|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы и формы театральной деятельности в начальной школеПедагогический процесс не ограничивается обучением. Всё, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной деятельности, в частности в театральном школьном коллективе, позитивно влияет на формирование межличностных отношений младших школьников. Знание средств и методов воспитания обеспечивает, казалось бы, успех в осуществлении педагогического процесса. Ведь в любом деле для достижения успеха необходимы средства и знания методов их использования. Конкретные способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на решение воспитательной задачи, получили название методов воспитания. Метод – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.[20] Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются: метод моделирования ситуаций, метод творческой беседы, метод ассоциаций. Метод моделирования ситуаций предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности. Метод творческой беседы предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога. Метод ассоциаций дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы. Формы – это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения. [20] Жизнь театрального искусства в школе (урок театра, факультатив по театральной культуре или любительский театральный коллектив) – это всегда основание для межличностного общения младших школьников, возможность размышлений об искусстве и жизни, это творческий процесс знакомства с искусством и постижения законов театра, усвоения определенных знаний о нем. Театральное образование и воспитание младших шкошьников направлено на: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков театрально-исполнительской деятельности, накопление учащимися знаний об искусстве театра. Эти три направления переплетаются и дополняют друг друга. Театральная терминология усваивается лучше, если опирается на зрительский опыт или на опыт собственной исполнительской деятельности. Исполнительское же творчество, в свою очередь оценивается по критериям, освоенным в процессе накопления зрительской культуры. [21] Организация театрально-творческой деятельности школьников в каждом классе реализует указанные направления работы в той степени, которая соответствует возрастным интересам и возможностям детей. Каждое из направлений может развиваться следующим образом. В области воспитания основ зрительской культуры: - формирование представления о «составляющих» художественного образа в театральном искусстве; - формирование представления о характере человека (героя, персонажа) как об особенном поведении; - формирование представления о творческой интерпретации пьесы при ее постановке на сцене; - формирование представления о мизансцене как языке театрального спектакля. В области развития навыков театрально-исполнительской деятельности: - организация произвольного внимания (зрительного, слухового); - знакомство с элементами исполнительской деятельности; - освоение средств выразительности театрального искусства; - навыки коллективной работы при подготовке театрального спектакля (или сцен и фрагментов). В области накопления знаний об искусстве театра: - освоение терминов и понятий театрального искусства; - знания о разных театральных профессиях; - формирование представления о разных видах и жанрах театра; - знакомство с драматургией как особым родом литературы, предназначенным для сцены. Поступление ребенка в школу создает объективные условия для целенаправленного приобщения детей к театру. Важно, чтобы с первого класса началось накопление того минимума театральных впечатлений, который бы явился основой для эстетического развития и последующего систематического художественного образования ребенка. Подготовку детей к восприятию театрального спектакля возможно осуществлять непосредственно в процессе их собственной деятельности на уроках. Но педагогу необходимо создать определенные условия для такой работы: использовать на занятиях с детьми элементы театрального костюма, реквизита, декораций, а также воспроизводящую аппаратуру или музыкальные инструменты. Театр позволяет создать психологически комфортную атмосферу занятий. Театральные упражнения, которые дети выполняют на уроках, направлены на реализацию следующих целей: - погружают детей в присущую этому возрасту стихию игры, сглаживая рамки урока; - развивают у детей внимание, воображение, мышление, волю, память (так необходимее ребенку для дальнейшего успешного обучения и искусства); - развивают и поддерживают познавательные потребности ребенка; - создают для ребенка привычную игровую атмосферу, позволяющую ему плавно перейти от одной ведущей деятельности (игры) к другой (учебной). Включение театральных методик в урок театра не должно сводиться к подготовке выступлений, хотя такая форма работы может быть возможна и даже в некоторых случаях полезна. У учащихся девяти лет возможно воспитание более осознанного эстетического отношения к окружающий действительности и произведениям искусства. В этом возрасте у школьников появляется более устойчивый интерес к отдельным видам искусства, ярче проявляются способности к определенному роду творчества. Дети в состоянии предъявлять более осознанные требования к качеству своей художественной деятельности. [11] В младшем школьном возрасте занятия театром помогают развитию: внимания, памяти, мышления. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие всех свойств внимания: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Например, задания, в которых нужно точно повторить или дополнить исполнение этюда, показанного товарищем; игры или задания, в которых каждый должен выступить только в свое время и на своем месте; послушать звуки улицы, дома, комнаты и поделиться с ребятами услышанным и т.д. Младший школьный возраст сенситивен для становления произвольного запоминания, то есть памяти. Ребенок может с помощью взрослых овладеть приемами смыслового, логического запоминания. На театральных уроках очень полезно заниматься сочинением маленьких сказок и их дальнейшим разыгрыванием. Этот вид работы может способствовать развитию не только логической памяти, но и воображения, мышления. Очень полезны игры в ассоциации, упражнения на память физических действий. С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки, с умения сопоставлять один предмет с другим, обладающим иными свойствами. Для развития умения выделять различные свойства явлений и предметов полезно делать театральные упражнения, в которых можно отыскать причины тех или иных явлений, например, при анализе пословиц и поговорок. В младшем школьном возрасте начинает формироваться рефлексия, поэтому так важны на театральных занятиях выполнение действий контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает. [16] Понятие о предлагаемых обстоятельствах хорошо закрепляются в процессе работы с учащимися над «вежливыми действиями». Вежливое поведение тренируется в разных обстоятельствах: надо вежливо позвать человека, надо вежливо спросить, вежливо ответить, сделать замечание, обсудить и т.п. Очень полезно сочинять и проигрывать разные жизненные ситуации и истории, где выполняются «вежливые действия». Учениками должно быть практически освоено понимание того, что поведение, действие являются выразительным языком актера. [21] Особое внимание следует уделять театральным занятиям, которые формируют у детей представления об образе героя в театре. Наблюдения в окружающей действительности (на улице, в транспорте, в школе, в магазине и т.д.) позволяют обратить внимание учеников характерность и особенности в отличиях поведения разных людей. Межличностные отношения младших школьников в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей; театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей и требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать; жизнь театрального искусства в школе – это основание для межличностного общения учеников. Таким образом, выбор методов и форм педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные воспитательные задачи, возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |