АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовая сфера

Читайте также:
  1. D) Литосфера
  2. АТМОСФЕРА
  3. АТМОСФЕРА ДЛЯ УМИРАНИЯ
  4. Атмосфера семьи: Флоренские
  5. АТМОСФЕРА СОЗИДАНИЯ
  6. Атмосфера як зовнішня оболонка Землі.
  7. Атмосфера. Настроение. Свет
  8. Атмосфера. Настроение. Свет. Солнце
  9. Атмосфера. Настроение. Свет. Сумерки. Ночь
  10. Бап. Атмосфераны ластау
  11. Биосфера и ноосфера, и их взаимосвязь.
  12. Біосфера-глобальна екосистема

После ликвидации ГУЛАГа в 1959, необходимо было реорганизовывать сложившуюся систему исправительных учреждений. Поэтому начало 60-х – 70-х характеризуется активной правотворческой деятельностью органов власти по созданию и упрочнению правовых основ функционирования мест заключения, интенсивным развитием исправительно-трудового законодательства. Поэтому нам необходимо рассмотреть важные следствия законотворческой деятельности.

В советской правовой мысли присутствовал такой тезис: «Изложенное подводит нас к выводу о возможности четко различать уголовную политику как директивно - установочную платформу (партийно-государственная доктрина) и как ее реализацию в практике коммунистического строительства, с одной стороны, и уголовную политику как идеологическую, теоретико-познавательную категорию, с другой»[58]. Т.е. существует два уровня: теоретический и практический. Поэтому, мы будем рассматривать уголовную политику в интересующий нас период с этих позиций. Сначала нам необходимо обратить к советскому законодательству, а далее мы рассмотрим некоторые практические моменты. При этом стоит добавить касательно практики: «Арсенал практических мер, направляемых советской уголовной политикой на борьбу с преступностью и порождающими ее причинами, очень велик»[59]. Наказание в условиях социалистического общества призвано воспитывать. Реализация этой цели представляет собой исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступление, привитие им навыков законопослушание, активного и сознательного исполнения норм права и морали[60].

В «Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел РСФСР» от 1961 года мы читаем[61]: «Настоящее Положение устанавливает правила отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы, и определяет порядок деятельности исправительно-трудовых колоний и тюрем по исправлению и перевоспитанию заключенных». Т.е. в этом документе мы найдем часть интересующей нас информации. Основные задачи исправительно-трудовых колоний описываются в третьей статье: «На исправительно-трудовые колонии и тюрьмы возлагается: а) обеспечение отбывания осужденными наказания по приговорам судов в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Положением; б) исправление и перевоспитание осужденных с целью подготовки их к честной трудовой жизни; в) предупреждение совершения осужденными новых преступлений». Какими же методами происходило это перевоспитание? Ответ находим в положении: «обязательное вовлечение заключенных в общественно полезный труд и оказание им помощи в приобретении производственной специальности, установление для осужденных определенных режимных условий, раздельного содержания лиц, осужденных впервые, от других категорий заключенных и отбывания осужденными срока наказания, как правило, в одной исправительно-трудовой колонии; проведение политико-воспитательной работы и общеобразовательного обучения среди осужденных с учетом особенностей личности каждого из них, развитие самодеятельных организаций осужденных, содействующих строгому соблюдению внутреннего распорядка и дисциплины в местах лишения свободы» (ст. 4.).

Задачи исправительных колоний описаны также в 14 статье: «14. Режим в исправительно-трудовых колониях и тюрьмах должен обеспечивать: а) обязательную охрану и изоляцию всех заключенных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключалась возможность совершения ими новых преступлений; б) строго раздельное размещение заключенных в зависимости от пола, характера совершенных преступлений и их личности; в) точное и неуклонное выполнение заключенными их обязанностей и строгое соблюдение дисциплины». Государство заинтересовано в исправлении граждан и в тюрьмах есть возможность, выражаясь по-блатному, «попасть на химию», т.е. условно-досрочное освобождение, также существует вариант перевода в колонию-поселение (положение от 1975 года): «Заключенные, как правило, отбывают весь срок наказания в определенном им виде исправительно-трудовой колонии, с изменением условий содержания по мере их исправления. Перевод заключенных из одного вида колонии в другой не допускается. В случае совершения преступления во время отбывания наказания заключенные подлежат переводу в колонию, вид которой им определит суд, либо в тюрьму в соответствии с приговором суда» (ст. 18). В Положении говорится и об идеологическом воспитании: «Политико-воспитательная работа среди заключенных организуется политорганами мест заключения и проводится всеми работниками колоний и тюрем.

В политико-воспитательной работе среди заключенных участвуют представители советских, общественных и хозяйственных организаций» (ст.41). 42. Политико-воспитательная работа осуществляется путем: индивидуальной воспитательной работы, проводимой на основании глубокого изучения личности каждого заключенного, с учетом состава совершенного им преступления, профессии, возраста, образования, национальности и других особенностей заключенного; проведения агитационно-массовой и пропагандистской работы в форме чтения лекций и докладов, занятий по текущей политике, бесед на политические, естественнонаучные, атеистические и другие темы; читок газет и журналов, художественной и политической литературы; издания многотиражных и стенных газет, организации радиовещания, конкретной и целеустремленной наглядной агитации; развертывания трудового соревнования за звание коллективов высокопроизводительного труда и примерного поведения и распространения положительного опыта их работы (ст. 42). Нужно сказать, что заключенные обязаны получить восьмилетнее образование. Если же заключенный малограмотен – он получить четырехлетнее образование (ст. 43). Если мы вспомним введение нашей работы и понятие идеолого – герменевтического мира, то нам станет понятно, почему аспект с образованием необходим: в плане мышления заключенные в той или иной степени имели черты хомо советикуса, полученные знания преломлялись также через мир уголовной среды, какие-то вещи понимались и воспринимались по-своему.

Колонии подразделяются на следующие виды: а) исправительно-трудовые колонии общего режима; б) исправительно-трудовые колонии усиленного режима; в) исправительно-трудовые колонии строгого режима; г) исправительно-трудовые колонии особого режима. (ст. 16). О каждой из них следует сказать отдельно. Появляется четырехчастная система колоний от более мягкого варианта к жесткому. Исправительно-трудовые колонии общего режима являются, как правило, местом отбывания наказания в виде лишения свободы для осужденных впервые за менее опасные преступления. Заключенные таких колоний имеют право на 6 посылок в год весом не более 5 кг, 10 рублей на личные расходы, 8 часовой рабочий день,6 общих и 4 личных свиданий в год (ст. 22). Исправительно-трудовые колонии усиленного режима являются, как правило, местом отбывания наказания в виде лишения свободы для осужденных впервые за тяжкие преступления. Заключенные имеют право на 4 посылки той же массы, что и в предыдущем случае, 7 рублей на личные расходы, 4 общих свидания и два личных в год. При хорошем же поведении, стоит отметить, условия заключения улучшаются и становятся похожими на колонии общего режим. Например, Дополнительные свидания или объем расходов увеличивается до 10 рублей (ст. 23). Исправительно-трудовые колонии строгого режима являются, как правило, местом отбывания наказания в виде лишения свободы для осужденных два раза и более к лишению свободы, но не признанных особо опасными рецидивистами. Заключенные таких колоний имеют право на 1 общих свидания и одно личное в год. Для расходов заключенные имеют каждый 5 рублей, посылки возможны при хорошем поведении, но можно слать 2 письма в месяц. При хорошем поведении условия заключения приближаются к колониям второго вида. Именно с такого типа зон возможен тип колонии, как «голодная зона», где каждый окурок становится ценностью (ст. 24). Исправительно-трудовые колонии особого режима являются местом отбывания наказания в виде лишения свободы для особо опасных рецидивистов и преступников, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена лишением свободы. Заключенные таких тюрем имеют право на 2 общих свидания в год, 1 письмо в месяц, а также 3 рубля на личные расходы. При хорошем поведении условия улучшаются и становятся близки к третьему виду (ст. 25). В каждом виде также действуют два режима: общий и строгий (ст. 26). При общем режиме заключенный ходит на работу, реализует все свои права. Строгий режим – это попадание в ШИЗО, когда заключенный лишается части рациона, права на посылки и письма, свидания, уменьшаются деньги на личные расходы. Как правило, в ШИЗО отправляют в качестве наказания (фильм «Беспредел»). Этот правило породило ответную реакцию зэков. Если попал в ШИЗО – первый день не ешь, так как с воли сыт, последний тоже - так как на воле наешься и т.д.

