АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древняя Академия

Читайте также:
  1. Академия вампира. Книга вторая: Ледяной укус
  2. ВИТЕБСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
  3. Возникновение христианства и древняя церковь
  4. ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
  5. Глава 9. Древняя легенда саамов
  6. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В РЯДУ СОВРЕМЕННЫХ ЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЗАПАДА И ВОСТОКА. IX-XIII ВЕКА.
  7. Древняя армия в Германии
  8. Древняя армия в Испании
  9. Древняя география
  10. Древняя Греция
  11. Древняя Греция

 

Школа, основанная Платоном – Академия, продолжала существование и после его смерти, сохраняя прежнюю организа­цию. Во главе ее стоял схоларх – преемник умершего учителя. Ни один из академиков не обладал тем философским духом, ко­торый был погребен не только для нового развития платонизма, но даже для истинного понимания Платоновой мысли. Несмотря на значительные отклонения, школа застыла на той ступени, на которой оставил ее учитель. В теоретической философии ака­демики все были скорее пифагорейцами, чем платониками. В области нравственной философии они далеко ушли от Сократо-ва радикализма и всего ближе подходили к тому нравственному учению, которое мы находим в "Филебе" и "Законах". Таков был общий характер древней Академии.

Первым преемником Платона был его племянник Спев-сипп, по смерти которого управление школой перешло к другому

 


Платон 397

ученику Платона, Ксенократу. Последний пробыл в должности схоларха около 25 лет (339 – 314). Из других непосредственных учеников Платона, кроме Аристотеля, известнейшие суть: Гераклит Понтийский, Филипп Опунтский, Евдокс Книдский. Все они с разными оттенками и изменениями примыкают к преобра­зованному пифагорейству.

Спевсипп несколько выше ценил значение чувственного опыта (επιστημονιχη αισΦησιζ), чем Платон. Он признал неко­торую достоверность опыта и придавал ему большее теоретиче­ское значение. Это уже представляет собою как бы переход к Арис­тотелю. Впрочем, отрывки из сочинений Спевсиппа, сохранив­шиеся до нас, отличаются пифагорейским характером. Идеи за­меняются числами; основанием всего существующего является "единое и многое", причем Спевсипп отличал "единое" и от разума и от блага, с которым, по-видимому, отожествлял его Платон. Спевсипп признавал душепереселение; в этике он сле­довал позднейшему учению Платона, признавая, что блаженст­во человека обусловливается гармоническим развитием его естественных способностей.

Ксенократ все существующее производил из единого и беспредельного -– нечета и четного (αοριστοζ δυαζ –"двоица" пифагорейцев). Из этих начал возникают идеи, которые Ксе­нократ отожествлял с числами. Ксенократ, кажется, первый раз­делил философию на диалектику, физику и этику; в древности он был известен как нравственный философ. Свои этические взгляды, сходные с воззрениями Платона, он изложил в много­численных сочинениях, которыми в значительной степени под­готовил стоическую философию. Душу Ксенократ считал "дви­жущим себя числом" и учил о мировой душе в духе "Тимея". Он верил в душепереселение, в злых и добрых демонов, проповедо­вал воздержание от мясной пищи; по-видимому, миросозерцание его носило религиозно-мистический характер.

Другие академики, как Филипп или Евдокс Книдский, были более математиками и астрономами, чем философами. Филипп учил, что математика и астрономия дают нам высшее знание: они научают правильному представлению о богах и истинном бла-


398 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

гочестии. Он признавал демонов, посредников между миром и богами (но мифологических богов он отвергал), и разделял позд­нейшее мнение Платона о злой мировой душе. Высшим предметом умозрения считал звезды и числа: посредством их душа освобож­дается от земного бытия, делаясь нравственной, и, просветлен­ная, возвращается на небо.

Гераклит Понтийский был последователем пифагорейца Экфанта. Началом всего он признавал телесные частицы – монады, из которых божественный ум слагает мир. Подобно Экфанту, Гераклит признавал суточное обращение Земли вокруг своей оси и видел в Меркурии и Венере спутников Солнца.

В этом духе продолжалась деятельность Академии вплоть до Аркесилая (315 – 241), который существенно изменил харак­тер ее учения, преобразовавши его в особого рода скептицизм. На этом философе и кончается развитие древней Академии, веду­щей свое начало непосредственно от Платона. Мистика, матема­тика, популярная мораль и скептицизм, отчаяние в возможнос­ти разумного познания истины – вот что осталось от отвлечен­ного идеализма Платона в среде его ближайших учеников и преем­ников.


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)