|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социологическая теория Э. ДюркгеймаЭмиль Дюркгейм (1858-1917), как социолог, дистанцировался от психологических и психопатологических объяснений суицидов, которые в то время считались их основной причиной, и изучал связь частоты самоубийств с различными социальными характеристиками, которые можно обработать статистически (пол, возраст, социальный класс, вероисповедание, семейное положение и т.п.). Социологическая теория Эмиля Дюркгейма состояла из собранных им статистических данных, которые были положены в ее основу. Согласно этой теории, высокая частота самоубийств в обществе является показателем ослабленного чувства солидарности. Исходя из статистических данных по самоубийствам, Э. Дюркгейм называл основной причиной ослабления социальной солидарности аномию (греч. a-nomi -отсутствие закона, нормы), то есть безнормие. В состоянии аномии ослаблены связи, объединяющие людей, в результате чего люди становятся менее устойчивы к жизненным изменениям и проблемам, что ведет к увеличению частоты самоубийств. «Каждое общество, считал Э.Дюркгейм, в известный исторический момент имеет определенную склонность к самоубийству». Дюркгейм статистически обосновал, что аномия меньше (а следовательно, и меньше самоубийств) среди женатых, чем среди неженатых; среди женатых пар с детьми, чем среди бездетных пар; среди католиков, чем среди протестантов; среди людей из малых общин, чем среди людей из больших городов и т.д. Он считал, что укрепляющими общество факторами являются брак, семья и религия (Г. Скрибекк, Н.Гилье, 2000). Э. Дюркгейм выделил три социальных типа самоубийств: Альтруистическое самоубийство Аномическое самоубийство Э.Дюркгейм установил следующую взаимосвязь частоты самоубийств и социальных факторов: Э. Дюркгейм считал самоубийство одной из форм девиантного поведения и относил его к разряду социальной патологии (наряду с наркоманией, алкоголизмом, преступностью и проституцией). Этой точки зрения придерживаются и современные социологи. Суть ее такова: - природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами; - исходным моментом анализа поведения людей и их деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов. Э. Дюркгейм был сторонником рационалистического метода в социологии, т.е. строго логического объяснения общественной жизни. По его мнению, социология — есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал политические, правовые, религиозные и иные нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами, ценностями. Он считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой, обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих и индивидов, на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”. Структура такого общества простая с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называл механической. В развитых обществах индивиды выполняют функции в соответствии с разделением общественного труда, обуславливающего функциональную зависимость и взаимообмен. Этот новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью. В своей книге “Самоубийство” (1897 г.), он продемонстрировал значимую роль социальных факторов в поведении людей. Он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт. Исследуя уровень самоубийств, он пришел к выводу, что показатели самоубийств являются следствием вариаций социальной солидарности. Менее склонны к совершению самоубийств индивиды, имеющие более широкие социальные связи, нежели индивиды слабо связанные с жизнью группы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |