|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Древнекитайская философия. Подчиненность философии к политической и моральной практикеПодчиненность философии к политической и моральной практике. Вопросы этики, ритуала, управления государством, построения идеального общества, упорядочивания отношений между верхами и низами – доминирующие. Философы – министры, садовники, послы – на руководящих постах. Одна из главных линий философии - цепь «знание – действие - нравственность». Знание отбиралось, оценивалось в первую очередь с нравственного совершенствования человека. Высшее знание – знание о добродетелях великих людей. Специфика: оторванность философии от конкретных научных знаний, не эмпирическая, а теоретическая. Прикладные наблюдения – низко, недостойно мудреца. Противостояние философии и естествознания, естествознание второстепенно. Пагубно сказывается на естественных науках. Дело одиночек. Философия недооценивала естествознание, это обернулось недостаточной развитостью космогонических представлений. Картина мира своеобразна: учение о пяти первостихиях. Вода, огонь, земля, дерево, металл. Обращенность философии к прошлому. Идеализация глубокой древности. Культ предков. Признание влияния умерших, их духов на жизнь потомков. Тесная связь с мифологией. Зооморфный характер богов, духов. Важнейший системообразующий элемент мифологии – небо, божественная сила неба. Древние китайцы свято верили, что всё в мире зависит от воли Неба, всё, что окружает их – это Поднебесная. Сыном неба выступал император. Его почитали как высшего посредника между небом, небесными духами и людьми. Отношение древнекитайской философии к религии: если взять средневековую философию, она – служанка религии, в Китае религия проходила тест на философское обоснование, чтобы быть принятой обществом, более того, сама философия могла превращаться в религию. Ярчайший пример – Конфуцианство, канонизированное учение. К особенностям древнекитайской философии относят слабую разработку логики, мышления, познания. Иероглиф – дополнительное препятствие для развития этого. Социально-этические проблемы – главенствующие в философии. В первую очередь проблема умиротворения общества рассматривалась философами, а также проблему эффективного управления государством. Исторически сложилось: развитие Китая долго шло обособленно от Европы. Знали Китайцы об окружающем мире очень мало, это способствовало появлению в Китае представления о том, что Китай – в центре мира, а остальные страны как бы в вассальной зависимости от Китая. Марко Поло совершил настоящее открытие Китая. С легкой руки миссионеров Китай то представал то как страна оригинальных неповторимых традиций, где люди живут по иным социальным законам, то как страна, в которой сохранились в первозданном виде моральные принципы. Расцвет древнекитайской философии приходится на 3-6 века. Лао-Цзы, Конфуций, Мо-Цзы, Шан Ян и другие. Конфуций жил в 6-5 веках н.э., и Конфуцианство – визитная карта китайской философии в целом. Главный труд Конфуция – Лунь Юй, суждение-беседа, собрание нравственных поручений, систематизированный его учениками. Каждый образованный китаец стремится знать эту книгу наизусть. Высшая сила судьбы для Конфуция – Небо. Небо по Конфуцию следит за справедливостью на Земле и Небо определяет для каждого человека его место и роль в обществе. Только при соблюдении воли Неба государство становится сильным, о общество – богатым. Первейшая обязанность каждого – выполнять волю Неба. Конфуций сказал, ч то познал волю Неба в 50 лет и стал проповедником. Вопрос воспитания нравственности человека – главные. Каждый индивид должен жить в согласии с людьми, быть человеколюбивым, знать золотую середину между несдержанностью и осторожностью. Человеколюбие – золотая середина – составляет правильный путь, правильный путь называется Дао, ему должен следовать всякий. Важнейшее качество воспитанного человека – благопристойность(соблюдение приличия, ритуалов), Главное моральное правило конфуцианства – не делай другому того, чего не желаешь себе, так ты не сотворишь зла ни в семье, ни в государстве. Сдерживать себя, соответствовать требованиям ритуала – это и есть человеколюбие. Конфуций разработал учение под названием Сяо, в переводе «сыновья почтительность». Государство – это большая семья, а семья – это малое государство. Любой родитель в семье, начальник на работе, государь – непререкаемый авторитет. Правитель по Конфуцию – это отец, народ – его дети. Правитель поставлен управлять самим небом. Ключ к правильному управлению народом в силе нравственного примера. На нравственном примере держится доверие. Во 2 веке до н.э. Конфуцианство приобретает статус официальной идеологии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |