|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Происхождение названий татар, монгол, минг мангыт, ногай
В великом пространстве евразийского континента, тем более между Волгой и Уралом, на протяжении истории среди тюрков никогда не было этнонима (подчеркиваю, этнонима!) «татар», но зато был среди других очень заметный «башкир» и великая личность Темясъян/Темучжин (будущий хан Сынгыз/Чингиз), рожденный от бурзянского/борджигинского башкира и усярганской башкирки именно здесь, на восточном Приуралье в живописной местности, где теперь современная деревня Чингизово Баймакского района Республики Башкортостан... Деревня Чингиз расположена на правом берегу р. Сакмары (название реки произошло, по-моему, от старинных слов Асак-мар – «бабушка со стороны отца+вода») на устье речушки с современным названием Ерган-Елга, которая, по-видимому, в старину на противоположность «Сакмары» носила название Анан-мар – «мать матери+вода», с течением времени оно произносилось без «мара» как «Анан» и перекочевало вслед за Темучжином/Чингизом на территорию современной Иркутской области (река Онон); многие исследователи пойму этой реки считали местом рождения великого завоевателя мира. Но имя собственное его Темясъян («Темясова душа») было скопировано, надо полагать, с названия священной для башкир селения Темясово того же района, имя это связано с седой стариной -- с башкирско-шумерской прамифологией. Получается, деревня Чингизово было не только местом рождения, но и захоронения нашего великого предка Чингиз-хана, о чем говорят косвенные доказательства -- археологические разведки ученых разных поколений (Археологическая карта Башкирии, М. – 1976, стр. 187-188): «1720. I Чингизовский курган (раздел VII). Дер. Чингизово, Баймакский район. В 3 верстах от деревни, на правом берегу р. Сакмары, в 300 м от берега находится каменный курган под названием «Услулар» (могила ордынского хана). Высота кургана 3 сажени, диаметр 17 саженей, на вершине 3 ямы глубиной 1—13 аршина. Игнатьев Р. Г., 1864. 1721. Чингизовский вал (городище?) (раздел VII).' Дер. Чингизово, Баймакский район. В 4 верстах от деревни, на левом берегу р. Сакмары, в устье р. Асили находятся остатки вала окружностью 84 сажени с 2 воротами, по преданию «Ставка Чингиз-хана». Игнатьев Р. Г., 1864. 1722, III Чингизовские курганы. Эпоха бронзы (раздел VII). Дер. Чингизово, Баймакский район. На окраине деревни, на территории кладбища и вблизи него находится группа из 30 курганов, расположенных беспорядочно. Многие курганы разрушены современными могилами. В одном раскопанном кургане обнаружена ограбленная могила, в которой найдены беспорядочно лежащие кости и обломок плоскодонного горшка эпохи бронзы. Садыкова М. X. Отчет 1963; Мажитов Н. А. Отчет 1965». Молодой Темясъян, после известных неблагоприятных для его семьи событий, поспешно покинул родные места и в некоторое время скрывался восточнее того региона на берегу реки Утяган, там, где будут потом обнаружены всемирно известные развалины «матери городов» Аркаима. Оттуда он устремился еще дальше на восток навстречу к соей мировой славе, и вслед за ним также «отправилось» название дорогой ему р. Утяган, и закрепилась там на новом месте, дав свое название тамошней безымянной реке как Утекен... Темясъян еще в его молодости, бродя на берегу родной Сакмары, изрек знаменитое завещание: после смерти его похоронить именно там и завещание это, считаю, точно было исполнено, о чем имеем выше приведенные косвенные, но вполне надежные свидетельства археологов (тема эта подробнее освещена в книге «Башкирские цари»). В 1205/6 году в курултае степных племен, при непосредственном участии и соодействии именитых двух башкир, его земляков -- усерганского Муйтен-бия и его двоюродного брата, табынского Майкы-бия, наш Темясъян/Темучжин был поднят на белой кошме на сан великого небесного бога Сынгыз/Чингиз и стал, по представлениям тюркского мира, неограниченным в своих действиях полноправным императором всей Евразии. Сынгыз – это производный от башкирского Асюн-Куз – «Дневного Мира Всевидящий Левый Глаз» Господа Всевышнего Имира, находящийся в качестве его всевидящей души на небе, расположенной в виде яркой звезды на верхнем левом угле созвездия Большой Медведицы (а напарник ее на правом угле назывался Атан-Кур/Тангур -- «Ночного Мира Всевидящий Правый Глаз»). Таким образом, во всем тюркском мире Чингиз-хан почитался как воплощение Всевидящего Небесного Бога на Земле. Его верный сподвижник башкир Муйтен-бий/Мухо-ли на том же курултае был провозглашен Верховным Судъей государства и занял место с правой стороны Чингиз-хана; а двоюродный брат его Майкы-бий/Куилдар был личным военным советником и побратимым императора и занял место с его левой стороны, в походах сидел он на одной повозке рядом с Чингиз-ханом... Государство Чингиз-хана являлось военным союзом степных тюркских племен и держалось оно исключительно на военной силе. Поэтому структура государственного строя была построена согласно древнетюркским военным канонам, где каждое племя занимало определенное место в порядке расположеня телесных членов воображаемого человекообразного Господа Всевышнего Имира (посмотрите рисунок -- его человекообразную схему), в связи с этим представлением и раскрывается, по-моему, неразгаданная до сих пор тайна происхождения названий «татар», «монгол» и др. Анализ государственного строя Чингиз-хана показывает, что он, великий хан, придерживался именно данной здесь схеме.
Структура древнетюркского государственного строя
Порядок расположения войск во время военного нашествия на чужие страны был примерно таким: фронтом шли туманы обоих рук – сто тысячная армия (Джованни дель Плано Карпини. История монголов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. М. – 1957, стр. 49; дальше буду называть: Путешествие; и Книга Марко Поло, глава LXX), на «головной горе» сидел сам небесный хан родом из страны Боз-Корт (Лед-Сугроб) -- Башкорт и наблюдал за ходом сражения; тюрки левой руки (фланги) назывались тат-ар/татар (от слов тот – держи и ар – мужчина/вода – люди южной с талой водой стороны), пальцы руки – это пять туманов войск; а тюрки правой руки (фланги) – ман-кул/монгол (от слов ман – я-лед-мужчина и кул – рука, т.е. люди северной с оледенелой водой стороны), пальцы руки – пять туманов войск; правая нога с пальцами – пять туманов -- это правый резерв в тылу, предназначенный для быстрой переброски на фронт; а люди левая ноги с пятью пальцами-туманами, оставаясь на месте, охраняли тыл; ставка командующего, скажем, Куилдара, находилась в середине «тела», там, где на нашей схеме возвышается объект «Торок» (Стояк). При наступлении впереди шли подразделения с общим названием «татар» (левая рука) и «монгол» (правая рука), совокупно они, разные тюркские племена, составляли понятие «татар-монгол». Вильгельм де Рубрук, знаменитый путешественник в наши края, пишет: «Хингиз [Чингиз] повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, т.к. везде кричали: «Вот идут татары!». Но в частых недавних войнах почти все они были истреблены» (Путешествие, стр. 116-117). Как видно, Рубрук тоже, как и все его современники, войсковое название «татар» принял за несуществующий этноним, считая его уже полностью истребленным. Но в то же время русские и весь западный мир всех тюркских племен и народов стали называть татарами, а обширную восточную половину континента – Тартарией... Но вернемся к схеме чингизово-тюркского государственного устройства. Подобие ему в виде народно-упрощенной словесной схемы мы обнаруживаем у Плано Карпини, посетившего столицу Чингизовой империи Каракорум (в смысле «великое сооружение», вероятно, современный г. Корган/Курган) в 1246 году: «I. Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар (ошибочное мнение. – З.С.); третий народ назвался Меркит, четвертый — Мекрит. Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделялись по областям и государям. II. В земле Йека-Монгал был некто, который назывался Чингис; он начал быть сильным ловцом перед Господом, ибо он научил людей воровать и грабить добычу. Далее, он ходил в другие земли и не оставлял пленять и присоединять к себе кого только мог, людей же своего народа он преклонил к себе, и они следовали за ним, как за вождем, на все злодеяния». (Путешествие, стр. 37). Очевидно, что Су-Монгал (су – вода, в географическом понимании южная-водяная-левая сторона-рука; Ар/Ари/Әрү на нашей схеме -- в данном случае означает «Талая» вода); Йека-Монгал – «манкул» (правая-северная с оледенелой водой сторона-рука); Меркит – левая-южная нога; Мекрит – правая-северная нога. По этому же принципу исторический Башкортостан тоже делился на четыре дороги. В связи с этим представляет большой интерес родина Чингиз-хана Йека Монгал. По древнетюркскому словарю (ДТС) йек – в широком понимании демон (дәүмән – великое существо), в узком значении йек – зоологический як (снежная корова) – мифическая молочная мама Урал-батыра, первопредка людей племни Башкорт, в том числе предков Темясъяна/Темучжина/Чингиза рода Бурзян/Бурджигин, преобразованная в оленя; древнетюркское выражение «йека баш» (йека-главарь) – значит вскормленный яком-коровой главарь племени, т.е. Урал-батыр. По жизненному укладу эти чингизовские «татары» во всех отношениях на сто процентов выглядят как современные башкиры. А что касается происхождения названия «мангыт», ряд ученых последнего времени придерживаются, по-моему, правильного понимания вопроса: «Мангыты (узб. mang'it; монг. мянгат — букв. «тысячи») — один из родов монгольского происхождения участвовавших в походах Чингисхана, представители этого племени, создали свою династию правителей в Бухаре 1756—1920 (с 1785 г. титул — «Эмир»). Название мангыт в источниках встречается в различных формах: манкгут, мангхит, мангкит... Возможно, слово мангыт состояло из двух частей манга — «тысяча» + т (аффикс множественности) и означало «тысячи». С этим, за исключением понимания мангытов как отпрысков из племени нынешних «монголов», я полностью согласен. Мең/Менг/Мин по-русски (Тысячи) – название одного из современных башкирских родов и, действительно, с приставкой аффикса множественности «т» получается Менгыт/Мангыт/Мангут («тысячники») Но «в ком только не видели ученые предков ногаев – в древених тюрках и огузах, печенегах и монголах... Но больше всего затуманил проблему этногенеза ногаев этноним «мангыт», который историки однозначно связали с монголами-мангутами и вывели отсюда тезис о монгольском компоненте в ногайском этносе... На самом же деле ни малейшего следа присутствия монголов среди предков ногаев не зафиксировано какими-либо источниками» (В.В. Трепавлов, стр. 485). Потому что они были усерганцами-башкирами, добавим мы со своей стороны... Остается теперь изложить краткую историю происхождения данного этнонима. Как было уже сказано, усерганец-башкир Майкы-бий, исполняющий тогда обязанности главы Табынского рода (биями родов назначались тогда представители Усерганского царского рода, например, то же было с Юрматинским Тятигяс-бием) Чингиз-ханом был назначен его главным военным советником, получив почетное имя Куилдар (куй-илдар – поставленный державник). В.В.Трепавлов (стр.51-52) пишет: «Куилдар не раз проявлял героизм в сражениях, хан очень ценил его и даже побратался с ним. Глава мангутов (т.е. Майкы-бий/Куилдар, глава башкирского рода Минг. – З.С.) просил Чингисхана, чтобы тот позаботился о его детях в случае его гибели. Чингисхан выполнил просьбу побратима и назначил особый «сиротский налог» (вернее «удел», территорию. – З.С.) в пользу потомков Куилдара. Впоследствии сын Куилдара возглавил «тысячу» мангутов (став главой новообразованного башкирского рода Минг/Мин, имя его в шежере называется «Урдас-бий с тысячью колчанами». – З.С.) во время войны в Северном Китае». Конец цитаты. И так, прекрасным уделом, подаренным Чингиз-ханом главе башкирского рода Минг/Мин («Тысячи») было обширное пространство башкирского северо-востока, где ныне расположены города Миас, Белорецк. Ставка бия, по-видимому, находился в живописном урочице с знаменитой скалой Оро-тас («выпуклость-камень»), название это «прилипло» главе рода как Урдас-би; русские и по сей день называют местность «Арский камень» (в Белорецком районе). В итоге получается: усерганцы Муйтен-бия и Майкы-бия, носящие еще кличку «ногай», из своей массы отделили род Минг/Мин, потом из той-же массы выделился мангыт (род знаменитого Едигея), правящий клан Большой Ногайской Орды. Император Золотой Орды Туктамыш-хан со стороны матери был мангыт, его мать и эмир Едигей были выходцами из одной и той же тюбы (территория современного Альшеевского и Миякинского районов) и были тесно связаны между собою родственными нитями, например, «Эдиге взял в жены дочь (или сестру) Тохтамыша Джанике» (В.В. Трепавлов, стр. 78). Император Тохтамыш, разгромленный и потерявщий трон, остаток дней завершил, скрываясь от врагов, на родине своей матери, построив там в укромном живописном уголке на берегу речки Курсак свой последний сарай (дворец), где теперь расположено село Сарай, населенный башкирами из рода Минг/Мин. Хан погиб во время охоты на берегу близпротекающей речки Тюйлянь от руки своего непримиримого врага Едигея и тело его, согласно канонам восходящим еще к временам Чингиз-хана (Путешествие, стр. 33), с великими почестями было перевезено на царское кладбище (находится в современном Альшеевском районе) и похоронено на одной из возвышенностей горы Нарыстау (название в смысле «гора – место отошедших»), у подножия горы сохранилось по-варварски заброшенное кладбище древних башкирских царей, там я распознавал могилу (см. прорисовку эпитафии) предположительно беклербека Балтырсака -- отца Едигея.
Эпитафия на кладбище царей
Тело Едигея, убитого сыном Тохтамыша Кадербирде у реки Илек (приток р. Яика/Урала), тоже был перевезен и похоронен здесь на возвышенности рядом с могилой его врага Тохтамыша; обе могилы почитались как святые и оберегались народом. Однако в 90-х годах произошло как бы помутнение сознания людей: вдруг объявился здесь гробокопатель некий Идельбаев, скелет императора вместе со сломанной его саблей был извлечен из могилы и увезен в неизвестном направлении, осталась там зияющая яма. Несчастье постигло и Едигеева могилы: лет пять тому назад новоявленные муллы из числа бывших большевиков, ярых функционеров компартии, место захоронения Едигея объявили священной могилой сподвижника пророка, построили мечеть его имени и дали ход хаджу паломников в регион. Но их сомнительная затея начала уже расходиться по швам, и было бы теперь очень уместно переименовать храм в «Бабалар мәсете» (Мечеть предков)... Теперь рассмотрим происхождения названия «ногай». «Одним из самых запутанных вопросов в ногайской истории, -- пишет В.В. Трепавлов (стр. 51), -- проблема исторической связи между монголами и мангутами и позднейшими тюрками-мангытами. Слово мангыт... и мангут часто использовались на Востоке в XV-XVII вв. как синоним ногаев, поскольку правящий клан Ногайской Орды происходил из племени мангытов... Каким образом изначально монгольский (?! – З.С.) этноним «мангут» проник в Дешт-и Кипчак?..» -- недоумевает ученный. А такая «запутанность», по-моему, продолжится до тех пор, пока маститые историки не перестанут считать мангытов монголами в роде ойрат, калмык, и не обратят свой ученый взор в нетронутый ими мощный башкирский пласт истории, например, на башкирские шежере (родословные), названные его древними составителями «ногайскими» и где зафиксированы даже такие глубокоисторические факты, как наличие на исторической земле башкир (в современном Татарстане на берегу речки Шаткы) могилы «святого» (аулии) -- знаменитого греческого мудреца и путешественника Солона, жившего ок. 635 - 559 до н.э. (журнал «Ватандаш» 1996/2, стр. 100). О происхождении названия «ногай» существуют много разных версий, но самым заразительным стал «вирус», пущенный неизвестно кем, связывающий этноним «ногай» с именем золотоордынского военачальника Ногая. «Карамзин... подкрепил своим авторитетом уже бытовавшую в литературе версию о происхождении этнонима «ногай» от имени монгольского военачальника Ногая.. До сих пор данная версия широко распространено в науке, однако она не имеет никакого подтверждения ни в средневековых текстах, ни в фольклоре» (В.В. Трепавлов, стр.7). Ряд башкирских авторов, зараженные тем злосчастным «вирусом», давно уже муссируют с именем «Башкорт-хан», первоисточник о котором, совсем противоположный по смыслу, исходит от «персидского историка XI века Гардизи, который сообщает: «Башжурт был одним из хазарских вельмож и жил между владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников». Как отмечает И. Зимони, «здесь мы встречаем с хорошо известным явлением, когда этноним употребляется в качестве имени личного» (В.В. Трепавлов, стр.18). То есть, здесь надо понимать: «не хан по имени Башкорт», а «хан (бий) над Башкирами», так же обстоит и с антропонимом «Ногай». Как свидетельствует тот же историк (стр.22), «современный ногайский ученый Б.-А.Б. Кочекаев... впервые аргументирует некорректность возведения этнонима «ногай» к беклербеку Ногай». И добавляет (стр.484): «Выяснение происхождения ногаев и этнического (родо-племенного) состава их державы – одно из ключевых тем ногаеведения. Здесь еще много неясного». Но станет ясным лишь тогда, приходится повторять, когда выдающиеся русские ученые-тюркологи, каким является Вадим Винцетович, в своих исторических исследованиях повернутся лицом к культуре древнейшего в мире башкирского народа. Сделаем маленький экскурс в седую неисторическую глубину эпох, прамифологический период существования человечества. Как я уже многократно писал, в этом деле нам свидетель только лишь башкирская прамифология. Короче говоря, приведу отрывок из собственной статьи «ДНК в свете прамифологии»: в начале было смешение земли и воздуха, огня и воды, сгусток этот предками нашими назван Хаос – Мораҡ; на основе его развитие мира представлялось так (наскальные изображения): 1. Господь Всевышний Имир (по ДНК R) в виде первичного «материального сгустка» создал Самого Себя – зародился Имир (Мир, Мироздание -- R); имеется Его древнее наскальное изображение (рис.1. Хаос-Морак. Гора Хантау, неолит -- бронзовый век):
Рис.1. Хаос-Морак. Гора Хантау, неолит -- бронзовый век.
2. Господь Всевышний Имир (R -- по плоти гермафродит) создал Сам из Себя зародыши первичной пары (дуализм): R1a (Небо – верхняя половина «сгустка») как женское начало и R1b (Земля – нижняя половина «сгустка») как мужское начало (рис.2. Парный “сгусток” мироздания. Гора Тюлькули, IV -- III тт. до н.э.):
Рис.2. Парный “сгусток” мироздания. Гора Тюлькули, IV -- III тт. до н.э.
Согласно прамифологии наши предки Землю представляли как ар-ер (мужчина-Земля), Небо – ан-аба (мать-женщина), что дало слово анаба – наба – Небо и от вариантного аса-аһа (мать) – аһа-аба – аһаба – Һава (Небо). Имеется древнеегипетское изображение (рис.3 Женщина-Небо и Мужчина-Земля – рисунок на бинте мумии фараона. Британский музей. На данном рисунке названия уральских гор проставлены мною):
Рис.3. Женщина-Небо и Мужчина-Земля – рисунок на бинте мумии древнеегипетского фараона. Британский музей.
Все это, считали наши предки, произошло на Урале – прародине человечества. Первыми людьми якобы были 2 башкирские племени – от первопредков Урал-батыра (патера) и Шульган-матура (матери). Оба они родились из чресла Господа Всевышнего Имира, телесно превратившегося на Уральские горы. Повивальной и молочной анакай (мамкой) первого была самка-Бизон/Боз-анак («ледниковая мать»), т.е. тотем населения северо-восточной части континента начиная с Урала и до Тихого океана, впоследствии названная Внешний Башкорт, а племя, населяющее эту территорию, согласно имени их молочной мамки носило название Бозанаҡ/Бажанак/Печенег; в то же время повивальной и молочной асакай (мамкой) второй прапредки была самка-Волчица Аса-ар-кан («мать проталина+вода»), т.е. тотем населения юго-западной части континента начиная с Урала и до Атлантического океана, впоследствии названная Внутренний Башкорт, а племя, населяющая эту территорию, согласно имени их молочной мамки носило название Асаракан/Асаркан/Усерган. С течением времени от племени Бажанак выделилось южное крыло, почитающее как молочную мамку самку-Як, т.е. родственное племя под именем Боз-кар-аба («лед-снег-бабушка»)/Боз-корова (подразумевается самка-Як)/Бозкор-т («т» -- аффикс множественности)/Башкорт/Башкир. Таким же образом от племени Усерган/Асар-кан выделилось южное крыло, почитающее как молочную мамку самку-Кан/Конь (кобылу), т.е. родственное племя под именем Канак/Кангы/Кангюй/Канлы. На наречии бажанак-башкир с тотемом Бизон мужчину, как бизонова породу, называли бозак (бычок) – можак/мужик. Следовательно, печенего-башкирская жена своего мужа величала менем можак/мужик (мой бычок). На наречии усерган-канлы с тотемом Оборок/Борок (волк) мужчину называли тем же словом оборок/борок (волк), они же абары/авары. Следовательно, усергано-канлинская жена своего мужа величала менем оборо/боро (мой волк). В связи с этими названиями сексуальное партнерство у бажанак-башкир называлось, может быть, мужика кушылыу «мужичный союз», а у усерган-канлы называли борок кушылыу «брачный союз» (от слова борок/брак). Как памятники нашим славным предкам служат теперь некоторые названия предметов личной гигиены, связанные со словом абар/боре (мужчина-волк): боре-астына (волку подстилка) – простыня; абар-акай (для волка-дяди) – абаракай/әбрәкәй (отхожее место для мужчин); абар-анай (для волка-матери -- волчице) – уборная (отхожее место для женщин); туаль-ит (сделай полное самообслуживание) – туалет. Так как усерганцы почитали как божество и Волчицу и одамашненную Волчицу-Собаку, носившую еще с древнейших времен и другое название Нок/Нух (отсюда «нюх»/«нюхаса-нюхач» -- зверь с острым ощущением запахов – собака); по моим предположениям, имя пророка Нуха/Ноя имеет связь с собакой. В словаре М. Фасмера находим гетское слово bi niuhsjan “выслеживать»; насквозь видно, что это по-башкирски: бий нүһ-әс-йән «бий нюх-мать-душа» -- т.е. повелительница Волчица-Собака. Слово «собака» она сама чисто башкирское выражение аса-бака «мать-оберегательница», т.е. та же одомашненная волчица. Как пишет Иордан в своей «Гетике», геты вышли из Скандинавии, а мы знаем, скандинавцы в древности были тюрками, переселившимися из Скифии и язык был у них тюркский (Е.А. Мельникова. Древнескандинавские географические сочинения. М. – 1986, стр. 53, 95). Некоторые авторы этноним «нугай» приписывают монгольскому языку, но слово это встречается в китайских хрониках еще до нашей эры (Чокан Валиханов. Избранные произведения. М. – 1986, стр. 85), ведь само понятие «монгол» тогда еще не было. Он же первым начал догадываться (но не догадался до конца) о причине происхождении у усерганцев-башкир странного прозвания, цитирую: «ногай – «собака» дано было кочевникам их же собратьями, которые, приняв в Золотой Орде при Узбеке и в Чагатайском улусе при Тарма-Ширин хане мусульманство и... называли улусников за их пристрастие к древнейшим повериям и старым обычаям собаками» (там же, стр.235). Но дело было в другом, в пристрастии усерганцев-башкир к своему тотему. Вплоть до самого 20-го века у башкир были широко распространены тотемные звериные имена, как, например, Бүребай (Волк), Этбай (Пес), Төлкөбай (Лиса), Арслан (Лев), Юлбарыс (Тигр), Айыухан (Медведь) и т.п. Правильное объяснение этому дал кумыкский тюрколог Нурмагомед Гаджиахмедов: «Звериные» имена Арслан «лев», Къаплан «тигр», Бёрю «волк» -- это мифологемы, которые указывают на принадлежность к данному роду, восходящему к мифическому прародителю – «зверю». «Звериные» имена у тюрок не были случайностью, они считали, что носители подобных имен будут иметь качества этих животных. Часто ребенка нарекали в честь тотемного животного племени или рода». Что касается конкретно этнонима «ногай» -- как уже мы объяснили, -- это есть сугубо древнебашкирское название одомашненной волчицы-собаки; при том ногайцы-усерганцы этниески не имеют ничего общего с современными татарами, напрасно они тужатся «пристегнуть» их к своей шаткой этнической арбе. Накануне бурного 21-го века среди казанских мыслителей наблюдался своего рода брожение -- возник собственный этнический вопрос, принявший острый характер, когда некоторые из сторон стремились полностью отатаривать башкир, другие стали отвергать этноним «татар», требуя «вернуться к болгарским истокам», но обе эти притязания оказались беспочвенными. Ибо башкиры – они же древние болгары, а болгары – башкиры. Известный русский тюрколог давно уже вычеркнул этот вопрос, выведя как аксиому лингвистическое уравнение: «башкур(т) – балгур – болгар» (Н.В. Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. М. – 1979, стр. 249). Болгары ушли, но остались ассимилированные ими казанские сувазы/чуваши. Апологетам казанским остается лишь голову ломать: называться им и дальше татарами, или -- сувазами, или – казанскими, как было до недавних пор. Впрочем, это их головная боль. Башкиры были, есть и будут башкирами. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |