АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПлохоОтлично. Когда, как и с какой целью?

Читайте также:
  1. ПлохоОтлично
  2. ПлохоОтлично
  3. ПлохоОтлично
  4. ПлохоОтлично
  5. ПлохоОтлично
  6. ПлохоОтлично
  7. ПлохоОтлично
  8. ПлохоОтлично
  9. ПлохоОтлично
  10. ПлохоОтлично
  11. ПлохоОтлично

Конец формы

Когда, как и с какой целью?
Применение психологом психодиагностических средств в ходе консультирования связано с выполнением определенных условий. Во-первых, психодиагностические процедуры не должны быть слишком громоздкими, трудоемкими и продолжительными по времени. Не следует забывать, что главным содержательным началом в консультационной работе выступает именно живая беседа психолога и клиента: рассказ последнего о своих переживаниях, обсуждение его проблемной ситуации, сопереживание и сочувствие. Перечисленные элементы консультативного процесса -это составляющие человеческого общения, которое может прерваться, остановиться, начать свое движение "по другому руслу", если психолог перестанет общаться и введет диагностические средства вопреки логике разворачивающейся беседы.
Если в ходе консультации возникает задача сугубо психодиагностической оценки индивидуально-психических особенностей клиента, целесообразно выделить отдельный день для специального психодиагностического обследования. В рамках психологической консультации могут быть организованы только облегченные и непродолжительные по времени "психодиагностические пробы", подчиненные целям консультативного процесса и органично включенные в динамику коммуникативных взаимодействий психолога и клиента.
Недопустимо, например, в тот момент, когда эмоциональная клиентка на консультации плачет, предлагать ей какой-либо опросник, оценивающий уровень ее тревожности или невротизма. Разумно назначить повторную встречу для проведения специального психодиагностического обследования, если в этом есть необходимость.
Во-вторых, если в ходе консультации психолог применяет диагностический опросник, последний может выступить вспомогательным средством для "запуска" основного процесса беседы.
Например, к психологу на консультацию мать привела сына-подростка. После краткой предварительной беседы с родительницей психолог пытается начать разговор с подростком (в отсутствие матери). Парень упрямо молчит. Он зажат, скован и вообще не намерен говорить о своих проблемах,
Если при помощи коммуникативных средств психологу не удалось "разговорить" подростка, в такой ситуации можно использовать какой-либо опросник, способствующий активизации беседы.
Заполняя бланк ответов, подросток вынужден будет вступить в общение с ПСИХОЛОгом, уточняя вопросы теста, спрашивая, в какой форме следует фиксировать ответы, как быстро надо отвечать и т.д.
Возникнув сначала как диалог между подростком и психологом по поводу теста, такая беседа усилиями психолога постепенно превращается в диалог по поводу проблемы подростка.

Кроме этого, применяя диагностический опросник в качестве "пускового" коммуникативного средства, психолог, наблюдая за своим клиентом, сможет получить о нем дополнительные сведения: на какие вопросы теста подросток отвечает с ходу и не задумываясь, какие вопросы вызывают у него продолжительные размышления, серьезно или несерьезно он относится к встрече с психологом, готов ли он к открытому доверительному разговору или полностью закрыт для общения. Результаты наблюдения психолога в этом случае могут быть полезными и информативными для дальнейшего построения консультативного процесса.
В-третьих, диагностическая методика рисуночного типа может быть успешно применена, если клиент на консультации - учащийся, плохо владеющий речью и с которым трудно рассчитывать на полноценное общение. Подобные методики часто используются также на консультации, если психолог работает с младшим школьником. После выполнения ребенком задания психолога в дальнейшем весь коммуникативный процесс строится по поводу рисунка: психолог спрашивает, ребенок объясняет свой рисунок. В ходе такого взаимодействия у психолога появляются возможности сформулировать некоторые провокационные, проверочные или стимулирующие вопросы.
Конкретный пример. Ученица второго класса по заданию психолога нарисовала рисунок "Моя семья". Психолог расспрашивает ребенка о рисунке, время от времени задавая вопросы типа: "А часто вы бываете дома все вместе, всей Семьей?","Где тебе лучше всего: дома или в ШКОЛв?", "Кого бы ты хотела нарисовать красиво-красиво?' "Кого бы тебе не хотелось рисовать?" и другие.
И наконец, в-четвертых, проективная диагностическая методика может быть применена в процессе консультирования, если необходимо оперативно по ходу беседы выявить глубинные тенденции личности клиента, неосознаваемые им самим.
Психолог как "диагностический инструмент"
Использование диагностических средств при консультировании касается не только вербальных и невербальных (проективных) методик. Важно также обсудить вопрос о психодиагностических возможностях самого психолога как специалиста и понимающего, чувствующего человека.
Психологическая консультация, по существу, это процесс взаимосвязанных и взаимозависимых коммуникативных действий между психологом и клиентом. Возникающая равнодействующая, составляющая содержательный стержень беседы, задается как психологом, так и клиентом. Коммуникативная структура ситуации консультирования, как спутанный "клубок" взаимодействий двух участников, механически не разматывается на отдельные нити, которые внесены либо психологом, либо клиентом. Это могут быть взаимные психологические защиты обоих участников консультации, перекресты взаимных проекций, эмоциональные отражения внутренних состояний и "зеркальные" (рефлексивные) размышления по поводу рассуждений.
Субъективно включенный в ситуацию беседы психолог является, по существу, лучшим "диагностическим инструментом": он тонко чувствует, что происходит, оценивает состояние своего клиента, фиксирует живую динамику беседы. Трудность здесь заключается в том, каким образом психологу учитывать самого себя и свое влияние на развитие ситуации, а также, при невозможности полностью вычленить свою долю участия, как психологически грамотно оценить клиента, используя самого себя в качестве "диагностического инструмента".
Чтобы психолог получил возможность оценить свое собственное влияние на ход консультации и выступить, таким образом, "средством психодиагностики", адекватно оценивающим состояние и проблемную ситуацию клиента, ему необходимо проанализировать консультативный процесс с отстраненной позиции внешнего наблюдателя, как бы со стороны. Как это сделать?
Опытные консультанты, как правило, владеют способностью одновременно присутствовать как внутри процесса беседы, так и занимать позицию вне него или над ним. Включаясь в разговор и выступая полноценным участником коммуникации, психолог параллельно корректирует и оценивает клиента, самого себя и ситуацию. Такая двойственная позиция помогает психологу доверять своим ощущениям, чувствам и размышлениям, сохранять необходимую дистанцию с клиентом и получать адекватное представление как о своем собственном участии, так и реально оценивать и понимать своего клиента.
Один из эффективных способов, создающих условия для овладения психологом отстраненной позицией на консультации, - это ведение скрытой магнитофонной записи беседы. В этом случае после окончания консультации психолог сможет прослушать запись беседы, вычленить конструктивные линии разговора, которые он не заметил при живой беседе, заметить свои ошибки там, где, как ему казалось, он действовал правильно.
Даже если рассматриваемая консультация была одноразовой встречей с клиентом, психолог, изучив магнитофонную запись, получает возможность коррекции собственного стиля ведения консультирования, анализа своих ошибок и причин, их вызвавших, понимания специфики своего воздействия на ход разговора и поведения клиента, оценки эффективности принятых на консультации решений и предложенных клиенту советов и рекомендаций. Такая работа с магнитофонной записью полезна для профессионального мастерства психолога. Точное понимание самого себя, своего стиля и своего участия в консультативном процессе обязательно проявится в повышении эффективности последующей консультации.
Если же после проведения первичной встречи запланирован еще ряд консультаций с данным клиентом или клиентами, при прослушивании магнитофонной записи психолог производит более достоверную диагностику клиента, самого себя и своих взаимодействий с ним. Такая диагностика способствует выработке эффективных и реалистичных советов и рекомендаций для клиента.
Если по определенным соображениям психолог не применяет на консультации магнитофон, желательно, чтобы он вел краткие записи по ходу беседы или сразу после ее окончания записал для себя по памяти основные содержательные моменты состоявшегося разговора, особенности проблемной ситуации клиента и его поведения, примененные на консультации средства воздействия на клиента, предложенные советы и рекомендации. Такая запись "по свежей памяти" может быть полезной как для повышения профессионального уровня психолога и накопления опыта, так и для оценки клиента, самого себя и своих взаимодействий с ним.
Методика включенного наблюдения
Как было сказано выше, в ходе консультации психолог может вести записи беседы. Опыт показывает, что, если объяснить, зачем и почему психолог время от времени что-то записывает, а также при наличии эмоционально-положительной атмосферы консультации, клиент, будь то взрослый или ребенок, нейтрально на это реагирует. Однако в некоторых случаях клиент может потребовать от психолога прекратить вести запись. Это может быть вызвано спецификой школьных взаимоотношений в педагогическом коллективе, а также, вполне вероятно, низкой степенью доверия клиента к тому, насколько строго психолог придерживается принципа конфиденциальности консультации.
Важно отметить при этом, что психолог ведет не объективные записи "фотографического характера". Включенный в ситуацию беседы специалист не может быть беспристрастным "объективом фотоаппарата" (об этом мы рассуждали выше). Консультант фиксирует свои собственные оценки, ощущения, интерпретации, размышления. И в этом случае сам психолог выступает "психодиагностическим инструментом".
Для ведения объективных "фотографических" записей в ходе консультации можно пригласить специального наблюдателя-протоколиста, который не будет вступать в разговор и в функции которого входит только запись беседы. Однако приглашение такого внешнего наблюдателя может нарушить конфиденциальность консультации и вызвать со стороны клиента защитную реакцию или сопротивление.
Записи, которые ведет психолог в ходе беседы, могут быть по-разному оформлены в зависимости от того, какую консультацию проводит специалист.
Психолог проводит одноразовую консультацию. В этом случае записи психолога должны быть лаконичными, удобными по форме, не отнимающими много времени и полностью подчиненными процессу консультации. Рекомендуется записывать, разделив лист бумаги на две равные части. В одной части листа психолог фиксирует важные организационные и содержательные моменты беседы, в другой - собственные предположения по поводу диагноза клиента и его ситуации, а также краткие тезисы своих советов и рекомендаций, подкрепленные аргументами.
Разумеется, при такой записи определенная часть информации, возникающей в ходе разговора, остается "за кадром", и психолог, по существу, фиксирует только те "островки" коммуникативных взаимодействий и содержаний, которые ситуативно значимы для него или важны для организации стройной, планомерной консультации и разработки рекомендаций. Информация, которая осталась "в глубине подводных течений" разговора, может быть зафиксирована либо при помощи магнитофонной записи, либо уже после окончания консультации, по памяти.
Психолог проводит несколько консультаций с одним клиентом (или одними и теми же клиентами). Если у психолога запланировано несколько встреч с клиентами, то в ходе беседы предпочтительнее вести записи по заранее разработанному протоколу. В таком протоколе психолог фиксирует различные параметры наблюдения и изменений, возникающих в процессе консультации:
время консультации, поведение клиента, начало консультации, жалобы клиента, его объяснения и позиция, ожидания клиента и его готовность к разговору, отношение клиента к самому психологу и его советам, прогноз.
Заполнение психологом протокола включенного наблюдения производится по графам, что дает возможность записывать возникающие в ходе консультации изменения по выделенным параметрам.
Графа 1 "Время консультации": записывается время консультации, в течение которого психолог производит свои записи (например, 10 минут от начала консультации, 25 минут и т.п.).
Графа 2 "Поведение клиента": фиксируются речевые и неречевые особенности в поведении клиента, внешне выраженные свойства его характера, данные о его внутреннем состоянии в начале консультации и на протяжении всего разговора.
Графа 3 "Начало консультации": характеристика позиции клиента в начале консультации (активная, пассивная), были ли применены активизирующие средства со стороны психолога с целью "запуска" разговора, как клиент включился в беседу.
Графа 4 "Жалоба клиента": особенности рассказа клиента о своей проблеме (на что и на кого он жалуется, какие аргументы приводит в защиту своего мнения, как описывает свою проблемную ситуацию).
Графа 5 "Объяснения клиента": интерпретации и оценки клиента, его объяснения, отношение к проблеме, его видение своего собственного места и участия в возникновении и разворачивании проблемной ситуации.
Графа 6 "Позиция клиента": какова позиция клиента по отношению к своей проблеме (пассивная, страдательная, позиция смирения, апатии, депрессии или активная, оптимистичная, с выраженным желанием что-то изменить к лучшему, приложить свои усилия).
Графа 7 "Ожидания клиента": что клиент ждет от психолога и консультации (психологической поддержки, конкретной помощи, советов и рекомендаций, просто разговора по душам и т.п.).
Графа 8 "Готовность к разговору": степень доверия и открытости клиента по отношению к разговору, проявление психологических защит со стороны клиента.
Графа 9 "Отношение к психологу"
: как клиент относится к психологу и каким образом это отношение меняется в ходе консультации.
Графа 10 "Отношение к советам психолога": особенности отношения клиента к советам и рекомендациям, которые высказывает психолог в конце беседы (активно, с явно выраженным желанием реализовать советы психолога, или пассивное, при отсутствии желания приложить свои силы к изменению собственной проблемной ситуации).
Графа 11 "Прогноз": психолог записывает свои впечатления по поводу предполагаемого поведения клиента и развития его проблемной ситуации.

§3. "Диагностические пробы" при консультировании младших школьников

Рейтинг: / 1

 

Начало формы


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)