Важно отметить некоторые новшества, чего не было раньше: это регламентация посылок и писем: «Заключенные в местах лишения свободы содержатся под стражей и надзором, подвергаются обыску, их корреспонденция - цензуре, а посылки и передачи - досмотру; заключенные особо опасные рецидивисты и преступники, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена лишением свободы, носят специальную одежду, отличную по внешнему виду от применяемой в гражданском обиходе; трудоспособные заключенные могут пользоваться по безналичному расчету деньгами, только заработанными в колонии, им не разрешается иметь при себе деньги и ценные вещи» (ст. 19). Сами зэки отмечают, что после войны можно было хоть что получить в тюрьму, не было регламентации, цензуры: «В сороковых годах посылки не ограничивались – посылать нечего было. Были другие времена. Переписка тоже не ограничивалась. «Зарежимили» переписку кодексом 1961 года. До 1961 года не было ограничений. В 1947-м году каждый день передачи принимали – пожалуйста. Причем без ограничения веса. Набора продуктов. Был бы шоколад – пожалуйста и шоколад»[62]. Это важный момент, так как система создала «базис» для возникновения новых отношений в тюрьме: количество ресурсов ограничено – в связи с этим начинается, как нам кажется, иерархичность использования ресурсной базы. Например, чай. Чай стал теперь редким гостем в «хатах» и его распитие происходило по принципу отжима: заварка первого отжима шла паханам, петухам доставались «ошметки». Сигареты и чай стали валютой в колониях: использование денег регламентировано: цитата. Государство, само того не ведая, создало в тюрьмах отношения нового типа, межличностные контакты становятся более жесткими, более кастовыми. Оно спроецировало в тюремный мир основное правило в системе советской экономики: расплатиться обычным продуктом, а получить дефицитный ресурс – обменять количество на качество.

Если заключенные проявляют буйство – согласно Положению можно применять следующие меры: «К заключенным, проявляющим буйство и бесчинство, а также оказывающим должностным лицам физическое сопротивление, могут применяться наручники и смирительные рубашки. В качестве исключительной меры, в случаях нападения заключенных на работников исправительно-трудовых колоний, тюрем и других лиц, угрожающего их жизни, а также в случае побега заключенных допускается в установленном порядке применение оружия, если другими способами не представляется возможным предотвратить или пресечь эти действия».(10 ст.) Таким образом, как мы видим, физическое насилие в отношении заключенных не исключается. Для нашего исследования важно отметить, что система в отношении зэков на правовом уровне не отрицает возможность физического насилия. Хотя советские юристы отрицали эту возможность: «Советская уголовная политика принципиально отрицательно относится к бессрочным наказаниям, к наказаниям членовредительным и позорящим. Она в принципе отрицательно относится к смертной казни»[63].

После того как заключенный пройдет через это испытание – он перерождается и исправляется: «Освобождаемому выдаются справка об освобождении, удостоверение о полученной специальности, квалификации, о стаже работы, деньги, хранящиеся на его лицевом счете. По просьбе освобождаемого ему может быть выдана характеристика. Освобождаемому возвращаются личные документы, ценности и вещи. Специальная одежда при освобождении изымается» (ст. 57). Важно отметить, что государство верило в исправление каждого, присутствовала идея утилитаризма: полезности каждого: «Уголовная политика является неотъемлемой частью общесоциальной политики Коммунистической партии и Советского правительства, поскольку ее реализации неразрывно связана с осуществлением программы социального развития советского общества, и в конечном счете сама уголовная политика направлена на создание такого социального климата в стране, при наличии которого ускорилось бы решение программных задач формирования коммунистических общественных отношений и воспитание нового человека – активного строителя коммунистического общества»[64]. Важно понять, что с этой точки зрения государство заинтересовано в искоренении маргинальных категорий населения. Для этого необходимо лишить их «самости» и подвести под общий знаменатель.

Теперь необходимо рассмотреть Исправительно-трудовой кодекс СССР от 11 июля 1969 года («Исправительно-трудовое законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития» (ст. 1)[65]). В общем, он повторяет многое, что есть в Положении, но кое-что нам важно отметить. Появляются колонии-поселения: «Исправительно-трудовые колонии разделяются на колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, колонии-поселения для лиц, совершивших умышленные преступления, колонии-поселения для лиц, твердо вставших на путь исправления, колонии общего режима, усиленного режима, строгого режима, особого режима» (ст. 14. р. 3). Надзор за осуществлением приговора осуществляет прокуратора СССР: «Надзор за точным соблюдением законов при исполнении приговоров к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы осуществляется Генеральным прокурором» (ст. 10 р.2). Любопытна 15 статья из 3 раздела: «осужденные к лишению свободы в виде тюремного заключения особо опасные рецидивисты, лица, по достижении восемнадцатилетнего возраста совершившие особо опасные государственные преступления, лица, по достижении восемнадцатилетнего возраста совершившие другие тяжкие преступления, осужденные за них к лишению свободы на срок свыше пяти лет». Любопытна формулировка опасные государственные преступления: такая формулировка позволяла политических заключенных держать вместе с обычными зэками. Это нам важно отметить для следующего раздела. В 19 статье 3 раздела раскрываются основные требования режима в местах лишения свободы: «Основными требованиями режима в местах лишения свободы являются: обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключалась возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков; точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей; различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Осужденные носят одежду единого образца, подвергаются обыску. Корреспонденция осужденных подлежит цензуре, а посылки и передачи - досмотру». В этой статье выражается в краткой форме основные принципы исправления заключенных и государственной политики. Статьи 27 и 28 3 раздела устанавливают обязательный труд для заключенных. Рабочий день длится 8 часов. Чем тяжелее колония – тем хуже условия труда. Зэков могли заставлять делать детали для радио, напыления из графита для машин, выпиливать детали, шить одежду. Государство эксплуатировало труд заключенных, мобилизуя тем самым огромные людские массы. Все это приводило к тому, что люди учились «халявить», подобно луддитам в Англии, они ломали станки, наносили себе увечья, черная масть вообще не работала – труд для нее был чем-то позорным, но об этом ниже. Таким образом, мы просмотрели государственную политику по отношению к заключенным на правовом уровне. Мы отметили самые важные моменты для нашей работы и увидели то, как государство создало определенный базис, который формировал уголовную культуру нового типа.

Заключенных рассматривали исходя из одного положения Маркса: «Человека, живую частицу государства… солдата, который должен защищать родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные обязанности, главу семьи… и, наконец, самое главное – гражданина государства»[66]. Государство «рассчитывало» на каждого человека, на его возвращение в общество. Способы исправления, помимо идеологических, был труд. Важно отметить. Что такое представление привело к идеалистическим представлениям, в основе которых лежало убеждение, что с бурным расцветом и развитием советского общества преступность должна полностью исчезнуть(идея т.н. «локкианского человека»). и Причем, советская правовая мысль подчеркивала его отличие от эксплуатации в тюрьмах «буржуазного мира»: «Лишь при социализме обретает реальные социальные основы не просто идея исправления и перевоспитания преступников, но и требование соединения с уголовным наказанием разнообразных воспитательных мер некарательного характера. В условиях нового общества наказание - важное, но не главное средство предупреждения преступности. <…> В случаях максимальной изоляции от общества – при лишении свободы – осужденные сохраняют экономические связи с обществом. Нет объективных оснований считать осужденных особым классом или социальной прослойкой. В большинстве своем они к моменту совершения преступления работали на социалистических предприятиях и в учреждениях, в совхозах и колхозах. Эти люди, которые, даже будучи временно изолированными от обществ, должны и имеют возможность в последствии вернуться в тот или коллектив свободных тружеников. В этой связи принципиально важным является то отмеченное в Программе партии обстоятельство, что в условиях социализма «каждый выбившийся из трудвой колеи человек может вернуться к полезной деятельности»»[67]. Таким образом, труд служит методом не эксплуатации, а исправления в тюрьмах, возможностью ввода обратно в общество.

Советское государство было озабочено проблемой роста преступности и принимало всевозможные меры для ее предупреждения. Проводились целые конференции, писались научные работы о том, как не допустить рецидива, как повысить правосознание людей. Например, профессор Бабаев М.М. в статье «О комплексном подходе к предупреждению преступности» писал: «Условиями реализации комплексного подхода к профилактике являются: а) последовательность и непрерывность профилактического воздействия б) использование проверенных практикой форм и методов руководства в) высокий уровень профессионального мастерства и знаний кадров, осуществляющих профилактику г) четкая и точная дифференциация объектов профилактического воздействия, позволяющих его максимально индивидуализировать д) анализ объективных и процессов, а также конкретных обстоятельств, при которых предстоит осуществлять профилактическое воздействие е) информационное, организационное и правовое обеспечение комплексного профилактического воздействия ж) создание предпосылок, исключающих дублирование профилактичеких мероприятий различных субъектов профилактики з) наличие опыта осуществления научного, комплексного подхода к решению практических задач профилактики правонарушений и) использование критериев, позволяющих на научной основе анализировать правильность, последовательность и эффективность применяемого комплексного подхода»[68].

Говоря о правосознании, советские ученые юристы подчеркивали: «Правосознание, будучи частью общественного сознания, возникает как явление классового характера. Господствующее в СССР социалистическое правосознание представляет собой обусловленную общественным бытием совокупность сложившихся в социалистическом государстве идей, взглядов, представлений и теорий, выражающих оценку характера, принципов, задач и целей всех существующих явлений»[69]. Государству важно, чтобы оно было развитым, чтобы не существовала «масса фиктивных представлений и связанное с ними ложное чувство уверенности»[70]. Развитие правосознани - это один из шагов в создании «идеального гражданина».

Говоря об исправлении, советские юристы имели в виду вот какое положение: «Под исправлением, таким образом, следует понимать искоренение в личности осужденного тех субъективных свойств, т.е. антиобщественных взглядов, убеждений и привычек, которые привели и реально способны вновь привести к совершению преступления, и приобретение осужденным качеств, свидетельствующих о прочной привычки к элементарно-добропорядочному поведению»[71].

Важно отметить, что только к концу 80-х советские юристы пришли к мысли о том, что нужны определенные меры по борьбе с иерархиями и что государство только усугубило своей политикой ситуацию в тюрьмах. Например, юрист А.И. Гуров провел комплексное исследование на стыке юриспруденции и истории «Преступность: прошлое и современность», где им была показана преемственность между старыми видами самоорганизации преступников и тем, что существовали во время написания этой монографии: «Живучесть уголовно-воровских традиций объясняется, главным образом, их постоянным воздействием на сознание преступников, отражаясь в котором они становятся неотъемлемой частью субкультуры»[72]. При этом, автор признает, что государственная политика в этой части отличалась непоследовательностью и ошибочностью: «Нельзя не учитывать также отсутствие целенаправленной профилактики уголовно - воровских традиций, так как многие годы считалось, что в обществе при господствующей коммунистической морали не может быть никакой антиподной субкультуры. Между тем невидимые, статистические процессы этого явления не только продолжали развиваться, но даже фиксироваться без должной оценки в литературе». Все это привело к тому, что правоохранительные органы, по существу, успокаивали общественное мнение, создавая искаженное представление о реальной действительности, чему также способствовали отсутствие гласности о состоянии преступности и низкий уровень социологических исследований. Также произошел значительный разрыв между теорией и практикой, в результате чего подавляющая часть юридических учебных заведений страны в силу различных обстоятельств оказалась слабо осведомленной о состоянии преступности и происходящих в ней процессах[73]. Юрист пришел к выводам, что рост преступности и форм организации был спровоцирован самим государством и его непродуманной политикой, а также определенной ролью криминальных традиций. А.И. Гуров в конце своего исследования пришел к выводам относительного того, как повысить эффективность в борьбе с преступностью: необходим комплексный подход, который будет осуществляться государством, необходимо совершенствование уголовно-правовых институтов, разработка таких мер, которые покажут экономическую невыгодность преступлений, необходимо подорвать материальную базу преступников, создание специальных подразделений в структуре МВД СССР[74].

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)