|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История возникновения гуманитарного праваВряд ли удастся найти документальные свидетельства того, где и когда появились первые гуманитарные нормы. На ранних этапах развития общества, еще до появления государств, в тех случаях, когда борьбу между собой вели племена и кланы, возникали правила, по которым должна была идти эта борьба. Правила закреплялись и переходили в обычаи, а те, в свою очередь, становились традицией — неписаным законом войны. Такие правила можно обнаружить во всех культурах. Об их существовании в различных культурах свидетельствуют археологические и художественные памятники, священные книги, фольклор народов мира. С незапамятных времен люди, облеченные властью, пытались ввести правила ведения войны. В глубокой древности, например, у шумеров, хеттов, египтян военные действия были организованным процессом, включавшим в себя объявление войны, механизмы перемирия, неприкосновенность парламентеров, заключение мирных договоров. Вавилонский царь Хаммурапи провозгласил кодекс, носящий его имя, который начинался со слов: «Я устанавливаю эти законы, чтобы не дать сильным покорить слабых». Подобные нормы упоминаются в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» и сборнике предписаний на санскрите «Законы Ману», в памятниках эпохи античности, своде законов «Русская правда» и поучении сыновьям Владимира Мономаха, эпосе различных народов, в священных книгах христианства, ислама, иудаизма. В средневековой Европе строгие правила ведения боя установило рыцарство. Рыцарский кодекс был прообразом представления о том, что война должна иметь свои правила. Философы и мыслители всех времен и народов пытались осмыслить природу войны и мира, совместимость целей и средств борьбы человека и народов за свое место под солнцем. В XVI веке в Европе эпохи Реформации видный правовед и социолог Гроций, являющийся одним из основоположников «права народов», или международного права, в своем труде «О праве войны и мира» перечисляет нормы права войны, считая, что в условиях войны защитить права людей может только международное (наднациональное право). Эти представления были развиты в XVIII веке писателем и мыслителем Жан-Жаком Руссо. В своем трактате «Об общественном договоре» он сформулировал следующее положение: «Конечной целью ведения войны является разрушение вражеского государства, солдаты вправе убивать его защитников до тех пор, пока последние вооружены. Но как только они складывают оружие или сдаются в плен, они становятся просто людьми, и никто с тех пор не имеет больше права лишить их жизни». Совершенствовались виды оружия, войны вовлекали в себя все больше участников, но при этом не прекращались попытки регламентировать ведение вооруженных действий и, как бы непривычно то ни звучало, гуманизировать войну. До появления современного гуманитарного права было зафиксировано более 500 соглашений, кодексов и других документов, имевших целью регламентировать ведение боевых действий. Вплоть до середины XIX века соглашения о правилах ведения войны и защите ее жертв носили разрозненный характер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны в основном на основе взаимности. В сущности, это были чисто военные соглашения, действительные чаше всего лишь на время конкретного конфликта и обязательные только для его участников. Они не были подкреплены всеобъемлющей гуманитарной концепцией, действительной для большинства стран и не ограниченной во времени. Такая концепция появилась почти полтора века назад и обрела свое конкретное воплощение. Возникновение договорного гуманитарного права неразрывно связано с зарождением Красного Креста и является достижением человечества, значение которого трудно переоценить. Мы уже говорили о том вкладе, который внес в основание гуманитарного права швейцарский гуманист Анри Дюнан. В 1864 году по инициативе Дюнана и его соратников в Женеве состоялась международная конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны. С этого документа и началось договорное гуманитарное право. Возникшее международное гуманитарное право развивалось и дополнялось, охватывая все большие категории жертв и распространяя свое применение на различные виды вооруженных конфликтов. Часто эти изменения происходили уже после событий, во время которых оно было столь необходимо для того, чтобы откликаться на все возрастающие гуманитарные потребности, обусловленные совершенствованием вооружений и увеличением типов конфликтов. В 1899 году в Гааге состоялась созванная по инициативе России мирная конференция, в которой приняли участие 27 государств. Гаагская конференция приняла три конвенции: о мирном решении международных столкновений, о законах и обычаях сухопутной войны и о применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 года. По предложению российского делегата Федора Мартенса участники конференции приняли положение для случаев, не предусмотренных гуманитарным правом: «...население и воюющие остаются пол охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными неролами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания». Эта знаменитая «оговорка Мартенса» прочно вошла в международное гуманитарное право и стала его нормой. Впоследствии она почти дословно была воспроизведена в Преамбуле Дополнительного Протокола I. В 1906 году положения Конвенции 1864 года были усовершенствованы и дополнены. В 1907 году Четвертая Гаагская конвенция определила категории комбатантов, имеющих право на статус военнопленных, определила различия между ними и гражданским населением, между военными и гражданскими объектами. Первая мировая война принесла неисчислимые бедствия народам Европы. В ходе этой войны были широко использованы отравляющие газы, воздушные бомбардировки, в плену оказались сотни тысяч военнослужащих. Учитывая опыт войны, в 1929 году Женевские конвенции получили дальнейшее развитие, была принята новая Конвенция об обращении с военнопленными. Если в первой мировой войне число погибших военных и гражданских лиц было примерно равно, то во второй мировой войне это соотношение стало один к десяти. По окончании второй мировой войны и на основе ее опыта действующие в то время конвенции пересматриваются, принимается новая — Женевская конвенция о защите гражданского населения. 12 августа 1949 года были подписаны четыре Женевские конвенции, которые остаются в силе в настоящее время. Когда принимались Женевские конвенции 1949 года, большинство вооруженных конфликтов носили международный характер. Со временем большое распространение получили широкомасштабные конфликты иного типа — внутренние, которые часто называют гражданскими войнами, а также вооруженные конфликты смешанного типа. Возникла потребность подтвердить и развить положения, предусматривающие защиту жертв вооруженных конфликтов, и дополнить меры, направленные на более эффективное их применение. 8 июня 1977 гола были приняты Дополнительные протоколы I и II, касающиеся международных и немеждународных вооруженных конфликтов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |