АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственная пропаганда

Читайте также:
  1. А29. Государственная политика Александра Македонского, организация мировой греко-македонской державы.
  2. ВИТЕБСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
  3. Военно-государственная поддержка четырех религий
  4. ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
  5. Государственная должность в РФ
  6. Государственная дума в России в начале XX в.
  7. Государственная Дума и ее деятельность в 1906-1907 гг.
  8. Государственная идеология и евразийство
  9. Государственная лицензионная система на право пользования недрами.
  10. Государственная поверочная схема в области линейных измерений
  11. Государственная поддержка кластеров – важный элемент кластерной политики
  12. Государственная поддержка малого бизнеса

Из доступных нам источников, мы рассмотрим здесь кинофильм «Опасные друзья» (1979), киностудия Мосфильм. Фильм по данным сайта Кинопоиск просмотрело более 30 млн человек, что говорит о том, что он мог воздействовать на широкую аудиторию. В фильме положительно показываются сотрудники колонии, показывается, как они могут помочь в исправлении и то, что исправиться может каждый, если захочет.

Как мы видим, в самом начале главный герой Юрий Громов подпал под влияние одного из авторитетов (Лорд). Любопытно, что Лорд удивлен тем, что Громов по первому сроку сразу попал на строгий режим, а когда Юрий признается, что бежал – Лорд говорит ему: «Ну молодчик», а позже, когда Юрий говорит, что брал кассу с авторитетом Сатаной – Лорд признает его не за того, кому надо получить прописку. Т.е. он в Юрии увидел своего, человека, который объявил войну системе и имел на воле контакты с авторитетами. Примечательно, что когда у Громова возникает конфликт с Утюгом – Лорд говорит: «Свой он», а в у Профессора он спрашивает: «Ну как тебе этот парень? Подойдет?», на что профессор выражает согласие. Юрий уже готов смириться со своей судьбой, в разговоре с начальником отряда он прямо говорит, что зона – это его судьба. Начальник же отвечает: «Не судьба, а дурость» и показывает, что у него нет ничего общего с уголовниками.

В первый же день Громов «прокручивает» в голове преступление, которое он совершил. Начинается процесс его исправления: ему пишет девушка, напоминает то, каким он был для нее и остается. На лесоповале Громов отказывается от безделья и начинает работать, что само по себе очень важно (см. ниже об отношении блатных к труду). Тогда и случился его первый конфликт с черными. Потом Юрий отказывается наказывать пана Петлюру валенком. Когда на зоне пропали медикаменты именно Юрия Профессор с Лордом отправили их возвращать, т.е. они не хотели «опомоиться» в глазах братвы, а когда Громов нарушает их указ и говорит,что это они его послали доложить и про это говорят по радио- Лорд и Профессор были возмущены, так как они могли потерять котировки. Ключевой момент в исправлении Громова – разговор с начальником колонии Калининым о свидании с девушкой. После него Юрий все переосмыслил, он вспомнил наставления матери. Когда его заставляют бежать Лорд и Профессор, он долго сопротивляется, а позже освобождает заложника и ждет, пока их найдут правоохранительные органы, чтобы сдать 2 преступников. Т.е. вот он водораздел, исправить можно всех, но не все готовы на это (кстати, не поэтому ли Лорд и Профессор в фильме люди почтенного возраста и часто ссылаются на свою старость?), но государство дает шанс всем. В конце фильма Юрий получает свидание со своей девушкой, эта встреча говорит нам о духовном перерождении Громова.

Заключенные этой зоны возмущаются действиями нового «кума» Калинина, который решил «поставить закон в порядок дня». Он заставляет их работать, ходить строем. Братва не может терпеть такое отношение. Показательно, что когда заключенные пьют чифир и калики-моргалики и появляется Калинин – они начинают все убирать в спешном порядке. В сцене, где Магадан танцует жигана, обращает внимание то, как Калинин смотрит на него, Валета и Громова. Их выделяет оператор на фоне других. Отметим это. Позже авторитет Магадан начинает постепенно «ссучиваться», т.е. переходит на сторону системы. Он переходит на сторону СПК во главе с Суховым (Лорд его фамилию рифмует с Суков). Магадан приходит к начальнику и обещает ему завязать «начисто» с криминальной средой. Искупить свою вину перед обществом и народом - вот что он предлагает Лорду, честному вору. Позже он вступает в секцию внутреннего порядка, на что Лорд тут же реагирует недвусмысленным: «На нож!». Другим вставшим на путь исправления стал Валет. Калинин, забыв о его шутках, издевательствах, проявил человечность и пустил его на похороны матери. С этого началось исправление. По возвращению, он начинает работать, чего раньше не делал, а позже он сдал Утюга (позже в ШИЗО Утюг снял с себя куртку, показал татуировки, т.е. продемонстрировал то, что он готов пойти на сотрудничество). Не зря в конце фильма Вальта отпускают по УДО и Калинин говорит о том, что тот заслужил и исправился. Перед выходом Валет успевает перекинуться парой фраз с Магаданом, который просит первого навестить сына.

«Кума» Калинина изображают, как справедливого и доброго начальника, который может понять, простить. Если капитан требует наказать за прием наркотиков по всей строгости – Калинин проводит разъяснительную беседу с заключенными. Причем, капитану он говорит, что из-за одной ошибки нельзя ставить крест на человеке. С каждым начальником отряда он проводит инструктаж, смотрит личное дело каждого заключенного. В разговоре с Магаданом он ведет себя по-человечески, не заводит дело из-за проноса наркотиков, берет с Магадана честное слово об исправлении (любопытно, что он просит заключенного заявить об этом публично, чтобы «ссучить» и назад не было пути). В разговоре с Лордом он говорит, что исправляют на их зоне трудом и свежим воздухом. Выше мы уже отмечали роль труда в исправительном процессе. Именно Калинин «отбивает» у блатных людей, возвращая их в общество. И говорит, что для него все на зоне люди, граждане, которых можно исправить.

Таким образом, на примере этого фильма мы смогли увидеть, как государство в массы транслировала свою исправительную политику. Система показывала, что ей не чужд каждый заключенный, что она не берет под гребенку всех, возможен индивидуальный подход и на исправление способны абсолютно все (хотя мы видели, что это не так на примере исправительно-трудовой психологии). Оно демонстрировала положительный образ начальника колонии, его непреклонность и способность быть человечным. Но такой киношаблон расходился с практикой. Государство внешними средствами старалось «перекрашивать» зоны из черного в красный цвет. Оно верило в локкианского человека, т.е. в человека от природы доброго. Такой кинофильм, будучи просмотренным 34 миллионами зрителями, мог показать государственную политику в положительном ключе, что могло создать положительное общественное мнение и положительный образ ситуации в тюрьмах. Важно отметить, что майор Калинин действует не по букве инструкций, он проявляет инициативу. Это иллюстрация тому, что формулировок в них действительно не хватало, они не были рассчитаны на каждый случай и требовали проявление инициативы на местах, что подводило положение под роль личности.

«Частные случаи»

В данном разделе мы покажем непоследовательность действий системы на примере некоторых повседневных моментов.

Один из способов воздействия на заключенных – это ШИЗО и пресс-хаты. В ШИЗО заключенный может находиться, пока не исправиться: «Голод используется как одно из средств «исправления» узников совести: средство воздействия на их убеждения, нравственные, религиозные, национальные, политические. Заключенные получают пищу, недостаточную по калорийности и ассортименту, качество продуктов низкое, иногда они вообще несъедобны. Такое питание сочетается с тяжелым принудительным трудом и плохими жилищно-бытовыми условиями – карцером или штрафным изолятором. Заключенный здесь кроме пытки голом подвергается также ряду других бытовых физических и моральных мучений, в частности, пытке холодом»[90]. Это приводит к тому, что у заключенных могут появиться новые заболевания или обостриться старые. Как избегать ШИЗО и выживать там – мы рассмотрим в следующей главе.

У администрации есть другие рычаги давления: досмотр писем, а также не доведение их до заключенных, лишение узников книг, лишение свиданий, конфискация жалоб и заявлений[91].

Система также мешает заключенных разных национальностей. Например, узбека могут этапировать в Пермь, русского могут отправить в Ташкент. Но как таковых попыток разжечь межнациональную рознь от системы не видны: «Да мне кажется, что этот мир, где действительно «нет ни эллина, ни иудея». По крайней мере, пока. Я очень боюсь, что кого-то посадят из «Памяти». Этот мир представляет собой пороховую бочку. Если туда внести эту рознь – туда, где вообще все готово для любой вражды…»[92] Это одна из причин, почему система пытается бороться с семьями: формами самоорганизации заключенных на национальной или местечковой осонове: «Евреев содержат отдельно друг от друга»[93]. Например, два участиника движения крымских татар за возвращение на историческую Родину Сенавер Кадыров и Решат Аблаев случайно пересеклись во время одного этапа, а дальше их пути разошлись[94]. Это один из механизмов контроля националистов и сепаратистов.

Распорядок дня – то же форма воздействия. У заключенных мало свободного времени: «Так что пусть читатели не думают, что мы здесь только тем и занимаемся. Что играем в карты и валяемся на нарах. Мы работаем и работаем много. В колониях жизнь заключенных организуется так, чтобы человек постоянно пребывал в состоянии психического напряжения, постоянно у всех на виду. Каждый следит за каждым. Распорядок дня составлен таким образом, чтобы у человека было как можно меньше свободного времени, ему не нужно принимать какие – либо решения, все расписано по часам, все решают за него, превращая осужденного в механического робота, не умеющего думать и чувствовать»[95].

Также администрация пытается воздействовать с помощью «козлов» (об этом в следующем разделе) или с помощью СПП (СВП) (секция внутреннего порядка, организованная из заключенных). Порой в нее могут заставлять вступать насильно. Они могут советовать администрации, кого отправить в ШИЗО, такая структура появляется, как правило, когда необходимо черную зону сделать красной: «Приходят приспособленцы (иначе их не назовешь) с особого режима, становятся членами СПП, это же смех! Занимают должности завхоза отряда, зав. бани, дневального ШИЗО. И вот эти члены СПП захотят – лишают осужденных ларька. Посылок, свидания и даже сажают в изолятор. Им администрация верит и не проверяет»[96]. Заключенных администрация может заставить «стукачить», давать за подписью признания в якобы совершенных преступлениях[97].

В качестве предварительных выводов к данной главе мы можем выделить несколько важных моментов. Во-первых, мы смогли показать то, что существовала действительно исправительная политика, как комплексная система исправления, в рамках которой существовали специальные нормативные акты типа Исправительно-трудового кодекса РСФСР или отдельных положений, также мы можем говорить о целой плеяде юристов, которые разрабатывали те или иные положения, посвященные этому процессу, отдельным вниманием у нас была удостоена исправительно-трудовая психология. В теории все было хорошо, однако. Когда теория встретилась с практикой, это усугубило ситуацию в тюрьмах. Показательно, что работники ИТУ сами признают недостатки такой политики. Вот красноречивая фраза из интервью с прокурором: «Вся система порочна»[98]. Одной из причин этого, по нашему мнению, являются слишком общие формулировки системы в отношении процесса исправления. Это приводило к тому, что на местах действовала инициатива и все зависело от личности того или иного начальника тюрьмы (иллюстрацией будет новый «кум» из фильма «Беспредел», который пытался перестроить зону по своим представлениям) А это зачастую приводило к новым конфликтам.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)