|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Страсть проявить себяПотребность казаться больше, чем человек есть на самом деле является одним из самых отталкивающих признаков гордости! Человек, одержимый этой потребностью, очень занят мыслями о себе самом, много говорит о себе и постоянно выставляет на показ свое достижение и свое значение. Это приводит его к тому, чтобы все принимать на свой счет, вместо того, чтобы относить все к Богу и к благу своих ближних. Руководитель, которым давно восхищаются и перед кем склоняются его сотрудники, подвержен большой опасности поддаться этому злу. Р. Л. Стивенсон во вступлении к своей речи перед студентами на Самоа рассказал мусульманскую легенду о пророке под покрывалом. Пророк, считавшийся светилом среди учителей своего народа, постоянно носил покрывало, потому что, как он говорил, его лицо сияет такой великолепной красотой, что никто не может выдержать этого света. Но в конце концов покрывало обветшало и распалось. И тогда люди увидели, что пророк был всего-навсего безобразным стариком, пытавшимся скрыть свое уродство. Рассказав эту историю, Стивенсон призывал студентов к безусловной правдивости, ибо безразлично, как бы ни были возвышены истины, которым поучает проповедник, как бы искусно он ни скрывал недостатков своего характера, но наступит день, когда покрывало спадет и люди увидят человека, каким он есть на самом деле. Тогда все узнают, скрывался ли под покрывалом безобразный образ человека, желающего казаться больше, чем он есть, или просветленная красота подражающего Христу человека. Хорошим испытанием для возникновения и истребления этой потребности казаться — служит обращение внимания на то, как воспринимается — похвала другому и нам самим. До тех пор, пока ты не можешь выслушать похвалы сопернику без того, чтобы испытать желание унизить его, или сделать попытку умалить его работу, ты можешь быть уверен, что в твоей душе есть множество импульсов, требующих от тебя казаться больше, чем ты есть, и тебе надо обратиться к милости Божией. Ревность Ревность — близкая родственница гордости. Ревнивый человек опасается и повсюду видит соперников. Моисей был подвергнут этому искушению вследствие рьяной верности своих сотрудников. «И прибежал отрок, и донес Моисею; и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стране». Иисус Навин просил: «Господин мой Моисей! Запрети им» (Числ. 11,28). Эти оба мужа, которых Моисей назначил помогать ему, впали в экстаз, и его верные приближенные возревновали за него, что те присвоили себе его пророческое право и таким образом бросили вызов его авторитету. Но зависть и ревность не находили никакой благоприятной почвы в великодушной натуре человека, привыкшего «лицом к лицу» беседовать с Богом. Такие случаи можно было спокойно предоставлять воле Бога, призвавшего его, «Не ревнуешь ли ты за меня? — гласил его невозмутимый ответ, — о, если бы все в народе Господнем были пророками!» (там же) Руководитель, охваченный ревностью в честь Божию, может не заботиться о своем собственном почете и праве. Они в безопасности в Его руках. Популярность Культ личности, не только явление нашего времени. Он чувствовался и в Коринфе во времена ап. Павла. Всегда найдутся неразумные люди, раболепствующие перед своими духовными руководителями и советниками и склонные возвышать одного над другим. Такой обычай существовал и в Коринфе. Он побудил ап. Павла написать: «Ибо, когда один говорит: 'Я Павлов', а другой «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Ибо мы соработники у Бога» (1 Кор. 3, 4-6. 9). Преувеличенное подчинение руководителю служит признаком духовной незрелости и плотскости. Принятие же такого угодливого подчинения является доказательством таких же слабостей руководителя. Павел был возмущен и резко отверг это. Неправильно не то, чтобы не быть любимым теми, которым человек старается служить; но всегда существует опасность, что почитание мастера перейдет на слугу. Духовные руководители Должны «считаться достойными двойной чести, в особенности те, кто работает словом и учением», но оценка их не должна вырождаться в лесть. Самым успешным руководителем является тот, кто направляет привязанность своих последователей ко Христу, а не к самому себе. Он может с полным правом находить поощрение в том, что его служение было плодотворным и достойным, но он должен бороться против идолопоклонства. Какой руководитель или проповедник не хотел бы быть популярным в своей общине? Разумеется, отсутствие популярности — не добродетель, но нельзя также Достигать популярности слишком дорогой ценой. Иисус 143Христос совершенно ясно выразил это, когда сказал: «Горе вам, если все люди будут говорить о вас хорошо». И Он высказал дополнительную истину, сказав: «Блаженны вы, если они будут порочить и преследовать вас и всякое зло говорить против вас ради Меня и тем изрекать ложь». В обращении к студентам-богословам епископ Стефен Ниль сказал: «Популярность самое опасное состояние для духа, так как она легко приводит человека к духовному высокомерию, которое губит его искушением. Это признак, за которым надо следить с опасением. Популярность слишком часто приобреталась слишком высокой ценой компромисса с миром». Сперджен всегда имел перед глазами опасность популярности и успеха во время своего единственного в роде служения: «Успех заставляет человека быть под давлением людей, искушает его достигать своих целей плотскими методами и практикой и руководиться только диктаторскими требованиями продолжительного расширяющегося влияния. Успех может вскружить голову и безусловно произведет это действие, если я не буду постоянно помнить, что это Бог выполняет работу, что Он и без моей помощи может продолжать ее и что Он в состоянии добиться успеха и другими средствами, в то время как Он сократит меня на мою действительную величину». Где бы ни появлялся Джордж Уайтфилд, его популярность была огромна. Но он уставал от этой популярности и часто завидовал тем людям, которые могут пойти в ресторан и выбрать себе еду без того, чтобы кто-нибудь не обратил бы на них внимания. Таким чувствительным он был не всегда. В начале своего служения, говорил он, для него было смертельным ужасом быть презираемым и еще более ужасно представить себе, что его могут высмеять: «Но я достаточно пользовался популярностью, и теперь она мне противна». Одному человеку, предостерегавшему его не относиться пренебрежительно к злу популярности, он ответил: «Сердечно благодарю вас. Пусть Бог вознаградит вас за заботу о моей душе: но что касается того, что говорят обо мне мои враги, то я знаю о себе еще гораздо худшее, чем то, что они говорят обо мне». Непогрешижость Духовность нельзя равнять с непогрешимостью. Присутствие Духа Святого в человеке и стремление человека руководиться Духом Святым без сомнения означает, что он будет вероятно меньше ошибаться, чем те, которые не стремятся к этому; но поскольку он все еще живет во плоти, то он не непогрешим. Даже призванные Богом и исполненные Духом апостолы совершали ошибки, требовавшие божественной поправки. Руководителю, знающему Бога и знающему Его вероятно лучше, чем его коллеги, грозит опасность бессознательно поддаться этой коварной опасности. Так как его суждение обычно оказывается более верным, чем его сотрудников, потому что он более усиленным образом молился о разрешении проблемы, серьезнее Думал и тем самым больше занимался ею, чем другие, то для него очень трудно признаться, что он, возможно, совершил ошибку, и покориться приговору своих ближних. Он должен быть твердым в своем убеждении и готовым стоять за то, чему верит. Но это совсем другое, чем считать, что он действительно непогрешим. Готовность признаться в возможности ошибочного суждения и подчиниться приговору своих братьев не уменьшает влияния руководителя, а увеличивает его. Представление о непогрешимости кончается потерей Доверия. И странно, но это так, что подобная установка 145может существовать наряду с подлинным смирением в других областях жизни. Незаменимость Многие, пользовавшиеся большим влиянием, поддаются искушению считать, что они незаменимы и что они, в лучших интересах дела, не должны уступать своего поста. Они долго еще цепляются за авторитет, когда им давно следовало бы уступить место более молодым людям. Ни в одной области эта губительная склонность не преобладает больше, чем именно в христианской деятельности. Прогресс может задерживаться годами самыми благожелательными, но слишком состаревшимися людьми, сопротивляющимися тому, чтобы оставить свою работу, и настаивающими на том, чтобы удерживать вожжи в своих ослабевших руках. Автор встретился с одним прекрасным христианином, 90-летним старцем, который все еще был руководителем воскресной школы одной городской церкви. И он руководил ею не потому, что не было более молодых людей для этой работы. Но очевидно ни у кого в этой церкви не находилось достаточно мужества, чтобы реально справиться с положением. К сожалению, находится много благожелательных людей, утверждающих миф о незаменимости некоторых людей, а с увеличивающимся возрастом мы становимся все менее способными объективно судить о нашем вкладе для общего дела. Миссионер, делающий себя незаменимым для той церкви, которую он построил, оказывает ей плохую услугу. С самого начала его твердой целью должно быть всегда держаться на втором плане, всячески поощрять в членах общины их зависимость от Господа и воспитать духовных руководителей, которые, когда это станет нужным, смогли бы перенять дело в свои руки. Возвышенное настроение и депрессия При каждой работе для Бога неизбежно наступают времена разочарования и уныния так же, как и возвышенного настроения и продвижения вперед. Руководитель подвержен опасности быть слишком угнетенным от одного и слишком восторженным от другого. И далеко не всегда легко придерживаться середины между ними. Семьдесят учеников вернулись со своей миссии в полном восторге от успеха. Но Иисус Христос сразу же взял под контроль эту естественную, а не духовную реакцию. «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, — предостерег Он их, — но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук. 10, 20). Он обратил их внимание на судьбу высокопоставленного, которому его превосходство вскружило голову: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». После драмы в Кармели Илия переживал такую сильную депрессию, что хотел умереть. Господь исправил эту болезненную реакцию самосожаления очень трезвым образом. Он не подошел к своему раздраженному сверх меры пророку с психологическим зондом или скальпелем. Вместо этого Он дал ему два раза хорошенько выспаться и два раза как следует поесть. Только потом Он занялся глубокими духовными проблемами и дал ему ценный урок. И тогда Он смог показать Илии, что для уныния не было никакой причины. В его народе все еще было семь тысяч людей, не склонивших колено перед Ваалом. Но своим бегством он лишил народ руководства, в котором тот отчаянно нуждался. 147Только реально — считаться с фактом, что не все наши идеалы, которые мы вносим в работу для Бога, будут осуществлены. У обожаемых идолов, как оказывается, глиняные ноги. Люди, на которых мы опирались, оказываются сломанными тростинками. Даже руководство, связанное со многими жертвами, часто встречает вызов. Но призванный руководитель знает подлинный источник депрессии и падения духом и поступает соответственно этому. Сперджен говорит в своих лекциях о «Припадках бессилия у духовных руководителей»: «Перед каждым большим руководством известная доля депрессии очень полезна... Я пережил это, когда стал пастором в Лондоне. Мой успех устрашил меня, и мысль о той карьере, которая открывалась передо мной, была далека от того, чтобы воодушевить меня, а вместо этого повергла меня в бездну. Кто был я, чтобы и впредь руководить такой массой людей? Я бы охотно удалился и уединился в деревне или эмигрировал бы в Америку, где хотел бы найти какой-нибудь заброшенный угол в самой отдаленной местности, где я мог бы соответствовать поставленным мне требованиям. Именно в то время был приоткрыт занавес над задачей моей жизни, и я устрашился того, что мне откроется. Надеюсь, что я не был неверующим, но я был исполнен страха и чувства своей негодности... Такая депрессия всегда охватывает меня, когда Господь готовит великое благословение моему служению». Бывают времена, когда все идет хорошо. Достигаются цели, запланированные задачи увенчаются успехом, Дух Святой производит свое влияние, души спасаются и святое благословляется. В такое время зрелый руководитель знает, на Чью главу возлагается венец совершенных достижений. Когда Роберт Мюррей Мак-шейн переживал благословенные времена в своем служении и приходил домой с работы, он преклонял ко- и символически возлагал венец на главу Господню, Которому она принадлежала по праву. И эта привычка помогала ему также избежать опасности самоуверенности. Пророк или руководитель? Иногда возникает конфликт между двумя видами служения, для каждого из которых у человека есть способность. Может случиться, например, что проповедник, обладающий прекрасными качествами для руководства, в своей церкви или организации очутится в положении, которое заставляет его решить, является ли его задачей быть популярным руководителем или непопулярным пророком. Это смятение духа описывает д-р А. К. Диксон, бывший сперва пастором в церкви Муди в Чикаго, а впоследствии в доме собрания Сперджена в Лондоне: «Каждый проповедник должен быть в первую очередь Божьим пророком, который, не считаясь с результатом, проповедует то, что поручает ему Бог. Если он осознает, что является руководителем в своей церкви, то он подошел к поворотному пункту своего служения. Теперь он должен избрать один из двух путей: Божьего пророка или руководителя людей. Если он попытается быть одновременно и пророком, и руководителем, то он вероятнее всего потерпит неудачу и в том, и в другом. Если он решит быть пророком только постольку, поскольку ему возможно без того, чтобы не потерять свое руководство, то тогда он становится Дипломатом и перестает быть в какой-либо мере пророком. Если он решит удерживать на всякий случай руководство, то он может легко стать политиком, который держит нити в руках, чтобы удержать какое-либо положение или добиться его». Разумеется между обоими служениями не существует такого резкого разграничения, как показывает д-р Диксон, и одно не обязательно исключает другое. Но легко может возникнуть такое неприятное положение, когда нужно выбирать между этими служениями. И в этом кроется опасность. Д-р Рейбен А. Торрей, которым в начале этого столетия Бог воспользовался для того, чтобы принести пробуждение в половину мира, стоял перед подобным выбором. Д-р Диксон писал о нем: «Тысячи людей, слышавших д-ра Торрея, знают человека и его послание. Он любит Библию, и так как он верит, что она является непогрешимым словом Божиим, то он проповедует ее с рвением пламенного убеждения. Он никогда не заключает компромиссов. Ок выбрал путь быть пророках Божиим, а не просто руководителем людей, и в этом тайна его власти у Бога и у людей».
Дисквалификация Даже исключительные достижения в жертвенности и неограниченный успех в служении Христу не могли заглушить в сердце ап. Павла здоровый страх перед тем, что он, может быть, сам был негодный, после того как проповедовал другим (1 Кор. 9,27). Это оставалось для него всегда существующим предостережением и побуждением, как и должно быть для всех, кому поручена духовная ответственность. Высокие достижения и обширный опыт не вызвали у Павла никакого самодовольства, но он не чувствовал себя также неуязвимым по отношению к такому ужасному концу своей жизни, полной жертвенного служения. Слово, переводимое как «негодный», означает в оригинале «пригодный только для выбрасывания» и относился к металлам, — другими словами к тому, что подвергалось испытанию, но не выдерживало его. Таким образом это означает нечто, что после испытания выбрасывалось, так как не соответствовало установленному мерилу. Из контекста явствует, что ап. Павел считает себя исключенным от желанной награды, но не исключенным из участия в соревновании. Он не может его выиграть, если он не придерживается правил соревнования. Ап. Павел невидимому считал себя в двойной роли. Он настолько же борец, насколько и глашатай. В задачу глашатая входило объявление правил игры и вызов борцов. Его слово «проповедовать» значит «оглашать». Ап. Павел опасался, что он сам не выдержит испытания, если будет испытан тем же мерилом, по которому он, как глашатай, вызывал других вступить в бой. В таком случае его возвышенное положение как глашатая послужит только для того, чтобы увеличить вероятный позор. Ап. Павел усматривал разрешение этой всегда существующей опасности не только в учении и этике, но также и в области физической плоти. Слово «владеть собою» означает самоналоженную умеренность, — не аскетизм с одной стороны и не стремление к удобствам с другой. Он не был намерен давать владеть над собой своему телу ни посредством аппетита, ни легкого образа жизни. Слово «но усмиряю тело мое» означает победившего полководца, ведущего домой в своем триумфальном шествии тех, кого он победил. ДВАДЦАТАЯ ГЛАВА НЕЕМИЯ — ОБРАЗЦОВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Одним из самых бросающихся в глаза библейских примеров для вдохновенного и авторитетного руководства служит жизнь пророка Неемии. Иногда его методы кажутся слишком суровыми, но Бог воспользовался им, чтобы в удивительно короткий срок провести в Своем народе замечательные реформы. Анализ его личности и методов показывает, что методы, которые он применял, были действенны толы вследствие качеств его характера. Его характер Первое впечатление при чтении его безыскусственной истории это то, что он был человеком молитв! Его первой реакцией на известие о бедственном положении Иерусалима было обращение к Богу в молитве, что доказывает, что он не был новичком у подножия Его трона. Его повествование пестрит обильными молениями. Для него молитва была не духовным упражнением в определенные сроки, а насущной частью его повседневной жизни. (Гл. 1, 4 и 6; гл. 2, 4; гл. 4, 4, и 9; гл. 5, 19; гл. 6, 14; гл. 13, 14. 22 и 29). Он проявил мужество перед лицом большой опасности. «Но я сказал: может ли бежать такой человек, как я? Может ли такой, как я, войти в храм, чтобы остаться живым? — Не пойду» (гл. 6, 11). Это доказательство твердости и бесстрашия многим способствовало тому, чтобы укрепить мораль смятенного народа. Он проявил подлинную заботу о благе народа, настолько очевидную озабоченность, что даже его враги говорили об этом, «...то им было весьма досадно, что пришел человек заботиться о благе сынов Израиле- вых» (гл. 2, 10). Его забота выражалась и в посте, молитвах и слезах (гл. 1,4-6). Неемия отождествлял себя со своим народом не только в своих заботах, но и в своих грехах: «...и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы перед Тобою, — и я и дом отца моего» (гл. 1, 6). Он проявил и дальновидность. После того как он обеспечил себе милостивое внимание царя, он просил о посланиях к правителям, через области которых будет лежать его путь. Но его мысли шли еще дальше, к той задаче, которая ожидала его в Иерусалиме: поэтому он испросил себе послание и к хранителю царских лесов, чтобы он мог получить нужное для «...ворот крепости, которая при доме Божием, и для городской стены» (гл. 2,8). Он тщательно продумывал все. Через смелую деятельность Неемии красной нитью проходит склонность к здоровой осторожности. Когда он прибыл в Иерусалим, он не стал спешить излишне с работой. «И пришел я в Иерусалим. И, пробыв там три дня...» (гл. 2,11). Только после этого, внимательно оценив обстановку, он начал действовать. Но и тогда присущая ему осторожность заставила его хранить молчание о цели его прибытия. Даже его осмотр развалин происходил под покровом ночи. По существу Неемия был человеком ясных решений. Он не откладывал решений. При его энергичной натуре проволочкам не было места. В необычайно высокой степени он обладал редким даром «вдумываться в происходящее». Он был готов идти навстречу проблемам и заботам народа с пониманием и сочувствием и приносил помощь (гл. 4, 10-14; гл. 5, 1-13). (Один руководитель сказал о своем подчиненном: «Я не хотел, чтобы он мог выплакаться у меня на груди!» Но грудь руководителя существует именно для этого!) 153Решения и деятельность Неемии отличались строгой беспартийностью. Он не делал различия между людьми. Он осуждал благородных и правителей так же, как и простой народ, если они этого заслуживали, «...и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим.., и созвал я против них большое собрание» (гл. 5, 7). Его духовный подход к вещам не исключал здравого реализма. «И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днем и ночью» (гл. 4, 9). В принятии ответственности он не уклонялся от затруднительных и запутанных вещей, но был готов проводить свою задачу со всеми, связанными с ней, затруднениями до успешного конца. Неемия проявляет себя человеком, который был сведущ в управлении, спокоен во время кризиса, бесстрашен при опасности, мужественен при принятии решений, бдителен против интриг — руководитель, пользовавшийся полным доверием своих преемников. Его методы Он поднял моралъ своих сотрудников. Это очень значительная функция для ответственного руководителя. Этого он достиг, придав их вере новые импульсы и обратив их мысли от размеров их проблем на величие и доверие к Господу. По всему его повествованию разбросаны такие уверения, как например: «Бог небесный, Он благопоспешит нам» (гл. 2, 20). «Не бойтесь их: помните Господа великого и страшного» (гл. 4, 14). «Радость перед Господом — подкрепление для вас» (гл. 8, 10). Вера рождает веру. Пессимизм порождает неверие. Главная задача духовного руководителя состоит в том, чтобы внушать веру своим сотрудникам. Он был щедр в признании и ободрении. Неемия пришел к народу, павшему духом и смятенному. Его первой целью было возжечь в нем надежду и заручиться его сотрудничеством. Он делал это по частям, рассказывая о милостивой длани Бога, простертой над ними, и о том, что он разделяет с ними полное упование и доверие к Господу. «И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: 'будем строить', — и укрепили руки свои на благое дело» (гл. 2, 18). Ошибки и неудачи должны точно исправляться; но решающим служит то, как это происходит. Неемия очевидно умел делать это таким образом, что побуждал людей лучше делать их дело. Наряду с этим его строгость и твердая дисциплина создавали ему прочное доверие и укрепляли его авторитет. Он сразу разобрал те случаи, причиной которых была вероятно слабость. Говорится о двух характерных случаях. Народ пришел в уныние из-за своего бессилия и препятствий (гл. 4, 10-16). Люди были совершенно измучены, громоздившийся мусор мешал им продвигаться вперед; враги запугивали их. Какую же тактику применил Неемия? Он направил их мысли к Богу. Он позаботился о том, чтобы они были достаточно снабжены. Он реорганизовал их и установил на стратегически важных пунктах. Он воспользовался силами семьи. Половину ее членов он поставил на работу, в то время как другая половина должна была обороняться или отдыхать. Народ почерпнул снова мужество, когда увидел, что Неемия считается с его проблемами и занимается ими. Люди были разочарованы жадностью и бессердечностью своих более богатых братьев (гл. 5, 1-5). Их земля была заложена. Некоторые из их детей были проданы в рабство, без того, чтобы они могли воспротивиться этому. «...И поля наши и виноградники наши у других». Ничто так не подрывает мораль людей, как если благосостоянию их детей наносится вред. И снова в тактике Неемии кроется большое поучение. Он внимательно выслушивал жалобы и сочувствовал им. Он увещевал знатнейших и стыдил их за бессердечность к своим родственникам, от которых они требовали ростовщические проценты (гл. 5, 7). Он противопоставлял их поступки своей собственной бескорыстности (гл. 5, 14). Он настоятельно обращался к ним, требуя немедленно возврата (гл. 5, 11). Его духовное превосходство было настолько велико, что они отвечали: «возвратим, и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь» (гл. 5, 12). Неемия снова восстановил авторитет Слова Божьего (гл. 8, 1-8). Если бы он этого не сделал, то реформы, которые он вел, оказались бы кратковременными или вообще невозможными. Со всей силой он проводил предписания слов Божиих, что придавало его поступкам духовный авторитет. Он требовал восстановления праздника Кущей, который не соблюдался больше со времен Иисуса Навина <гл. 8, 14). А как приветствовали усталые от работы люди эти праздники и свободную от труда неделю! Чтение Священного Писания приводило и народ и священников к раскаянию и исповеди (гл. 9, 2-5). Они освободили храм от кощунственной утвари Тобиаса (гл. 3, 4-9). Были принесены обратно священные сосуды (гл. 13, 9), и десятина снова стала поступать в сокровищницу (гл. 13, 5). Был снова введен субботний отдых, запрещены браки с окрестными народами (гл. 13, 23-25) и проведено очищение от чужеземного (гл. 13, 30). Он был умелым организатором. Перед тем, как сделать подробный план, он делал точный обзор всего и объективно оценивал положение (гл. 2, 11-16). Он устанавливал в отдельности, сколько имелось возможной людской силы. Он не запускал и неприятной письменной работы. Каждой группе давалась определенная, ясно ограниченная область работы. Подчиненным руководителям он отдавал должное уважение и признание, называя их по именам и упоминая место, на котором они работали. Он внушал им сознание, что они представляют собой больше, чем только просто колесики в какой-то машине. Он мудро распределял ответственность. «Тогда приказал я брату моему Ханани и начальнику Иерусалимской крепости Хананию» (гл. 7, 2). Таким образом он давал другим способным людям возможность развить свою способность к руководству. Для подчиненных, которых он выбирал, он применял строгое мерило, — надежность и исключительную богобоязненность «Ибо он более многих других был человек верный и богобоязненный» (гл. 7, 2). Его руководство подтверждалось его поведением по отношению к организованной оппозиции, принимавшей разные формы: оскорбления, передержки, инфильтрация, запугивание и интриги. Мудрое и решительное руководство требовалось для того, чтобы удерживать постоянный курс в таких бурных водах! И опять-таки его первым прибежищем была молитва: «Мы молились нашему Богу» (гл. 4, 9). Когда он был уверен в себе, то он просто не обращал внимания на своих врагов. С твердостью он не допускал, чтобы они отклонили его от его главной задачи, но в то же время принимал все необходимые меры (гл. 4, 16). И самое важное это то, что он никогда не отклонялся от твердой веры в Бога (гл. 4, 20). Пробным камнем для духовного руководства служит вопрос, закончилось ли оно успешным достижением цели. В случае с Неемией в этом нет никакого сомнения. История говорит: «Стена была совершена» (гл. б, 15).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |