АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Судьба учения Гераклита и его оценка

Читайте также:
  1. D.2 Оценка практического экзамена на 1-й и 2-й уровни – руководящие указания по взвешенным процентам
  2. http://vk.com/topic-55967811_28451351Родители, бабушки и дедушки, и все кому не безразлична судьба Валюши
  3. I. Цель и задачи изучения дисциплины
  4. II. Оценка располагаемых водных ресурсов объекта.
  5. IV. КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ И ИСТОКИ УЧЕНИЯ ОБ АТОМЕ
  6. V этап. Оценка результатов
  7. V этап. Оценка результатов
  8. V этап. Оценка результатов
  9. V этап. Оценка результатов
  10. VII. ОЦЕНКА СЕЛЬХОЗУГОДИЙ
  11. Vitam regit fortuna, non sapientia - Жизнью управляет судьба, не мудрость
  12. А) Расчеты платежными поручениями

 

Философия Гераклита быстро распространилась и стала известной мыслящим грекам. Не более, как через 20 лет по написании Гераклитом его книги, Парменид полемизирует против нее на противоположной окраине греческого мира, а вскоре затем Эпихарм в Сицилии потешается над учением о всеобщем изменении вещей. Влияние Гераклита в древности было весьма велико. Стоическая школа, возникшая в конце IV в., перерабатывает его философию, и в умственном росте Платона Гераклит имел важное значение: первым учителем Платона был последователь Гераклита Кратил.

 

13. Ср. Clem. Ctrom. I, 65, p. 354, где говорится отом, что Гераклит не последовал предложению Дария, звавшего его к себе, очевидно, не в качестве философа, а в качестве противника господствовавшей в Эфесе демократиче-ской партии.


158 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии______

Помимо умозрительного монизма, позднейшие философы, как Гегель, нередко искали у Гераклита идею единства проти­воположностей в абсолютном, или идею абсолютного как про­цесса. Эти идеи, выраженные в чувственных материальных об­разах, трудно, однако, передать в их первоначальном смысле в отвлеченных терминах позднейшей философии. "Абсолютное" Гераклита есть огонь – вещественная стихия, которую, с точки зрения современной мысли, "абсолютным" назвать нельзя. Конк­ретность мышления Гераклита, который оперирует с образами скорее, чем с понятиями, затрудняет и задачу критика, который неизбежно стремится свести эти образы к понятиям. И древние, и новые критики отмечают, что Гераклит сводит бытие к быва­нию, что он представляет себе абсолютное сущее как процесс. Исключительно взятая, такая концепция сущего, очевидно, является односторонней. Если "всетечет и ничто не пребывает", то нет ничего тожественного: "все есть и не есть", а с такой точ­ки зрения легко прийти к отрицанию закона тожества (А=А); все истинно и ложно зараз, никакое познание не возможно, ни о чем нельзя утверждать ничего, так как все изменяется. Такие выво­ды делает Аристотель, критикуя Гераклита; к подобным же вы­водам приходили из посылок Гераклита иные софисты, а также и скептики. К числу последних можно причислить и вышеупомя­нутого учителя Платона, Кратила, который утверждал, что не только дважды нельзя войти в один и тот же поток, но и однажды. По словам Аристотеля, Кратил для выражения своего крайнего скептицизма уже не говорил, а только двигал пальцем, знаме­нуя вечное движение. Очевидно, преподавание его не ограничи­валось этим приемом наглядного обучения.

Можно возражать против передачи Гераклитовой фило­софии языком отвлеченных понятий; она искажается в прокру­стовом ложе современной философской терминологии. Но, в общем, та характеристика, которую ей дают со дней Платона и Аристотеля, представляется правильной, а следовательно, эта "философия огня" действительно является выражением од­носторонней концепции Сущего. Поэтому нас не должно удив­лять, что на другой окраине греческого мира развилось другое, диаметрально противоположное учение.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)