|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОбъектыВыше были рассмотрены два вида переменных: обычные переменные, иначе говоря, скаляры и массивы. Скаляры могут содержать только одно значение, массивы же — множество пронумерованных значений, доступ к которым можно получить по их номеру — индексу. И скаляры, и массивы находят свое применение в программах на JavaScript; нет смысла рассказывать, в каких случаях что применять, — это и так очевидно. Давайте лучше поговорим еще об одном виде переменных, которого мы до сих пор не касались. Это объекты. Объектом называется сложный тип данных, содержащий не какое-то одно значение, а целую сущность. Эта сущность может иметь набор свойств и методов, с помощью которых программа может ей управлять; свойство -это своего рода переменная, принадлежащая объекту, а метод — функция, также принадлежащая объекту и выполняющая над ним какие-либо действия. Объект (и сущность, содержащаяся в нем) представляет собой "вещь в себе"; ее внутренняя структура и принцип действия неизвестны использующему объект программисту. В качестве примера объекта можно рассмотреть прекрасно знакомый вам Web-обозреватель. У него есть свойство "адрес" и метод "открыть Web-страницу, которой принадлежит этот адрес". Вы можете присвоить этом свойству нужный адрес, а также можете его оттуда считать и присвоить какой-либо переменной или использовать иным способом: currentWebBrowser.address = "http://www.w3c.org"; currAddr = currentWebBrowser.address + "/сss/"; Именно такой синтаксис используется для доступа к свойствам: <имя объеках <имя свойства> (не забудьте поставить знак точки). В первом случае мы поместили в свойство address объекта currentWebBrowser строку с интернет-адресом комитета WWWC. Во втором случае мы извлекли из этого свойства находящийся в нем адрес, прибавили к нему справа текст "/сss/" и присвоили переменной currAddr. (Как видите, для слияния (или конкатенации) строк использовался оператор +.) Для вызова метода используется аналогичный синтаксис: <имя объекта>. <имя метода> (). Сейчас мы вызовем метод до вышеупомянутого объекта: currentWebBrowser.gо (); Метод до — не что иное, как обычная функция. В данный момент возвращенное ей значение игнорируется, но в других случаях оно может использоваться. Также метод, как и любая функция, может принимать параметры: currentWebBrowser.goTo("http://www.w3c.org"); Таким образом мы можем управлять Web-обозревателем. И — заметьте -ничего не зная о его внутреннем устройстве. Более того, мы не обязаны о нем знать. Использование объектов как раз и направлено на то, чтобы позволить программистам пользоваться различными инструментами и дополнительными компонентами, не зная их внутреннего устройства, а также создавать такие инструменты и компоненты для своих коллег. Говорят, что JavaScript — объектно-ориентированный язык программирования, т. к. использует объекты. Этим он отличается от обычных, процедурных языков, которые используют только функции. Каждый объект перед тем, как с ним можно будет работать, должен быть создан. Выполняется это с помощью оператора создания объекта new. var currentWebBrowser; currentWebBrowser = new WebBrowser(); Здесь объявляется переменная currentWebBrowser и ей присваивается вновь созданный с помощью оператора new объект. Этот объект создан на основе класса WebBrowser, который является как бы шаблоном для создаваемых объектов. A currentWebBrowser также иногда называется экземпляром класса WebBrowser. Удалить ненужный объект можно с помощью метода delete. currentWebBrowser.delete(); Имейте в виду, что ненужные объекты, созданные вами, всегда надо удалять, чтобы освободить ресурсы системы. Исключение составляют только истемные объекты, создаваемые самим интерпретатором или предоставляемые интерпретатору Web-обозревателем. Если вы попытаетесь удалить системный объект, интерпретатор выдаст сообщение об ошибке. О системных объектах мы поговорим ниже. Но каким же образом создаются классы объектов? Исключительно просто. Более того, если бы остальные языки объектно-ориентированного программирования увидели, как легко создаются классы в JavaScript, они бы умерли от зависти. Взглянем еще раз на выражение, с помощью которого создаются объекты: currentWebBrowser = new WebBrowser(); Согласитесь, это сильно напоминает вызов функции. Но дело в том, что WebBrowser — и есть функция, только специальным образом написанная. Она называется конструктором класса. Давайте напишем конструктор для класса WebBrowser. function WebBrowser() { this.address = "http://www.server.ru/my_home_page.htm"; } Этот код создает в классе WebBrowser одно-единственное свойство address. Обратите внимание на синтаксис, с помощью которого это делается. В качестве имени класса используется ключевое слово this, обозначающее текущий класс. Интерпретатор JavaScript создает свойства класса сразу же при первом обращении к ним; вот и в нашем случае он создал свойство address и дал ему значение, присвоенное нами. Конструктор может принимать параметры: function WebBrowser(homePage) { this.address = homePage; } Таким образом мы можем передать конструктору класса адрес домашней страницы, с которой начнется путешествие по Интернету. var currentWebBrowser; currentWebBrowser = new WebBrowser("http://www.server.ru/home_page.htm"); "Но, позвольте! — скажете вы. — А как же создаются методы класса?" Тоже очень просто. Прежде всего, нам нужно написать функцию, реализующую этот метод. function fGoTo(pageAddress) { this.address = pageAddress; Мы назвали эту функцию fGoTo. Это имя состоит из буквы f (от англ. function — функция) и имени метода дото, который она реализует. Теперь перепишем функцию-конструктор таким образом, чтобы создать новый метод дото. function WebBrowser(homePage) { this.address = homePage; this.goTo = fGoTo; } Как видите, мы "присваиваем" написанную нами функцию fGoTo свойству дото класса WebBrowser. После этого можно вызывать метод дото этого класса. var currentWebBrowser; currentWebBrowser = new WebBrowser("http://www.server.ru/home_jpage.htm"); currentWebBrowser.goTo("http://www.w3c.org"); Только что вы научились создавать простейшие классы. Но на самом деле вам в очень редких случаях придется делать это. Куда чаще вы будете пользоваться уже готовыми системными классами, предоставляемыми самим интерпретатором JavaScript и другими программами, например Web-обозревателем. Поэтому давайте поговорим о системных классах. Системных классов, предоставляемых программисту интерпретатором, довольно много. Среди них есть, например, класс Date, предназначенный для работы со значениями даты и времени. var d; d = new Date (); Только что мы создали объект класса Date. Так как мы не передали параметр в функцию конструктора этого класса, интерпретатор поместил в этот объект значение текущей даты. После этого можно, например, узнать номер дня недели: var dayNumber; dayNumber = d.getDay(}; Или выяснить год: var year; year = d.getFullYear(); Некоторые методы класса Date перечислены в табл. 13.1. Как видите, класс Date предусматривает полный набор методов для работы со значениями даты и времени. Другие системные классы также имеют достаточно большие наборы свойств и методов, которые мы не будем здесь рассматривать. Таблица 13.1. Некоторые методы класса Da te
Системный класс Math — другого рода. Он включает набор свойств и методов, реализующих различные математические и тригонометрические функции. Единственный его объект создается самим интерпретатором JavaScript при запуске и уничтожается при завершении работы. Так что вам не нужно самим создавать объекты этого класса. Это как раз типичный случай системного объекта. var f; f = Math.sin(Math.PI); В результате вычисления вышеприведенного выражения в переменной f окажется значение sin (я). Существуют также системные классы Number и string, служащие для хранения данных соответственно числового и строкового форматов, и несколько других системных классов, используемых значительно реже. Язык JavaScript имеет одну любопытную особенность. Дело в том, что любая переменная обычного типа данных может быть представлена как объект какого-либо класса. Давайте, например, рассмотрим следующий код: var s, 1; s = "JavaScript"; 1 = s.length; Здесь мы сначала помещаем в переменную s строку "JavaScript", а потом вызываем свойство length этой переменной. В таком случае интерпретатор считает переменную s объектом класса string и беспрепятственно "пускает" нас к свойству length этого класса, возвращающему длину строки текста, которую мы и помещаем в переменную 1. Аналогичный "финт" можно проделать и с числовой величиной: var a, s; а = 16765247; s = a.toString(); Здесь вызываем метод toString класса Number, возвращающий строковое представление числа. Раньше говорилось, что, помимо интерпретатора JavaScript, системные классы могут представляться также и другими программами. К числу этих самых "других" программ относится Web-обозреватель. Его классы и системные объекты — это что-то особенное... Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |