|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ШТОСС В ИВАНОВСКОЙ
ЕДИНСТВЕННЫЙ (Или 27 лет одиночества) Драматическая фантазия В 5 картинах 1. БАЛ 2. «ШТОСС» В ИВАНОВСКОЙ 3. ДОРОГА В КРЕПОСТЬ 4. У ВЕРЗИЛИНЫХ 5. СКВОЗЬ ТУМАН Действующие лица: Лермонтов (Печорин) Мартынов (Грушницкий) Лугин Доктор Вернер Нина Княгиня Вера Княжна Мери Девушка Варвара Три сестры Верзилины Семёныч, Марья, Владелец постоялого двора Степан Парамонович Парамонов. Маски 1, 2, 3 и т. д. Француз
1. БАЛ Бальная зала. Рояль. На нем-скрипка. Выходят пианист и скрипачка, кланяются. Подходят к роялю. Играют «Вальс» из музыки Арама Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Появляютя Печорин под руку ведет Грушницкого, княгиня Вера, княжна Мэри, Бэла, доктор Вернер, Нина, Ашик-Кериб, Царица Тамара, Демон… Загадочные Маски… После «Вальса» все рассаживаются по своим местам, стучат веерами, громко шепчут, читают стихи. 1-я МАСКА: - Вы знаете, а княгиня Лиговская, в Париж намерена уехать, у ней болонка заболела. К докторам. 2-я - МАСКА: - Врёт. Скорее всего - за новым нарядом мчится, корсет китовый заказывать. ГРАФИНЯ МИНСКАЯ: - А в Столярном переулке возле Кокушкина моста красноглазый старик в карты дочь свою проигрывает… Вот так, как нравы-то падают. !-я МАСКА: - Ничего особенного. Только дочь эта…Не дочь вовсе, а… ГРАФИНЯ МИНСКАЯ: -А Безумно красивое Привидение. НИНА: - Как это всё надоело. Собачки, наряды, любовники. Булонский лес, привидения Я лучше Пушкина почитаю! ГРУШНИЦКИЙ: - Так он же под запретом, под негласным замком. Он хоть и разрешён, но…Запрещен.. В нашей стране…Хотя?... ГРАФИНЯ МИНСКАЯ: - Вот Гриушницкого, ни хандра не сплин не мучают. НИНА: - Все же почитаю. Прошу всех помолчать и замереть. И представить на минуту Аравийскую пустыню. Итак Александр Пушкин – «Пророк» ГРУШНИЦКИЙ: - Пророков нет в своем Отечестве, тем более в нашем… гммм… дрянном. ПЕЧОРИН: - Помолчите, вы… НИНА: - «Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился». Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он». ГРУШНИЦКИЙ: - Не ярко. Это, туман какой-то, язык варварский…Бенедиктов намного бравурнее… ПЕЧОРИН (криво усмехается) - Мадам, мусьё, я тоже жаждою томим! Человек, эй, милейший, шампанского! Нина садится за рояль, наигрывает что-то. Выдвигается стол, зеленая скатерть. Раскладываются карты. ПЕЧОРИН: - В картишки, так в картишки. А дамы пусть своё, танцуют…Котильон, но без меня. но без меня… Обсудят рюшки на платьях, двор… Усы Великого Князя…Ужо их…Во что раскинем?. А, месё Баран?.. ФРАНЦУЗ (с иронией): - Баранд - я.. В русскую игру… Шальтай-Болтай. И, гарсон, русской водки… чуть-чуть, мало-мало. Сюда, милейший… Гханд мехси… Рассаживаются. Играют. - Понтируй…- Сколько на банке… король, дама….- Карта бита. - Пли, плие у меня выпала. Покажите-ка милейший.? Да, точно, «лоб» и «сонник» совпали. Сколько бишь начальный куш. Зачем, зачем ты раньше подрезал…Ва банк, господа…- Не вышло…- Не стреляться же. Мечи дальше.- Вот так-вот так рубашкой кверху. ГРУШНИЦКИЙ выпевает: -«Ты ж мэнэ спидманула, Ты ж мэнэ спидвила»… ФРАНЦУЗ: - О, шансон!.. У русский нет шансон. Пиесня, Калинучка! ДОКТОР ВЕРНЕР: - Шансон пустячек –с, эдакий бантик (Передразнивает: «калинучка». На место Пушкина в русской литературе сядет, точно говорю, некий Лермонтов… Я его не видел, но сказывают- горбун, ноги-ухватом…. (смотрет на всех, как прореагируют) ПЕЧОРИН (небрежно): - Ну, да он из Пензенской губернии. Из лесов…гмм… друг степей… Бабушка у него – Столыпина. Оп-па! Так-с сонником у нас- валет. ДОКТОР ВЕРНЕР: - Лобик – семерка, и вот она у меня тоже семерочка, банк алле-опп…Общество наше больно. Заразной хворью. Он, этот горбун Лермонт –ффф, выписал ему пилюлю. Называется лекарство «Смерть (делает паузу) …Смерть поэта». Уверен - Лермонтов среди нас. Воооо-он за тем канделябром! Он – в маске. ГРУШНИЦКИЙ (указывает на француза): - У нас не Франция, у нас ничего не позволяется. (качает перед своими глазами пальцем) Низ-зя-зя! Пардон, воздух спустить нельзя, запишут во враги Отечества. Во Франции - свобода. А тут– тьма. Сума. И… И тюрьма! Немытая Россия. ФРАНЦУЗ: -Так, так…. Но ес-чо и осс-с-сетрина. Из второй половины зала выходит Вера с альбомом, что то шепчет на ухо Доктору Вернеру. ДОКТОР ВЕРНЕР (жуёт губы): - Просят списать это стихотворение. (достает записную книжку).Это? К ним присоединяется Княжна Мери: - Скучен свет, хочется бунта! (Задумывается, жмет виски) Бунта хочется, господин доктор! Пиявок, кровопусканья. Огня! И семью создать хочется, всего хочется. ПЕЧОРИ (назидательно): - Так не бывает. Или бунт или семья. «Ou-ou» - так французы говорят. МЕРИ: - Бунт! Н…Не семья. Брюки одену, рубаху. Углём усы нарисую. И на баррикады! КНЯГИНЯ ВЕРА: - Пушкин написал «Не дай нам БОГ увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» МЕРИ: -Пушкин написал «Не дай нам бог сойти с ума». Бунт, бунт! Окончательный бунт! И крестьян отпустить. В лес. В джунгли! ПЕЧОРИН (с иронией): - Значит, господин доктор, показывайте нам стихи этого Лермонта. Кто тут из жандармерии? Тшшш! (прикладывает палец к губам). Чую, доносом воняет! На экране появляются 16 рукописных строк из «Смерти поэта». Все одели маски, разбирают перья, мелки, грифельные доски, пишут на спинах, на стенах, кто-куда. Подбежали куда можно притулить свои листки. Маски записывают и читают строки из стихотворения Лермонтова. МАСКА №1. - А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою… Господи, что это такое, кто это написал. Какой вздор?... Надменные потомки! Но все пишут, и я –тоже. МАСКА №2: -… Поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов… Лермонтов, сказывают, сам из древнего рода, из Испании, или Шотландии….Кельт. В юбке ходит. К нам, к нам его праотцы прилетели… Обиженный род. Лермонты… МАСКА №3: - Вы жадною толпой стоящие у трона… Это про государя нашего, про его опричину. Что будет этому Лермонтову, пристрелят, посадят…И меня могут привлечь. Свободы, Гения и Славы палачи! Свечку, свечку ему поставлю. На жизнь!... Смел. Слышала - родился в Тарханах, Пензенской губернии…. Тарханы… Что это?.. Свободы, Гения и Славы палачи! МАСКА №4: - Раскройщики шкур, вот что такое тарханы, древний промысел. Я слышала – дедушка, тоже Михаил, дедушка Михаил у него, отравился от несчастной любви, а мать тоже несчастная умерла в 21 год. «Таитесь вы под сению закона…» ДОКТОР ВЕРНЕР: - Царь читал это стихотворение! И сказал, что сиё написал умалишенный, в дом скорби его заточить надобно, как и Петра Яковлевича Чаа-чаа-чаадаева. (Показывает решетку из пальцев) МАСКА №5: - Пред вами суд и правда - все молчи! Молчи, молчи. Все в России должны молчать, мой папаша вон денщика своего в кровь разрисовал, пылинку тот на сапогах не заметил, а я - молчи. Мсти им, Лермонтов. Интересно, каков он на наружность, должно, как Наполеон или английский лорд Байрон…. Выходит на середину зала, продолжает вдохновившись. «Но есть и божий суд наперсткники разврата! Есть грозный суд, он ждет, Он недоступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегните к злословью. (все повторяют) Оно вам не поможет вновь (все повторяют) . И вы не смоете всей вашей черной кровью (все повторяют) Поэта праведную кровь» (все повторяют) Пауза. ПЕЧОРИН: - Я вспомнил (долгий взляд в сторону Грушницкого), вспомнил я, сударь Грушницкий. Он же из наших. Вы же с ним на саблях сражались?! Он из юнкерского училища. Маленький такой, кривоногий… КНЯЖНА МЕРИ: - Не может поэт быть криво, как вы сказали, ногим. Княгиня Вера: - Он – всадник. Поэт пророк…Падший ангел. Демон! ГРУШНИЦКИЙ: - Что-то при-по-ми-наю… Н-да, глаза, как колеса у телеги, а рот – с горошину, Маёшкой его звали, а Мартынова, меня то бишь(морщится) Мартышкой. ПЕЧОРИН: - Во, во, но вы с ним сражались не на саблях, банными тазиками. Понарошку, за бутылку шампанского. А потом из тазика это шампанское употребляли! Хотите, господа, я укажу на этого Лермонтова?! Это –он! Имя другое присвоил – Грушницкий! (Тычет пальцем в сторону Грушницкого) ГРУШНИЦКИЙ: - Никак нет, это вот - он Лермонтов. Он – Лермонтов, под псевдонимом Печорин (Указательный палец - в сторону Печорина) Все качают головами, не верят, смеются. «Мас-ка-маска-рад, Мас-ка-рад) ДОКТОР ВЕРНЕР: - Пророки на Руси долго не живут. Их или сажают, или стреляют. ПЕЧОРИН: - Что – ссс, замечтались, давайте «Штосс» продолжим. А то этот «Штосс» прокиснет, прогоркнет. Занятный он все таки человек месё Лермонтов, вспыльчивый и… капризный… как я сам... Скорее испанец, чем кельт. Я бы про него повесть сочинил, да лень. ГРУШНИЦКИЙ: - Дамы у нас прокиснут-прогоркнут, а не «Штосс». Спрошу, понравилось ли стихотворение. Мужчины уходят. Дамы все рассаживаются возле рояля. ГРАФИНЯ МИНСКАЯ: - Нет, явно на воды надо мчаться, в Кисловодск, В Пятигорск… Желчь свою лечить. КНЯГИНЯ ВЕРА: - Поэт должен быть одинок! МЕРИ: - Как луч! Как!.. НИНА: - Как Деймон! А я вот думаю, что поэт, пусть он и одинок, он просто обязан веселить людей, а то они совсем в унынье впадут. Грех великий. (Крестится). В бунт. МЕРИ (восторженно): - В бунт! В пугачевщину! НИНА (задумчиво, потом захлебываясь): - Это как парус в море. Одинокий. Не тонет Играет. Поёт: «Белеет парус одинокий, В тумане моря голубом…»
ШТОСС В ИВАНОВСКОЙ. Казачья хата, переоборудованная под постоялый двор. Стол. В центре стола – битый, перебитый медный чайник. За столом художник Лугин. Длинноволос, небрежен. Он обхватил голову. Задумчив. Разговаривает с предметами. С чайником. ЛУГИН: - Вот и он тоже написал, как точную пулю всадил «Со мной был чайник – единственная отрада в моих путешествиях по Кавказу». Он и чайник… Всё… Одни. (Кричит) Эй, милейший! Милейший, как вас там? Появляется казак в легкой одежде. Он строг. ЛУГИН: Милейший, как ваз звать? КАЗАК СТЕПАН (осклабился): - Степаном с утра называли. ЛУГИН: - Степан, я запамятовал, как ваше поселение именуют? Оно ведь казачье, правда? СТЕПАН (уважительно): - Казачье, сударь. Исты будите? Полк их стоит. Охвицеры, штаб Тен…тьфу…гинский, Служат, ваш бродь. ЛУГИН: - Я не «ваш бродь», я – художник. СТЕПАН (чешет затылок): - Что с? Художник, оно и видно, худенький вы больно, что ще изволите. Исты будите? ЛУГИН (про себя: «А народ его знает?» вслух): - Милейший Степан, скажи мне, пожалуйста, кто это написал: «Скажи-ка дядя, ведь не даром, Москва спаленная пожаром французу отдана» СТЕПАН: - Тююю! Точно не я, да и хранцузов ваших никаких здесь нет, грязюка одна. Виноват, хранцуз один надысь был. Имя чудное вроде «барана». …Бэ, бэ…ббб…Баранка… Баранд… Барин, баранинку исты будите? ЛУГИН: - А Лермонтова Михаила Юрьевича знаешь? СТЕПАН: - Не а, полковника Полякова Юрия Михалыча знаю. Из Екатеринодара…Никак нет, господин хороший, Вермонтов - не из наших он, петербурский видать. ЛУГИН: - А ваши то где? СТЕПАН: - Что с, наши-то. Охвицеры -то, спять. Вчера всю ночь в карты гуляли, с заезжим одним, поручик по званью. Кулаки под бока – спять. ЛУГИН: - И что? СТЕПАН: - Что что-сс, проиграли-с. Поручик-с….Под чистую…И чем свет не заря, петух не кукарекнул, укатили, сердит, как бык у Помялуйки. Фырк-фырк. Молниями своими сверк-сверк и приказали запрягать кобылку. Фырк-фырк. ЛУГИН: -Не знаешь, говоришь, кто это был, а жинка твоя знает? СТЕПАН: - Откуда ей знать, баба? ЛУГИН (умиротворенно): - Степан, дружище, не принесешь ли ты чайку? Да покрепче. Самовар вздуй, пока господа офицеры почивают. Значит, Лермонтова не видал… СТЕПАН (отпячивается): - Какой такой … фамилия чудная, не бывает эдаких. С фамилиями…Вервикишка есть и, звиняюсь, Поцелуйжо…жо- жо… Иван Федорыч,… Хотя вот у Марьи спрошу, она у меня грамотная, записывала что-то… ЛУГИН: - Что-с, что-с, заладил. Еще изволю карты. Есть в хате карты? СТЕПАН (приостанавливается): - Как не быть, восемь колод. На картах, да на «Журавле» держаться господа офицеры. ЛУГИН: Что за «Журавль» такой? Колодец что ли?.. СТЕПАН (удивляется): - Скажите тоже, колодесть, танец такой, «Журавель». Офицеры с дамами ногами дрыгали, а он поручик-то, я в званиях кумекаю, короче, в углу сидел, черкал-то – то на листке. ЛУГИН: - Ну, ладно, ладно неси кипяток да карты. Швидчей! Степан скрывается ЛУГИН (берет со стола чайник, пристально разглядывает его, говорит - тихо, как сам с собой): - «Штосс», «Штос» – опять снился. Проклятый старик! Каждую ночь наваливается, за плечо дергает, просыпайся мол, за игру берись. «Во что с?» «Опять в «Штосс!»... И удивительной красы роковая дева в углу. Мерцает. Чудная красавица, страсть бурная и жадная, желание, грусть, любовь, страх, надежда – Сладенькая, конфетка, - потешается урод, - Ты деньги на кон ставишь, а я - эту красавицу - тоже в банк. Такова ставка. Или-или. Оu-ou! Почему-то на цыпочках вбегает Степан с картами, трясет ими (радостен): СТЕПАН: -Что-с? Самоварчик сейчас прибудет, а пока, вот, барин, карты, поворожите пока.Пойду прослежу (так же легко выбегает) ЛУГИН: Что-с? Каждую ночь, каж - дую. Красные, стариковские веки. Из сна? Нет, из мяса и костей…. Оживляется. Я щупал его, щипал. Все спустил до копеечки. За улыбку красавицы, нежный взгляд, за трепетное участие в игре…Н, да, господин Чайник, про меня Лермонтов свою повесть «Штос» уже писать начал, да не докончил... Хочу догнать его, расспросить… Чем там дело… Расскладывает карты, дует на колоду, шепчет: - А дело кончилось нн…да, что это…. Дуэлью. (Плюёт) Врут карты, как всегда, как у вас говорят брэшут. Скрипит дверь. Казачка с самоваром ступает торжественно, церемонно. Как пава. За ней следом Степан, поглаживает усы. Он обвешен баранками, калачами, в руках какая-то посуда. Ложки, чашки, сковорода. Самовар ставиться на стол, рядом с чайником. СТЕПАН (торжественно): - А это, господин художник, жена наша, Марья… Васильна, по батюшке. МАРЬЯ: - Марья Васильна я… ЛУГИН: - И грамоте училась?.. МАРЬЯ: У батюшки нашего отца Василия. Всё до буковки. ЛУГИН: -Так уж и всё. Раз училась, значит барина вчерашнего, военного, в тетрадь записала, помнишь фамилию? МАРЬЯ: - Запамятовала, барин! Счас я, сбегаю, листочки принесу, вчерашний-то оставил, забыл колысь. И тетрадку!? ЛУГИН: - Быстро, Марь Васильна, быстрешенько. А мы пока с твоим Степаном чайку хлебнем, садись Степан, вон и чашки у нас имеются. И чайник – ишь какой чумазый. СТЕПАН (присаживается) - Это вчерашний гость оставил…Торопился очень - но…Оттереть бы его… Разливают чай. ЛУГИН: - А скажи-ка, Степан, друг сердечный, на чего наша земля похожа? Цвет у неё каков? СТЕПАН: Хэх, барин, известно каков, серый цвет или черный, я её эту землю ворочал-ворочал. Чернозем у нас …Черноземчик, батюшка! ЛУГИН: - А сверху, если смотреть, сверху? С птичьего полета выше…выше… СТЕПАН: - Сверху, от птиц, – зеленая она. Трава, деревья, вязы, осины… ЛУГИН: - Тут-то ты, Степан Парамонович, и того…ошибаешься. Голубая она, светло синяя. СТЕПАН: - Голуб…Не могёт быть, кто же её так окрасил. ЛУГИН: Господь Бог. Старик мне показывал, тот старик. Тычет в карту. Вот этот крестовый старик. Нет, пиковый он. Да и Лермонтов писал «Спит земля в сиянье голубом». Как? Здорово! СТЕПАН: - Упаси Боже. Ловко ввернул. ЛУГИН (сбивается на тайный шёпот, в ухо Степану): Кудесник этот каждую ночь мне является, в карты играть. Города показывает, землю, вокруг земли мелкие предметы вращаются. «Спутники» говорит… С батогами что ль… Спутники…Гагарина какого-то называет. Гагарины, князья, в Новгородской губернии, да, но этот… другой. Золотая звезда на погоне. Гагарин, грит. СТЕПАН (крестится): - Чур меня, чур. Есть у нас тут, в Ивановской, на околице ворожея. Жжёт лучинку, и судьбу, значится, всю видит, как на ладошке. Камарихой кличут. Вам бы к ней заехать, она поворожит. И болезню вашу сымет. Является Марья, кокетливая, пританцовывая, с тетрадкой и разными листочками. МАРЬЯ: - Вот еще и листочек он оставил, выкинул в чулане. Исчерканный весь. Гляньте, господин гость. Офицер вчера ночевал. Чернил просил. Не оказалось, постояльцы хмельные спросонья попили, виноградным вином писал… Гляньте, барин! Вином, как есть. ЛУГИН (читает)….:В» глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле…» - Гхм… вином? Кровью…. Да это же. Это же…Это же - Лермонтов… Марья трясет тетрадкой и подхватывает. МАРЬЯ: - Так оно и есть останавливался (читает по слогам)…По…Поручик Тенгинского полка Лермонтов… ЛУГИН (возбужденно): - Нашел, нашел! Почти нашел! МАРЬЯ, СТЕПАН: - Что это вы батюшка, прямо красный сделались. Кого нашли? … Кого это вы так? Братца что ли? ЛУГИН: - Братца. Счас я его догоню, счас я его! МАРЬЯ, СТЕПАН (упрашивая): - Догоните еще, день длинный, бараночки вон покушаете, медку майского, пряника резного…Калачиков. Угощайтесь, ласково просимо. СТЕПАН (один) -Баранинки, у нас Француз был, Бараном…тьфу Барандтом звали… ЛУГИН (вздохнув, тряхнув головой, обращаясь больше к Марье): - И что, Лермонтов тоже с вами плясал?.. Как это «Журавля»? МАРЬЯ: - Че-то думал, уж больно темный стал, как туча. А «Журавля», счас, барин, покажу, не извольте гневаться, покажу…Как есть. Выходит, шевельнув плечами. К ней присоединяется Степан. Из-за кулис выскакивает мелкий народ, кто с тазиками, кто с банками, бутылками, стучат. «Бабий» аккомпанемент называется. Танцуют «Журавля» «И повадился журавель, И до нашей конопли, Тики-тики длинноногий, Тики-тики носатый». ЛУГИН (хлопает в такт в ладоши, тоже приподнимается): - Чего уж тут гневаться, мне и за постой, и за чай не расплатиться у вас. Вот разве только? Красками? Мольбертом?... СТЕПАН (чешет затылок): - Не надо нам. Вам же еще к ведьме, к Комарихе, заезжать, Лугин: - Ну, ее, Комариху, я – фаталист. Что будет- то будет. Пора, пора лететь вдогонку. А чайник я с собой прихвачу, верну поэту. Чайник у него – товарищ боевой. СТЕПАН: - Так он же того, нечищеный… Денег стоит, гм, (мнется) да ладно уж, отдайте чайник, всё равно ццц… Его украдут…Здесь так!
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.) |