|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Объединение мажоро-минорных системВ XIX веке мажоро-минорные системы выступают в объединенном виде, образуя полный (параллельно-одноимённый) мажоро-минор или миноро-мажор. В случаях объединения одноимённой системы с её параллелями снизу и сверху образуется последовательность тональностей Aa <- Cc -> Eses. В случае же продолжения объединения дальше параллельно-одноимённых систем по тому же принципу возникает малотерцовый тональный круг fis <- Aa <- Cc -> Eses -> Ges. Малотерцовые круги тональностей, возникающих в связи с параллельно-одноимённым мажоро-минором, встречаются не только как основа тональных планов крупных произведений. С распространением и всё более широким использованием параллельного и одноимённо-параллельного мажоро-минора связаны своеобразные последовательности или сопоставления групп аккордов по б.3 и м.3, так называемые терцовые ряды. Терцовые ряды часто представляют собой разновидность модулирующих секвенций. Они являются одним из ранних и распространённых видов тональной неопределённости, т.к. сопоставляемые звенья вовсе не выявляют или лишь с трудом позволяют ощутить их подчиненность общему тональному центру. Дальнейшее развитие ладового мышления привело к тому, что в последовательности таких аккордов слышится и функциональная связь I - b VI - III маж. - I воспринимается как T - S - D- T Лист. Этюд Des-dur Шуман. Новелетта №1 Прокофьев. Джульетта-девочка Функциональная связь малотерцовых рядов ещё меньшая. По-видимому, уже тот факт, что второй малотерцовый шаг приводит к тритоновым соотношениям, усиливает функциональную неопределённость, благодарая чему малотерцовые ряды получают явно преобладающее распространение. Исторически терцовые ряды прослеживаются от среднего периода творчества Бетховена и до начала XX века. Кульминацией их применения является вторая половина XIX века. В применении терцовых рядов проявляются не только признаки стиля эпохи, но и индивидуальные черты композиторского почерка. В творчестве Бетховена использование терцовых рядов связано с мотивной разработкой-дроблением. В связи с тяготением романтиков к красочности наблюдается противопоставление диатоники и тональной неопределённости. Включение рядов в развитый мажоро-минор смягчает их эффект. Русские композиторы Глинка, Балакирев, Бородин, Мусоргский вводят большетерцовые ряды редко. Чайковский же и особенно Римский-Корсаков часто и по-разному. У Римского-Корсакова при разнообразном по форме и характеру применения терцовых рядов всё же явно преобладает их красочная трактовка. В творчестве Чайковского ряды используются для роста напряжения и динамики. В произведениях Скрябина и Рахманинова терцовые ряды играют и красочную и динамическую роль. У раннего Прокофьева они применяются довольно часто, у Мясковского много реже, у Шостаковича - лишь единичные примеры. Римский-Корсаков. Песня Кащеевны. МАЖ О РО-МИН О Р,
б) одноимённый миноро-мажор - минорный лад, обогащённый аккордовыми и мелодич. оборотами одноим. мажора (встречается реже): Наиб. ранний вид М.-м. - одноимённый, часто встречается в музыке 17-18 вв. (напр., заключит. мажорное трезвучие в миноре). Композиторы венской классической школы использовали М.-м. как средство углубления ладового контраста - т. н. венский М.-м., по И. В. Способину, В. О. Веркову (отклонение в тональность нIII ступени мажора через аккорд минорной тоники, напр. в побочной партии 1-й части 3-го фп. концерта Бетховена). Высшего развития система М.-м. достигла в музыке 19 в., в т. ч. в творчестве рус. композиторов. В музыке 20 в. М.-м. используется наряду с др. средствами расширения тональности (напр., у С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита). Теория М.-м. разрабатывалась X. Риманом, Ф. О. Гевартом, Г. Л. Катуаром, Б. Л. Яворским и др. исследователями. Термин "М.-м." не следует применять для обозначения классич. мажорно-минорной тональной системы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |