АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аристотелевская философия. Введение

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I. Введение
  3. I. ВВЕДЕНИЕ
  4. I. Введение
  5. I. Введение
  6. I. Введение
  7. I. Введение
  8. I. Введение
  9. I. ВВЕДЕНИЕ.
  10. II. ВВЕДЕНИЕ
  11. VI. Введение в анатомию массового человека
  12. VI. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА

 

Философия Аристотеля вытекает из Платоновой филосо­фии, так же как последняя вытекала из учения Сократа. Правда, Аристотель исследует учения всех предшествовавших философов, как и Платон; он критикует их всех; но в своих взглядах на пред­шествовавшие учения сходится с Платоном. В некоторых отно­шениях его система есть совершенный платонизм, в других она существенно противоположна этому учению.

Платон и Аристотель – оба философы умозрительные, исходящие из основных начал Сократа: оба они, несмотря на зна­чительные различия, в сущности имеют один и тот же взгляд на самую природу знания: в их глазах знание имеет свое начало в разуме (ναυζ αρχή επιστημηζ), в понятиях, а не в ощущениях. Ис­тинное знание есть логическое знание, которое достигается по­средством исследования понятий, их образования и сочетания. Понятиями постигается действительное в вещах, их неизменная сущность, их конечное основание, всеобщее и необходимое в них. И эта сущность вещей, то, что в них истинно и действительно, заключается в общих началах, в родовых формах или видах – είδη, которые составляют содержание наших понятий. Таким образом мы находим здесь принципиальное согласие. Филосо-

 


Аристотель 409

фия Аристотеля точно так же, как философия Сократа и Плато­на, является наукой понятия. Все единичное, частное сводится индуктивным путем к всеобщим понятиям.

Но вместе с тем особенности Аристотелевой философии объясняются ее противоположностью платонизму. Платон искал познания, истины, красоты в сверхчувственном мире, Аристо­тель – в изучении мира действительного. Платон противопо­лагает идеи – миру явлений, ложному, призрачному, раздроб­ленному отражению истины. Аристотель, напротив того, при­знает действительность мира явлений. Платон – философ идеа­ла, Аристотель – реалист, философ действительности. Но он реа­лист не потому, чтобы он отрицал идеал, а потому, что он не противополагает понятия – действительности, идеи – вещам: идеи не противополагаются миру, но осуществляются в нем, наполняют его. "Сущность вещей не может быть отрешена от того, чего она есть сущность", – говорит Аристотель. Вся его полемика против Платона основывается на том, что идеи, находящиеся в "умном месте" за пределами действительности, не объясняют вещей, не наполняют их, но лишь удваивают, пов­торяют их собою. На самом деле, если они суть живые силы, то ими должно определяться всякое движение, развитие, жизнь, все действительное. Для Аристотеля, как и для Платона, общее пред­шествует частному, определяет частное (как всякая вещь логиче­ски определяется общими признаками и понятиями); но именно поэтому общие формы (эти γένη χαι είδη), соответствующие на­шим понятиям, суть живые силы, имеющие полную действитель­ность, а не отвлеченный идеал, который никогда и никоим образом не может осуществиться в действительности. Из этой особенности основных воззрений Аристотеля объясняются и ме­тодологические отличия его от Платона. В своем реализме он яснее различает между теоретическим и практическим. Вместе с тем, не полагая непроходимой бездны между действительностью и идеалом, между явлением и понятиями, Аристотель не проти­вополагал опыта умозрению; примирение опыта и умозрения, их гармонический синтез – вот верховный научный принцип Арис­тотеля. Поэтому диалектика понятий утрачивает для Аристоте-


410 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

ля то верховное метафизическое значение, которое она имела при Платоне: то, что подлежит исследованию, объяснению, позна­нию, что возбуждает в нас изумление, это – действительность. Поэтому философия должна познавать эту действительность и сводить ее к таким началам и принципам, которые на самом де­ле соответствуют ей. И Аристотель стремится к всестороннему исследованию данных опыта, к изучению явлений, прежде чем восходить к общим началам. В естествознании он отвергает за­конность априорных, диалектических соображений о приро­де: он требует естественно-исторического изучения (φυσιχφζ σχοπειν).

Диалектика, или наука о понятиях, превращается у Арис­тотеля в логику. Она не есть метафизическая наука о сущем, как у Платона, а наука о формах мышления и познания. Вместе с тем эмпирическое знание приобретает для Аристотеля самостоятель­ную цену.

Философия Аристотеля обыкновенно делится на теорети­ческую и практическую. Сам Аристотель признавал еще одну часть – поэтику, которая имеет предметом творческую, произ­водящую действительность. Теоретическая философия, в свою очередь, делится на математику, физику и метафизику, практиче­ская – на экономику, этику и политику. Вероятно, это деление установлено не самим Аристотелем, но было принято уже впо­следствии в его школе.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)