изображать сущность,общее. Но тут же кроется и непонимание Аристотелем того, что поэт изображаетобщее в единичном. В данном случае у Аристотеля, по словам В. И. Ленина,сказывается "наивная запутанность, беспомощно-жалкая запутанность вдиалектике общего и отдельного - понятия и чувственно воспринимаемойреальности отдельного предмета, вещи, явления" (В. И. Ленин, Философскиететради, Госполитиздат, 1947, стр. 304). 2 Аристотель подчеркивает познавательную функцию искусства, и этим онрезко отличается от своего учителя Платона, который не признавал, чтоискусство дает знание действительности. 3 Аристотель связывает характер поэтических жанров (особенно трагедии икомедии) с моральным обликом личности поэта. Данный взгляд Аристотелясовершенно неприменим к таким драматургам, которые создавали и трагедии икомедии. 4 Положение Аристотеля относительно "очищения", совершающегося черезстрах и сострадание, вызвало многочисленные объяснения, так как самАристотель его не раскрывает. Надо думать, что под "очищением" (катарсис)Аристотель понимал воспитательное воздействие трагедии, которая быладетищем греческой демократии и воспитывала в гражданах чувство коллективизмаи стойкость в борьбе с жизненными препятствиями. 5 Аристотель сначала рассматривает трагедию и комедию исторически,правильно связывая эти жанры с культовой основой, а потом приходит кпризнанию какого-то имманентного развития трагедии и комедии. В этомсказываются те колебания Аристотеля между идеализмом и материализмом,которые ярко проявляются и в самой философии этого мыслителя. 6 Аристотель правильно отмечает, что трагедия изображает действие,напряженную борьбу; дальше он верно и тонко рассуждает, как в зависимостиот этой специфики отличается и композиция трагедии по сравнению скомпозицией эпоса. Но в этом же положении Аристотель допускает неправильноетолкование роли характеров трагедии. Он считает (вероятно, учитываясовременную ему античную поэтическую практику), что для трагедии важнеефабула, чем характеры; Аристотель даже замечает, что трагедия может быть безхарактеров, а без фабулы - никогда. Такой отрыв характеров от фабулы, снашей точки зрения, не верен, так как фабула дается через изображениепоступков людей, через характеры, а не вне их. 7 Таким образом, Аристотель не связывает вопрос о благородном герое спроисхождением последнего. Несмотря на то что Аристотель был убежденнымрабовладельцем, все же он считает, что и раб может быть положительнымперсонажем трагедии.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Поиск по сайту:
|