АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Верстка и.печать

Читайте также:
  1. Верстка
  2. Верстка различных видов текста
  3. Компьютерная верстка

Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необходимо разработать макет - графический план вёрстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят общий макет всего номера, который обсуждается на планерке, и макеты отдельных полос, которые к этому обсуждению приходят уже сверстанными. В газете «Санкт-Петербургских ведомости» традиционно повелось так, что дежурная служба уже с утра работает над поступившей из типографии второй полосой (экономической тематики), тогда как на остальные страницы номера получает макетные листы, воспроизводящие полосы в уменьшенном виде. Это объясняется оперативностью, тем, что многие материалы идут «с колес»: к примеру, планируется место для репортажа о событии, которое произойдёт лишь через три часа. Разверстку текстовых материалов на макете показывают ломаной линией, идущей по середине текстовой колонки вниз, снизу вверх по очередной колонке и заканчивающейся стрелкой в конце материала, или диагональю, соединяющей начало и конец текста, а место иллюстрации (четырехугольник) штрихуют или перечеркивают накрест, или одной чертой из угла в угол. На макете указываются линейки, маркеры, размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура шрифта, выключка строк. Зная количество знаков во всем тексте и в одной строке, площадь, которую займет заголовочный комплекс, можно добиться точности макетирования и избежать потом (при верстке) неприятных сюрпризов, когда образуются свободные места, белые пятна, или «хвост» материала, не вместившегося в запланированное на макете место.

Ускорить макетирование позволяет модульная сетка - система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии регламентируют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные - единицы информации, место постоянных элементов на полосе. Выбор модуля зависит от формата страницы, стиля оформления, особенностей издания.

Компьютер избавляет от необходимости вычерчивать на бумаге подробные графические макеты. Страницы-шаблоны с модульной сеткой и основными элементами оформления могут храниться в памяти компьютера как угодно долго и при необходимости использоваться.

Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы. Вёрстка бывает прямой и ломаной, горизонтальной и вертикальной, симметричной и асимметричной. При верстке блок может иметь прямоугольную конфигурацию (текст разбит на равновеликие колонки) или ломаный, ступенчатый, вид (у колонок разные высоты или широкий формат текста сменяется на узкий). Ломаная верстка сложнее прямой, но позволяет придать динамизм композиции, разнообразить построение полосы. А иллюстрации можно использовать в форме не только прямоугольника, но и круга, овала, многоугольника. Правда, компьютерная техника позволяет и текстовые материалы (особенно для выделения частей публикации) разверстывать в виде пирамиды, треугольника, круга и т.д.

Многолетняя практика верстки, размещения материалов на полосе дала жизнь специфическим терминам: на открытие (левый верхний угол полосы), на отлёт (правый верхний угол), стояк (две-три колонки сверху донизу), чердак (верхняя часть полосы), подвал (нижняя часть), подвал на разворот (или «нараспашку»), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока из двух-трех колонок заметки идут одна за другой), мельница, или вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали). Использование различных вариантов размещения материалов на полосе призвано привести к ее целостности, обеспечить единство графического стиля, сбалансированность и пропорциональность в компоновке публикаций.

А в ряде изданий для особо оперативной информации применяется «раздельная верстка», т.е. с места событий журналист передает уже сверстанный материал. Но это требует от журналиста высокой технической квалификации: ему надо пользоваться модемом для передачи информации, часто использовать и настольно-издательские системы.

Редактор лондонской газеты «Observer» Дэвид Рэндолл в своей книге «Универсальный журналист» останавливается на пятнадцати принципах верстки. В кратком виде они сводятся к следующему:

1 Перед версткой полос прикинуть, какие статьи и фотографии на них разместить.

2 Осознать все проблемы.

3 Если у рекламных объявлений неудобный объем или форма, если они нарушают идеал дизайна, выяснить, можно ли их перенести к другое место.

4 Определить объем и формат основного текста и фотографии.

5 Сделать фотографию крупнее, не допускать, чтобы другие иллюстрации забивали ее.

6 Снимки надо помещать посреди текста.

7 Заголовок основной статьи должен быть на 40 процентов крупнее других заголовков полосы.

8 Следует группировать сходные по содержанию небольшие материалы вместе.

9 Нельзя, чтобы в нижней части полоса распалась на множество мелких заметок.

10 Важно, чтобы между статьями, расположенными вертикально и горизонтально, было напряжение, контраст.

11 Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.

12 Не надо выстраивать заголовки в одну линию.

13 Хорошо бы использовать графику, чтобы оживить подачу материала.

14 Выделить все - значит не выделить ничего.

15 Все время важно изучать другие газеты [2 ].

Верстка - это не только способ расположения материалов при творческом создании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера, в соответствии с макетом размещается материал. Раньше версткой занимался типографский работник, сейчас - редакционный оператор верстки, если редакция имеет собственное компьютерное оборудование.

После верстки начинается печать. Существуют несколько способов печати: высокая, плоская, глубокая, трафаретная.

Способ высоко й печати заключается в том, что литеры и клише возвышаются над поверхностью печатной формы и потому принимают с валков краску, которую затем передают на бумагу. Принцип высокой печати использовался еще тысячу с лишним лет назад: на плоских деревянных досках гравер по дереву - ксилограф, чтобы получить изображение, углублял непечатающие, пробельные элементы.

Ксилографи я (от греч.: - дерево + пишу) в Х1Х веке широко применялась при печатании иллюстраций, а в ХХ столетии сохранила значение как техника создания художественной графики - станковой и книжной.

В отличие от ксилографии при литографии (от греч.: камень + пишу) рисунок наносится на плоскую поверхность специального камня (известняка) жирным веществом, а пробельные участки увлажняют и делают таким образом невосприимчивыми к краске.

В этом и состоит суть плоской печати, при котором печатающие и непечатаюлие элементы лежат в одной плоскости и действует принцип несмешиваемости масла и воды. Но изобретенный в 1798 г. способ контактной печати с плоских форм имел ряд недостатков, что привело к замене его офсетом: краска с печатной формы (цинковой, алюминиевой и т.д.) стала передаваться под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового цилиндра, а уже с нее на бумагу. Принцип офсетной печати был предложен в 1905 году в США, когда была создана первая офсетная печатная машина.

При глубокой печати оттиск получают с форм, на которых краска находится в углубленных печатающих элементах. Глубина их на форме изменяется в зависимости от насыщенности светотеней воспроизводимого изображения. Поэтому на оттиске образуются слои краски различной толщины и создаются тончайшие градации и переходы тонов. Это уникальное преимущество глубокой печати реализуется при производстве иллюстрированных журналов, однако при этом способе рисунок букв может быть деформирован, так что текст получается более качественным при высокой и плоской печати.

Глубокая печать появилась в середине ХУ века, до этого времени существовали только ручные способы изготовления печатных форм - гравировка на металлических пластинах, углубление печатных элементов специальным резцом (резцовая гравюра, черная манера, сухая игла) и химические способы гравюры (офорт, акватинта, мягкий лак), что требовало не только мастерства, но и больших затрат труда и времени. В конце Х1Х века был изобретен способ фотомеханического переноса изображения на поверхность металлических пластин с последующим химическим травлением печатающих элементов (гелиогравюра). Печать с таких форм велась на ручном станке, но в 1910 г. процесс был механизирован с помощью роторных машин, при этом жидкая краска с пробельных (непечатающих) элементов формы удалялась ракелем (тонкой пластинкой в виде ножа). Поэтому глубокую печать стали называть еще и ракельной.

Трафаретна я печать - это воспроизведение текста и графического изображения при помощи шаблона (натянутой на рамку шелковой или полимерной сетки), вязкая краска продавливается резиновой планкой (ракелем) через отверстия сетки на воспринимаемую поверхность. Раньше такой способ называли шелкографией, ныне этот термин не употребляется, так как шелк перестал быть единственным материалом для трафаретов. Трафаретная печать широко применяется при изготовлении плакатов, обоев, упаковки, готовой продукции (надписи на бутылках, на шкале приборов и т.д.), для раскраски тканей.

От всех этих способов печати радикально отличается фотонаборная технология, когда газеты, журналы, книги печатаются с фотоформ (диапозитивов или негативов).

Большое значение для качества продукции имеет правильный выбор бумаги, которую следует подбирать в соответствии с назначением издания. Для некоторых видов изданий больше подойдет грубая или шероховатая, чем мелованная. Размер бумаги определён стандартами. Лучше всего выбрать такой формат, который позволяет обрезать иллюстрации «в край», но не дает больших отходов при обрезке кромок. Широко известны применяемые с 1928 года «Международные форматы бумаги» - форматы «А» (принцип формата - постоянное отношение стороны квадрата к его диагонали, равное 0,714 - 1: 1,4). Листы бумаги нулевого формата А0 (840х1189 мм) и формата А1 (594х840 мм, или половина формата А0) в газетной практике не используются. Формат А2 применяют при издании таких газет общего типа, как «Санкт-Петербургские ведомости», «Известия», «Труд». Формат А3 выбирают редакции районных, отраслевых, рекламных, развлекательных газет, в формате А4 выходят многие таблоиды и издания предприятий. Стандартные форматы отечественных газет измеряются величинами, кратными друг другу. Так, площадь страницы формата А2 (420х594 мм) равна площади двух страниц формата А3 (297х420 мм) или площади четырех страниц формата А4 (210х297 мм). По формату можно сразу же определить и объем газеты: если 4 страницы формата А2 - это два печатных листа, то 4 страницы газеты формата А3 - один печатный лист. Страница всегда больше газетной полосы (площади сверстанных материалов), поскольку кроме последней включает поля и пробел между двумя смежными полосами. Оптимальный размер полосы - 4 / 5 площади газетной страницы.

Современные газетные печатные машины (агрегаты) позволяют получать различные варианты газет по объёму, формату (А2 и А3), красочности с двух сторон листа. На выходе с помощью фальцаппарата с подборкой можно получить тетради, имеющие объем кратный 16 страницам (с одного рулона - 16 полос, с двух - 32, с трех рулонов - 48, с шести - 96 полос).

Экспедиционное оборудование - завершающая часть технологического комплекса по выпуску газеты. Оно работает в линию с печатной машиной и считает, формирует пачки, упаковывает их и маркирует. Для промежуточного хранения предварительно отпечатанных тетрадей (рекламных вкладок и приложений) используются накопители в форме сменных барабанов.

 

11.1.2. Дизайн полиграфических изданий

Рынок требует постоянного обновления. Но одно остается неизменным - форма должна соответствовать содержанию. Краткое определение «дизайн – это художественное конструирование» дает четкое представление и сути газетного дизайна. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения – все это отдельные элементы для конструирования полосы как единого целого. Компонуя эти составляющие в определенном порядке, можно создавать самые разнообразные композиции. Успех зависит от профессионализма и вкуса журналистов, которые верстают и оформляют газету или журнал; материальной базы редакции; от графической модели

Конструирование газеты и предпечатная подготовка к ее тиражированию в типографии призваны создать такой дизайн издания, который предполагает сочетание трех принципов: 1) удобства (чтения - для читателей, создания и оформления - для журналистов, полиграфического исполнения - для полиграфистов); 2) экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов); 3) красоты (сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение). Шрифты, иллюстрации, особенности оформления - все это определяет графику газетного дизайна.

… Повседневная работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать модель - образец, эталон композиции и графики газеты. Модель как композиционно-графическая конструкция издания включает в себя структуру тематики, формы организации подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных элементов газеты, то есть такие постоянные составляющие, как формат полосы, количество колонок, стандартный пробел, модульная сетка, распределение материалов по разделам, рубрикам, полосам, а также логотип издания, колонтитул (строка с названием газеты, номером выпуска, его датой и указанием страницы - вверху или внизу каждой полосы), блок «адрес и служебные сведения», титульные и текстовые шрифты, заголовки, иллюстрации, линейки, маркеры.

Красота газетного дизайна – в логичности, простоте и четкости. Конструирование основывается на модульной сетке, а также определяется избранным видом верстки и количеством материалов, которые необходимо разместить на полосе. Лучше использовать небольшое – до двух-трех – число гарнитур, рисунки шрифтов должны быть близки друг к другу, набивать следует строчными буквами, не следует злоупотреблять прописными буквами даже при наборе подзаголовка (текст, набранный прописными буквами, воспринимается медленно, утомляя читателя. Первая страница – лицо номера, здесь должен быть яркая фотокадр, можно вынести надо важнейших публикаций, анонс (указатель важнейших материалов на полосах).Следует продумать оформление выходных сведений (информация об учредителе, редакторе, тираже, регистрационном номере газеты, типографии и адресе редакции, подписном индексе издания); а колонтитул (строку с названием газеты, номером выпуска, его датой и указанием страницы) устанавливают вверху или внизу каждой полосы, ориентируя читателя.

Любопытно проследить эволюцию стилей формирования газетных полос, что неразрывно связано с коллизиями развития нашего общества. Так, в пятидесятые годы ХХ века преобладал сформированный еще во время войны обезличенный стиль. Экономный, подчеркнуто технический, он диктовался общественной ситуацией в стране. Преобладали широкие текстовые колонки, узкий петит в текстовом наборе, мелкие заголовки, ограниченное количество гарнитур и иллюстраций. Желтоватая низкосортная бумага свобода удобочитаемость практически к нулю. Многие газеты из-за скудости оформительских средств походили одна на другую. В 60-е годы, во времена хрущевской оттепели утверждается новый (названный пестрым) стиль: многоколонная верстка, разноформатный набор текста, изобилие различных текстовых и заголовочных гарнитур, линеек, украшений, «выворотные» рубрики и заставки, ломаный (сапогом) вид вертки, громадные буквицы («фонари»), крупные фотографии, порой занимающие больше места, чем текст. В конце 60-х - 80-е годы пестрый стиль уступил место спокойному, блочному стилю. От прежнего сохранились некоторые черты декоративности и экспрессивности, но верстка стала простой, прямоугольной, уменьшился ассортимент шрифтов и линеек различного рисунка, появился контраст между крупными и мелкими заголовками, но наблюдается увлечение жирными линейками в межколонных пробелах, конкурирующих с заголовками и раздражающих глаз. В 80-е годы утвердился «просветленный» стиль - он отличается отказом от межколонных линеек и декоративных излишеств, что облегчило «вес» полосы, придало ей воздушность; верстка утратила подчеркнутую прямоугольность, основными информационными элементами стали заголовки и иллюстрации.

Нельзя не сказать о влиянии на оформлении газет Интернета и журналов. Конкуренция и взаимодействие с онлайновыми и оффлайновыми СМИ приводит к тому, что первые полосы традиционных газет все более насыщаются информацией, внедряются стилистические особенности Интернета: анонсы на верхних углах страниц, размещение под логотипом рекламных модуле, сделанные по образцу Интернет-сайтов боковые линейки. Последний прием, в частности, использован в еженедельниках “Коммерсанта” и в вышедшем в 2001 г. новом издании - “Газета”. В то же время традиционная линейка, отделяющая один материала от другого многие годы неизменный газетный атрибут выходит из моды, ибо изменилась культура потребителей текстового материала. В отличие от 50-60 гг ХХ столетия сегодня отсутствие разделяющих линеек не запутывает и не отпугивает читателей.

Новый, ХХ1 век пока не привнес изменений в оформление, но очевидны закономерности развития газетного дизайна - стремление к использованию минимального количества шрифтов, линеек и других графических элементов, широкое варьирование размеров заголовков и иллюстраций, возрастание их роли как информационно-образующих элементов полосы; увеличивается объем изданий за счет привлечения рекламы, усиливается значение первой полосы как формообразующей, редакции применяют свои, оригинальные приемы и методы [3].

Большую роль дизайн играет и на телевидении. К примеру, продуманное оформление интерьера, котором проходят ток-шоу и интервью, игра светом и цветом в игровых программах, постоянство элементов оформления ввода в программу, ее открытия и т.п. – все должно быть нацелено на привлечение и удержание внимания телезрителя, должно вызвать у него желание возвратиться к этой программе при ее повторе. Можно говорить и о звуковом дизайне радиопередачи или программы. От использования специфических средств этого СМИ – музыки, различных шумов, постоянной звуковой заставки в начале передачи и т.п. – в какой–то мере зависит его успех у слушателя.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)