АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АЛЕКСАНДР (1780-1852)

Читайте также:
  1. А29. Государственная политика Александра Македонского, организация мировой греко-македонской державы.
  2. Абрамова Александра (не Саша), р/о
  3. Автор – Алесин Юрий Александрович,
  4. Александр
  5. Александр 3 - политика контрреформ (кратко)
  6. Александр I
  7. Александр II
  8. Александр Блок
  9. Александр БЛОК
  10. Александр Блок
  11. Александр БЛОК

Отец Филиппа Александр (учитывая возраст прадеда Филиппа Александровича, которого хорошо помнила мама) родился и жил примерно с 1770 по 1852гг. Его предки были выходцами из новгородских земель, которые жили во времена Никоновских реформ, в конце 90-х годов ХVIII века и были старообрядцами. Гонимые страхом ареста и казни старообрядцы, критиковавшие политику царя и патриарха Никона, уходили с насиженных мест, в глухие северные края, устраивали в лесных трущобах сначала землянки, кельи, скиты, а потом и обители.

У нас на Севере старообрядцы-скрытники часто использовали карстовые пещеры в качестве молельни. Деды и прадеды их церкви чуждались, прозывали их «записными», т.к. не платили податей старосте прихода или церковному попу, которого называли «неверным» или «еретиком», подавать ему всеравно что отступить от правой веры говорили они.

Филипп Александрович, помнил, как отец Александр рассказывал, что жил в старообрядческом скиту, который был расположен недалеко от реки Мологи, работал в артели по строительству деревянных храмов и часовен. Там Александр впервые услышал «Моленья» святого угодника Даниила Заточника, а потом неоднократно читал сам и представлял, те северные места, где был святой в заточении. Были там такие слова: «…для кого озеро Лача, а для меня одни плачи».

Сосланный Даниил, в своём «Молении» к князю плачется, как ему тут плохо, умоляет пощадить его, восхваляя его щедрость, его силу, сравнивает с образами из животного мира. (В литературе используется, как образец древнерусского языка, «Князь подобен орлу над птицами, осетру над рыбами, льву над зверями».)

Князь может своей властью, данной от Бога, вызволить зависимого человека из нищеты, поднять его по лестнице социальных отношений, защитить от произвола богатых. Вместе с тем он - защитник Родины от внешних врагов, и не случайно "Моление" в одной из редакций заканчивается похвалой князю, соединенной с мольбой к Богу о защите Руси от врагов, надеждой на своё освобождение.

Из рассказов Александра можно было понять, как жилось им в монастыре: «Со временем население в этой обители всё увеличивалось, им становилось тесно, надо было уходить, поискать новых земель. Стали соединятся в небольшие группы, кто с родственниками, а другие с единомышленниками, уходили и по одному и по нескольку человек. Постепенно переселялись на Север, там было больше простора, можно приобрести свою землю или даже вотчину».

Вот туда и решил отправиться Александр с младшим братом Гахелом и со своим другом Сунгуром, с кем он вместе работал в артели, а в свободное время рыбачили на реке Молога.

У него, вероятно, с детства была мечта, проехать до конца реки, где он рыбачил, узнать, куда она течёт, узнать мир шире, что там дальше, живут ли там люди, чем занимаются. С годами мечта не утихала, становилась всё сильнее и сильнее. (Так когда-то было и со мной.)

Схема пути Александра: (Фото 122, рисунок схема пути)

Река Молога – город Устюжна – река Волга – река Шексна - Кирилло-Белозерский монастырь – река Порозовица – река Сусла, волок 2,5 км в озеро Перешное – река Перешная – реки Модлога – Елома, озёро – Воже – Кирюгский монастырь – река Ковжа. Такой путь был до образования Рыбинского водохранилища (до 1938 года)

По этому пути возили закупленную в Каргополе соль Вологодские и Белозерские купцы в давние времена, когда только Каргополь владел монопольным правом продажи соли. Узнав о том, как торговцы солью ездили в Каргополь, странствующие люди, пристраивались к ним, или поступали к ним на работу.

Примерно так Александр с братом и дружком-земляком Сунгуром, похожим на татарина, смуглым и озорным, отправились пока до города Устюжны, а потом на Север, поискать лучшего угла для жизни.

Заранее сушили сухари для еды, готовили дубины вместо оружия, присмотрели и спрятали лодку. Встав ранним утром и помолившись на восток, пока ещё все спали, без сожаленья оставили свой скит с недостроенной деревянной церковью, где они уже не один год работали в артели, набирая опыт в строительном и плотницком ремесле. Предполагаю, что это происходило примерно в 1800году

Уговорились уходить тайно, сначала плыть до конца реки на лодке, а потом, как Бог даст.

Проснулись с восходом солнца, оделись теплее, прихватив заранее приготовленные запасы пищи и пошли на берег. Веет тёплый ветерок, пряные запахи трав и деревьев поднимают настроение. Неизвестность лихо манила вперёд, к новой жизни. Они не знали, что их ждёт впереди, но от старших слышали увлекательные рассказы о путешествиях в неизведанные края. (Фото, картины природы восходы, закаты, радуга над рекой или озером и т.п.)

Небольшая низина, кругом непроходимые леса, продвигаться вперёд можно было только по воде. Вот попали в небольшое болотце, еле выбрались, помогая друг другу, потом присели на сухом месте, чтобы перевести дух. К обеду река стала значительно шире, пошли встречные волны, надо было прибиваться ближе к берегу. Вышли отдохнуть и перекусить. Через час поехали снова, уже выбирая место для ночлега.

Ветер усиливался, чувствовалось приближение грозы. Отдохнуть и укрыться от непогоды, можно было только в шалаше. Для них это была не проблема. Построили быстро, ловко, грамотно. Фото радуга и шалаш

Ряд жердей, упирающихся одним концом в землю, другим в ствол дерева, накрыли сверху грудой веток, оставляя небольшое отверстие сбоку. В деревьях делали зарубки, чтобы жерди упирались в них и не соскальзывали, перевязывали и переплетали перекладинами, пол устилали ветками, листьями и мхом. (Фото 123, сооружение в виде шатра, рисунок)

Но иногда непогода не щадила непрочные шатры, часто в грозу всё сооружение падало, снова собирали, стараясь не повторять ошибки. Добирались долго, преодолевая непроходимые леса и болота.

123

Питались, в основном, рыбой, травами, грибами, ягодами.

Шли днём по солнцу, а ночью по звездам, сквозь топи и болота, обливаясь потом, по глухим лесным тропинкам, наблюдали, с которой стороны сучья реже, значит северная сторона, лопнула кора на дереве - обычно с южной стороны.

Хорошо, что было тепло, в тот год весна была ранняя, снег сошёл дружно. По пригоркам на солнцепёке показалась молодая зелень. Погода хорошая, с восхода до заката солнце светит и греет, но речки и ручьи сильно бурлят, луга затоплены, приходится частенько сооружать небольшой плотик, упираться жердями, и таким образом добираться до реки или до озера. На пути попадались лесные избушки, временное жилище сенокосников, рыбаков и охотников. Стоят они на самых красивых и удобных местах. Простая наскоро срубленная клеть с небольшой дверцей и крохотным окошечком, с односкатной крышей, внутри сделаны широкие нары, небольшая каменная печка. Печку топили по-чёрному, как старые бани, зато летом ночью не было комаров.

 

Фото 124, лесная избушка

Перед избушкой сруб из брёвен в два ряда, вместо столешницы две плахи – бревно, расколото пополам. За таким столом было удобно сидеть: не надо ни стульев, ни скамеек.

Можно было там переночевать и что-нибудь перекусить из хозяйских запасов, да, кроме того расспросить, что тут за местность, как лучше продвигаться на Север.

Таким образом добрались они до города Устюжны, основанном на месте древнего городища в устье Ижины и Ворожи, Усть-Ижины в 1252 на месте первобытных стоянок и селищ.

Здесь им удалось поселиться в кельях Ильинского мужского монастыря. Вступили в Артель, учились искусству обработки металла. Пробыв год в монастыре, они не оставили надежду продвигаться дальше на Север.

Когда я изучала историю древних городов Устюжны и Каргополя, то удивлялась, насколько похожи их происхождение, исторические события, экономика, искусство, особенно каменное зодчество и народное прикладное.

Для сравнения я собрала некоторые интересные исторические сведения об этих городах.

УСТЮЖНА

 

(Из книги писателя А.А.Рыбакова «История Устюжны, Череповца и Вытегры»)

По сотной (книга) 1567 года Устюжна предстает большим неукрепленным торгово-ремесленным посадом, раскинувшимся по берегам Мологи, Ворожи и Ижины. На посаде 2 площади, 11 улиц с переулками. Город делился на концы и чети. Всего в Устюжне числилось 976 дворов, 2 монастыря со слободками, 18 церквей. На Торговой площади в двух рядах насчитывалось 124 лавки. Здесь же находились изба таможенная, земский двор, тюрьма. На Дмитриевской улице стояли пришедшие уже в ветхость строения дворов наместника и тиуна. У старого городища по обоим берегам Мологи раскинулась рыбачья слободка. В Мологе ловились осетры, севрюга, стерлядь и отправлялись в Москву к царскому двору.

Главное занятие посадского населения составляли ремесла, связанные с обработкой кричного железа. Одних только кузнецов, не считая молотников, котельников и гвоздарей, здесь было 77 человек. По числу ремесленников, занятых обработкой металла, Устюжна в XVI столетии занимала в Московской Руси одно из ведущих мест. Не приходится сомневаться в том, что варка кричного железа из добываемой в окрестностях болотной руды и его обработка была развита здесь и в предшествующие века.

С началом событий Смутного времени северные города оживляются, растет численность населения, укрепляется их экономическое положение, что было связано с притоком населения из районов средней и западной Руси, где развертывались военные действия. Однако скоро война докатилась и до Устюжны. Подобно жителям многих русских городов, и Каргополю в том числе, устюжанам с оружием в руках пришлось отстаивать родной город от польско-литовских захватчиков. Они проявили в этой борьбе незаурядную храбрость и готовность к самопожертвованию. Устюжна вошла в число немногих городов и крепостей, устоявших тогда под натиском врага, и с полным правом гордится этой славной страницей в своей истории.
Только в конце XVII века в Устюжне были возведены две величественные каменные церкви, которые сохранились до наших дней, — собор Рождества богородицы и церковь Казанской богоматери, до этого времени все постройки и храмы были только деревянные.

 

Фото 125, Покровская церковь (1780)

 

 

Собор Рождества богородицы, 1685—1690 Казанская церковь 1694 год (127)

(Фото 126)

Казанская церковь напоминает терема XVII века.Она имеет богатое декоративное убранство фасадов, подобно другим строгановским постройкам этого времени. Ее массивные граненые главы поставлены на двухъярусные восьмигранные барабаны. Из пяти барабанов, только центральный является световым. Все фасады имеют сложное завершение. Из белого камня вырезаны детали декора, обрамляющего оконные проемы.
Белокаменные наличники окон выполнены в виде приставных колонок с коринфскими капителями. В обрамлении некоторых окон использованы витые колонки, украшенные причудливой рельефной резьбой с изображением мотива виноградной лозы. Богатой и разнообразной белокаменной резьбой заполнены венчающие фасады фигурные фронтоны, в композицию которых включены и витые колонки, и сложно профилированные карнизы, и разные по размерам и рисунку волюты. (Как эти элементы напоминают элементы окон в Каргопольских храмах.)

 

Над входом в резной белокаменной раме с венчающей пальметтой помещено изображение иконы Казанской богоматери, ранее, вероятно, написанное на доске, а позднее выполненное в технике фрески.
В ансамбль Казанской церкви входят возведенная в 1764— 1767 годах мастером Петром Белавиным высокая шатровая колокольня и каменная ограда, поставленная в середине XIX столетия.

Ценным памятником деревянного зодчества Устюженского уезда начала XVIII века является Никольская церковь из села Новинки, датируемая 1717 годом. Местное предание утверждает, что она возведена по указу Петра I. Небольшой Никольский храм непритязателен по внешнему облику и напоминает часовню XVIII века. Он представляет собой последовательно соединенные клети трапезной, главного храма и алтарной апсиды. Вместо фундамента основанием сруба церкви служат крупные валуны.

Несколько необычное высокое четырехскатное покрытие Никольской церкви напоминает форму

шатра, что еще более сближает ее с архитектурой некоторых часовен. Над кровлей поднимается невысокий двухъярусный восьмерик с утвержденной на нем шеей и луковичной главой. Над

трапезной существовала невысокая колоколенка с шатровым верхом. Интерьер освещается небольшими прямоугольными окнами.
Никольская церковь дает яркое представление об архитектуре деревянных церквушек, какие строились в рестных ревнях в XVI—XVIII веках. Ныне, она перевезена в село Даниловское. (Фото 129, Никольская церковь)

Фото 128

В музее Устюжны собрана ценная коллекция произведений народного искусства.
В XVIII—XIX веках популярны были резьба и роспись на прялках, швейках, вальках, трепалах. Мотивами резьбы служили обычно древние знаки — символы солнца, воды, звездного неба

 

Прялки резные и расписные. XIX в. (Фото 129)

 

Фото 131

Конец свадебного полотенца. Вышивка. XIX (Фото 130)

Даже обычный плотничий и слесарный инструмент, веками развиваясь, обретал наиболее рациональные, совершенные в пластическом выражении функционального назначения формы, поднимающиеся до высоты подлинного искусства. Замки и ключи украшались геометрическим орнаментом, выполненным в технике литья и ковки, напоминающим узоры устюженских резных прялок. На стройное деревцо с корневищем и ветвями похожи изящные ярусные светцы с витым стволом. Разнообразны по форме лицевая сторона замков, дверные навесные петли и щеколды. Узорчатым просечным железом украшались свесы кровель, «коруны» водосточных труб, навершия дымовых труб. Многие из подобных предметов и сейчас еще используются в быту местного населения.

Расписывались лубяные туеса и короба. На крышке одного из коробов XVIII века изображаются забавные солдатики в камзолах, с буклями париков, в чулках и туфлях на высоком каблуке. Во многих крестьянских домах имелись расписные шкафы-поставцы. Один из таких шкафов, находящихся в музее, украшен стилизованными процветшими стеблями. На нем сохранилась авторская надпись: «Сей шкап красил Иван Петров Волков... Иакову Резанову. 1861 год». Крестьяне, имевшие лошадей, любили щегольнуть один перед другим красивыми нарядными выездами. В музее хранятся крестьянские выездные санки, в которых совершенная пластика законченной формы сочетается с богатством декора.

Роспись крышки лубяного короба. Нач. XVIII в. Фото131

Череповецкий уезд издавна славился узорным ткачеством. Здесь ткали яркие цветные столешники и женские юбки, проставки браного ткачества сочетались с вышивкой и кружевом в украшении концов полотенец. Одним из распространенных видов череповецкого ткачества была «клетчатина» — узорное тканье с выпуклой фактурой. В 1930-х годах в Череповце была создана фабрика «Красный ткач», успешно развивающая традиции древнего искусства народного ткачества.

Конец полотенца. Вышивка. XIX в. Фото 132,133

 

Прионежье было одним из хранилищ традиций русской народной вышивки. Многие замечательные произведения прионежских мастериц — концы полотенец, подзоры, народные одежды — находятся ныне в Государственном Русском музее, в Государственном Историческом музее в Москве и других музеях России. Для юго-восточного Обонежья были особенно характерными вышивки, в технике двустороннего шва с изображением пав и древа жизни. Позднее появляются вышивки в технике перевити и тамбурные. Представляют интерес хранящиеся в музее сюжетные вышивки крестом.

Подзор «Пахарь, держись крепче за сошеньку». Нач. XX в. Вышивка

КАРГОПОЛЬ

Город Каргополь – древнейший город в Архангельской области, старше Москвы на один год, сохранившаяся дата в летописях – 1146 г. Есть записи о походах князя Вячеслава против «Чуди», где уже упоминается город Каргополь в середине ХII века. Дружина Каргопольского князя Глеба принимала участие в Куликовской битве в 1380 году под знамёнами великого Московского князя Дмитрия Донского

Учёные считают, что основан город был новгородцами, посланцы Великого Новгорода в поисках торговых путей со странами Европы проникли в этот далёкий край по системе озёр Белое-Воже-Лаче на плоскодонных ладьях, которые могли свободно спускаться по реке Онеге к морю Студёному. В широкой северной горловине озера Лача на том месте, где начинается наиболее трудный путь по порожистой реке Онеге, новгородцы и заложили город, дав ему греческое имя «Каргополис», что означало «лодочная пристань».

Но есть ещё другое мнение, что название город мог получить и от сочетания финских слов «коргун»- медведь и «пуоле» - страна. «Каргунпуоле» - «медвежья страна». Искажённое произношение этих слов новгородцами, хорошо знакомыми с греческим языком, благодаря постоянной связи с Византией, и могло дать имя Каргополь. В лесах, окружавших некогда город, водилось большое количество медведей Город расположен на левом берегу судоходной реки Онеги в 3 км от истока её из озера Лача, расстояние до Москвы 1000 км

 

 

(Фото 134, группа туристов на фоне Каргополя)

1986 год, участники похода по Каргопольскому краю: Беляева Т., Шестакова С., Поленова Ю., Фёдорова Л., Дмитриева И. Щербакова Т., Камендровская О., Маркова Н.Ф., руководитель

 

В XII веке был основан Каргопольский острог. Начиная с конца XV века Каргополь становится местом ссылки. Во времена Ивана II/ (1462—1505) сюда ссылали семьи пленных татарских ханов.

О жизни города известно мало - весь богатейший архив Каргополя сгорел во время пожара 1765 года, о чем сообщает Гаврила Романович Державин. Будучи губернатором Олонецкого края, он посещает в 1785 году Каргополь и обнаруживает в одном из монастырей рукопись. В ней говорится, что белозерский князь Вячеслав, разбив "чудь белоглазую", нашел "поле для отдохновения", назвал оное "Каргиным полем", учредил на нем свой "стол" и поставил острог. Изучение других документов о походе на чудь и позволило установить дату вероятного основания Каргополя - 1146 год.

В годы «смутного времени», в начале 17 столетия, под стены Каргополя подошли поляки и литовцы, пытавшиеся овладеть городом. В эту тяжёлую годину Каргополь прославился стойкостью и мужеством своих бойцов, их преданностью родине. Мощные деревянные стены крепости выдержали несколько осад и не были сожжены. Каргопольцы отогнали врагов от города. Победа далась нелегко.

Каргополье – с уникальной северной природой и архитектурой. Его украшают действующие и заброшенные церкви и часовни, старинные крестьянские дома, святые места, многочисленные реки и озёра. Каргопольская земля – это своеобразный музей под открытым небом.

Известен город архитектурными памятниками, колокольными звонами, народными художественными промыслами, особенно глиняными игрушками.

Старинный город Каргополь и бывший Каргопольский уезд Олонецкой губернии (сейчас несколько районов Архангельской области) – своего рода заповедник народной культуры. Здесь на протяжении многих веков складывались самобытные художественные традиции в различных областях искусства. Каменное и деревянное зодчество, иконопись, резьба и роспись по дереву, гончарство, обработка металлов, узорное ткачество, набойка, вышивка – таков далеко не полный перечень видов творчества, которыми занимались жители Каргополья.

(Фото 138, Лядинский ансамбль до пожара. Слева направо: Богоявленская церковь (1693), колокольня (1820), Покрово-Власьевская церковь (1761).

Целый зал музея в селе Лядины посвящён культуре и быту северного края. Возрождение культуры здесь не пустой звук, школьники освоили технологии ткачества, плетения из бересты, изготовления обрядовых кукол, вышивки ковров и льняной вышивки. То, что не сделали своими руками – разыскали на чердаках домов, как вот эти старинные бочки, кадки, посуду и стекляные бутылки столетнего возраста.

С ткачеством в Лядинах связана особая история. Чтобы восстановить традицию производства ткани с набивным рисунком педагоги приложили особенно много сил. Главная сложность была в том, чтобы создать собственные оттиски – рисунки для них взяли тоже с бабушкиных сарафанов и рушников.

Когда я сама работала в школе, то много раз со своими учениками бывала в подобных музеях народного творчества во время походов по родному краю. Вместе с детьми мы тоже создали такой музей в своей школе. Приглашали народных умельцев, они учили нас своему мастерству, передавали свои знания и умения.

(Об этом есть в книге о школе №4)

 

(Фото 139, музей в Лядинах)

Оригинальны вышивки на полотенцах, скатертях.

Солнце своими внешними лучами согрело Землю, и теперь она зародит свой урожай[3]. Иногда женская фигура стоит подбоченясь, с достоинством принести людям свои плоды

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.

На другой вышивке птицы-павы стоят по сторонам от Матери-Земли, и она бережно берет их на руки:

 

Фото140,141, вышивки.

 

 

На иных вышивках с двух сторон от женской фигуры в охранительной позе стоят не то львы, не то сказочные барсы. В свое время они заменили собой мифологического крылатого пса Симаргла, которого почитали покровителем растений, семян, корней и всходов. Могучие звери оберегают Землю – Матушку от силы мрака и зла

(Фото 142,143)

 

Фото 144, часто на красных платьях, сарафанах, фартуках вышивали узоры тамбурным швом

Фото 145, женский головной убор Фото 146, вышивальщица

 

Далеко не каждая каргополка могла иметь кокошник с узорно высаженной жемчугом и спадающей на лоб сеткой – «подницей». В XVIII веке встречались здесь кокошники ценой в тысячу и более рублей, тогда как хорошая лошадь стоила всего лишь десять.

 

Лента украшение для головы незамужней женщины. Прялки из деревень Каргопольского района.

Фото 147,148

 

 

Девушкам шили по несколько сарафанов. У каждой невесты в «приданом» перед замужеством должны быть не менее трёх пар (пара-кофточка и сарафан) из гарусной (тонкой шерсти) ткани, обязательно из шёлковой и атласной, некоторые, более богатые покупали даже из парчовой ткани.

Невестам заказывали «кокошники» - головные уборы, украшенные жемчугом, бисером, драгоценными камнями, но только уж очень богатым. Нужны были ещё платки, большие и маленькие, бусы, брошки, туфли, полусапожки на каблучке и со шнуровкой. Всё это покупалось у купцов или привозили в местные лавки (магазины) по заказу.

Фото,149

(Фото 149, тётя Шура из книги о Русском музее)

Исполнительницы старинных песен А.Н. Назарова, А.М. Мащалгина, Е.В.Попова.
Фото 1973 г. Де­ревня Калитинская.

Александра Никаноровна Назарова моя родная тётя, первая слева, мамина младшая сестра, женщины соседки тоже были одеты в наряды тёти Шуры, оставшиеся от приданого. Многое из этой одежды она подарила журналисту и фотографу Дурасову Геннадию.

 

НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА. УЛЬЯНА БАБКИНА Фото 150

В марте 1967 года первый раз мы поехали с участниками кружка рисования в город Каргополь на фабрику «Каргопольской игрушки». Директором фабрики был добрый, прекрасный человек Шевелёв Николай Петрович, потомственный гончар и мастер глиняной игрушки. Он рассказал об истории гончарного ремесла, которое зародилось в деревне Печниково. Земли там были глинистые, не давали хороших урожаев, и люди вынуждены были искать выгодные промыслы, чтобы дожить до следующего урожая.

Было это ещё при крепостном праве. Однажды какой-то сбежавший от помещика крестьянин появился у них в деревне, увидел, что живут люди очень бедно и сказал им: «Вы же на золоте живёте, золото топчете, а брать его не умеете!» И показал им, как сделать горшок из глины, научил обжигать. Вскоре вся деревня занялась гончарным промыслом. Возили они свои изделия в богатые хлебом деревни, и там меняли их на зерно. Чтобы купить посудину, покупатель насыпал зерно в горшок, а продавец высыпал его содержимое себе и горшок отдавал покупателю. Стали мастера возить свои изделия на ярмарки, базары. Чтобы привлечь больше покупателей, научились сначала свистульки делать, так называемые «наддатки» к горшку, чем особенно привлекали детей, а те, в свою очередь, тащили за руку родителей и упрашивали купить. Позднее, стали делать игрушки: фигурки разных животных медведей, баранов, лошадок, а также фигурки забавных мужичков, бабушек. (Фото,160, 161, 162, 163, 164 игрушки)

Стали люди жить не только богато, а ещё и прославили свой Каргопольский край на весь мир, так как знаменитых мастеров-игрушечников стали приглашать на всевозможные выставки.

Николай Петрович Шевелёв с увлечением рассказывал нам о секретах своего мастерства, показал гончарную мастерскую, печь для обжига. Очень подробно рассказал и показал, как вылепить лошадку, дети и я повторяли за ним, получилось неплохо; на следующий день лепили, кто барашка, кто корову, а кто и барыню. Дети работали с усердием так, что мастер их похвалил и подарил им для музея свою знаменитую «тройку». Позднее, когда менялся состав кружковцев, я ещё не раз ездила туда, каждый раз заходили с ребятами на фабрику. Там тоже многое менялось: и печи, и мастера, увеличивался коллектив за счёт молодых, не стало и Николая Петровича, его сестры Клавдии Петровны – по-своему одарённой игрушечницы, работавшей на дому. Она передала свой талант сыну Владимиру, внукам, династия продолжается.

 

Фото 150, Ульяна Ивановна Бабкина Фото151, Кадриль

Особенно большой популярностью пользовались игрушки Ульяны Бабкиной, простой, неграмотной деревенской бабушки. Они привлекали зрителя своей наивностью, архаичностью, но тогда не каждый мог понять её задумку. Вот дети спрашивают:

- Почему волк раскрашен тёмно-синей краской и украшен жёлтыми звёздочками?

- Так ведь он-то, разбойник такой, ночью ягнят из хлева ворует, когда темно и звёзды на небе, видишь на спине-то ягнёнок.

-А, конь, почему с головой мужика?

-Это Полкан, такое лесное животное, он добрый, хороший, помогал мужикам хлеб растить, да землю русскую от врагов оберегать. Старым и слабым помогал, кому огород распашет, кому дров из лесу притащит, грудь у него высокая, широкая лопатой борода, туловище, словно у коня, ноги крепкие, сильные, щёки у него румяные, а на груди лучистое солнышко.

В старые времена, пока не было в продаже разных красок, игрушки расписывались двумя красками: чёрной (сажей из дымохода) и белой (известью), и ещё сохраняли цвет кирпичный, обжигали в простой русской печке, но тут требовалось особое искусство, чтобы игрушки не полопались.

Помню, я ещё училась в 5-ом классе в Каргополе в 1946 году и по воле случая оказалась в Печникове, в той деревне, где жила Ульяна. А случай был такой: училась я некоторое время в г. Каргополе, во второй школе, в конце сентября выдался тёплый солнечный денёк. После уроков, а может быть, я сбежала с уроков, не помню, т.к. училась вместе с детдомовскими ребятами, которые меня обижали, отнимая хлеб, ушла я в поле, далеко за городом, захотелось мне посмотреть самолёты. Пошла одна на аэродром, который был посреди поля.

Подошла я к одному самолёту, попросила лётчика разрешить мне зайти и показать, что там внутри, добрый дяденька поднял меня, я там походила, всего посмотрела, и с такими радостными впечатлениями пошла обратно, да ошиблась, пошла не в ту сторону. Долго шла, наконец–таки, увидела деревеньку. Хотелось очень пить, я подошла к колодцу, с огромным колесом - воротом, на краю ведёрко, утолив жажду, я увидела, что напротив колодца сидит маленького роста бабушка, с весёлыми по-детски озорными глазами на скамеечке у своей избушки. На подоконнике расставлены глиняные игрушки, берёт она их по очереди и раскрашивает, и разговаривает с ними, как с живыми. Я присела к ней и стала расспрашивать её, как мне хотелось тогда взять в руки глину, но я постеснялась.

Вечером, по шатким ступенькам попала я внутрь дома, почти половину его занимала печь с большим зевом, Ульяна легко туда влезала. По особым правилам раскладывала сначала просушенные на солнышке игрушки, а потом, вокруг их, поленья, с 4-х углов растопку, лучинку, и утром зажигала со всех точек сразу, чтобы игрушки равномерно нагревались со всех сторон докрасна и не полопались. Ночью на этой печке я спала вместе с бабушкой.

Лихие гармонисты в шляпах набекрень весело растянули меха, закружились в кадрили пары: статные бородатые мужики, бабы в кокошниках, кормилица с младенцем на руках, крестьянка в старинном наряде с блюдом калачей – хлебосольная, приветливая, а какие весёлые свистульки! Я до сих пор одну её свистульку берегу. (Пишу для Лены, взялась бы она там наши игрушки делать – озолотилась бы) Вот такие детские впечатления остались у меня на всю жизнь.

Впоследствии я научилась сама лепить такие игрушки, и детей всех этому учила, поняла, что это самый доступный, развивающий чувство объёма, самый интересный вид творчества для детей.

У каждой игрушки своё настроение: то разрисует её печальной, то смешливой. У тех, что сделаны летом цвета яркие, звонкие, у осенних же мягкие, золотятся тёплыми охрами. Зимой цвет росписи глубокий и торжественный: белый и чёрный, светло – синий и тёмно – красный. Те, кто проходил мимо, останавливались, улыбались, заговаривали с ней. А она всякого прохожего пригласит к себе на чай, детей конфеткой угостит. Про неё говорили, что с угощением она готова и душу на стол выложить. Где брала?

