АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И.С. БАХ. Месса си минор («Высокая»)

Читайте также:
  1. Алгебраические дополнения и миноры
  2. Глава 11. О ереси мессалиан
  3. Мессала
  4. Минорные свойства эфирных масел
  5. Объединение мажоро-минорных систем
  6. Органный пункт, мажоро-минор
  7. Пример 133: Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром, ля минор, опус №2

То, что написано мелким курсивом, можно не рассказывать, - для соображалки

Последние годы жизни Бах провел в Лейпциге, где работал кантором (руководителем церковного хора) в церкви Св.Фомы (по-нем.Томаскирхе). Естественно, что писал он при этом в основном хоровую музыку: более 200 кантат, 3 пассиона, 5 месс.

Все 5 месс были написаны как missa brevis («короткая месса»). Только такие мессы допускались в протестантской лютеранской службе (Бах был лютеранином). Они состояли из 2-х частей - «Kyrie» и «Gloria».

Одна из таких месс – h-moll - была написана в 1733 г. как подарок саксонскому курфюрсту Августу III (центр этого курфюршества – Дрезден, где Бах хотел работать). Бах не угодил ему, т.к. Август одновременно был королем Польши и принял католичество. Тогда в 1738 г. он дописал еще 3 части, в результате чего получилась полная (т.е.Высокая, по-нем. Hohe) католическая 5-частная месса. Но при жизни Баха она так и не была исполнена целиком, лишь первые 2 части он иногда использовал в воскресных богослужениях. Заслуга ее возрождения принадлежит Брамсу, который исполнил ее спустя почти 150 лет после создания (1895 г.!).

Месса в переводе с латыни – «отпускаю». Это католическая служба, аналогичная православной литургии. 5 частей-молитв делятся на несколько муз.номеров (всего 24 номера):

· I часть «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») – 3 номера (№№ 1-3).

· II часть «Gloria» («Слава») – 8 номеров (№№ 4-11).

· III часть «Credo» («Верую») – 8 номеров (№№ 12-19).

· IV часть «Sanctus» («Свят») – 3 номера (№№ 20-22).

· V часть «Agnus Dei» («Агнец Божий») – 2 номера (№№ 23-24).

Композиция представляет собой чередование хоров (их больше всего – 15), дуэтов (3) и арий (6). В отличие от Страстей, в мессах нет речитативов.

Как в любой мессе, здесь чередуются 2 образа: мир страданий, скорби (воспоминание о жертве Иисуса) и мир радости, ликования (воскресение Иисуса).

Для скорбно-трагедийных номеров характерны только минорные тональности h-moll, e-moll, fis-moll (только один раз – в № 23 – появляется g-moll). Хоры выдержаны в полифоническом складе. Их темы – изломанные, хроматические, с напряженными интервалами тритонов, ум.7 и ум.3. Часто встречаются фигуры креста, смерти. В оркестре преобладают струнные и деревянные (флейты, гобои). Это номера 1, 3, 15, 16, 23.

Для номеров радости, ликования характерны только мажорные тональности D-dur, G-dur, A-dur. Хоры сочетают полифонию с плотной аккордовой фактурой. Их темы – диатоничные, с яркими фанфарными интонациями (=движение по аккорду) и обилием юбиляций. Часто встречаются фигуры восхождения, Троицы. В оркестре солируют 3 трубы и литавры. Это номера 4, 17, 20, 21, 24.

 

Образы скорби и страдания берут начало в I части – «Kyrie». Она опирается на традиционную для этого раздела мессы трехчастность: 2 скорбных хора на один и тот же текст «Kyrie eleison» окружают светлый дуэт «Christe eleison». Оба хора выдержаны в полифоническом складе (первый – 5-голосная фуга, второй – 4-голосная).

Хор № 1 «Kyrie eleison» близок духу пассионов, рождает представление о шествии подавленных горем людей. Открывается он величественно-трагедийным вступлением всего хора, оркестра и органа (4 такта). ♫

Затем идет оркестровая фуга на основную тему, и только после нее – 5-голосная хоровая фуга.

Тема фуги отличается сумрач­ной минорной окраской, обилием хроматизмов, напряженной интерваликой (тритоны, ум.7), подчеркиванием фигуры креста и «интонации вздоха», ладотональной неустойчивостью (отклонение в e-moll и модуляция в fis-moll), преобладанием ровного ритмического движе­ния в медленном темпе. Напевные интонации сочетаются в ней с декламационными оборотами ♫

«Kyrie» № 3 представляет совершенно иное прочтение того же текста – в его музыке не страстная мольба, а аскетическая строгость, хотя он начинается с очень экспрессивного варианта фигуры креста (интонация ум.терции!!!). Хор выдержан в духе строгой полифонии XVI века. ♫

Экспозицией второй сферы – радости и ликования – является «Gloria» (№ 4). Музыка хора «Gloria» подобна хвалебному гимну. Его тема начинается сначала в оркестре, в котором выделяется праздничная звучность труб. Затем к оркестру присоединяется хор со словами «Богу в Вышних слава». ♫

В мелодии хора сочетаются фанфарные интонации с виртуозными вокализами, где один слог текста распевается на много звуков (такой тип ме­лодики идет от «юбиляций»). Легкое и четкое движение на 3/8 напоминает музыку танцевальных сюит Баха. Этот хор перекликается своим общим торжественно-триумфальным настроением с другими D-dur-ми хорами и во II, и в IV (Sanсtus) частях мессы.

 

Главное содержание III части («Credo») сосредоточено в трех серединных хорах, где возникает краткое повествование о том, как Христос принял человеческий облик (№ 15, «Et incarnatus» – «И воплотившегося»), страдал и был распят (№ 16, «Crucifiхus» – «Распятого»), а затем снова воскрес (№ 17, «Et resurrexit» – «И воскресшего»). Эти три хора являются центром всего произведения. Хоры № 15 и 16 продолжают скорбную линию мессы, причем «Crucifiхus» является трагической кульминацией мессы.

№ 15 «Et incarnatus» – «И воплотившегося» - хоровое ламенто. У скрипок – секундовые мотивы плача, вздоха. У хора – нисходящие по аккорду мотивы страдания. ♫

№ 16 «Crucifiхus» – «Распятого» - тоже можно назвать хоровым lamento. Его музыка воплощает трагический образ распятия, мученической смерти, который привлекал многих живописцев XVI-XVII веков, в том числе немецких (Грюневальд, Дюрер). В музыке для воплощения подобного со­держания идеальной формой считались вариации на basso ostinato. Бах подхватывает эту традицию. Тема, положенная в основу вариаций – отрезок хроматической гаммы от I ступени к V, - муз.-риторическая фигура смерти (была у Пахельбеля!). Она повторяется 13 раз неизменно (тема + 12 вариаций), при этом каждый раз меняется гармония. ♫

С гармоническими вариациями оркестра сочетаются полифонические вариации хора. С самого начала нет сплошного голосоведения – голоса возникают будто разрозненно, «несвязно», повторяя одну и ту же интонацию скорби – нисходя­щую м.2.

Сопоставление этого хора со следующим, № 17, образует самый яркий контраст в мессе. Суть контраста – переход от смерти к воскресению. № 17 «Et resurrexit» – «И воскресшего» D-dur - вершина в развитии образов ликования и торжества, и весь комплекс выразительных средств направлен на воплощение чувства всепоглощающей радости. В первых же тактах одновременно с хором вступает весь оркестр с трубами и литаврами. Несомненны черты праздничной концертности (сопостав­ления разных регистров, виртуозный блеск). Используется характер движения и ритм полонеза. Мелодия, начинаясь с энергичной восходящей кварты, неудержи­мо стремится вверх, при этом ее строение симметрично, это фигура купола. ♫

В 4 части мессы «Sanctus» («Свят») всего 3 номера (вместе с повтором Hosanna — Осанна в Вышних - 4 номера).

№ 20 «Sanctus» («Свят») D-dur – 6-голосный, самый мощный, медленно-величественный хор сферы радости. Здесь господствует символика числа «три»: в ритмике – триоли восьмых, 6 хоровых партий разделены на 2 части: 3 верхних голоса движутся параллельными аккордами, 3 нижних дополняют их. ♫

№ 21 «Hosanna» — «Осанна в Вышних». Hosanna — еврейский возглас хвалы. В мессе используются 3 языка: латынь (большинство молитв), греческий («Kyrie eleison») и еврейский (1 слово «Hosanna»), т.к. при распятии Иисуса на кресте были прибиты таблички с надписями на 3-х языках: латыни, греч.и иудейском. Это 8-голосный (двойной) хор восторженно-танцевального характера. ♫

В 5-й, самой лаконичной части мессы (всего 2 номера), все сильные образные контрасты отступают: она не содержит ничего празднично-триумфального или остро трагедийного. Остается память о пережитой трагедии и жертве Христа в арии альта (№ 23) и сила духа, спокойная уверенность в заключительном хоре № 24.

Выражение скорби в арии № 23 «Agnus Dei» – «Агнец Божий» - имеет оттенок кротости и мягкости, основное ее содержание – умиротворенная печаль. ♫

Характерна тональность – не h-moll или e-moll, а g-moll. Эта тональность – минорная S-та D-dur – является связующим звеном между образами скорби (минора) и радости (мажора). Во вступлении, как в «Страстях», соло скрипки.

Музыка хора № 24 является повторением № 6 «Gratias» («Благодарим»), но с другими словами – «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»).

В № 24 Бах использует полифонию строгого (старинного) письма в размере 2/1. ♫

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)