|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗОРОАСТР
Происхождение великого пророка Заратустры до сих пор неизвестно. Так же неизвестно время его рождения и место. Мифами и легендами обросла его жизнь и деятельность. Говоря о Зароастре необходимо уточнить, что часто встречаются и другие формы его имени, как например Заратустра, Заратуштра, Зороастер. Такие расхождения в трактовке имени связаны с разным написанием у разных народов. Вавилонские, греческие и иранские источники по разному пишут это имя. Но интересно само происхождение имени: "имя Заратуштра представляет обычное иранское имя, вторая часть которого - уштра - означает "верблюд" (тадж. шутур), относительно же первой существуют различные мнения ("жёлтый", "старый", "погоняющий"). Следовательно, Заратуштра примерно означает "обладающий старым верблюдом", т.е. простое крестьянское имя, которое вряд ли дали бы мифической обожествляемой личности". С другой стороны предположительно такие незвучные имена давали для защиты детей от злых духов. К тому же многие иранские имена того времени имели в своем корне название животных. Например, аспа - лошадь (имена Виштаспа, Порушаспа и другие). Можно предположить и другие толкования, как например, "астр" - звезда. В таком контексте все кординально меняется. "По версии Анкетиля Дюперрона, "желтый" переводится как "золотистый", а вторым корнем выделяют не "уштра", а "Тиштрия". Именно так арийцы именовали звезду Сириус. И лишь это имя считают достойным пророка - Золотой Сириус ". Изначально Заратустра был известен по Гатам - гимнам, сочиненным им самим. Всего их семнадцать - вдохновленных изречений, посвященных и обращенных к богу. Благодаря древней поэтической форме расшифровка Гат остается до конца невыясненной. Неясности Гат более или менее выявлены в Авесте, написанной уже на пехлеви при Сисанидах. Сам Зороастр выступает в Гатах проповедником новой веры, профессиональным жрецом, борющимся и страдающим человеком. В более поздних частях Авесты говорится о том, что он происходил из небогатого рода Спитамы, его отца звали Поурушаспа, а мать Дугдова. Зороастр был женат и имел двух дочерей. Он был небогат. В Гатах упоминается обещание некоего лица подарить ему одного верблюда и десять лошадей. По другой версии говорится, что род Спитамы был очень богатый. Зороастр одновременно стал и священнослужителем, и пророком. От него взяли учения его последователи. У Зороастра была жена, а потому зороастрийским жрецам до сих пор позволяется жить семейной жизнью. Время жизни Заратустра тоже определено очень расплывчато - концец VII- начало VI в. до н.э. О нем пишет, в частности, Пифагор, который утверждает, что неоднократно встречался и беседовал с самим Заратуштрой. Отсюда и полагают приблизительное время его рождения, что, в принципе, очень даже сомнительно. Например, Мэри Бойс отчетливо доказывает, что никак нельзя датировать его рождение именно этим периодом, а полагается всегда на разную дату в своих изданиях работ. В последнем издании дата рождения Заратустры колеблется между XV и XII веками до н.э. Родина его не известна и является полем для спора многих ученых. Однако местом жительства упоминается некая область Арьяна Вэджа, неизвестная до сих пор. П. Глоба утверждает, что местом рождения Заратуштра является Россия, поскольку именно здесь в степи между Челябинской, Оренбургской областей, Башкирией и Казахстаном археологические раскопки нашли древний город, храм и обсерваторию Аркаим. Вот что утверждает по этому поводу сам П. Глоба: "Я считаю, что царство Виштаспы занимало пространство от Волги до Урала. Это Жигулевские холмы, Приволжская возвышенность. Большая территория, по площади сопоставимая с Францией. Столица была где-то в центре царства, на излучине рек в районе Самары, Жигулей. Климат тогда был другой, менее континентальный. После смерти царя Виштаспы и его детей туда опять пришли карапаны и выгнали зороастрийцев. Но это царство уже инициировано Заратуштрой, там осталось много его учеников". Иранский же поэт Фирдоуси в своей эпической поэме "Шахнаме" описывает сюжет принятия князем Виштаспой Зарадуштра. Поэтому вопрос о родине Заратуштры нельзя считать закрытым и утвеждать что-то конкретное. Родился Заратустра третьим из пяти детей в семье и в 15 лет приобрел сан священнослужителя. Уже тогда его считали мудрым человеком. В 20 лет он ушел из дома и 10 лет странствовал по своей родине, ища истину и интересуясь верой людей. Так продолжалось до тех пор, пока в возрасте тридцати лет он не встретился с самим Ахура Маздой и его приспешниками, и тогда ему пришло откровение. Он выдержал три страшных нечеловеческих испытания и тогда истина стала понятна ему. После этого пошел он в родное село и стал там проповедовать зороастризм. Местные жрецы были удивлены и разгневаны и собрались уже его казнить, как за него вступился местный князь Виштаспа и покровительствовал ему, освободив от казни. Однако учение Заратустры так и не было никем принято, кроме его собственного брата, который и стал его последователем. Даже князь, под давлением своих родственников отказался верить в то, во что внутренне уверовал. А это, по зороастрийским обычаям, один из самых тяжких грехов. Но, в конце концов, князь Виштаспа был обращен в зороастризм и от него пошло распространение новой веры, сопровождаемое местными религиозными междоусобицами. Так Заратуштра в 42 года стал царским советником. Виштаспа приказал записывать слова его на воловьих шкурах золотыми буквами и собрал целую сокровищницу из 12 000 шкур. По преданию, это была полная запись Авесты. Но, к сожалению, Александр Македонский уничтожил эту библиотеку вместе со стихами Заратустры, которых, тоже по преданию, было два миллиона. Заратустра был дважды женат, один раз на вдове, другой - на девственнице. От первого брака у него родилось два ребенка и от второго четыре, из которых только один мальчик. Жил Заратустра 77 лет и 40 дней. Он знал заранее, что умрет насильственной смертью, а потому последние 40 дней провел в непрерывной молитве. По преданию, его убил жрец древней религии, которую отверг Заратуштра. Однако такие данные очень условны и возвращают нас больше к мифологии, чем к реальным событиям. Учитывая легендарность личности Заратуштра, стоит заметить, что данные его биографии поросли слухами и легендами. Описанную биографию Заратуштры здесь следует считать буквальным пониманием таковой из древних текстов некоторыми исследователями. АВЕСТА Помимо других исследователей одним из первых серьезных трудов в изучении зороастризма сделал Анкетиль Дюперрон. В 1755 он поехал в Индию и прожил среди парсов 13 лет. Там он собрал книги, составляющие Авесту и, вернувшись в Париж, исследовал и перевел ее на французский язык. Это был первый европейский перевод Авесты, вызывавший множество споров. Причем изначально предполагается, Авеста состояла из 22 книг, литургических, исторических, законодательных и медицинских. Однако за тысячелетия многие нелитургические книги были утеряны. Первое, что утверждалось, это подлинность Авесты. Потом споры пошли вокруг языка "зенд", на котором она написана. Исследования Авесты были очень тщательными и к концу 18 века аутентичность Авесты больше не ставилась под сомнение. Дальше изучение Авесты пошло в сторону ее толкования. За основу брали два метода толкования: "одного, основывающегося в своем толковании Авесты на традиции парсов, и другого, полагавшего в основу изучения Авесты сравнение с санскритом с мифологией Вед." Так сложились два взгляда на толкование Авесты. Надо сказать, что оба оппозиционных лагеря выпускали свои переводы Авесты. Переводы иногда оказывались настолько разными, "что в них речь как будто шла о совершенно различных предметах". В любом случае какой бы метод не брать, как указывает Маковельский А.О., необходимо учитывать то, что Авеста формировалась веками, а потому должна иметь разные наслоения, как и любая другая подобная книга. К тому же географически Авеста писалась в разных местах, а потому "равным образом на Авесте и зороастризме наряду с изменявшимися эпохами не могли не сказываться и местные особенности тех стран, где он был распространен. Мы полагаем, что надо различать восточный (среднеазиатский) и западный (мидийский) зороастризм". Это важное заключение приводит нас не только к толкованию Авесты, но и к пониманию определенной разницы между отдельными, уже модифицированными в современном мире ветвями зороастризма. Не случайно исследователи различают разные формы зороастризма в зависимости от времени его существования. В частности, находят различия даже в обрядной форме. Так, например, Герцфельд заметил на золотых пластинках, найденных в Средней Азии различии в позе моления. Об этом можно судить, опираясь на дважды встречающуюся позу в Яснах: " Душа Творения и я, с воздетыми руками и будучи исполнены почтения, восхваляем Ахура Мазду и просим Его отвратить беды от праведных и добрых людей и главы их, уберечь их от нападения нечестивых и врагов! " " О Мазда Ахура, с гимнами, что исходят из самых глубин сердца моего, и с воздетыми руками молю я Тебя, о Мазда, и желаю приблизиться к Тебе, как преданный и скромный друг, благодаря истине и чистоте и чудотворной мудрости Воху Мана! " Таким образом можно утверждать, что Авеста, дошедшая до нас сегодня, как и зороастризм в целом, уже не является тем вероучением, какое можно прочесть в ранних слоях Авесты. Хотя здесь необходимо учитывать уничтожение текстов Авесты еще Александром Македонским, ведь неизвестно насколько достоверно Авесту после этого размножили. Но и утверждать о ее недостоверности тоже нельзя, поскольку, как Библия у христиан, Авеста у современных зороастрийцев является главным источником религии. К тому же в Авесте содержаться подчас исторические сведения, обросшие легендами и мифами, о достоверности которых мы можем судить только после многократной проверки, которая не всегда возможна. Тексты Авесты, Гат и Яшт (хвалебные песни богам), которые зачитывают наизусть жрецы при богослужении, являются тяжелыми для понимания и написаны на древнем пехлевийском языке. Но это придает некую мистичность и таинственность обрядам, делает их сакральными и возвеличенными. Подразумевается, что первые 17 Гат принадлежат написанию лично Заратуштры, остальные появились в эпоху правления Сисанидов. Зороастрийцы хорошо относятся к Сисанидам, поскольку в их правление их вера процветала. Менее доброжелательны они к Александру Македонскому, который сжег всю библиотеку Авесты. Спор о правильном понимании написанного в Авесте и других религиозных источниках до сих пор остается нерешенным, точно можно говорить только об отдельных строках этих произведений, изменяющихся веками. Причем записаны они были гораздо позже, чем появились. Это говорит об их значимости в богослужении, о передачи текстов между жрецами устно. Так зороастризм дожил до того времени, когда был впервые записан. Однако в данном вопросе и филологи не смогли помочь в точной датировке возникновения этой религии. А потому скорее всего можно говорить о вычленении зороастризма, как и других религий, из языческих верований, а следовательно, не имеющих определенного начала.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |