АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исправительно-трудовая психология и методы психологического воздействия на заключенных

Читайте также:
  1. B) должен хорошо знать только физико-химические методы анализа
  2. I. Естественные методы
  3. IV. Социальные проблемы попечения о заключенных.
  4. V. Меры духовно-нравственного исправления заключенных.
  5. V. Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В
  6. V1: Методы анализа электрических цепей постоянного тока
  7. V1: Переходные процессы в линейных электрических цепях, методы анализа переходных процессов
  8. V2: МЕТОДЫ ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  9. V2: Цитология и методы цитологии
  10. Административно-правовые методы менеджмента
  11. Алкоголизм как результат воздействия информационного вируса.
  12. Амортизация основных средств: понятие, назначение, методы расчёта.

Помимо права, как возможности влиять на заключенных и их исправительный процесс, существовали методы воздействия на сознание человека, попавшего в тюрьму, выходили научные работы, учебная литература. При этом важно учитывать, что судебные психологи руководствовались тезисом Л.С. Выготского: «Психологическая природа человека природа человека представляет собой совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и преобразованных в функции личности и формы ее структуры»[75].

В 1974 году вышел учебник по исправительно-трудовой психологии от Академии МВД СССР. В нем касательно исправления мы читаем: «Соблюдение осужденными установленного в исправительно-трудовом учреждении режима обеспечивается не только посредством охраны их и надзора за ними, использования мер поощрения и взыскания, применения в строго определенных случаях особых мер безопасности (оружия, наручников, смирительных рубашек), но и мер воспитательных, основанных на глубоком учете особенностей психологии отдельных осужденных и их групп»[76]. Авторы учебника признают, что внешние ограничения не влияют на поведение и процесс исправления, так как во внешних рамках заключенные могут спокойно существовать, поэтому нужно «умело применять средства психологического стимулирования». Например, одним из таких средств является правильное применение поощрения, которое, по мысли авторов, «формирует чувство личного достоинства, вселяет веру в свои силы и тем самым побуждает к повторению положительных поступков, содействует закреплению начавшегося исправления». Система исправительных колоний полноценно воздействует на психику человека. Если для одного какой-то элемент наказания не будет воспринимается, как что-то тяжелое, то для этого у системы «в рукавах» есть другие рычаги воздействия. Распорядок дня тоже является методом психологического воздействия: «Ежедневное длительное упражнение в строгом соблюдении правовых норм, правил режим формирует уважение к советским законам, привычку соблюдать их, воспитывает социалистическое правосознание». Одним из элементов исправления является формирование идеи правильного выбора, чаще всего, по мысли советских психологов (см. ниже), в сознании присутствует лишь одна альтернатива. Режим способствует также возникновению привычных групповых форм поведения, традиций, скрепляющих коллектив. Как мы видим, исправительно-трудовая психология признает единство нормативных актов. Они должны быть всегда психологически обоснованными, психологически целесообразными.

Одной из задач исправительно-трудовой психологии является формирование положительного отношения к требованиям режима: «Требования режима не сразу воспринимаются всеми осужденными и определяюще влияют на их поведение. Частью осужденных, особенно неоднократно судимых, режим воспринимается как враждебная, злая сила»[77]. Для этого необходимо, чтобы осужденный изменил мнение о своем наказании, чтобы он осознал свою вину и воспринял систему, как помощника в исправительном деле. Но так не происходит, блатные воспринимают себя, как чуждых элементов системы, политические заключенные гордятся своей деятельностью или не видят своей вины. Т.е. эти 2 элемента являются заведомо антисистемными и между ними возможны точки соприкосновения, о чем будет сказано ниже. Как пишут авторы учебника: «Некоторые осужденные (особенно рецидивисты) считают, что требования режима им известны, а их долголетний опыт позволяет им «в мелочах» не соблюдать их. Попытка рецидивистов выделиться в особую группу и добиться определенных незаконных поблажек, очень опасна, так как действует разлагающе на остальных осужденных и должна решительно просекаться». В этой связи любопытно то, как в этом учебнике описываются красные зоны: «Правильному отношению к режиму способствует коллектив осужденных, его общественное мнение, авторитет которого непререкаем для большинства осужденных. Сплоченный коллектив помогает работникам ИТУ держать в поле зрения все сторон жизни, быта, труда и отдыха осужденных и добиваться общего укрепления режима»[78].

Теперь рассмотрим роль труда в процессе исправления и перевоспитании осужденных. Вспоминая тезис о единстве нормативных актов и исправительно-трудовой психологии, мы сможем проанализировать этот аспект исправительной политики. В учебнике выделяются 4 основных пункта, почему необходим труд. Во-первых, осужденные, внося материальных вклад, трудом искупают вину перед советским обществом и государством, труд понимает осужденного до уровня непосредственного участника созидательного социального процесса и тем самым перестраивает психологию его личности. Во-вторых. В трудовом процессе, который носит коллективный характер, личность включается в такую систему общественных отношений с ближайшим социальным окружением, которая с неизбежностью требует от нее сотрудничества, здорового соревнования, взаимодействия, взаимопомощи. В-третьих, участие в труде порождает совокупность навыков и привычек, развивает волевые черты характера и поведения, потребности и интересы. В-четвертых, производительный труд способствует физическому развитию и поддержанию здоровья осужденных[79]. Такое отношение служит, чтобы одновременно решить две задачи психологической и практической подготовки осужденных к трудовой деятельности на свободе[80]. Авторы учебника сделали любопытную таблицу, где показали различное отношение к труду у заключенных от раскаявшихся до бравирующих совершенным преступлением. Почти 85% раскаявшихся с интересом овладевают новой профессией, тогда как «бравирующие» лишь в 17 из 100 случаев являются таковыми[81].

Другой частью исправительной программы является политико-воспитательная работа: «Политико-воспитательная работа - одно из главных средств исправления и перевоспитания осужденных. Вся система идейно-политического воздействия в ИТУ направлена на достижение основной цели – изменить сознание осужденных, перевоспитать их, вернуть на честный путь жизни, сделать полноправными членами нашего общества[82]». Эта борьба характеризуется, как противодействие и искоренение буржуазных пережитков. Для этого необходимо знание внутренних механизмов образования ошибочных взглядов, стереотипов в мышлении, а также путей разрушения антисоциальных установок и переубеждения осужденных[83]. В связи с этим, все заключенные делятся на три категории: осужденные, имеющие правильные взгляды и убеждения; лица с некоторым грузом ошибочных или антисоциальных частных, разрозненных взглядов и убеждений; осужденные с явно антисоциальными по своей сущности взглядами и убеждениями[84]. Среди этих категорий мы находим в учебнике националистов, религиозных людей, людей с предрассудкам. Именно это способствует процветанию в тюрьме своего мира. Для того, чтобы уничтожить эти взгляды, необходимо проникнуть в мир осужденного. Именно такой подход приводит к искоренению пережитков.

Заключенные прибывают в колонию с различными установками, сложившимися у них под влиянием прежнего образа жизни. Поскольку осужденные прибывают в колонию с различными установками, постольку перед воспитателями ИТУ возникает задача – уметь выявить имеющиеся у них установки и обеспечить строго дифференцированный и индивидуальный подход к ним. Установку на исправление легче сформировать у осужденных, искренне раскаявшихся в совершенном преступлении, глубоко осознавших свою вину[85]. Успех в убеждении, переубеждении и формировании установки на исправление можно добиться, если воспитатель знает особенности направленности личности осужденного, действительные его взгляды и убеждения, а не те, которые диктуются мелкими, корыстными соображениями, а иногда являются бравадой. В политико-воспитательной работе нельзя игнорировать позитивные или негативные установки в отношении осужденных к фактам, событиям, личностям, идеям, ситуациям[86].

Исправительно-трудовая психология дает рекомендацию, каким должен быть воспитатель: он не должен впадать в крайности, т.е. быть излишне жестким или излишне либеральным. За сотрудничество с системой он должен поощрять заключенных («прогрессивная система отбывания лишения свободы»). Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Воспитатель должен быть высоким, моральным, идейным, с педагогическими способностями и склонностями. Он должен обладать моральным и идейным превосходством над заключенными. Воспитатель обязан знать и соблюдать закон. Наиболее благоприятствуют педагогической деятельности в ИТУ такие свойства темперамента, как высокая сензитивность и активность, высокий темп реакции и пластичность нервной системы, умеренная реактивность, важна коммуникабельность воспитателя[87]. Важно отметить различие между идеалом и тем, что было в реальности. Порой воспитателем мог стать некомпетентный человек, но об этом ниже.

Проводились эмпирические исследования: «Были получены результаты, указывающие на то, что правовая осведомленность, хотя и является первичной и необходимой предпосылкой нормативного поведения, недостаточна для того, чтобы поведение было правомерным. Общий объем осведомленности в рамках требований, который определен в качестве необходимого для правомерного поведения, оказался достаточно высок у всех испытуемых и даже несколько вые у преступников и правонарушителей по сравнению с законопослушными гражданами»[88]. Были и другие эксперименты, которые показывали, почему в том или ином случае случался рецидив. Результаты были таковым, что преступники в большинстве одобряют противоправные варианты поведения и отдают им предпочтения, что свидетельствовало о криминальной ориентации сознании. Подчеркивалось, что преступная психология – это скаженное представление действительности: у преступников в голове присутствует чаще всего один вариант, без альтернатив. В данной ситуации психолог дает следующий рецепт: «Отсюда вытекает необходимость дальнейшего совершенствования деятельности исправительно-трудовых учреждений в части более дифференцированного содержания под стражей лиц, осужденных за совершение различных видов преступлений, с применением в отношении этих лиц специализированных мер воздействия, направленных на корректировку имеющихся деформаций». В другой статье были сформулированы основные черты самооценки преступников: завышенная самооценка, она коррелирует с преступлением, принятие на себя некоторых стереотипов, которыми общество наделило преступников, самооценке преступника свойственно самооправдание своих деяний[89]. То есть, советская психологическая мысль подчеркивала, что именно из-за того. Что завышенная самооценка сталкивалась с «неудобной реальностью» - отсюда конфликт, который и приводил к тому, что в сознании преступника появлялась идея совершения преступления.

Как мы видим, хотя и проводились психологические исследования, все же, теория, как и в случае с правом, остается оторванной от практики. Психологи не упоминали многие особенности тюремного мира, без которых невозможна работа по исправлению. Всех преступников пытались сгруппировать в несколько категорий, с которыми предполагалась работать. На методы элементарной психологической защиты, которую проявляли преступники, о чем будет сказано ниже, система не знала, какой дать ответ. Если взять и прочесть один из наших источников, который был написан социологом Э. Мэйером – можно увидеть все это.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)