АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Четыре причины

Читайте также:
  1. FOUR SEASONS COLLECTION Коллекция ЧЕТЫРЕ СЕЗОНА
  2. IV Четыре дня до съемок. Воскресенье
  3. Q.50 Обратитесь к выставке. НОК техником на провайдера входит в команду, показанную. Назовите две причины, чтобы использовать эту команду? (Выберите два.)
  4. Supinum. Perfectum indicativi passivi. Четыре основные формы глагола
  5. А) для выражения причины или доказательства
  6. А) значение речи для психического развития и причины речевых дефектов.
  7. А) Причины незавершенности реформы
  8. Аарон молчит секунды четыре.
  9. АВТОРИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ: ПРИЧИНЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
  10. Атрофия зительного нерва. Причины, диагностика лечение.
  11. Африкан, сорок четыре года, протопарторг
  12. Аффективные причины

 

Рассматривая своих предшественников, Аристотель стре­мится выяснить, какие самые общие определения сущего они да­вали. Как они понимали сущность вещей, самые первые начала и причины всего существующего? Сначала ионийские физики признавали началами всего существующего то, из чего все про­исходит и во что все разрешается, или материю, из которой все происходит и в которую все разрешается, тот субстрат измене­ния, который остается неизменным во всех видимых изменениях

– вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита и др. Вско­ре заметили, однако, что одной стихией не обойдешься, из еди­ного однородного вещества не объяснишь различия вещей; и вот стали признавать множество разнородных материальных элементов, из которых складываются вещи и на которые они разлагаются – четыре стихии Эмпедокла, которые он уподоблял четырем основным краскам на палитре художника, гомеомерии Анаксагора, атомы Демокрита.

Но и этого оказалось мало: из одного субстрата вещей, из одного материала природы столь же мало можно объяснить их действительное изменение, движение, развитие или возникнове­ние их форм, их родов и видов. Как объяснить данную статую из того мрамора или меди, из которой она сделана, или данный дом

– из того леса, из которого он построен? Существует причина изменения, которую нельзя отожествлять с субстратом измене­ния: существует лес; но сам по себе этот материал как таковой еще не объясняет ту движущую силу, которая привела его в дан­ную форму. Движение не сводится к веществу; оно имеет нача­ло, отличное от вещества, от материала; или, точнее, оно имеет нематериальное начало. Это мы видели, разбирая учение Анак­сагора и Демокрита: из атомов, из непроницаемости и плотности атомов, из их фигуры, из геометрических свойств тел, движение


Аристотель 419

не объясняется. И вот, наряду с материальным началом, грече­ская философия, еще до Аристотеля, признает нематериальное начало движения (αρχή τηζ μεταβοληζ или σθεν η αρχή τηζ χινησεωζ).

Но это еще не все. Рассматривая различные виды причин­ности, Аристотель находит, что есть действия, которые обуслов­ливаются не своим началом, а своим концом, и объясняются толь­ко из своего конца, составляющего их цель. Если ребенок видит в первый раз рыболова, он не понимает, зачем он делает удочку, зачем он идет к воде, зачем он насаживает приманку на крючок, бросает его в воду и сидит в молчании у воды, не понимает до тех пор, пока действия рыболова не придут к концу. Всякое разум­ное человеческое действие объясняется из своего конца, из своей цели. Отсюда новый вид идеальной или конечной причинности, новый вид причины – цель, τελοζ, το ου ενεχα – "то, ради че­го" совершаются различные действия. Этот вид причинности, действующий по целям, или теологической, конечной причин­ности, наблюдается, однако не в одних человеческих действиях: по целям действуют животные, по целям действуют их бессозна­тельные инстинкты; цели преследует художник, воплощающий свои представления в данном ему материале, цели преследует и вели­кая бессознательная художница-природа в своем органическом творчестве. Проводя эту аналогию, Аристотель постоянно ука­зывает, что нельзя рассматривать природу как мертвый меха­низм: в ней есть причинность, действующая по целям, – отсюда понятно и разумное устройство природы. Поэтому природа допускает телеологическое объяснение, подобно тому как отдель­ные органы живых существ объясняются из их цели, из их назна­чения в общем строении, в общей жизни целого. Наконец, есть еще один вид причин, еще одно начало действительности, кото­рое также не сводится к материи: это начало есть вид, или фор­ма. В самом деле, из материи не объясняется форма материи, ее вид или род; из субстрата изменения не объясняется та оконча­тельная форма, которую он (субстрат) получает; например, ста­туя есть форма меди, медь – форма или вид материи. Платон, как известно, сводил все видовые и родовые формы вещей,


420 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

мыслимых в наших понятиях, к идеям, доказывал, что роды и ви­ды суть общие начала, которые не могут сводиться к единичным и преходящим чувственным, материальным вещам. Аристотель также признает роды и виды (γένη χαι είδη) или родовые или ви­довые формы за реальные и всеобщие начала, определяющие со­бою индивидуальные вещи.

Когда мы спрашиваем себя, что такое есть данная вещь (τι εστί; или τι ην το πράγμα τούτο;), то в ответ на этот вопрос мы определяем данную вещь по ее родовой или видовой форме, – например, статуя, стол, человек. Эта форма и составляет сущ­ность этой вещи – ее το τι ην είναι, выражаясь термином Аристо­теля.

Итак, вот каковы четыре вида причин, которые Аристотель находит у предшествовавших ему философов.

1. Материальная причина (υλη, το υποχειμενον), которая является субстратом всякого изменения, из которой возникают все вещи и в которую они разрешаются; это – первопричина ионий­ских физиков.

2. Та, откуда начало движения (όθεν η αρχή τηζ χινησεω ζ), например, ум Анаксагора.

3. Противоположная второй – конец движения или дейст­вия – το ου ενεχα – "то, ради чего" что-либо совершается, или благо Платона (как конечная цель всякого генезиса и движения).

4. Форма, составляющая определенный вид вещи, сущность, у Аристотеля το τι ην είναι* (ср. Ме1. 1, 3).

Рассматривая учения своих предшественников, Аристотель указывает, что все они признавали какие-либо из только что названных причин, причем, по его мнению, главнейшим недос­татком "первой философии" этих предшественников была их односторонность. Они ограничивались отдельными видами, отдельными родами причин, забывая об остальных. Так, древней­шие физики и атомисты все сводили к материальному началу; Анаксагор, пришедший впервые к учению о Разуме как первом

 

* То τι ην είναι всякой вещи есть ее суть, то, что она есть действительно и что постигается разумом, как ее истинное, подлинное είναι; истинное определение вещи есть понятие этой сущности. Τι τν употребляется здесь, как, напр., в воп­росе τι ην το πράγμα τούτο – что это за вещь?

 


Аристотель 421

двигателе, не видит в разуме конечной причинности. Наконец, Платон, в своем противоположении формы и материи, забывает производящую причинность – "начало движения".

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)