Так ей всегда добрые люди помогали, приезжали из столицы журналисты да художники, не с пустыми руками, а она сама не съест, любила других угощать, особенно детишек потому, что своих-то не было.

Родилась Ульяна Ивановна Бабкина в 1888 году. Её родители, деды и прадеды – все были крестьянами деревни Гринёво, которая стояла вдоль Пудожского тракта. И она всю жизнь прожила тут в маленькой покосившейся избушке, даже тогда, когда все покинули деревню, и даже тогда, когда для неё построили рядом новый дом, она не согласилась перейти туда, местным властям было неловко перед корреспондентами, что такая знаменитая бабуся живёт в халупе.

До 90-а лет она ещё пешком бегала до Каргополя, хотя можно было на рейсовом автобусе, ей так было веселее. Но вот заболела, полежала в городской больнице, подружилась с медсестрой, которая и приютила её у себя. Как раз в то время я с дочкой Леной пришла её проведать и угостить её морошкой, я знала, что это её любимая ягода. Высыпали в тарелку, так она не стала сразу сама кушать, а предложила сначала хозяйке, потом гостям её, а сама съела только столько, сколько я ей сама в рот положила.

У. И. Бабкина.
Собака с гармонью в санях и возниц (Фото 152)

У.И.Бабкина. Игрушка «Медведь и корова». 1969.
Красная глина, темпера. Лепка, роспись. В. 10. Деревня Гринево. (Фото 153)

У.И.Бабкина. Игрушка «Полкан». 1979. (Фото 154)
Красная глина, темпера. Лепка, роспись. В. 14. Деревня Гри­нево.

Такими стали совремённые игрушки. Фото 155.

Традиционный народный промысел в городе — каргопольская игрушка: глиняные расписные фигурки людей и животных. Цветная роспись ведется по предварительно выбеленной поверхности. Промысел живой, в городе имеется художественное училище соответствующего профиля, а игрушки можно купить в магазине музея в здании церкви Иоанна Предтечи.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ В КАРГОПОЛЕ. Каргополь смело мог похвастаться обилием храмов, на 400 дворов и 700 жителей он имел два монастыря и десять приходов

 

Возведение главного собора Каргополя Христорождественного относится к царствованию Ивана Грозного. Собор должен был символизировать богатство и величие торгового города. Место для него было выбрано прекрасное: на берегу раздольной Онеги, на центральной площади, которая так и называлась Соборная или торговая. Древняя часть собора отражает характерные черты русского каменного зодчества 16 века: монументальность, простоту и выразительность.

Во второй половине ХVII века к собору были пристроены два придела, галерея и крыльцо. А 1778 году собор был укреплён мощными контрфорсами, сложенными из бутового камня и обшитыми досками. В нижней части собора, размещалась зимняя, «тёплая» церковь. В верхнем храме, светлом и просторном, служба шла лишь летом. Пятиярусный резной позолоченный иконостас относится к 18 веку. Необычен кронштейн в центральном куполе: гигантская рука, держащая цепь с паникадилом.

В Каргополе Благовещенская церковь 1692 г. По словам художника И.Грабаря является жемчужиной северного зодчества.

В 1765 году случился страшный пожар (другие крупные пожары были в 1515, 1552, 1612, 1615, 1619, 1679, 1737), испепеливший бо́льшую часть жилых и хозяйственных строений. Сгорело 9 церквей, сильно пострадал Христорождественский собор. После пожара центр города перепланирован, а улицы спрямлены. Из-за этого пожара Каргополь стал одним из первых русских городов, которые были перестроены по регулярному плану.

После большого пожара1765 года императрица Екатерина распорядилась упорядочить улицы города, для этого выстроить Соборную колокольню, на ней устроить смотровую площадку.

Фото 156, Христорождественский собор. Фото 157, Благовещенская и Никольская церкви

 

 

Фото 158, Соборная колокольня

Фото 159, Церковь Иоанна Предтечи (1751)

 

 

160, Троицкая церковь 161, Церковь Рождества Богородицы

162 Воскресенский собор (деталь) 163 Воскресенский собор

 

Из всех 11 церквей действует лишь одна (тел. 2-19-36), да и та от народа не ломится. Стоит упомянуть, что каждый день ровно в 12 часов в любую погоду симпатичный молодой человек по имени Олег Пантелеев, преподаватель музыкальной школы по классу гитары, поднимается на городскую колокольню и оглашает округу мелодичным звоном 10 колоколов. В целом, количество приятных личных контактов в Каргополе заметно больше, чем неприятных. Мало в каком еще городе, заместитель начальника городского УВД, майор милиции, увлекается плетением бересты, как Канашев Сергей.

 

Христорождественский собор (1552-1562 год), древнейшее каменное здание в городе. Изначально двухярусный, собор за 4 с половиной века порядком врос в землю, так что окна нижнего яруса приходятся почти на уровень земли. Более того, массивные стены еще в 17-м веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками, что придает сооружению суровый крепостной вид. Кроме того, в то же время были построены 2 придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. Однако, обилие разнообразных пристроек не испортили храм. Напротив, именно им он обязан своим неповторимым, удивительно гармоничным обликом.

Расположен на Новой торговой (Советской) площади. В летнее время года доступен к осмотру изнутри. Пренебрегать посещением собора не стоит - внутри масса любопытных вещей. Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Рука эта ранее держала цепь, на которой было подвешено паникадило.

Очень поучительна икона «Страшный суд», находящаяся при входе справа на ближайшем столпе. Икона эта является своего рода шедевром средневековой пропаганды здорового и праведного образа жизни. Икона расположена на небольшой высоте, так что доступна для обозрения даже ребенку.

Товарищи родители! Не упускайте удобный случай для нравоучительной беседы.

Кроме всего прочего, в соборе хранятся несколько небес из церквей и часовен Каргопольского района. Сложенные штабелями небеса, разумеется, недоступны для полного осмотра, однако надежно защищены от посягательств людей с дурными намерениями.

Троицкая церковь, начала строиться в 1790 году и, хотя строительство было завершено в году 1802, современный облик она приобрела лишь спустя еще 70 с лишним лет. Виной тому явился очередной пожар 1878 года нанесший серьезные повреждения пятиглавому, на тот момент, храму. В результате восстановительных работ, пять маленьких куполов были заменены одним, зато каким! В церкви располагается очень занятно оформленная выставка с говорящим названием "Магия народного искусства". И хотя по богатству представленных экспонатов ей далеко до открытого хранения фондов в Тотьме, экспозиция достойна посещения. В настоящий момент (конец 2001 года) здесь также размещена маленькая, но крайне интересная выставка посвященная кузнечному делу. Увесистые замки, кованые Устюжские сундуки... Один медвежий капкан 18-го века чего стоит! Смотришь на него и понимаешь, как все в наше время измельчало. В общем, водись мамонты в Каргопольском уезде в 18-м веке, им было бы не сдобровать.

 

 

Благовещенская церковь. Фото А.Тилипмана. 1998 г.

Благовещенская церковь1692 год, расположена на Старой торговой (Красноармейской) площади. Исключительно привлекательна благодаря потрясающему разнообразию размеров, форм и особенно богатству отделки окон и наличников. Ни одно из 30 с лишним окон не повторяет другое. Стены сплошь испещрены белокаменными узорами, особенно с восточной стороны. Про южную стену И. Грабарь писал, что она "может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон". Восточная же стена, по его мнению (с которым трудно не согласиться), "является шедевром стенной обработки вообще". В настоящее время осмотр в значительной степени затруднен строительными лесами - летом 2001 года были подновлены дырявые купола, летом 2002 года будет произведен косметический ремонт стен, если к этому моменту на счет музея-заповедника поступит достаточная сумма. Будем надеяться, что вскоре храм предстанет во всей своей красе.

 

Колокольня на Новой торговой площади 1772-1778 год, высота - 61.5 метр. Ранее рекомендовалась нами к обязательному осмотру, подъему наверх (115 ступенек) и прослушиванию. Однако, 6 июля 2001 года в колокольню безо всякого предупреждения ударила молния и учинила пожар, предательски воспользовавшись отсутствием громоотвода. Пожар продолжался трое суток, несмотря на все попытки его затушить. Часть шпиля выгорела, другая часть, включая и крест, провалилась внутрь чердачного помещения. Завалы не разбирались, колокольня объявлена аварийным объектом, подъем наверх запрещен, ставшие традиционными звоны не производятся. Зловещий обломанный шпиль дырявит низкое северное небо, а у основания колокольни кем-то заботливо положена табличка, призывающая прохожих держаться от нее подальше.

История соборной колокольни города Каргополя весьма поучительна. Начинается она, что характерно, с пожара. Тогда, в 1765 году, выгорело три четверти города. Год спустя Ян Сиверс, тогдашний губернатор Новгородской губернии, в рамках своей, как выразились бы сейчас, рабочей поездки посетил город Каргополь и обнаружил сплошное пепелище.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что на восстановление города из пепла Екатерина выделила огромную сумму в 10000 рублей. Обрадовавшийся губернатор немедленно предложил построить в честь императрицы роскошную каменную колокольню, чтобы та служила потомкам напоминанием о мудрости и человеколюбии Екатерины, на что и получил из казны еще без малого 5000 рублей. И все было бы хорошо, если бы не маленькая неувязочка - к постройке колокольни приступили уже после того как на город была наложена прямоугольная сетка, а наложена она была с оглядкой на реку Онегу, несущую свои воды с юго-запада на северо-восток. Казалось бы, ну и что в этом плохого? Однако, не все так просто. Дело в том, что колокольню, очевидно, надо было поставить на главной площади. Кроме того, сообразуясь с указом, колокольню следовало поставить в створе главной улицы, упирающейся в эту самую главную площадь. А раз главная улица ориентирована с северо-запада на юго-восток, значит и колокольню надо ставить так, чтобы ее грани были повернуты относительно направлений север-юг и восток-запад. Получается, что и крест на шпиле придется ориентировать именно так - с юго-запада на северо-восток! Именно так - не по православному канону.

И вот, более 220 лет подряд неправильно ориентированный крест вызывал удивление, недоумение, споры, догадки... до тех пор пока не наступило 6 июля 2001 года. В этот роковой день, как уже было упомянуто выше, в соборную колокольню города Каргополя, в самый ее крест, безо всякого предупреждения ударила молния... Зловещий обломанный шпиль дырявит теперь низкое северное небо, а у основания колокольни кем-то заботливо положена табличка, призывающая прохожих держаться от нее подальше.

 

Церковь Иоанна Предтечи 1751 год, самый высокий (35 метров) и самый большой по внутреннему объему храм в городе. Отличается необычными двойными куполами, необычным для каменного зодчества завершением алтарных апсид бочками, а также наличием необычных восьмиугольных окон.

 

Введенская церковь 1802г., расположена по соседству с Христорождественским собором. Сама по себе малоинтересна, однако именно здесь можно приобрести разнообразную и, как правило, очень достойную печатную продукцию выпускаемую Каргопольским музеем-заповедником. Любопытно, что в 1812 году в подвалах церкви хранилось вывезенное из Москвы имущество императорской семьи

Воскресенская церковь, конец 17-го века, расположена между Новой торговой площадью и Валушками. Единственная в городе сохранившая позакомарное покрытие. Огромный белокаменный храм с пятью огромными куполами выглядит очень эффектно на фоне окружающей его одноэтажной деревянной застройки. Несколько широких трещин, разрывающих толщу стен, лишь подчеркивают величие сооружения.

 

Церковь Зосима и Савватия на Горке - 1814-1819 гг является последним по времени крупным сооружением города, за вычетом руин недостроенного комбината на северной окраине. Малоинтересная в архитектурном плане, церковь вмещает в себя любопытную выставку"Наследие древнего Каргополя". В экспозиции - деревянная храмовая скульптура, резные кресты, иконы, памятники старообрядчества.

 

Церковь Рождества Богородицы, 1680 г (колокольня - 1844 г) расположена на Старой торговой (Красноармейской) площади по соседству с церковью Благовещенской. Как и у последней, оконные проемы церкви Рождества Богородицы богато украшены белокаменной резьбой. Постройка сама по себе очень изящна, однако впечатление сильно портит свежая блестящая сталь куполов и ставшая уже характерной для действующих храмов побелка цвета клубничного йогурта. Церковь действующая.

 

В Каргополе родился Александр Андреевич Баранов, русский купец, основатель торговых факторий и городов в Русской Америке (Аляска) Отдельного упоминания заслуживает каргопольский купец Александр Андреевич Баранов. Этот известный промышленник в 1790 году занял пост первого правителя Русской Америки по предложению Г.Шелихова, одного из организаторов Северо-Восточной (впоследствии Российско-Американской) компании. Взяв на службу молодого мещанина из Тотьмы Ивана Александровича Кускова, Баранов отправился на Аляску и в 1796 году на острове Ситха основал официальную столицу русских владений - Ново-Архангельск, где и обосновался на постоянное место жительства. Подробнее об истории освоения Северного Морского Пути, Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских островов, Аляски и всей Русской Америки в целом можно прочитать в статьях о Тотьме и Великом Устюге.

В краеведческом музее города ежегодно проводятся своеобразные выставки произведений народного искусства

Местный говор относится к группе лачских говоров северного наречия. Особенностью произношения в словах характерно для этих мест, когда вместо звука «ч» говорили звук «ц», обычно в деревнях, заметно было «оканье».



ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ АЛЕКСАНДРА

ЧАРОНДА, ВОЖЕ

 

Странствующие люди, путешествующие по земле, кто они?

Это мои предки, смелые, сильные люди, ищущие свободы, умеющие преодолевать трудности, наделённые от природы особенной жизненной мудростью, одним из которых был мой прапрадед Александр. Он со своим братом Гахелом и товарищем Сунгуром продолжал своё путешествие из Устюжны до озера Чаронда (ныне Воже) на западном берегу которого находился город Чаронда, далее на Север.

- Что друзья купцы-торговцы, возьмёте нас в работники?

- Что за нужда вам с нами ехать?

- Да вот хочется узнать, что там, в Заволочье, как там люди живут, нет ли земли свободной.

- Сами-то откуда будете, беглые что ли?

- Монастырские были, но там теперь плохи дела, разбегаются люди. Нам бы до Чаронды добраться, до Спасо-Вожегодского монастыря, дошли слухи, что там больно богатый монастырь.

- Да, места там хорошие, да путь туда тяжёлый, плывём на лодках, нам нужны гребцы сильные. Местами лодку посуху тащим. А вы, как видно не из слабого десятка будете. Берём, давайте провиантом запасаться, недели на две и завтра в путь.

Договорившись с местными торговцами, которые ездили в Поморье за солью и другими товарами, отправились они от Устюжны по реке Молога до городов Молога и Рыбинска, долее по реке Шексне только до Кирилло-Белозерского монастыря.

Путников поразила красота и величие этого святого места, удивили размеры и высота стен. Постояв на берегу озера, они вошли туда помолиться и узнать историю монастыря. Кирилло-Белозёрский монастырь основан в 1397 году, занимал свыше 10 гектар, на которой размещено 11 больших и малых церквей, в честь прп. Сергия Радонежского и прп. Кирилла Белозерского, там и мощи его находятся, имеется большая монастырская библиотека, иконы знаменитых живописцев, уединённое место для молитвы и убежище от мира, Святое намолённое место, много монахов проживало здесь, молились почти беспрерывно, начиная с пяти утра.

Поднялись на колокольню, увидели прекрасный вид вокруг.. Стены и башни монастыря представляют собой настоящую крепость с огромным внутренним двором, в котором разместились два монастыря и так называемый новый город. Через Вологодскую башню можно подняться на второй и третий ярусы стены и прогуляться по галерее. Размеры и высота стен впечатляют. (Фото 166, 167)

 

Фото 166, Кирилло-Белозерский монастырь, вид с озера

 

Фото167, стены и башни монастыря

 

Далее отправились по рекам Порозовица и Сусла в озеро Перешное добрались до озера, из него суда перетаскивали по бревенчатому мосту через Красный волок 2,5 км в озеро Долгое. Дальше по речке Ухтомке плыли в реку Модлогу, впадающей в озеро Воже. Этот путь стал осваиваться с Х века. Он сыграл большую роль в хозяйственном освоении края. Вдоль этого пути возникла целая цепочка поселений, отдалённых друг от друга на 30-45 км, в том числе и Чаронда.

Чаронда, когда-то большой город с многотысячным населением, располагался на торговом пути, соединявшем Белое море с Московией.

Наконец- таки наши путешественники добрались до сказочного города Чаронда. А торговцы, отдохнув один день, нашли новых попутчиков до Каргополя, поехали дальше. Александр с Сунгуром весь день ходили по городу, осматривая достопримечательности города, особенно оживлённые торговые ряды, зашли в церковь Иоана Златоуста, помолились, благодаря Бога, Богородицу и святых угодников за своё спасение и благополучное прибытие в незнакомые места. Добрая сторона, но сердито смотрит на чужанина.

На другой день сходили в монастырь, но там было опять много народу, не удалось им здесь устроиться, решили они попасть на остров Спас. Остров находился посреди озера, видны были очертания Вожеозёрского монастыря. (Чарондская Спасская пустынь,168, 169)

168,169

На острове стояли две деревянные церкви: холодная, освящённая во имя Спаса Нерукотворного, построенная в 1630 году и тёплая Успенская. В начале ХIХ века Спасский монастырь, в связи с малой доходностью, был упразднён, Церкви остались безприходными.

От местных жителей узнали, что монастырёк был небольшой, проживало там несколько старцев, выезжали они оттуда редко, пришлось им попросить рыбака, приехавшего с озера, перевезти на остров Мужик согласился, но попросил сначала помочь ему разобрать снасти, развесить на вешала для просушки, а после накормил вкусной ухой из стерляди, судака и налима. Вот это была уха!

В приходе монастырская братия их приняла с радостью, рассказали, что житьё им здесь плохое. Притесняют местные крестьяне, отбирают разработанные участки земли, не дают пасти скот, не разрешают рыбачить.

- Надо бы переехать на другой берег озера, там места пустые, - предложил старец Никанор

- Правильно, брат говорит, - поддержали остальные, - мы давно посматриваем на тот берег, да боимся, одним не осилить, - дополняет самый молодой из братии псаломщик Варсанофий, - там когда-то был Кирюгский скит.

- Вы, братцы, согласитесь с нами новую пустынь строить? – спрашивает самый старший Никонор, отец Варсанофия, он был здесь за настоятеля.

- С радостью, - ответили пришедшие, нам бы только чего строить, топор в руках умеем держать, часовень да храмов деревянных с десяток построили.

Для начала съездили осмотрели место, у старцев было две лодки. Место пустынное, но земля хорошая, только всё заросло травой. Выбрали место, где можно было построить временное жилище, а потом и храм, постепенно перевозили с острова свои пожитки, главное – топоры да станок «точило» для заточки инструмента. Сначала срубили небольшую избушку, чтобы было где отдохнуть и поспать. Обед готовили на улице, варили уху, пекли лепёшки с рыбой, муку и картошку сначала привозили с острова, подрабатывая на острове у местных жителей.

 

170

Самый смекалистый из семерых новых поселенцев Александр сообразил, что прежде всего надо сделать рисунок будущей церкви, обозначить размеры, изобразить план, чтобы потом по этим размерам заготовлять материал.

Решили, что в будущем каждому выстроят здесь избу. А пока строили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла по своему вкусу и разумению. Сначала строили как часовню, потом к ней пристроили шатровую звонницу. Работали только топорами, пилы не использовались, ни продольные, ни поперечные, они не строили, а рубили, все доски, брусья, косяки делали одним топором. Строили без фундамента, прямо на землю, зная некоторые секреты, используя бересту и камни.Основные части, это алтарь, храм и притвор, перекрывались кровлей на два ската.

171

Работа шла быстро, лес рядом, время летнее, ночи белые. Срубленные деревья сразу пилили по размерам чертежа, снимали кору и сразу брёвна складывали рядами 1,2,3…, углы рубили в «обло», -при помощи вырубания в концах брёвен соответствующих углублений, (а, когда рубят в «лапу», выпускных концов нет). Из брёвен тесали брусья, для пола брёвна раскалывали на две части (пластины). Из брёвен с помощью клиньев (расколотых в длину) получали доски (тёс)

За месяц четверик был готов, крышу делали двух скатную с небольшой луковичной главкой, сверху крест. Тут же стали строить избу для жилья, сначала одну на всех, а потом ещё две для настоятеля Никонора с сыном Варсанофием и для Александра с братом Гахелом и их другом Сунгуром. Сшили ещё несколько лодок. Постепенно стали заводить хозяйство скотинку лошадь, корову, стали разрабатывать земли побольше и засевать её.

Молодым поселенцам часто приходилось ездить на лодках на остров Спас, то продукты пробрести, то что-нибудь из одежды, то замки, петли для дверей и другие нужные вещи. И вот однажды Александру пришлось задержаться на острове, знакомый рыбак попросил поставить новую входную дверь в дом, за что хотел хорошо расплатиться. Случилось неожиданное, увидел Александр дочку рыбака, приглянулась она ему, решил познакомиться. Держалась она строго и деловито, подала сухую крепкую руку, представилась коротко Настя.

Его поразила её яркая, какая-то необычная неправильная красота: лицо удлинённое, смуглое, с острым подбородком, чуть впалыми щеками, нос прямой, длинный, а глаза тёмные, глубокие, перехваченная поясом узкая талия и длинные крепкие ноги. От лица веяло силой и открытой самоуверенностью. Стали они в каждый приезд тайком встречаться на берегу озера, любовались красивыми закатами и озерной гладью воды. И стал парень уговаривать девицу выйти за него замуж.

Фото 172, радуга над Воже.

СВАДЬБА АЛЕКСАНДРА

- Настенька, больно уж ты мне люба, не сплю по ночам, всё о тебе думаю, выходи за меня! – уговаривает Александр, нежно берёт за руки обнимает и прижимает к себе.

- Без родительского благословления мне нельзя, счастья не будет. Приходи со своими товарищами, посватайтесь, только придётся подарки принести, может батюшку с матушкой и уговорите.

- Договорились, придём и подарок я сделаю своими руками.

Целую неделю работал в кузне Александр: делал «светец» для лучины, который состоит из двух частей. Деревянная в виде корыта, но не глубокая, туда даже воду можно было наливать, чтобы сгоревшая лучина туда падала и сразу потухла, 4 ножки, как у скамейки. Вторая часть – железное держальце, кованая вилка с расщепами в виде завитых полосок. В расщепы вставляли лучину, специально приготовленную для этого дела. Этот держатель делался кузнецом, как художественное произведение, напоминающее то ли хвост сказочной Жар – птицы, то ли павлина. Это держальце вставлялось в деревянную ножку наподобие балясинки, ножка вставлялась в край корыта.

Приехали на трёх лодках, подошли к дому, у Василия самый громкий голос:

Эй, хозяин, принимай гостей наконец, у вас товар, у нас купец,

А жених – то наш удалой молодец, скромный парень золотой,

Как работает-то он, любо-дорого, настоящий хозяин, рачительный,

Будет дом его полной чашею, будет мужем он замечательным!

 

Выходит отец невесты:

_Наш привет, тебе статный молодец,

Наш жених дорогой Александр да Богданович.

Есть невеста у нас – краса девица Анастасья да Ивановна,

Не отыскать тебе краше девицы,

Сколько б ты не искал по свету,

Не найти тебе такой умницы, такой ласковой и заботливой.

Как работает она – заглядение и женой будет самой лучшей.

Но пройди ты, жених, путь нелёгкий, завоюй ты невесту милую,

Заплати ты нам дань бездонную и будешь счастлив всю жизнь огромную.

 

Заплачу, если отгадаешь нашу загадку:

«Стоит Ермошка на одной ножке, крошит крошанку ни себе, ни людям».

--Мудрёно загадали, лучше отгадку покажите! – говорит хозяин.

Александр разворачивает у ворот подарок, быстро соединяет все части и гов орит:

--Вот вам Ермошка на красивой ножке! Светец, сделанный моими руками добротно и старательно.

Сунгур ставит подставку, а Никонор целую охабку тонкой лёгкой лучины высыпает на неё:

173 174

-«Лучинка берёзовая, высушенная, с острым кончиком, будет сразу загораться». Фото 172, светец

А дальше, как обычно, чай, угощенье, решение житейских вопросов. Назначили день свадьбы на осень, как уберут урожай.

Теперь ждите нас в гости, приедем, посмотрим, богат ли жених, сумеет ли жену одеть накормить.

Для такого дела освободили для Александра одну избу, Гахел с Сунгуром перешли жить в общий дом стали готовится к предстоящим событиям. Сначала должены были приехать сваты, потом отец невесты, потом готовились к варке пива, на что уходила целая неделя. Невеста всю неделю со своими подружками кроили и шили подарки жениху и всей его родне. Жених на этой неделе несколько раз навещал свою невесту, дарил подарки, подружкам пряники, невесте шёлковый сарафан с зелёными оборками по подолу

Удивительно то, что невеста всю неделю так плакала, так причитала всем должна была показать, что соглашается выйти замуж не по своей воле, так убивалась «хрясталась», чем вызывала слёзы сочувствия к ней.

Эта традиция долго сохранялась у нас в северных районах, говорили, что если невеста плакала не от всей души, не причитала «навзрыд», то говорили: «Худая свадьба, неинтересная».

В день свадьбы устраивалась «баня», где невеста опять много плакала и причитала своим подругам, а потом благодарила их за баню, подружки всё время с ней. К вечеру приезжали женихи, товарищ жениха «дружка» перепоясан красивым полотенцем вместо пояса. Перед ними загораживали дорогу жители села, женихи откупались. Мать и отец невесты встречали приезжих пивом, угощали, а невеста ещё сильнее убивается в причетах, её зовут подруги, наряжают и силком выводят к столу, начинается угощенье, пенье свадебных песен и припевок для гостей жениха, за что гости девкам, которые поют, дают подарки, гостинцы или денежки, сидят до утра. Жених до венчального утра остаётся у невесты, немного отдохнув в разных комнатах, опять ненадолго садятся за стол. Родители невесты дают деньги дочери, как бы заработанные ею за этот год, она опять с причетами говорит отцу:

Ой, да схожо красное солнышко

Да мой кормилець-от батюшко,

Да заплатил мне-ка, батюшко,

Да за полетки те денежки.

Отпекла мне-ка матушка белы хлебы отхожие…

Венчаться Александр повёз невесту к себе, на другой берег озера, в деревянную церковь, построенную на месте Кирюгского скита. Выезжали на трёх лодках, лодка с невестой в середине. По дороге в церковь крестная мать Настеньки просит батюшку: «Уж вы, пожалуйста, жениха-то с невестой вокруг аналоя посолонь обведите (по солнцу), да уж и водичку-то медовую в стеклянном стаканчике подайте, а стакан-от жених в церкви пусть о пол разобьёт, да и ногой черепки пусть растопчет».

Невесте после венца в церкви косу расплетали, гребень в медовой водичке мочили и волосы расчёсывали, да в две косы заплетали.

Каждая русская свадьба по-своему уникальна, так как играется она искренне, весело и от души. Незря русские говорят «свадьба играется». День свадьбы является настоящим праздником, к которому все заранее готовятся и за каждым закрепляется своя роль.

Испокон веков, все невесты на Руси перед свадьбой приглашали своих подруг к себе домой и устраивали девичник.Приглашенные к молодой невесте должны будут в новой жизни ей помогать, защищать оберегать её. Ещё на свадьбах крали невесту. Этот обычай старый, соблюдается и в наши дни. После кражи невесты, жених с помощью своих друзей, должен её отыскать и дать за неё выкуп. В старые времена жених не устраивал для своих друзей мальчишник, это пришло позднее из Западной Европы.

 

И пошли свадьбы одна за другой, сначала брат Гахел, Вскоре и псаломщик Варсонофий приглядели себе невест, всем строили избы сообща, через десять лет здесь была уже большая деревня, назвали её Васильевской в тот год когда у Варсанофия родился сын Василий, будущий святой Тихон Воронежский.

Петропавловская Кирюгская приходская церковь находилась на северо-восточном берегу озера Воже (село Кирюга)

(Из архива 1916 года) В 1916 году на погосте стояла деревянная церковь. Престол в холодном храме освящен во имя апостолов Петра и Павла, престолы теплой церкви освящены во имя святителей Митрофана и Тихона Воронежских.

Приписных часовен не было. Приписная церковь одна – Спасская Вожеозерская на острове.

Кирюгский приход Новгородской епархии составляли деревни Печенгской волости Кирилловского уезда Васильевская, Волохтома, Лихачева, Сидоровская и Новоспасская на острове озера Воже.

Место Петропавловской Кирюгской церкви и деревни прихода (кроме Новоспасской на острове Спасский) по состоянию на 1916 год показаны на карте 1968 года.

В семье псаломщика Петропавловской Кирюгской церкви 30 января 1855 года родился Василий Варсонофиевич Никаноров – будущий новомученик Тихон. Начался его жизненный путь в селение Кирюга Новгородской губернии, окончил Кир


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.068 сек.)