АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология атомистов

Читайте также:
  1. Глава 1. Социальная психология: как это делается
  2. Гуманистік психология
  3. Ежелгі психология
  4. Индивидуальная психология А. Адлера
  5. Инженерная психология
  6. Исправительно-трудовая психология и методы психологического воздействия на заключенных
  7. Квантовая психология
  8. Когнитивная психология (Зубенко)
  9. Космология атомистов
  10. Лебон Г Психология народов и масс
  11. Лекция 2. «Биологическая и психологическая подструктуры личности. Психология познавательных процессов»
  12. ЛЕКЦИЯ № 19. Медицинская психология. Способы диагностики и лечения в психологии

 

Поскольку все чувственные качества предметов суть лишь функции величины, фигуры и расположения атомов, их сос­тавляющих, ставится проблема объяснения наших чувственных восприятий из посылок механической атомистики. Всякое дейст­вие одного тела на другое объясняется лишь посредством сопри­косновения или толчка. Все наши чувства, посредством которых мы воспринимаем вещи, являются, с этой точки зрения, разно­видностями осязания. Но если в осязании в тесном смысле мы приходим в непосредственное соприкосновение с предметом, то в других чувствах восприятия посредствуются атомными исте­чениями или токами, которые переходят из всех предметов и, попадая в наше тело через посредство соответственных органов чувств, порождают в нас впечатления или восприятия. Так, Демо­крит объясняет зрение (подобно Эмпедоклу) при помощи истече­ний, исходящих от видимых предметов и сохраняющих образ этих последних; он так и называет их образами, или "идолами" ( _________ ): они проникают через глаза в наше тело*. Точно так же объясняется звук: атомное истечение, исходя из звучащего тела, приводит в колебание однородные с ним атомы воздуха и про­никает в наше ухо как орган, наиболее приспособленный к вос­приятию звуков. Точно так же объясняются запах и вкусовые явле­ния, например, острый, кислый вкус объясняется остротою очер­таний атомов, режущих, колющих вкусовые органы. Наше мыш­ление по существу не отличается от чувственности; и хотя Демо­крит резко противополагает "подлинное" рациональное позна­ние "темному" или "незаконнорожденному" чувственному позна­нию, он видит и в том, и в другом лишь физические изменения или движения душевных атомов.

* ___________ – призрак, призрачный образ. Поскольку и из самого глаза нашего исходят истечения, образы видимых предметов изменяются ими. "Образы", однако, проникают в глаз не непосредственно: они приводят в движение воздух, отделяющий нас от них, и сообщают ему свой оттиск.

 


Глава VIII. Атомисты 207

Таким образом, материалистический принцип проводится и в психологии. Учение об атомных истечениях получило широ­кое развитие и приложение: весь мир полон образами, призрач­ными "идолами" вещей; живые существа, одушевленные "круг­лыми атомами", могут иметь и живых идолов. Сновидения, ясно­видение, телепатические явления получают естественное материа­листическое объяснение при помощи этой гипотезы. Сновидения (точно так же как и явления призраков) объясняются при помощи "идолов", наполняющих атмосферу. Каждый из них действует на нас, но в состоянии бдения мы воспринимаем лишь наиболее энергичные действия, наиболее сильные впечатления, получае­мые через господство специальных органов чувств. Во время сна, когда закрываются поры этих органов, когда наше сознание не отвлекается более сильными, грубыми токами или образами, ког­да вследствие ослабления притока жизненных атомов слабеет пси­хическое начало внутри нас, нами овладевают более слабые, неза­метные в бодрственном состоянии образы самых отдаленных во времени и пространстве вещей. Таким образом объясняются вещие сны, явления призраков. Мало того, при помощи мате­риальных токов Демокрит объяснял явления произрождения и наследственности в размножении организмов, высказывая неч­то вроде "гипотезы пангенезиса": по его мнению, семя заключает в себе истечение от всех частей родительского организма: __________________________________________________



___________________________________________________

Не ограничиваясь земными организмами, атомисты до­пускают существование живых существ, превосходящих человека размерами, красотою и вместе тонкостью своего телесного строе­ния и разумностью – таковы боги Демокрита, "живые идолы", или образы, населяющие атмосферу.

Таким образом, сами явления богов получают естествен­ное объяснение. Все в мире объясняется одними и теми же естест­венными материальными причинами, и те явления, которые счи­таются духовными или сверхъестественными, не составляют


Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

исключения. "Никакая вещь не происходит без причины, но все – из основания и в силу необходимости", – говорил еще Лев­кипп (fr. 2) в своем сочинении о духе или уме (_. ____ ). Случай есть лишь неизвестная человеческому разуму причина (Aet. I, 29, 7), и древние, в неведении истинных причин явлений, приписыва­ли их либо судьбе, либо богам, – когда эти явления представля­лись им особенно грозными и величественными (Sex. adv. math. IX, 24). На самом деле и начало всякой жизни и разумности (круг­лые атомы) есть начало естественное и материальное, и сами демоны, являющиеся людям во сне или видениях, суть естествен­ные материальные образования, происходящие путем сцепления атомов и подлежащие разложению. Научное исследование откры­вает за мифологическими представлениями силы природы. Так, Зевс отожествляется с эфиром (fr. 30) – совокупностью огнен­ных атомов, разлитой по всей природе, оживляющей все, дающей всему разум; по этой же причине божественны и разумны светила небесные. Сама мифология Гомера допускает, по-видимому, фи­зическое истолкование (напр., fr. 25). Освобождение человека от ложных религиозных представлений и суеверных страхов, в особенности от страха смерти – одного из величайших зол чело­веческой жизни – вот великий дар философии. "Многие люди, не ведая о разложении смертной природы и в сознании козней человеческой жизни, мыкают век свой в тревогах и страхах, сла­гая лживые басни о том, что будет после смерти" (297). Материа­листическое учение как врачевание суеверия – мотив, впослед­ствии усвоенный и развитый Эпикуром и его последователями.

‡агрузка...

Мораль Демокрита

Среди произведений Демокрита немаловажное место занимают нравоучительные трактаты, из которых сохранилось немало фрагментов вероятной подлинности. Судя по этим остаткам, в Демокрите всего менее следует видеть второго осно­вателя этики или нравственной философии наряду с его вели-

 


Плава VIII. Атомисты 209

ким современником Сократом. Мораль Демокрита выражается в отдельных сентенциях; он такой же "гномик", как и все пред­шествовавшие ему греческие моралисты, как Гераклит, напри­мер, хотя его трезвые афоризмы не отличаются творческой ориги­нальностью и той непосредственной цельностью, которая от­личала великого эфесского мыслителя и связывала в единое и нераздельное миросозерцание его философские и нравственные воззрения. У Демокрита нет попытки связать физику и мораль, выработать систему нравственной философии. Он просто выс­казывает свой нравственный идеал, результаты своего житей­ского опыта и своего размышления, на котором несомненно отра­зились и его литературные знания – его чтение (поэты, тот же Гераклит), а также и сама его философия, его любовь к науч­ным занятиям, к "теории", поскольку ею определялся его жиз­ненный идеал.

Благо человека не в удовольствии, как часто учили впослед­ствии материалисты, а в благодушии ( __________ ) или благом состоя­нии ( ____________), невозмутимости ( ___________ ) души. "Самое лучшее для человека провести жизнь, возможно более благодушествуя и как можно менее печалясь; и он достигнет этого, если не будет искать наслаждения в том, что смертно" (189). Удовольствие и неудовольствие есть граница между полезным и вредным (4) – они суть нечто среднее между тем и другим, и человек должен отказываться от всякого удовольствия, которое ему не полезно (74): таковы плотские удовольствия, минутные и преходящие, оставляющие вечно неутолимые желания, а в случае излишеств – долгие продолжительные страдания (235). "Благодушие (или благонастроение) дается людям умеренностью в наслаждении и соразмерностью жизни. Недостаток и излишек охотно переходят один в другой и причиняют душе великие потрясения. А те души, которые движутся между великими противоположностями, не обладают ни благоустойчивостью, ни благонастроением. Поэтому надо направлять свою мысль на достижимое и пользоваться тем,


210 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии_______

что имеешь, мало думая о тех, кому завидуют и удивляются, и не гоняясь за ними мысленно, а скорее взирать на судьбу несчастных, проникаясь перенесенными ими бедствиями, чтобы настоящее твое положение показалось тебе великим и завидным, и чтобы душе твоей не пришлось мучиться в желании больших благ... (191). Тот, кто хочет жить благодушно, не должен браться за многое ни в частной, ни в общественной деятельности, но что бы он ни делал, он не должен браться за то, что сверх его сил и природы; следует иметь такую осторожность, чтобы, даже если счастье повезет и превознесет по видимости, так даже и в таком случае не полагаться и не хвататься за то, что выше сил. Ибо добрый достаток вернее большого избытка" (3). Таким образом, Демокрит следует за­ветам общегреческой мудрости, которыми высказывается столь­ко раз от старинных гномиков до Аристотеля: мера во всем, "ни­чего лишнего"; идеал меры и гармонии, "соразмерность" или гар­мония жизни ____ _____________ ), чуждая избытка и недостатка – вот цель разумного стремления, которая достигается путем уме­ренности, самообладания, господства над страстями и прежде всего – разумностью, сознанием истинных целей человеческого существования. Животное, которое знает, в чем оно нуждается, и не стремится к тому, что ему не нужно, мудрее человека, кото­рый не знает, что ему нужно (198). В действительности то, в чем нуждается наше тело, легко и без труда достижимо, а все то, что требует труда и терзаний и отягощает жизнь, составляет пред­мет желаний не тела, а нашего безрассудства (223). Жадность без­мерна и ненасытима, заставляет нас терять то, что мы имеем, и любостяжание хуже самой гнетущей бедности, создавая все бо­лее и более сильные потребности, между тем как умеренность увеличивает как сумму приятного, так и само удовольствие, освобождая его от мучительной жажды и стремления к тому, чем мы не обладаем. Настоящее мужество не только в том, чтобы быть сильнее врагов, но и в том, чтобы быть сильнее удоволь­ствия: есть люди, которые господствуют над городами и рабст­вуют женщинам. Надо учиться находить наслаждения в себе

 


Глава VIII. Атомисты 211

самом, ибо тот, кто стремится к душевным благам, избирает божественную часть (37), и человеку соответственнее более ду­мать о душе, нежели о теле, потому что душа исправляет недос­татки тела (187). Отсюда – превосходство философии, или "муд­рости" , которая врачует страсти душевные. Отсюда то великое значение, которое Демокрит придает правильному воспитанию: оно пересоздает человека, дает ему как бы вторую природу ( _______________ ) (33). Как мы увидим, проблема воспитания усиленно занимала греческое общество в век Демокрита, и потребность в высшем образовании выдвинула целый класс преподавателей-софистов: домашнее воспитание стало недостаточным, оно не полно без просвещения и образования, без той "философии", которая развивает человеческую разумность – высшую спо­собность и силу человека: это сама Афина, которая дает челове­ку троякий дар :– хорошо мыслить, хорошо говорить и делать, что следует (2). Воспитание есть украшение счастливых и при­бежище несчастных (180): кто умеет плавать, тот не утонет на глубине.

В целом это учение имеет много общего с философией Эпикура, который вместе с материалистическим атомизмом усвоил и многие нравственные положения Демокрита, но разни­ца века обусловливает и глубокую разницу миросозерцания, объясняющую отрицательное отношение Эпикура к своим пред­шественникам. Учение Эпикура есть прежде всего нравственная система; материалистическая физика имеет для него исключи­тельно практический интерес, поскольку она освобождает чело­века от религиозных предрассудков и суеверий. Для Демокрита, несмотря на энциклопедический характер его литературной деятельности и практические цели воспитания и общего обра­зования, которые преследует и он, и его школа, теоретический интерес стоит на первом плане: одно научное открытие, одно причинное объяснение дороже для него приобретения персид­ского царства (118). Моральные афоризмы его, в которых рас­сеяно немало благородных общенравственных мыслей, напри-


212 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии_______

мер, о деятельной справедливости, человеколюбии, бескорыстии, честности, верности в дружбе, благодарности, о том, что лучше терпеть от неправды, чем делать неправду, – не составляют сис­темы, хотя мы и можем пытаться их систематизировать. Этого мало; хотя Демокрит и советует не обременять себя множеством дел и забот ни в частной, ни в общественной деятельности, он живет в эпоху развития, расцвета политической жизни: он не знает ничего выше интересов государства, и в правильно управляемом государстве он видит величайший оплот ( _____________ )*; все заключается в нем: когда оно цело, все цело, и когда оно гибнет, гибнет все (252). Нет обязанностей выше обязанностей граж­данина, и законы должны охраняться с беспощадной строгостью. Поэтому не искусства выше политики, и Демокрит, подобно софистам, Сократу и его ученикам, советует "изучать полити­ческое искусство как наивысшее и принимать на себя подвиги, от которых рождается великое и славное" (157). Такого же мнения держалась и школа Демокрита, и еще один из последователей ее Наусифан, которого слушал Эпикур, признавал, что мудрость, чуждающаяся государственных знаний, недостойна этого назва­ния; Эпикур, наоборот, проповедовал полное отрешение от поли­тики: в его время политическая деятельность утратила смысл и высшее идеальное значение.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)