|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Святитель Николай Сербский. Христова революция
(Текст опубликован: «Весник Српске Цркве». 1922. Год выпуска XXVIII, январь—февраль. С. 6 —17; воспроизведен по: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Библейские темы. — М.: Паломник, 2005. — С. 438 — 455) В то время, когда мрачный и боящийся людей император Тиверий Август властвовал над всем тогда известным мiром; когда Ирод, высочайшими устами наименованный «лисицей», суевер и злодей от того же [навязчивого] ужаса, мнимо царствовал над небольшим кусочком этого мiра и когда Понтий Пилат, из страха покровительствующий и добру и злу, фигурировал в качестве кесарева проконсула в Иерусалиме, — в Иудее, на сухом и невозмутимом небе Римской империи возникло крохотное облачко, быстро разросшееся, затянувшее небо не только царства римлян, но и всего полушария и излившее плодоносный дождь, от которого и по сей день все эти земли утопают в зелени. Этим малозаметным облачком был переворот, вызванный среди евреев Личностью, словами, делами и участью Иисуса Христа. Весенним благовестием прогремел он в пятнадцатый год правления императора Тиверия, завершившись кровавой трагедией в девятнадцатый год его владычества. Никто из участников или очевидцев этого переворота, за исключением Вождя, не мог даже помыслить, что их имена — в связи со Христом и благодаря Христу — на протяжении тысячелетий, из поколения в поколение будут ежедневно устами либо благословляемы, либо проклинаемы. Кесарь Тиверий, единственная мрачная фигура на прекрасном острове Капри, изолировав себя от богов и от людей и довольствуясь лишь обществом своих кровожадных намерений, направленных против людей более счастливых, чем он сам, испустил свою погибшую и почерневшую душу, даже не подозревая, что в его дни и в его государстве жил и был предан смерти Человек, Который поспособствует и его имени быть вписанным во всю грядущую историю. Равно как и проконсул Пилат никак не мог себе представить, что тот Четверг, в который он изрек приговор над Иисусом, окажется и для него самым роковым и мрачным днем, не имеющим завершения до скончания мiра. Да и евреи были далеки от мыслей, что пасха, вкушаемая ими в тот день, когда окровавленное тело Христа лежало во гробе, не просто более значима, чем все прежние, [бывшие доселе], включая и ту первую, египетскую, но и вообще — единственная их пасха, имеющая отношение к человечеству. Равно как после Великой Пятницы никто из римлян или евреев и не думал, что революция, совершенная Иисусом Христом, будет для Римской империи иметь хоть какое-то значение — более весомое, чем обычное провинциальное происшествие, о котором проконсулы вряд ли и уведомят кесаря и римский сенат, тем более что жертвой его стал один-единственный человек. Как можно было докучать этим кесарю и сенату такого государства, в котором ежедневно сотни голов могли слетать с плеч без какого-либо ущерба для мира и благоденствия? Во время возмущения, произведенного Вараввой, было, разумеется, больше пострадавших, но сомневаюсь, чтобы и это посчитали достойным внимания блистательного кесаря и столичного сената. Главы государств оценивают перевороты и мятежи количеством, а не качеством. Христова же революция была на первых порах лишь качественной. Ведь Бог любое Свое дело начинает с чего-то малого — с семени, которое гибнет и тлеет, пока вновь выросшее растение не окажется для людей сюрпризом. Люди же, напротив, затевают все свои дела, включая и перевороты, с непомерным шумом, оглушительным криком и боем барабанов, пока силы не истощатся и всё вокруг не застынет от изнеможения — пока мертвый финал [столь] бурного начала не удивит [даже] Бога. х х х В том, что Христос и впрямь был революционером, не может быть сомнения. Разногласия могут возникать лишь в качественном определении совершенного Им переворота и Его Самого как Вождя. Не заложены ли в высказывании: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Л к. 12, 49) — фундаментальные потрясения? Не вселяют ли в каждого читателя тревогу по поводу возможных бурь и нестроений (букв. «революции». — Ред.) слова: Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, а также следующий стих: Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10, 34 — 35)? И еще ниже: Если кто приходит ко Мне и не возненаавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26)? Мы приводим эти Христовы свидетельства не потому, что считаем их самыми революционными, а лишь потому, что своей силой и кажущейся парадоксальностью они создают подобное впечатление у не посвященных в глубокие тайны Евангелия. А такова, к сожалению, сейчас большая часть христиан. Собственно говоря, любое Христово слово несет в себе зачатки целого духовного переворота. Отсюда и реакция слушателей: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин. 7, 46). Если бы иудейские старейшины уяснили себе самую первую Христову речь, Его Нагорную проповедь, то тут же провозгласили бы Христа бунтовщиком и мятежником. [Ведь] там, где Христос сопоставляет Свои заповеди с законом Моисеевым, [красной нитью проходят слова]: Вы слышали, что сказано... А Я говорю вам (Мф. 5). Как облак на горе Хорив уступает место Трисолнечному Свету, так и весь Моисеев закон исчезает в пламени Христовых заповедей. Прообразы и предвестия (букв. «как сказка». — Ред.) [меркнут] в [свете наступившей] неумолимой действительности! Впрочем, когда Христос лишь говорил как революционер, евреи Его хвалили и бежали за Ним вслед. Но когда после слов Он перешел к делам, обнародовав Свое владычество над Иерусалимским храмом и презрев «предания старцев», тогда у народных начальников открылись глаза и они усмотрели опасность, которую нес с Собой Христос; их сердца, наполнившись страхом перед Ним, воспылали против Него гневом. Ведь обветшалая и окаменелая религия в том или ином народе сводится не к слову, духу или делу, а лишь к одним традициям. Согрешающий против первых трех категорий легко получает прощение, но преступившему обычаи не простят никогда. Последние предписывали не есть свинину, не дружить с мытарями и грешниками, избегать общения с другими народами, исправно приносить положенные жертвы, полагаться на силу крови (букв. «сильнейшую кровь». — Ред.),держать определенные посты, повторять установленные молитвы, ненавидеть иноземцев, соблюдать закон о пасхе как величайшей святыне, воздерживаться от всякого — и худого, и доброго — дела в субботу. Вот что по истечении нескольких тысячелетий осталось от первоначальной религии. Любой грех против этого сухого и символического остатка не находил себе оправдания. Грех [же] против Десяти заповедей был вполне простительным, потому что совершался изо дня в день, вошел в обыкновение, в привычку и как таковой, подобно тяжкому бремени, передавался из поколения в поколение. Обожалась история, а не Бог. Для более наглядного восприятия всего этого напомним читателям о сербском народе, который тысячу лет тому назад, при крещении, принес клятву верности Христу и Церкви. В наши же дни от этой живой веры [мало], очень мало сохранилось, [если] не считать некоторые религиозные обычаи во главе с «крестной славой». Посягнувший на них покусится на народную святыню. Но если кто согрешит против слова, духа и дела Христовой веры, то не вызовет своим поступком подобного гнева. Что тогда удивительного в том, что и у евреев Моисеева религия, повинуясь преступной косности человеческого духа, по истечении гораздо более продолжительного времени свелась лишь к обычаям, к обожествлению истории вместо Бога. Итак, когда Христос начал пренебрегать религиозными традициями иудеев — не потому, что Он их якобы презирал и умалял, а потому что видел их опустевшими от Духа Божия, — лишь тогда народные старейшины, прозрев, увидели в Нем опасного мятежника. Напрасно Христос оправдывал Свои поступки высшими духовными соображениями — книжники и фарисеи были готовы жертвовать скорее Им, чем малейшим из своих устоев. [Ведь] буква обычая легче духа, а религиозное предписание, лишенное горения веры, — это тот же материализм, тот же грех и смерть; впрочем, таковы и всякий материализм вообще, и любой грех и смерть. Яростно обличали Его книжники и фарисеи через посредство Его учеников: Зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Они же сказали Ему: ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 30 — 34). Впрочем, все доводы, ясные и убедительные, как раскат грома, напрасны. Вновь приступают к Иисусу книжки и фарисеи из Иерусалима и говорят: Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб (Мф. 15,1 и далее). Он же, отвечая им, сказал: Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?... Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное (Мф. 15, 3 и далее; Мк. 7, 8). И опять все эти громогласные аргументы ни к чему не приводят. Две стороны ведут дискуссию с двумя противоположными намерениями. Для Христа это — слава Божия, а для народных начальников — их собственная слава. А к тому же [спор ведется именно] о субботе, а это обычай всех обычаев, голова золотого тельца. На эту голову сей Бунтовщик как раз и ополчился, как бы рассуждая: «Если собью Я голову у тельца, то народ перестанет его боготворить». Однако грех против Яхве [ Jahve ] считался рядовым и вполне простительным, тогда как грех против субботы не подлежал никакому оставлению. Старейшины увидели, что если они позволят лишить тельца головы, то народ перестанет чтить и всего тельца, а вместе с тем презрит и их самих, хранителей этого истукана. Свергнуть субботу с пьедестала означало для них ни мало ни много как бросить факел и зажечь мертвую плоть обычаев, оставшуюся у них от Синайского законодательства. Ведь за почитание субботы и всех прочих бездушных традиционных предписаний они ожидали особых привилегий с неба, присвоив себе право надзора над всеми остальными народами. Потому и ошеломило их слово Спасителя: Сын Человеческий есть господин и субботы (Мф. 12, 8). И еще сказал им Иисус: Спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали (Лк. 6,9). Впрочем, и помимо слов, дел и поступков, характеризовавших Христа как собственно революционера, само Его явление оказывало на людей такое же пробуждающее воздействие. Ведь настоящий революционер не только выдвигает новую доктрину или утверждает новое дело, но и сам по себе человек новый. Из Христа же излучалась какая-то необыкновенная, неземная сила, делавшая больных здоровыми, а здоровых — радостными, так что весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех (Лк. 6, 19). Оттого-то и следовали за Ним массы людей: иногда по четыре тысячи человек, иногда по пять и более. Бывало, что на берегу озера вокруг него скапливалось столько народа, что ему приходилось входить в лодку и оттуда благовествовать. Однажды люди даже начали теснить друг друга (Лк. 12, 1). Порой те, кто не мог протиснуться в дом, раскрывали кровлю и спускались к нему через отверстие в потолке. Впрочем, нередко Он был вынужден уклоняться от необозримой толпы и удаляться в пустыню. [Но и тогда люди старались не упустить Его из виду.] Весь народ неотступно слушал Его (Лк. 19, 48). Все Ему дивились, все изумлялись, и все Его хвалили. При одном только упоминании о Нем весь народ трепетал душой. Слух о Нем быстро пронесся по всей Иудее. О том, что люди и вправду питали к Нему самые теплые чувства, свидетельствует тот случай с безымянной женщиной, которая в ответ на Его благовестие, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк. 11, 27). Нафанаил поначалу насмехался над словами Филиппа, когда тот говорил ему об Иисусе из Назарета: Из Назарета может ли быть что доброе? Но, увидев Иисуса, воскликнул: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин. 1, 46; 49). Своим державным, поистине царским явлением Краснейший добротою паче сынов человеческих, точно неодолимый магнит, всех привлекал к Себе, пленял и наполнял благоговением. Вот, к примеру, люди уже много лет занимаются своим ремеслом на обжитом месте и ведут привычный образ жизни. Им трудно даже на короткое время оторваться от своей работы, а тем более [расстаться с ней] навсегда. Но, невзирая на все это, Иисус, увидев рыбаков, починяющих сети и закидывающих их в море, призвал их. И они тотчас, оставив сети... оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4, 18 — 22). Или увидел Он мытаря у сбора пошлин и сказал ему: Следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним (Лк. 5, 27 — 28). Впрочем, если даже абстрагироваться от слов, дел и самого явления Иисуса Христа, то сама Его земная участь будет достаточно свидетельствовать о Нем как о человеке, пришедшем изменить м i р. В ту эпоху в Римской империи осуждение на смерть и казнь невиновного человека были редкостью. А особенно такого, который ни в чем не преступил римские законы и учил: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Сенатор Сеян, друг Тиверия, как раз в это время тайно готовил государственный переворот, намереваясь свергнуть Тиверия и себя провозгласить кесарем. Узнав об этом, Тиверий с острова Капри отправил курьера с письмом в сенат. И когда письмо кесаря было прочитано, Сеян за свои планы поплатился головой. В деле же Иисуса кесарев чиновник, Пилат, не мог найти никакой Его вины. И потому как блюститель законов империи старался спасти Праведника от смерти. Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины (Ин. 19, 4). Но что толку? Слабая власть — всегда соучастник преступления. Вожди еврейского народа уже усмотрели непростительную вину в Самом Иисусе и [теперь] «всего лишъ — как вассалы» — звали римскую власть «на помощь», чтобы она помогла им устранить Иисуса из м i ра сего, так как никто [из них] так и не отважился убить Его предательски — из засады [или исподтишка] (Ин. 5, 16; 7, 45 — 46). А до сего момента был Он предметом долгих споров [размолвок как в народе, так и — в особенности — среди его вождей, [причем и там и тут] все разделились на два лагеря: одни были за Него, другие против. Первые называли Его Учителем, Пророком, Мессией, Царем Израилевым, Сыном Давидовым, Сыном Божиим. Другие — лжецом, обманщиком, безумным, имеющим беса, богохульником, злодеем, потому что много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ (Ин. 7, 12). Так же обстояло дело и в кругу начальствующих. За [Иисуса было не только большинство народа, но и незначительное меньшинство старейшин. Сии последние приходили к Иисусу тайно, дабы не вызывать подозрений у остальных. И лишь один Никодим осмелился выступить за Него публично: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин. 7, 51). Но за это его укорили и осмеяли как невежду в Писании. И вождь правящего большинства, Каиафа, глава старейшин, превозмог всех своими аргументами: Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11, 49 — 50). Таким образом, одержал победу древнейший в истории человечества резон малодушия и трусости, хотя он и насквозь фальшив. Ибо всегда лучше погибнуть целому злому народу, нежели одному-единственному праведнику. Впоследствии история это ясно показала, посрамив ложь Каиафы: его народ погиб, а Праведник жив и поныне. Итак, весь еврейский народ пришел в движение и, словно острым мечом, был рассечен на два лагеря, что неизбежно бывает при всякой революции. При этом Христос день ото дня терял Своих приверженцев, пока все ветхое не рассеялось и Пастырь не остался [наедине] Сам [с Собой]. Народ шествует за идеалистом, восторгаясь высоким полетом мысли. [Но тот] же народ покидает идеалиста в страхе перед его падением и устремляется вслед за злодеями, боясь мести со стороны последних. В мiре всегда существовало лишь два типа людей: идеалисты и преступники. Первым открываются вечные и непреходящие духовные ценности жизни — и потому они не от мiра сего, причем их проницательность позволяет им уклоняться от зла; вторые [всего этого] не видят, обращая внимание лишь на тленные и изменчивые земные блага, а потому и нечем им обороняться от зла; не могут они его избежать, но склоняются к злу, сначала покрывая [и оправдывая] его, а потом — когда эта привившаяся им апологетика порока станет навыком — и сами начинают его творить. Толпа народа, с радостью приветствовавшая Иисуса у врат Иерусалима, восклицая: Осанна Сыну Давидову! — та же самая толпа теперь, когда нахмурился злодей Каиафа, опасаясь этого преступника, готового «в интересах народа» убить всякого [встречного, попирала в себе голос совести и] неистово кричала: «Распни Его!». Да и сам Каиафа руководствовался не убеждением и отвагой, а тем же самым страхом, боязнью за самого себя. Что бы с ним сделалось, если бы весь народ пошел за Иисусом? Ясно только то, что он уже не остался бы первосвященником сего народа, и, следовательно, люди не слушали бы уже его, не уважали и не оплачивали. Такие, по-видимому, помыслы, сопряженные с леденящим ужасом, его обуревали, будучи искусно скрываемы от чужих взоров. Страх за себя людям свойственно прикрывать завесой храбрости — якобы «во имя спасения других». Каиафа же, как и Ирод, [как] и прочие народные вожди, был всего лишь обычным земным червем, ценившим собственное ложе и обед больше всех обетованных небесных царств. Угнетаемый тревогой за себя, он и в других сеял смятение, делясь с ними своими мыслями. Впрочем, никто из иудеев и не чаял от Мессии какого-то Небесного Царства: все хотели, чтобы Он, подобно Давиду и Соломону, основал царство земное. Под эти стереотипы они попытались подвести (букв. «под эту мерку подогнать». — Ред.) и Иисуса — и потому хотели сделать Его царем, посадив на престол Давида. Но какое разочарование [довелось им] всем [испытать], когда Иисус отказался сесть на кровавый трон земных царей, борьба за который наполняет и отравляет всю историю. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один (Ин. 6, 15). Словно запечатанная тайна, пришел Христос в среду иудеев, самим Своим явлением вызвав на короткое время неслыханное брожение в народе; однако, не на йоту не отступив от Своего предназначения, Он был [ими] осужден на смерть и убит. Впрочем, если оставить в стороне все революционные слова, дела и поступки Христа, а также и самоё Его явление и конечную участь, — одно только Его влияние на историю [человечества, начиная] с Голгофы и вплоть до сего дня, открывает в Нем, вне всякого сомнения, коренного преобразователя всего людского бытия. Не будем говорить о Его воздействии на цивилизацию, общественное мiроустройство и другие стороны межчеловеческих отношений: об этом сказано уже достаточно, и всем просвещенным людям это известно, — остановимся лишь на типах людей, созданных Христовой революцией. На самом деле все подлинные последователи Христа — революционеры. Это единственные поистине новые люди за последние без малого два тысячелетия. Все же прочие — одна только ветошь: сюда относятся Каиафа, Ирод, Варавва, Пилат, Тиверий и им подобные. Все остальное повторялось и до Христа, и после Христа [изо дня в день], как [бесконечная] муэдзинова песнь на минарете. Ведь все прочее влачит свое жалкое существование, лишь питаясь несъедобными объедками либо замшелых традиций, либо эгоистических безумных переворотов (букв. также: «революций». — Ред.), тогда как Христовы ратники живут духом своего Военачальника. А все прочее — рутина, дремота или кичащаяся гордость, — лопнув (а оно обязательно лопнет!), не оставляет после себя ровным счетом ничего, как пузырь на воде. В каждом Христовом апостоле — та же Христова революция, повторенная в малом масштабе. В любом Житии — по целому перевороту! Церковь учит, что в каждой частице освященного Хлеба пребывает весь Христос. И в каждом Христовом апостоле, святителе или мученике тоже весь Христос и все восстание Христово. Если кто-то еще сомневается, что Христос был революционером, пусть зажжет лучину, пройдет по м i ру и поищет настоящего христианина. И если ему посчастливится его отыскать, то он опытно удостоверится, какой огонь принес Христос на землю. Жизнь двенадцати Апостолов являет собой титаническую борьбу неба и земли. Описанная Светонием история правления двенадцати цезарей есть не что иное, как скучная светская хроника, повторяемая mutatis mutandis (c необходимыми изменениями. — Ред.) от первых египетских фараонов до последних французских королей. Где Апостолы — там дух, а здесь одна только традиция. Там новизна и мужество, здесь дряхлость и тревога. События! Люди их просто перечисляют. Не считать их надо, а [качественно] измерять. И тогда выходит, что с апостолом Фомой за один вечер произошло нечто большее, чем с кесарем Тиверием за всю его жизнь. Апостол Павел на коротком пути из Иерусалима в Дамаск пережил события более значительные, чем Александр Македонский за весь период своего похода из Европы в Индию. Если небо снизойдет на землю, а прах и пепел при виде его ужаснется и затрепещет, то это явится гораздо более знаковым эпизодом истории, чем миллионы заурядных происшествий, ежедневно случающихся с тем же прахом и пеплом, шагающим по мiру сему и попирающим земную пыль. Таисия была грешницей, но, [впитав в себя дух] Христова переворота, сделалась святой. Екатерина Великая родилась грешницей и грешницей умерла. Кто же тогда велик? Августин вел жизнь распутную, но был революционизирован Христом и стал святителем. Бонапарт же каким родился на одном острове, таким и умер на другом. У кого в жизни было больше важных событий? Вычтите все светские приключения, внешние и случайные, пересчитайте только собственно личные, то есть внутренние, метаморфозы и скажите, у кого их было больше — у блаженного Августина или у Наполеона? Последний из рядового стал капралом, из капрала офицером, из офицера генералом, из генерала императором, из императора — опять рядовым. Всю жизнь менял он униформы, чины, награды и достоинства. Но если грешник стал святым, то он изменил самого себя, а это дело гораздо труднее и знаменательнее перекраивания карты Европы. И потому блаженный Августин — новый человек, а Наполеон — старый, ветхий. Введите Наполеона в любой, какой хотите, век истории — он окажется на своем месте, окруженный людьми своего пошиба, со схожими амбициями и аппетитами. Блаженного же Августина можно себе представить только после Христа, в эпоху совершенной Им революции. Римский философ Сенека был чужд Христовой революционной пропаганды — и совершил самоубийство, чего до сего дня не сделал ни один настоящий христианин. Ориген, великий талант, усвоивший классическую и восточную философию, стал пылким Христовым соратником и настрадался от солдат Декия больше, чем Сенека от своего жестокого господина, но все-таки не свел счеты с жизнью. Вся разница в том, что Сенека мыслил и писал под [пагубным] гнетом земли, а Ориген, как и все христиане-революционеры, — под [благотворным] воздействием неба. Св. Иустин, в юности философ-платоник, а впоследствии христианин-революционер, пишет кесарю (писал ли вообще кто-либо когда именно так?): «Вольны вы нас (христиан) убить, но не сможете нанести нам вреда». Когда император Лев Армянин, иконоборец, приказал воинам наносить удары преп. Феодору Студиту до тех пор, пока на его теле не откроется пятьдесят ран, сей ответил своим мучителям: «Сладкими будут для меня эти язвы; только бы отрешили они меня поскорее от этого тела, чтобы свободная [от него] душа отошла к желанному Господу». Впрочем, нет смысла даже приступать к перечислению подобных примеров. Каждый день календаря дает их нам в изобилии. Вся классическая история не в состоянии насчитать столько героев, сколько подвижников Христова Церковь прославляет в течение одного месяца. И какая разница в самом мужестве! При жизни Александра Великого некоторые воины умирали за победу и во славу своего полководца! Но пожертвовал ли хоть кто-то из них своей жизнью за Александра после его смерти? Эскадроны польских улан мчались безумно на верную гибель — ради живого Наполеона. Но отмечен ли в истории хоть один пример подобной жертвы за мертвого Наполеона? А здесь [в Церкви] — тысячи тех, кто с неслыханным презрением к смерти отдает свою жизнь за Кого-то, Кто жил на земле за сотни или тысячи лет до них самих. Кто не может оценить значимость того или иного человека, пусть обратит внимание на количество [и качество] его врагов. История планеты Земля не знает ни одного человека, имевшего более могущественных и страшных врагов, чем Иисус Христос. Сначала это целый народ, проникнутый крайней нетерпимостью ко всем другим (букв. «самый шовинистичный на земле». — Примеч. пер.),потом целая империя, величайшая на планете. Чем заплатили евреи за свою вражду ко Христу? Руинами Иерусалима, гибелью своего государства и рассеянием по мiру. Что получила Римская империя за свою борьбу со Христом? Смерть. Крест позора и поношения, на котором Каиафа распял Христа, стал символом победы и спасения. Пожар, которым Нерон вознамерился сжечь и испепелить Христову революцию, погашен кровью христиан. Меч, которым Диоклетиан помыслил посечь христианство, сломался. А огонь, вверженный Христом на землю, все еще пылает, и меч, который Он принес, четко разделяет мiр на овец и козлов. Мало кто обратил внимание на многозначительное замечание святого евангелиста Луки: И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк. 23, 12). Представитель самого узко[лобо]го шовинизма, о каком только ведает история, и представитель самого агрессивного империализма, также не имеющего себе аналога, помирились перед лицом общего врага — Христа. Это весьма показательно для всех времен. Две противоположных аномалии заключают мир и объединяются против Революционера, одинаково угрожающего обеим. На том же самом основании в сговор против Христа нередко вступали неверие и суеверие. По мере того как острый меч приближался к корням того и другого, саддукейский цинизм и книжническое высокомерие плечом к плечу становились в единый строй против Огня, грозящего им истреблением. Буржуазное [приспособленчество] (оппортунизм) со своей стороны тоже всегда говорило и говорит в пользу Праведника: я-де не нахожу вины в этом Человеке, — [н]а [деле же неизменно] соглашалось с Христовыми палачами. Да и два самых ожесточенных противника наших дней, капиталисты и пролетариат, в конечном итоге помирятся в [объединенной] лиге против Христа. Ведь инертная рутина обычаев без промедления заключала компромиссы со всеми вышеперечисленными носителями зла, откуда и когда ни повеял бы свежий ветер Христовой революции. [В м i ре сем] одно зло сплетает сети заговора (букв. «готовит революцию». — Ред.) против другого зла, призывая к соучастию всех [своих жестоких] сородичей. Христос же — революционер, выступающий против каждого из них в отдельности и против всех их в совокупности. Пока Христос вдалеке, они дробятся на противоположные лагери. Но стоит Ему приблизиться, как тотчас все злое вступает в единую против Него коалицию. Фарисеи и саддукеи забывают о взаимной вражде и как бы из единой гортани кричат: «Распни Его!» Пилат и Ирод протягивают друг другу руку. Волки и лисицы занимают общую оборонительную позицию. Ведь и тем и другим не поздоровится. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |