|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
V. Различие в отношении к прошлому опыту между образами памяти и образами воображенияКогда мы вспоминаем какое-либо определенное наблюдавшееся нами раньше явление, в нашем сознании возникают более или менее точные представления, относящиеся к этому явлению. Например, отвечая на экзамене о технике ходьбы на лыжах, студент руководствуется всплывшими в памяти представлениями об особенностях этой техники. Это будут представления памяти. Их характерной особенностью является более или менее точное воспроизведение того, что мы наблюдали ранее или запомнили при заучивании. Иной характер имеют представлениявоображения. Пытаясь воссоздать в своем воображении характерную картину горнолыжных соревнований, мы можем представить себе горный склон, покрытый снегом, группу лыжников, одетых в лыжные костюмы, их движения при спуске по склону; мы мысленно видим, как один из них упал, у другого сломалась лыжа, и т.д. Вся эта картина построена из представлений, почерпнутых из нашего предшествующего опыта. Мы видели когда-то склоны, покрытые снегом, и, когда мы сейчас представляем покрытый снегом склон, мы имеем представление, воспроизводящее когда-то виденный нами предмет. Мы, конечно, много раз и в разных условиях видели разных спортсменов-лыжников, имели случаи наблюдать, как они падали или ломали лыжи. Но той конкретной ситуации, которая сейчас возникла в сознании, никогда не было раньше в нашем восприятии: никогда мы не видели раньше именно этой группы лыжников, в таком количестве и составе, никогда не наблюдали именно этих событий в их определенной последовательности и обстановке. Все это будет уже не представление памяти, а представление воображения: мы не вспомнили, а построили в своем сознании данную картину. Отличие представлений памяти от представлений воображения заключается в характере реконструкции, которую при этом претерпевают представления. При воспоминании это будет более или менее точное воспроизведение вполне определенного когда-то воспринимавшегося явления или уточнение в нем каких-нибудь частей; при воображении — образование дополнительных временных связей, приводящих к образованию нового образа. Представления воображения отличаются от представлений памяти по целевой установке, которую мы при этом имеем. Когда мы имеем задачу воспроизвести в памяти вполне определенное лыжное состязание, которое мы когда-то наблюдали, мы представляем себе его, имея установку вспомнить именно это, а не другое состязание, воспроизвести в памяти те события, которые случились именно на этом, а не на каком-нибудь другом состязании. Но когда перед нами стоит задача представить себе вообще картину лыжных состязаний, мы имеем установку уже не на точное воспроизведение когда-то виденного, а на построение в своем сознании нового образа из тех элементов, которые были восприняты раньше и сохранились в памяти. Эти особенности представлений воображения по сравнению с представлениями памяти имеют первостепенное значение. Если бы человек был ограничен только представлениями памяти, он всегда жил бы только прошлым и не имел бы возможности представить будущее. Только представления воображения позволяют нам представить будущие события и добиваться того, чего еще не было, создавать и творить новые вещи. Без представлений воображения не было бы и творческой деятельности. При разучивании того или иного физического упражнения мы в основном имеем установку на запоминание соответствующих движений, в результате чего у нас возникают представления памяти: мы стараемся запомнить зрительные и мышечно-двигательные образы разучиваемого движения. Например, студент, вспоминая при ответе на экзамене упражнение с булавами, более или менее точно воспроизводит в своих представлениях последовательность и ритм этого упражнения. Другое дело, когда ему надо создать новое вольное гимнастическое упражнение. В этом случае он, пользуясь сохранившимися в его памяти двигательными представлениями, начинает комбинировать из них новое упражнение, которое раньше в таком именно сочетании движений никогда им не воспринималось и не выполнялось. Наличие в любой человеческой деятельности представлений воображения позволяет человеку выполнять эту деятельность творчески, а не путем механического воспроизведения ранее заученных движений.[11] Заключение Таким образом, память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности, является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем, позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Знания личности об окружающей среде, о других людях, о себе самой являются важнейшим условием для понимания человеком своего места в предметном и социальном мире, определяют возможность развития и реализации личности. Получается, что именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление человека о себе как об уникальном “я”, сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личностные отношения с людьми. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать.
Список использованной литературы 1. Рогов Е.И. Общая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010 – 560с. 2. Руденко А.М. Психология: учебник – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 556с. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с. 4. Петровский А.В. Психология: учебник для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2005. – 512 с. 5. Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В. Общая психология: Учебное пособие для вузов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |