АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА

Читайте также:
  1. В.А. Сухомлинский. Родительская педагогика
  2. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА М. МОНТЕССОРИ
  3. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА М. МОНТЕССОРИ
  4. Зарубежная реформаторская педагогика XIX- начала XX века.
  5. Лекция 6. «Педагогика в системе наук о человеке»
  6. Момент инерции. Теорема Штейнера.
  7. НЕМЕЦКАЯ ПЕДАГОГИКА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА.
  8. Отечественная педагогика советского периода.
  9. Педагогика
  10. Педагогика
  11. ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0507148 Педагогика дополнительного образования

Рудольф Штейнер(1861-1925) – немецкий философ и педагог, литературовед, критик, исключительно одаренный и эрудированный человек, автор системы школьного образования, получившей название «вальдорфской» от названая местной фабрики «Вальдо-Астория», при которой была организованна школа.

Рудольф Штейнер родился в Хорватии в 1861 г. Воспитывался в католической семье. Увлекался естествознанием и натурфилософией Гете. Был сотрудником архива Гете в Веймаре, редактором и комментатором 90-томного собрания сочинений Гете, воздействие которого сказалось на философском сочинении Штейнера «Философия свободы» (1894 г.).

В 1919 г. В немецком городе Вальдорфе для детей рабочих табачной фабрики открыл школу, которая была не похожа на обычные. Р. Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение – антропософию (греч. anthropos- человек, sophia- мудрость), согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству.

В педагогике Р. Штейнера ребенок – божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии – основная задача школы. Осуществляется путем самопознания, саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела. В воспитании человека следует исходить из того, что требуется конкретному ребенку, чтобы помочь ему раскрыть способности и найти свое место в жизни.

В развитии ребенка Штейнер выделяет три возрастных периода. Ребенок «рождается» в несколько ступеней, первая из которых – рождение физического тела. В возрасте 7 лет рождается первое душевное тело, благодаря которому начинается самостоятельная внутренняя эмоционально-образная жизнь. В возрасте 14 лет «рождается второе душевное тело», создающее возможность для самостоятельной эмоциональной жизни и мышления, а в 21 год происходит рождение человеческого «я», человек становится взрослым. Каждый из этих циклов, или отрезков, жизни ставит перед процессом воспитания и обучения свои требования, конкретные задачи:

· от рождения до 7 лет (воспитание воли);

· от 7 до 14 лет (формирование чувств);

· от 14 до 21 года (развитие мышления).

Р. Штейнер исходил из того, что все наше мироздание пронизано ритмами: лунные и солнечные ритмы, смена времен года, дня и ночи. Жизнь человека тоже ритмична: ритм дыхания, пульс, сон, бодрствование. Педагогический процесс соответственно должен строится ритмично. Во-первых, в обучении используется не традиционная (параллельная), а периодическая система преподавания. В течение 3-5 недель в сдвоенных утренних занятиях изучается один из основных образовательных предметов: математика, физика, биология, литература и др. Их проходят как целостную «эпоху» методом «погружения». Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Следующие два часа – с 10до 12 – изучаются предметы художественно-эстетического цикла, музыка, иностранные языки, эвритмия (новое искусство движения, выработанное Р. Штейнером, где речь и музыка находятся в гармонии с движениями исполнителя). Последние два часа – с 12 до 14 – дети учатся шить, вязать, готовить, переплетать книги, вырезать по дереву, обрабатывать землю и т. п..

Во-вторых, ритмично строится урок. Для создания у детей определенного настроения он начинается с пения ритуального гимна, песен, декламации. Затем идет изложение учебного материала по одной из теоретических дисциплин. Примерно через 20 минут учитель переключает детей на другой вид деятельности: они записывают услышанное, зарисовывают схемы. Затем снова идет изложение материала, перемежаемое паузами, заполненными ритмическими движениями, упражнениями. Заканчивается урок басней, рассказом нравоучительного содержания, занимательной историей, зачастую связанную с изучаемой темой.

Главное действующее лицо в «вальдорфской педагогике» - классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей учебно-воспитательной работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (наполняемость класса около 30 человек). Классный учитель разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы. Это является живым примером того, что сознание человека способно охватывать весь мир. Важно и другое: за многие годы преподавания учитель досконально узнает своих учеников, что помогает ему разобраться в конфликтах, содействовать становлению личности. Создавать и поддерживать в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой и родителями.

К учителю «вальдорфской школы» предъявляются высокие требования. Он должен хорошо знать природу ребенка и в работе руководствоваться девизом: «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свободным». Учитель в «вальдорфской школе» не работает по жесткому плану: необходимый план должен быть «прочитан» непосредственно в каждом ученике.

Готовят квалифицированных специалистов для «вальдорфских учреждений» в центрах «вальдорфской педагогики» на курсах. Будущие «вальдорфские»

учителя слушают курс о развитии сознания в истории человека, о древнегреческой мифологии и египетских храмах, проводят физические опыты, лепят из глины, поют в хоре, вяжут на спицах и крючком, узнают о тонких различиях в строении костей человека и животных. А дальше – конкретная работа с конкретным ребенком.

«Вальдорфские» учителя говорят, что главное в образовании – это не загружение памяти учеников, но развитие способностей чувствовать, умение творчески созидать, знание природы и художественный вкус. Это педагогика направлена против «душевного упадка общества». «Вальдорфская педагогика» исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления – «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Поэтому в «вальдорфских учреждениях» большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к профессиональной художественной деятельности. Искусство рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира. Значительное внимание в «вальдорфских школах» уделяется трудовому воспитанию, в процессе которого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практическими навыками от вязания до индустриального труда. Не исключается и собственно профессиональная подготовка. Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося. Сдаются экзамены итоговые после 8-го класса и выпускные после 12-го (в присутствии государственного школьного инспектора).

Прием в «вальдорфскую школу» осуществляет комиссия, состоящая из учителей, врача, психолога, которая проверяет готовность ребенка к обучению по ряду параметров:

· социальная компетентность (способность к контактам с детьми и взрослыми, умение адаптироваться к новым обстоятельствам);

· учебная компетентность (умение сосредоточиться на каком-либо деле и нести нагрузки при выполнении конкретных заданий);

· моторная компетентность (умение пользоваться ручкой, карандашом, и др.);

· исполнительность (послушание);

· самостоятельность (умение обходиться без посторонней помощи);

· мотивационная компетентность (проявление интереса к учебе, желание учиться).

Если ребенок признается «неподготовленным», ему предоставляется возможность в течение года бесплатно послушать подготовительный класс.

«Вальдорфская школа» - самоуправляемое учреждение, работающее без директора, руководство осуществляется на коллегиальной основе учителями, имеющими стаж работы более двух лет. Коллективно решаются организационные (прием детей в школу, учителей на работу и т. п.), финансовые вопросы, в том числе и распределение заработной платы с учетом потребностей каждого учителя в данное время. Еженедельно совместно обсуждаются и собственно педагогические проблемы. Педагоги обмениваются опытом работы, анализируют темпераменты и характеры детей, делятся своими наблюдениями. В результате такой постановки работы педагогический коллектив школы внутренне спаян. Одна из особенностей в организации «вальдорфской школы» - роль родителей. Основателями школы обычно выступают родители. Поэтому говорят, что «вальдорфская педагогика» всегда «вырастает снизу», а не строится «сверху». В совместных учительско-родительских объединениях решаются вопросы строительства, проведения современных праздников, отношений с государственными организациями и т.д. во многих школах один день в неделю (суббота) – родительский. Родители приходят в школу и занимаются эвритмией (один из предметов) в залах, ручным трудом – в школьных мастерских, рисованием и музыкой – в тех же помещениях, что и их дети. Потом бывает какая-то лекция, либо беседа о текущей жизни школы, или небольшой концерт силами родителей.

«Вальдорфские школы» не зависят от государства. Обучение в них по необходимости является платным. Однако плата эта дифференцирована: бедные родители могут быть вообще от нее освобождены, а богатые вносят зачастую весьма значительные суммы, намного превышающие плату за обучение их собственного ребенка. В ряде стран государство оказывает финансовую поддержку «вальдорфским школам», но при этом не претендует на вмешательство во внутреннюю жизнь и преподавание.

Одним из принципов воспитания является свобода выбора жизненных ценностей, ориентиров, мировоззренческих позиций, а также свобода от страха и стрессов, свободное желание узнавать, совершенствоваться. Воспитание и обучение приспосабливается к ребенку, и осуществляются без духовного и телесного принуждения и насилия.

В России действуют несколько десятков свободных вальдорфских школ. Наиболее известная Московская (научный руководитель А.А.Пинский). Работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкие языки (с первого класса одновременно), а также специфические для «вальдорфской школы» дисциплины – эвритмия и изображение форм – рисование сложных узоров, графика.

Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших классах – работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие – учатся шить, вышивать.

Итак, перечислим коротко те основные инновации, которые осуществил Р. Штейнер в «материнской школе» (г. Штуттгарт 1919-1925гг.) вальдорфского движения, так как все эти инновации были выдвинуты им как требования к современной школе:

· специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;

· принцип классного учителя, который «ведет» свой класс с первого по восьмой год обучения; классный учитель ответственно в сотрудничестве со своими коллегами, в кооперации с родителями, «выстраивает» весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важней предмета;

· возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.); рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока; интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс;

· особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность развивается волевая культура ученика;

· совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа есть школа для всех;

· отмена цифровой оценки (отметок); отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции — сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями;

· терапевтический аспект педагогики; введение «гигиенической организации преподавания», ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются «эпохами» — в течение 3—4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает возможность учителю органически и последовательно развивать материал в течение «эпохи»;

· связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы; последний участвует в конференциях и преподает;

· преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым метолам;

· еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека и практического дальнейшего образования и профессионального развития учителя; этому служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики;

· коллегиальное самоуправление школы учителями;

· совместная работа родителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания.


 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бим - Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994.

2. Боккенскофф Й., Пинский А. Что такое Вальдорфская педагогика // Семья и школа. 1990. - №10.

3. Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. – 3-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1972. – т.8.

4. Демин А.А. Лавров С.Б.. ФРГ сегодня. Л., 1973 г.

5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

6. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – Раздел V.

7. Коваленко Ю.И.. Профессиональное образование в ФРГ. М., 1988 г.

8. Концевая Г.М., Концевая М.П. Новые средства обучения – новая педагогика // Адукацыя i выхаванне. – 1996. -№10.

9. Кротких Н. Вальдорфская педагогика: учение без страха // Воспитание школьников. – 1993. - №4.

10. Лысова Е.Б.. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. Ж. «Педагогика» 1994 №3.

11. Малая советская энциклопедия. – 2-е изд. – М., 1935.

12. Малькова З.А. Вульфсон Б.Л.. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М., 1975 г.

13. Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М., 1978 г.

14. Нильсен Й.С. Что такое вальдорфская педагогика? // Семья и школа. – 1990. - №12.

15. Пегов В.А. Вальдорфская педагогика как образец свободного образования. – Смоленск, 1992.

16. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. – Т.1.

17. Писарева Л. Вальдорфская школа // Педагогич. вестник. = 1993. = №1.

18. Писарева Л.И.. Тенденция развития современной школы ФРГ. Ж. «Педагогика» 1991 №2.

19. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVI-XX вв. – М.: Педагогика, 1976.

20. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

21. Сергеева Н.Б.. Впечатления о современной немецкой школе. Ж. «Педагогика» 1993 №2.

22. Тихонова М.Г.. Объединенная Германия: образовательная политика. Ж. «Педагогика» 1994 №5.

23. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

 

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)